Мы не видим необычное, потому что просто не замечаем (видео)

Мы не видим необычное, потому что просто не замечаем (видео)

Профессор психологии Дэниэл Саймонс из американского института Бекмана при Университете Иллинойса, изучая особенности концентрации внимания, повторил собственный эксперимент десятилетней давности под названием "Невидимая горилла".

На этот раз ученый ставил перед собой другие цели. Проведенным экспериментом ученый доказал, что люди, ожидающие экстраординарных событий в кадре, еще более невнимательны и чаще пропускают параллельно происходящие изменения, чем те, кто ничего не ждет, а просто выполняет условия задания.

Результаты десятилетних исследований, проведенных профессором Саймонсом вместе с профессором психологии Union College в Нью-Йорке Кристофером Чабрисом, ученые обобщили в недавно вышедшей в свет книге.

Новый эксперимент проводился на основе видеофильма, созданного учеными в ходе эксперимента, проведенного в конце 1990-х годов. Тогда, так же, как и сейчас, человек в костюме гориллы не спеша проходил через группу людей, бросающих друг другу баскетбольные мячи. "Горилла" останавливалась среди игроков, часть из которых была одета в белые футболки, другая часть - в черные, била себя кулаком в грудь, после чего уходила.

Видео было показано студентам Гарвардского университета. Перед просмотром участников эксперимента просили подсчитать количество передач мяча, сделанных людьми в белых футболках. После просмотра ролика студентов спросили о горилле в кадре. Этот вопрос вызвал удивление у половины испытуемых, которые сказали, что никого не видели, кроме людей с мячами.

ВИДЕО: подсчитайте количество пасов, сделанных людьми в белых футболках

В намеренно повторенном эксперименте ученые рассчитывали на то, что некоторые зрители будут знать, что в какой-то момент на экране появится человек в костюме гориллы. Однако, как выяснилось, этот факт ничем не помог, а наоборот, возможно, помешал участникам эксперимента. Большинство из них пропустило другие изменения, произошедшие в ролике, - в частности, изменение цвета занавеса, расположенного на заднем фоне, с красного на желтый, а также то, что одна из девушек, перебрасывающих друг другу мячи, покинула сцену при появлении гориллы.

Из тех, кто знал, что горилла войдет в кадр, только 17% заметили по крайней мере еще одно изменение. Из тех участников эксперимента, которые не знали о появлении гориллы, видели хотя бы одно изменение 29%.

По мнению профессора Саймонса, проведенный эксперимент, по всей видимости, вряд ли может научить людей быть более внимательными, но его результаты можно использовать, понимая особенности своего восприятия происходящих вокруг событий. Если человек знает, что он не может как следует концентрировать свое внимание, он должен предпринять шаги, чтобы избежать негативных последствий этого. Так, например, таким людям не рекомендуется разговаривать по телефону за рулем, так как это резко снижает возможность быстрой реакции на неожиданные события.

Видеоролик The Monkey Business Illusion вышел в финал проводившегося научной организаций Neural Correlate Society в мае этого года конкурса на Лучшую иллюзию года. У "Невидимой гориллы" появился и свой сайт, на котором можно приобрести книгу ученых, DVD и продукцию с соответствующей символикой.


Интересные материалы: