Сон о подземном городе

Во времена святой инквизиции гореть бы волгоградке Эллине Глазуновой на костре. Не пожалели бы ее средневековые "отцы церкви", обвинили бы в колдовстве и прочих ересях.

Но, слава Богу, сейчас начало XXI века, и теперь "охота на ведьм" - словосочетание, скорее, из политического лексикона.

Ее рождение, как и положено таким вот необычным натурам, загадочно, а детство окутано тайной. На свет она появилась вопреки законам материалистической медицины - мать Эллины страдала бесплодием. А родилась Глазунова не через девять, а через десять месяцев и - "неживая". Врачи в реанимации сделали невероятное. Но чудеса вокруг девочки продолжались. В четыре месяца она заговорила, в шесть пошла, в три года - читала, а в четыре стала играть на аккордеоне. Но обычный вундеркинд из нее не получился. Иной мир (параллельный, потусторонний, загробный - как угодно) как туман обволакивал подростка. А зрелость принесла с собой осознание щедрого, но несколько странного Дара. Где-то с начала 90-х Глазунова напрямую общается с духами умерших людей - причем и со своими покойными родственниками, и со знаменитыми писателями и поэтами, а еще... Однако по порядку. В парапсихологии есть такой термин - психография. Это когда человек-контактер, вооружившись ручкой или карандашом, впадает в своеобразный транс и выходит якобы на связь с запредельным, а рука тем временем выводит на бумаге каракули, которые складываются в слова. А слова эти - "с той стороны зеркального стекла". В принципе, тот же спиритизм, только без бегающей по столу тарелки: вопрос - ответ, мысленный вопрос, и материализованный на бумаге ответ.

- Такое ощущение, что текст накорябан левой ногой, - говорит Эллина. - Во всяком случае, ничего общего с моим почерком.

В собеседниках у Эллины весьма уважаемые призраки: например, как-то Глазуновой удалось побеседовать с Владимиром Лениным. Естественно, разговор довольно быстро переместился в политическую плоскость. А в выражениях Владимир Ильич никогда не стеснялся. "Архинегодяи сидят у вас во власти, - заявил вождь. - Просрали революцию. Пособников мировой буржуазии - к стенке". Но, пожалуй, самый плодотворный контакт состоялся у нашей волгоградской "сивиллы" с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. И здесь, наверное, сошлось все - и любовь Глазуновой к этому писателю, и феерическая таинственная фактура автора бессмертного "Мастера" - его веселая, ерническая чертовщинка. Вот один из диалогов (в тумане иного мира многочисленные его обитатели называют Эллину Марией).

Мария: Мастер - это не вы сами?

Булгаков: Мастер - это вариант образа Максима Горького.

М.: Сейчас утверждают, что вы знались с нечистой силой.

Б.: Это ошибка. Просто я был хорошо знаком с темой того, о чем собирался писать.

М.: В каких числах июня происходило повествование?

Б.: Вы заблуждаетесь, это происходило 25 мая.

Дальше - больше. Покойный, но не утративший литературных способностей писатель продиктовал Глазуновой обширный отрывок - "продолжение" "Мастера и Маргариты". А следом и "вторую часть" "Собачьего сердца" - "Тетрадь доктора Борменталя", где действие уже перенесено в нашу демократическую эпоху.

- Не может быть, - скажет скептик. - Контактерша ваша или сумасшедшая или шарлатанка. Теперь таких пруд пруди. Ну что тут возразишь? Спорить с материалистом бесполезно. Вот и родители Марии-Эллины (люди прозаических профессий: отец - военный, мать - технолог молочной промышленности) придерживались раньше тех же взглядов - в детстве водили "сивиллу" к психиатру и пытались запретить ей заниматься опасными для "душевного здоровья" опытами. Но это до поры до времени. Однажды в присутствии матери Глазунова "вышла на контакт" с прабабушкой Евдокией Иосифовной, умершей еще в 1970году, когда "сивилле" исполнилось 3 года. "Прабабушка сказала, что я очень похожа на ее двоюродную сестру Оксану, погибшую в молодости задолго до моего рождения, - говорит Эллина. - Естественно, что я ничего о ней не знала. Даже имени". Родительский материализм пошатнулся...

От чистой психографической техники "коллега" Булгакова и собеседник Ленина постепенно переходит к более прямому контакту: иногда удается услышать голоса или возникает в "голове" какой-то "внутренний" экран, наподобие компьютера, откуда Глазунова и списывает текст. Вот так она перевела на бумагу так называемый "Роман о Христе" (или "Одержимая"). Источник "запредельной информации" не кто-нибудь, а великая грешница Мария Магдалина. "Стиль непонятный, - замечает Эллина, - такое ощущение, что здесь поработало несколько авторов". Перекличка с Михаилом Афанасьевичем, с его евангельскими главами - несомненная. Вот как, к примеру, всадник Понтийский Пилат допрашивает нищего проповедника Иисуса: "Теперь о твоем учении, Назарянин. Так ли уж оно безобидно, как ты говоришь? Ведь ты святотатствовал, грозясь разрушить Храм, стоящий на главной площади. Так ли это? " - "Да, я говорил подобное, прокуратор". - "Так, значит, говорил? Что ж, в каждом вымысле есть своя доля правды..." Но, кажется, я забыл познакомить читателя с центральным "персонажем" психографической одиссеи Эллины. Разрешите представить вам Овереста... "Оверест - это имя некоего духа, который помогает мне в моих контактах. Сажусь к столу, а рука выводит: "Оверест". Как позывной, сигнал. Однажды он назвал себя "хранителем душ". Он-то и контролирует все мои действия", - раскрывает тайну "сивилла"

- Сначала я думала, что нечистая сила завелась в доме. Перекрестилась сама, перекрестила бумаги, ручку, а Оверест и "заявил": "Ну и правильно сделала".

Опять булгаковщина какая-то. Не модификация ли кота Бегемота этот ироничный "хранитель душ"? Эллине приходится жить в двух измерениях, в двух ипостасях. В миру она - методист Городищенского районного Дворца культуры и выпускница ВГИИКа (организатор детского досуга), а в своей хатке-халупе в частном секторе недалеко от Качинского училища она... ну кто она? "Ведьма", шаман, путешественник во Времени. Для нее не существует прошлого, настоящего и будущего - все едино, все взаимосвязано. Кстати, Глазунова вниманием уфологов, журналистов и т.д. не обделена: газетные статьи, целые главы в сборниках, посвященных различным аномальным явлениям. А иногда ее известность оборачивается анекдотом.

- Какие-то бабульки начитались обо мне и ничего не поняли, - смеется "сивилла". - Решили, что я целитель-экстрасенс. Нашли меня и требуют чуда. "Что у тебя болит? " - спрашиваю. "Нога", - отвечает. "Так давай отрублю".

Опять же гротеск в духе "отца" Шарикова. Помните странницу, которая приходила к профессору Преображенскому "посмотреть на говорящую собачку"?

Но не только психография, не только литература. Глазуновой снятся удивительные, цветные сны. Навязчивые видения. И если предположить на минуту, что в этих галлюцинациях-вымыслах есть, как утверждал Понтий Пилат, доля правды, то... Речь зашла о Волгограде, об "аномальных зонах" нашего города, о мистике этого мегаполиса (вернее, о его метагеографии) и о снах Эллины-Марии, которые... Однако судите сами.

- Здесь очень много "нехороших мест". Еще не "проявленных аномальных зон": русло реки Царицы (в районе "Гасителя"), Центральная набережная, кинотеатр"Победа". Мне трудно выразить свои ощущения словами, я просто чувствую мистику Волгограда. Мне часто снится сон о подземном городе. Я вижу под асфальтом какие-то помещения, кабинеты - и там, в этих подземных коммуникациях кипит работа... А вообще, Волгоград - довольно интересный в эзотерическом смысле "населенный пункт". С чем всех вас и поздравляю. Итак, "верить или не верить" в феномен Глазуновой - личное дело каждого. А мне любопытно было "контактировать" с Эллиной-Марией и писать сей скромный отчет. Но я закругляюсь. А то что-то моя рука перестает подчиняться своему владельцу... Оверест, Оверест... прием...

Отрывок из "Мастера и Маргариты", "продиктованный" Эллине Глазуновой Михаилом Булгаковым.

"... В сумерках волшебного вечера большая толпа праздных зевак шаталась вдоль Большой Садовой в ожидании чего-то необычного. Этот дом издавна пользовался дурной славой и поэтому привлекал к себе повышенный интерес.

К всеобщему изумлению, ничего сверхъестественного не происходило, и возбужденная толпа разошлась, впрочем, как и всегда за прошедшее с давних пор время. Некогда здесь произошел очень большой пожар, и говорят, что всему виной нечистая сила, якобы поселившаяся там под видом цирковых иностранных артистов. Но кто знает, может быть, в этих разговорах скрывается некая истина?

Во всяком случае, паломничество на Садовую не прекратилось с тех славных времен.

... На полночном небе восковая луна строила смешные гримасы прохожим, которые торопливо возвращались домой, боясь случайной встречи с грабителями.

В одном из окон, в окутанном ночной мглой доме, блеснул туманный огонек пламени свечи, и мелькнула чья-то призрачная усатая рожа.

- Мессир, - мяукнула рожа, - все в порядке, в комнате совершенно пустынно. Хозяева уехали на дачу..."


Интересные материалы: