Ведьмы из Челмсфорда и многое другое...

Первый в Англии известный суд над ведьмами состоялся в 1566 г., через три года после принятия парламентом Елизаветы I закона о колдовстве, ужесточившего наказание за обращение к злым духам. Три женщины из деревни Хэтфилд Певерел предстали перед челмсфордским судом присяжных в Эссексе по обвинению в колдовстве и сговоре с бывшим у них в услужении злым духом. Протоколы суда были тогда же опубликованы в виде популярной брошюры. 

Элизабет Фрэнсис обвинялась в том, что наслала порчу на младенца Уильяма Огура, отчего тот сделался хромым. Суд признал ее виновной и приговорил к одному году тюрьмы. В ходе разбирательства она призналась в других прегрешениях. Она объяснила, что подстрекателем и помощником в преступлениях был ее кот Сэтан, черный с пятнами, подаренный ей бабушкой, которая еще в детстве научила ее колдовству. 

Агнес Уотерхаус привлекли к суду и повесили за то, что она колдовскими чарами довела до смерти Уильяма файни. На слушании она созналась и в иных преступлениях, в которых был замешан кот Сэтан, которого Агнес взяла у Элизабет. Разозлившись на вдову Гудей, Агнес велела Сэтану утопить корову старухи и в награду накормила его кровью, хлебом и молоком. 

Джоан, 18-летняя дочь Агнес Уотерхаус, обвинялась в том, что из-за нее у 12-летней Агнес Браун были покалечены правая рука и нога, но суд ее оправдал. 

В показаниях потерпевшей тоже фигурировал Сэтан, который, обратившись черной собакой с обезьяньей мордой, коротким хвостом и рогами, пришел к ней и попросил масла, но Агнес ему отказала. Черная собака несколько раз возвращалась с той же просьбой и, наконец, принесла в зубах нож, угрожая убить несговорчивую девчонку. 

В Челмсфорде и позднее проходили крупные процессы над ведьмами - в 1579, 1589 и 1645 гг. Но дело 1566 г. стало первым, при рассмотрении которого в суде было разрешено использовать косвенные доказательства, неподтвержденные показания обвиняемых, так называемые "ведьмины отметины" и свидетельства детей. 

Таинственная карта 

В 1929 г. библиотеку старого императорского дворца в Константинополе (ныне Стамбул) переоборудовали под музей. Во время разборки старинных рукописей были обнаружены фрагменты географической карты, нарисованной на пергаменте из шкуры газели. Они были датированы 919 г. по мусульманскому календарю, что соответствует 1513 г. по григорианскому летоисчислению. На карте имелась подпись Пири Рейса, турецкого адмирала, которого многие считали пиратом. 

Карта привлекла внимание, так как на ней необыкновенно точно для того времени было показано расположение Южной Америки относительно Африки. Надпись на пергаменте гласила, что для составления своей карты Пири Рейс отчасти воспользовался картой Христофора Колумба, которая давно исчезла, став предметом догадок и споров. 

На удивительной карте Пири Рейса показаны Анды, которые в то время еще не были изучены. На ней также нанесены Фолклендские острова, хотя они были открыты Джоном Дэвисом в 1592 г., т.е. через 79 лет после того, как Пири Рейс нарисовал свою карту. Но самым странным было то, что береговую линию Антарктиды турецкий мореплаватель изобразил такой, какой она была 10 000 лет назад. 

Споры об источниках, которыми пользовался Пири Рейс, продолжаются. В вышедшей в 1966 г. книге "Карты древних повелителей морей" американский профессор Чарльз Хэпгуд утверждает, что по исполнению эта карта напоминает работы александрийских географов IV в. до н.э. Но по ней также видно, что ее составители должны были иметь приборы для определения долготы, не известные древним грекам. Хэпгуд приходит к выводу, что некогда существовала не известная истории древняя цивилизация "повелителей морей", обладавших утерянными позднее знаниями в области мореплавания, географии и астрономии. 

Власть духа над телом 

Святую Екатерину Генуэзскую с января 1510 г. и до ее смерти в сентябре того же года медленно сжигал внутренний огонь. После одного из приступов болезни, которую она называла "острой стрелой божественной любви", ей подали чашу с водой, чтобы охладить пылающие руки. Когда святая окунула руки в воду, говорится в жизнеописании, "вода закипела, а ножка чаши и сам неглубокий сосуд сделались обжигающе горячими". 

За три предсмертных дня Екатерина потеряла много крови, и очевидцы утверждают, что кровь оставляла ожоги на коже монахини и нагревала серебряные чаши, в которые ее собирали. 

Во время последней болезни Екатерину мучили жестокие припадки, при которых, как писал автор жития, "ее правое плечо... выглядело отсеченным от туловища, а одно ребро как будто смещалось, причиняя святой боль и страдания, которые, казалось, невозможно переносить". 

При посмертном обследовании другой святой, Вероники Джулиани, носившей на теле стигмы и скончавшейся в 1727 г., врачи обнаружили, что лопаточная кость у нее была настолько повреждена (как будто женщина носила на плече тяжелый крест), что оставалось лишь удивляться, как же она могла шевелить рукой. 

Во время другого приступа Екатерина Генуэзская почувствовала острую боль в руке, "и при этом рука стала на пол-ладони длиннее". Это не единственный засвидетельствованный случай удлинения тела. Многие наблюдали, как монахиня Вероника Лапарелли, умершая в 1620 г., беседуя с неким невидимым существом, вдруг начинала постепенно "вытягиваться вверх... становясь гораздо выше, чем обычно". Когда измерили ее рост в момент религиозного экстаза, оказалось, что он превышал ее нормальный рост на половину вытянутой руки. 

Джон Ди и Эдвард Келли 

В сфере оккультных наук можно найти много таинственных фигур, однако в елизаветинской Англии мало кто мог сравниться с Эдвардом Келли, выходцем из простонародья, который был медиумом, помогавшим доктору Джону Ди в его магических опытах. В попытках вступить в контакт с высшими духами, или ангелами, они пользовались методикой, впервые описанной алхимиком Корнелием Агриппой в его классическом труде "Оккультная философия". 

Полагают, что Келли родился в Вустере 1 августа 1555 г. и недолгое время учился в Оксфорде под именем Эдварда Тэлбота. Почему он скрывался под псевдонимом, неизвестно. По слухам, он постоянно ходил в черной ермолке, так как в наказание за подлог ему отрезали уши. Ко времени встречи с Джоном Ди 10 марта 1582 г. он уже успел прославиться как медиум и некромант, т.е. чародей, способный вызывать души мертвых. 

Глядя в магический кристалл, Келли призывал духов заклинаниями на замысловатом тайном языке. Он утверждал, что может видеть и слышать духов, и служил посредником Джону Ди, который задавал им вопросы. Сторонники Ди считали, что Келли дурачит доверчивого астролога. Однако, что касается сотрудничества Келли и Ди, многое остается неясным. 

Благодаря славе оккультистов и алхимиков Ди и Келли много ездили по Европе. Но разрыв был неизбежен. Ди решил вернуться в Англию, а Келли продолжал странствовать по континенту, суля тем, кто ему верил, золото и эликсир вечной жизни, якобы открытый в Гластонберийском аббатстве, в Англии, с помощью ангелов. 

В Праге полубезумный император Рудольф II сначала произвел Келли в рыцари за его успехи в алхимии, а позже, не дождавшись обещанных результатов, посадил в тюрьму. В 1593 г. Келли скончался после падения с большой высоты при попытке сбежать из заточения. 

Ужасы испанской инквизиции 

Один из самых знаменитых процессов инквизиции в Испании был связан с делом Лукреции де Леон, родившейся в 1568 г. в Мадриде. Лукреция предсказала поражение испанской Непобедимой армады и смерть нескольких полководцев. Затем она объявила, что король Филипп II будет убит у стен Толедо. Когда ничего не случилось, инквизиция арестовала ее. Лукрецию подвергли наказанию плетьми и заставили два года работать в больнице для бедных детей. 

Хотя считается, что инквизиция в Испании довольно снисходительно относилась к колдовству - за время ее существования с 1478 по 1834 гг. за это преступление были сожжены 25 человек, - она жестоко расправлялась с вольнодумцами, евреями, сторонниками Реформации и интеллигенцией. Документы свидетельствуют, что в католической Испании 114350 граждан были привлечены к суду инквизиции за грехи, преступления и антиобщественное поведение. 

Преследования начались на заре XIII в., когда римская католическая церковь учредила судебно-сыскной орган, призванный уничтожить ересь. В 1255 г. церковь разрешила применение пыток в борьбе со злом, для искоренения которого позднее была создана инквизиция. 

В 1478 г. папа Сикст IV согласился с просьбой короля Испании Фердинанда и королевы Изабеллы назначить церковных инквизиторов. Им отводилась главная роль в преследовании евреев, принявших христианство, и противостоянии еретикам. Установленные процессуальные нормы были очень строгими, однако они не могли исключить коррупцию. Для обвинения достаточно было доноса одного лица. Евреям, обращенным в католическую веру, часто ставилось в вину, что они ложно объявляли себя христианами, и в то же время одной из задач испанской инквизиции было уничтожение евреев, не желающих принимать христианство. 

Первым Великим инквизитором был Томас де Торквемада, который убедил короля и королеву в 1483 г. учредить в Испании Святую палату инквизиции. Отправив на костер более 2000 человек и заставив тысячи евреев бежать из страны, он стал одной из самых мрачных фигур в истории Испании.


Интересные материалы:
Последние Комментарии