Одна из величайших и древнейших мировых цивилизаций Древняя Персия поистине загадочна и уникальна и является объектом пристального внимания многих историков. Древняя Персия занимала огромную территорию от южных предгорий Урала, Волги и Черноморских степей до Индийского океана.

По мнению многих ученых, это могущественнейшее из государств своего наивысшего расцвета достигло в эпоху правления царей из династии Ахеменидов в 558-330 годах до н. э. вскоре после того, как властителем местных племён стал царь Кир II Великий (? — 530 до н. э.), а в дальнейшем — правитель Дарий I и его сын Ксеркс I.

Тайны Древней Персии

Вероучение

В основе могущества любого государства, как известно, лежит идеология. Учение пророка Зороастра (Заратуштра), жившего в VII-VI веках до н. э., послужило той первоосновой, из которой в древней Персии родилось верование в Ахура Мазду, «господа премудрого», и подчинённых ему богов, призванных помогать Верховному богослову. В их число входили «святой дух» — творческая ипостась Ахура Мазды, «благая мысль» — Воху Мана, «истина» — Аша Вахишта, «благочестие» — Арматай, «целостность» — Хаурватат как полнота физического существования и её же противоположность — старость, болезни, смерть и, наконец, богиня загробного мира и бессмертия — Амертат. Не случайно на фризе одного из Ахеменидских дворцов в Сузах (современный Шуш, Иран) были начертаны слова: «Я — сын Дария-царя, Ахеменид, соорудил этот дворец как райскую обитель. Ахура Мазда и другие боги да хранят меня от всякой скверны и то, что мною сделано».

Иранские правители Кир, Дарий и другие были веротерпимы к религиям покорённых ими народов. Цари понимали, что веротерпение — залог их спокойной и благополучной жизни. В то же время они поклонялись священному огню, который возжигался в специально построенных башнях-святилищах — чортагах (отсюда и пошло название — чертоги царские). Древние персы поклонялись также крылатым быкам, лошадям, некоторым диким животным. Кроме того, они верили в существование мифического шаха Джамшида, обладавшего удивительной чашей, в которой отражалось всё, что происходит в мире. В любой момент сын владыки солнечной сферы шах Джамшид мог узнать, что где происходит, стоило только заглянуть в чашу. Неудивительно, что с таким «багажом» персам удалось многого достичь как в науке, так и в искусстве, не говоря уже о государственном правлении.

Бехинстунская летопись

Одним из достижений Дария I стало строительство «царской дороги» протяжённостью 2700 километров! Если учесть, что большая часть её прокладывалась в горной и полупустынной местности, а ездить по ней на лошадях можно было на хорошей скорости, если принять во внимание, что дорогу обслуживало 111 почтовых станций (!), а надлежащая охрана была призвана защищать путников от грабителей, можно не сомневаться, что налоги с завоёванных стран, собираемые сатрапами (наместники царя в областях), поступали в казну без каких-либо задержек. Остатки этого пути сохранились и поныне, а если следовать этим маршрутом из Тегерана в Багдад, то в одной из горных областей можно увидеть огромную скалу, на которой на высоте около 152 метров от земли и сегодня отчётливо видны и огромные барельефы, и какие-то письмена.

Тайны Древней Персии

С барельефами учёные давно разобрались. Безвестные каменотёсы изваяли в камне девять пленённых царей со связанными руками и петлёй на шее, а десятого Дарий попирает ногами. Благодаря стараниям английского археолога Г. Роулинсона удалось там же прочитать древнюю надпись, сделанную на трёх языках — персидском, эламском и вавилонском. На «странице» каменной книги шириной 8 метров и высотой 18 метров повествуется о деяниях Дария I, о его становлении как царя, не привыкшего сомневаться в своей правоте. Вот некоторые выдержки из текста, где сообщается о строительстве одного из его роскошных дворцов: «Дерево горного кедра из Ливана доставлено… Золото из Сард и из Бактрии доставлено… Самоцвет ляпис-лазурь и сердолик из Согдианы доставлен. Самоцвет синий — бирюза из Хорезма доставлен… Серебро и бронза из Египта доставлены. Мастера, которые тесали камень, были мидийцы и ионяне. Золотых дел мастера были мидяне и египтяне. Люди, которые делали кирпич — они были вавилоняне…» Уже одной этой записи достаточно для того, чтобы понять, каким богатым и могущественным был ахеменидский правитель Дарий I. Неудивительно, что сказочно богатой была и столица древней Персии — Парсастахра, которую греки называли Персеполисом.

Райская обитель

Персеполь был основан Дарием в местности Парс в 518 году до н. э. Основное строительство велось между 520 и 460 годами. Белокаменный город возводился на равнине Мерв-Дешт, а его красоту подчёркивала сама природа — чёрные базальтовые горы Милосердия, подступавшие к долине с севера и юга. На протяжении более полувека ночью и днём тысячи рабов разных национальностей возводили столицу персидских царей. Дарий был убеждён, что именно здесь пребывал мифический шах Джамшид с его чашей. Он должен был служить религиозным и представительским целям. На мощном фундаменте-подиуме высотой до 20 метров возвели 15 величественных зданий, из которых самыми роскошными были Парадный зал — Амадаха, Тронный зал, Ворота Ксеркса, Гарем, Сокровищница, а также ряд других помещений, включавших жильё для гарнизона, обслуги и местопроживания гостей — дипломатов, артистов и прочих. Диодор Сицилийский (около 90-21 годов до н. э.), древнегреческий учёный, автор известной «Исторической библиотеки», в одной из 40 книг писал о Персеполе: «Выстроенный город был богатейшим из всех существующих под солнцем. Частные дома даже незнатных людей отличались комфортом, были обставлены всевозможной мебелью и украшены разнообразными тканями».

Въезд во дворец был оформлен Пропилеями Ксеркса (Ворота Ксеркса), представлявшими собой 17-метровой высоты колонны, образующие как бы тоннель. Их украшали фигуры крылатых быков, обращённых попарно внутрь и наружу. Одна пара быков имела человеческие бородатые головы в тиарах. При въезде гостей поражала надпись Ксеркса: «С помощью Ахура Мазды я сделал эти ворота всех стран. Много других прекрасных построек было возведено здесь, в Парсе, я их построил и отец мой (Дарий) построил их. И то, что построено, стало прекрасным».

Тайны Древней Персии

Широкие каменные лестницы, украшенные барельефами на религиозно-мистические темы, а также сценами из жизни персидских царей, вели на подиум и далее в приёмный зал дворца — Ападану, площадь которого составляла 4000 квадратных метров! Зал украшали 72 стройные колонны высотой 18,5 метра. Из зала по особым лестничным устройствам на колеснице (изобретение персов), запряжённой восьмёркой гнедых лошадей, правитель мог подняться на встречу с солнцем в один из главных праздников империи — День весеннего равноденствия, отмечавшийся как Новый год — Науруз.

К сожалению, мало что сохранилось от Стоколонного зала. Стены его украшали рельефы, изображающие воинов из гвардии царя и данников, несущих дары к трону. Дверной проём украшали резные изображения царских побед в сражениях. Художники-камнерезы выполнили свою работу столь виртуозно, что у любующихся рельефами не возникало и тени сомнения, что сам царь, восседающий на троне, — посланник бога на земле и что приносимых даров со всех концов империи бесконечно много.

До сих пор историки затрудняются дать ответ на вопрос, какими сокровищами обладали цари династии Ахеменидов, и сколько жён у них было. Известно лишь то, что в царском гареме были красавицы из многих стран Азии, покорённых персами, но лучшими искусницами в любви считались вавилонянки. Историки уверены также и в том, что в Сокровищнице находилось несметное количество уникальных изделий из золота, серебра и драгоценных камней. После того, как Персеполь был взят войсками Александра Македонского в 330 году до н. э., понадобилось три тысячи верблюдов и десять тысяч мулов (!) для того, чтобы вывезти огромную казну правителей Ирана. Значительная часть бесценных сокровищ династии Ахеменидов (например, блюда, ритоны для питья, женские украшения) сейчас хранится не только в петербургском Эрмитаже, но и в музеях разных стран мира.

Видео: Сокровища Древней Персии

Персеполь – жемчужина Персии

Персеполь — древнеперсидский город, возникший в 6 — 5 ст. до н. э., столица огромной империи Ахеменидов.

Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, находится на расстоянии 60 км к северу от Шираза, примерно в 900 км к югу от Тегерана. Там сохранились остатки дворцового комплекса, культовых сооружений и многое другое. Сейчас развалины Персеполя представляют собой огромный дворцовый комплекс площадью 135000 м2 на высокой платформе. В пяти километрах от него находятся царская гробница Накше-Рустам. Знамениты также скальные рельефы в Накше-Рустам и Накше-Раджаб. В Персеполе был водопровод и канализация, при его строительстве не использовался труд рабов.

В 70 км к северо-востоку от Персеполя находится предыдущая столица Древней Персии Пасаргады. Там сохранились руины многих сооружений древнего периода, наиболее знаменит дворец Ападана с церемониальным залом с 72 колоннами.

Тайны Древней Персии

Сохранившиеся и по сей день руины, несмотря на их размеры, дают лишь весьма слабое представление о великолепии и богатстве этой древней царской резиденции. Многое становится ясным из описания греческого историка Плутарха: он пишет, что Александру Великому, завоевавшему Персеполь в 330 г. до н. э., понадобилось 10 000 мулов и 5000 верблюдов, чтобы вывезти все сокровища. Богатства эти принадлежали династии Ахеменидов, а Персеполь являлся одной из трех их столиц.

Богатства в сокровищнице Персеполя хранились немалые. Прекрасные ювелирные изделия, бесценные произведения искусства и многие другие дары — все пополняло казну персидских правителей. Так, греческий историк Диодор пишет, что во время завоевания Ахеменидами Египта из резиденции фараонов были изъяты многочисленные предметы из драгоценной слоновой кости, золотые и серебряные сосуды, скульптурные фигурки Исиды и других богов Древнего Египта, а также прекрасные алебастровые вазы. Многое стало достоянием персидских царей и хранилось в Персеполе. Здесь же оказались кубки хеттских царей и кубок ассирийского царя Ашшурбанипала.

История

Пасаргады были столицей Империи Ахеменидов при персидском царе Кире Великом, однако уже Кир стал оборудовать Персеполь для новой столицы, он был основан около 560 г. до н. э. Царь Дарий I перенёс сюда столицу после 520 г. до н. э., затеяв массивное строительство.

Тайны Древней Персии

Город строили по плану: каменные здания, сооруженные по приказу Дария I, должны были быть квадратными и строго привязанными к прямоугольной системе координат. Отдельные постройки соединены площадями. Он возводился на каменной платформе, специально для этого созданной. Он получил название Парсокарта — «город персов» или, как его называли греки, Персеполь.

Основные строения располагались на большой, имеющей почти прямоугольную форму платформе, которая была сооружена Дарием Великим между 520 и 515 гг. до н.э. Здания, развалины которых сохранились до наших дней, возведены Дарием и его преемниками: Ксерксом (правившим в 486 — 465 гг. до н.э.) и Артаксерксом I(правившим в 465 — 424 гг. до н.э.).

Но в мае 330 г. до н. э. город был захвачен армией Александра Македонского.Овладев Персеполем, он захватил сокровища персидских царей. «Кроме царских дворцов, Александр Македонский отдал на разграбление своим воинам весь город. Они набросились на золото, роскошную утварь и расшитые золотом и выкрашенные в пурпурный цвет одежды. Богатую одежду и дорогие сосуды с высокохудожественной отделкой разрубали мечами на части, и каждый брал свою долю». Восточный дворец Ксеркса был подожжён, и пожар распространился на весь город. Предполагают также, что акция была предпринята в виде мести за сожжение Акрополя во время греко-персидских войн.

В 318 г. до н. э. город был столицей Древней Персии как провинции Македонской Империи. Однако город потерял своё могущество.

В 200 г. до н. э. город Истахр (Стахр) возвысился в пяти километрах к северу от Персеполя, где обитал губернатор. Истахр стал духовным центром зороастризма. Позднее Истахр какое-то время был столицей империи Сасанидов. Истахр был разрушен во время арабского завоевания, некоторое время использовался как укреплённая крепость.

Состав комплекса

Город был спроектирован специально для проведения представительных царских церемоний. У царя, его семьи и свиты были, конечно, и частные покои, но самая важная роль отводилась приемным помещениям, в особенности аудиенц-залу (Ападане) Дария Великого.

Тайны Древней Персии

Его стены имели толщину 4,5 — 5,5 м и высоту от 11,5 до 15 м. Парадный въезд в город украшала огромная монументальная лестница со ступенями восьмиметровой ширины, каждая из которых была вытесана из цельного каменного блока. Лестница насчитывала 106 ступеней, ведущих к «Воротам всех народов», которые возводились при царе Ксерксе I. «Ворота всех народов» представляли собой большой зал квадратной формы с четырьмя резными колоннами. Их «охраняли» скульптуры крылатых быков с человеческими головами. Надпись в верхней части лестницы-входа сообщает, что зал был построен при преемнике царя Дария Ксерксе I. Эта надпись, как и многие другие, сделана на трех языках: эламском, вавилонском и древнеперсидском.

Ападана

Центром комплекса являлась Ападана Дария, приподнятая над террасой на высоту 4 метра. Платформа занимала площадь 448 X 297 м и была снабжена прекрасно продуманной водопроводной сетью каналов и подземных сооружений. К ней вели две парадные лестницы, настолько пологие, что по ним можно было проехать на колесницах. Главную же ценность этих лестниц и всей террасы Ападаны составляют рельефы, высеченные на каменных плитах. По внешней стороне лестницы они изображают торжественное шествие царской гвардии, а по внутренней — шествие слуг, несущих баранов, сосуды, бурдюки с вином. Такое же действие запечатлено и на рельефах самой Ападаны: здесь в процессию выстроены представители покоренных народов.

Тайны Древней Персии

Многие исследователи давно считают, что процессии данников, украшающие лестницы Ападаны, буквально воспроизводят некое, ежегодно проводимое здесь мероприятие, возможно приуроченное к празднованию Нового года. У восточной двери Ападаны изображен восседающий на троне Дарий I, за ним стоит наследник престола Ксеркс.

Сама Ападана представляла собой большой квадратный зал размером 60×60 м (3600 м2), окруженный вестибюлями. Высота потолка составляла 18 метров. Крыша сооружения, вероятно, была деревянной и поддерживалась 72 каменными колоннами, 13 из которых сохранились. Зал мог одновременно вместить 10 тыс. человек.

Тайны Древней Персии

Трипилон и Стоколонный зал

За Ападаной приблизительно в центре террасы находился Трипилон, вероятно, главный парадный зал. Его лестница украшена рельефными изображениями сановников, на его восточных воротах имелся еще один рельеф, изображающий Дария I на троне и наследника Ксеркса. Далее располагалось огромное помещение, названное археологами Залом ста колонн, по количеству найденных оснований колонн. По бокам северного портика стояли большие каменные быки, восемь каменных ворот были украшены сценами из царской жизни и сражений царя с демонами. Оба парадных помещения — Ападана и Зал ста колонн — почти квадратной формы; к зданиям, где они расположены, сзади примыкали лабиринты сокровищниц, кладовых и жилых помещений, от которых сохранились практически только одни фундаменты. Стоколонный зал был еще больше Ападаны (длина его сторон равнялась 70 метрам). В этих постройках преобладал известняк, но в свое время здесь были еще и деревянные колонны, и деревянные крыши, а также множество украшений: яркие краски, изысканные плитки, золото, серебро, слоновая кость и мрамор.

Тачара

Завершая строительство Ападаны, Дарий принялся за строительство личного дворца.Тачара, что в переводе означает «жилой зимний дворец», — такое имя он выбрал для своей частной резиденции. Это название написано на южной платформе здания. Сама платформа возвышается над остальной территорией на 2,5 м в высоту. Этот дворец был построен на 1160 м2, справа от Ападаны. Его размеры — около 30 м в ширину и 40 м в длину. Потолок Тачары поддерживали 12 колонн. Дворец был украшен рельефными изображениями. Сегодня от Тачары остались только фундамент, каменные порталы с дверными проемами и нижние части стен с уцелевшими барельефами.

Гарем Ксеркса

В южной части платформы были дворец Ксеркса, жилые и подсобные помещения, а также царская сокровищница, украшенная прекрасными рельефными изображениями Дария и Ксеркса. Наиболее интересным из них является здание, названное первым персепольским археологом Эрнстом Херцфельдом Гаремом Ксеркса. Оно состояло из двадцати двух небольших двух-трех-комнатных помещений, где могли проживать множество женщин с малолетними детьми.

Гробница Дария III

На окраине Города ученые обнаружили гробницу печально известного Дария III, последнего царя династии Ахеменидов. Оставшаяся незавершенной и разрушенная природными условиями, она выглядит забытой и заброшенной. В ней так и не нашлось место телу бесславного царя, её рельефы непрорезаны и схематичны. Этот монумент служит мучительным напоминанием о печальном финале некогда прославленной империи.

Кроме того, на склонах горы, за Персеполем, были найдены высеченные в скале гробницы Артаксеркса II и Артаксеркса III. В нескольких километрах к северу, на другом берегу реки Пулвар, на отвесном утесе находятся гробницы Дария I, Ксеркса, Артаксеркса I и Дария II. Это место называется в настоящее время Накше-Рустам(Рисунки Рустама).

Но слава Персеполя жива в еще сохранившихся скульптурах. Длинные рельефные фризы на стенах и лестнице изображают людские процессии. Конечно же, это представители благородных родов и чужестранцы, что прибыли на аудиенцию к царю или принимают участие в празднествах, одновременно передавая властителю дань. На подходе к аудиенц-залу Дария можно полюбоваться одинаковыми фигурами левостороннего и правостороннего изображения на разных стенах. На одной из лестниц есть 23 рельефа, где представлены многие подданные империи Ахеменидов. Это изображения 23 представителей народностей, приносящих дары персидскому царю — там и сирийцы, и эфиопы, и лидийцы, и ионийцы, и армяне, и вавилоняне, и скифы… Каждый народ в своей национальной одежде, лица и прически у всех разные, соответственно их типу, и у каждого свои дары.

В личных покоях, меньших по размерам, больше раскрыта частная сторона жизни. Здесь есть портреты царских слуг, которые подают полотенца и благовония купающимся и веерами отгоняют мух.

На одном из зданий сохранилось изображение битвы львов (символизирующих добро) и быков (символизирующих зло).

Археологические раскопки начались в 1931 году. Сегодня он является одним из наиболее хорошо изученных древних городов. Его раскопки практически завершены, ведутся работы по реставрации и укреплению зданий. В настоящее время от него остались только руины, но здесь каждый камень — свидетель и современник великих событий, овеянных мифами и легендами. Его развалины столь величественны, что и сейчас позволяют нам соприкоснуться систорией 2500-летней давности, почувствовать ее дыхание. Весь комплекс Персеполя, несомненно, представляет большую историческую и культурную ценность, открывая все новые подробности о жизни древних персов. Но, в то же время, весь древний город представляет собой настоящее произведение искусства. Глядя на руины, понимаешь, что это был один из самых роскошных городов, существовавших когда-либо на Земле.