Бесстыдное искусство: удивительные иллюстрации голландских врачей-анатомов XVII века (8 фото)

Голландская живопись и рисунок XVII века.

Когда два человека разделяют одну и ту же страсть, это может как объединить их, так и сделать соперниками. Так можно проиллюстрировать отношения двух врачей, живших в Нидерландах в конце XVII века. Говерт Бидлоо и Фредерик Рюйш были новаторами в анатомии, раскрывая секреты человеческого тела. Но у каждого из них был индивидуальный подход к науке и красоте.

Гравюра из книги Opera omnia anatomico-medic Фредерика Рюйша, 1727 год. | Фото: wellcomeimages.org.

Гравюра из книги Opera omnia anatomico-medic Фредерика Рюйша, 1727 год

В XVII веке анатомия стала еще одной важной дисциплиной для изучения. Рассечение человеческого тела, уже не запрещенное церковью, привело к революционным переменам в понимании того, как работает человеческий организм.

Рисунок руки из книги Anatomia humani corpois Говерта Бидлоо. | Фото: commons.wikimedia.org.

Рисунок руки из книги Anatomia humani corpois Говерта Бидлоо

Скелет младенца в книге Anatomia humani corpois Говерта Бидлоо, 1690 год. | Фото: upload.wikimedia.org.

Скелет младенца в книге Anatomia humani corpois Говерта Бидлоо, 1690 год

Одно из открытий того периода - нервы. До этого считались трубками, по которым жидкий «дух» течет по телу. То, что это не так, доказал голландский хирург Говерт Бидлоо, личный врач английского короля Вильгельма III.

Одаренный врач Бидлоо был также хорошим художником. Он опубликовал несколько научных книг с анатомическими иллюстрациями (вскрытые тела в виде скелетов с обнаженными мышцами). Бидлоо всячески подчеркивал «мертвость рассеченного тела». Кожа и сухожилия поддерживаются булавками, а на одной из гравюр даже нарисована муха, севшая на плоть.

Гравюра из книги Opera omnia anatomico-medic Фредерика Рюйша. | Фото: upload.wikimedia.org.

Гравюра из книги Opera omnia anatomico-medic Фредерика Рюйша

Заспиртованные части тела, рыбы и растении на гравюре Фредерика Рюйша. | Фото: commons.wikimedia.org.

Заспиртованные части тела, рыбы и растении на гравюре Фредерика Рюйша

Другой точки зрения на анатомию придерживался врач из Амстердама Фредерик Рюйш. Используя свою коллекцию из тысячи экземпляров, Рюйш объединял скелеты, растения и другие образцы в причудливые сценки и натюрморты. Это своеобразное искусство привлекало не только ученых, но и обывателей: энтузиастов-интеллектуалов и дворян.

Между двумя анатомами разгорелась настоящая война. Это было не только спор об эстетике изображения человеческого тела, но и проверка точности работ конкурента. История сохранила опубликованные памфлеты, в которых Рюйш и Бидлоо обменивались колкостями, находя ошибки на рисунках.

Урок анатомии доктора Тульпа. Рембрандт, 1632 год. | Фото: ru.wikipedia.org.

Урок анатомии доктора Тульпа. Рембрандт, 1632 год

Урок анатомии Фредерика Рюйша. Адриан Баккер, 1670 год. | Фото: commons.wikimedia.org.

Урок анатомии Фредерика Рюйша. Адриан Баккер, 1670 год

В основе многих из аргументов были теоретические разногласия. К тому времени еще было недоступно изучение тела под микроскопом и поэтому невозможно изучение мелких структур.

И Бидлоо, и Рюйш внесли огромный вклад в развитие анатомии как науки. Если считать мерилом успеха продажи их книг, то победил Рюйш. Его труд принес автору славу и целое состояние.


Интересные материалы: