Якутия мистическая: Шаманы в советское время (4 фото)

Якутия мистическая: Шаманы в советское время

С приходом к власти большевиков в стране началось насаждение атеизма и, соответственно, притеснение всех знахарей и колдунов, в том числе шаманов. Назвать это настоящей охотой на ведьм было сложно, однако людям с необычными способностями приходилось скрываться, чтобы не навлечь на себя гнев властей. Одни полностью прекращали свою деятельность и, как говорится, зарывали собственный талант в землю, другие «уходили в подполье» и занимались колдовством тайно. Мы расскажем вам три истории о якутских колдунах, живших в советское время (esoreiter.ru).

Арест великого шамана

Первый случай произошел в период сталинского правления в небольшом селе одного из центральных районов Якутии. Там жил человек, который тайком оказывал землякам всякого рода магические услуги. Сельчане шептались, что в былые времена, когда таким людям не нужно было прятаться, этот мастер мог бы стать поистине великим шаманом. Постепенно молва о могущественном колдуне облетела округу, и к шаману стали приезжать люди из соседних сел. Вскоре об этом прознали чиновники из областного центра и, естественно, решили взять «мошенника» за жабры.

Приехав в село, сотрудники НКВД вломились к шаману в дом, провели обыск и арестовали хозяина. В Якутск, путь до которого был долгим, его повезли на лошадях. Когда стало смеркаться, один из конвоиров вдруг заметил, что задержанный куда-то пропал, а его лошадь идет без всадника. Подняли тревогу, стали искать беглеца, но безуспешно. Да и как он мог убежать, когда, во-первых, был в наручниках, а во-вторых, его обязательно заметили бы слезающим с лошади?..

Помчались обратно, к полуночи достигли села, где жил шаман, – и нашли беглеца в его же доме: после плотного ужина мужчина преспокойно спал. Теперь его связали по рукам и ногам и посадили в телегу. Примерно в середине пути конвоиры, до этого не спускавшие с арестанта глаз, на минуту зазевались, а когда взглянули на телегу, увидели, что шамана в ней нет. Охранники испугались, поняв, что происходит что-то неестественное, но делать нечего – пришлось им снова возвращаться в село. А там - шаман как ни в чем не бывало спит на своем топчане и даже входную дверь не закрыл, словно ожидает гостей.

На этот раз главный энкавэдэшник решил поговорить с колдуном наедине и надавить на жалость: я, мол, человек подневольный, меня самого посадят, если не выполню приказ и не доставлю тебя начальству. Шаман внимательно выслушал просьбу и пообещал поехать добровольно, без всяких наручников и веревок.

…Когда утром добрались до города, задержанного решили сразу отправить в тюрьму. Однако и тут произошло нечто поразительное. Стоило шаману войти во двор, как он стал с каждым шагом… расти. Когда мужчина подошел к тюремному зданию, его рост превышал пять метров, и пройти в дверь такой великан просто не мог. Шокированные тюремщики разбежались в стороны и боялись приблизиться к нему.

Вызвали большого начальника из НКВД. Тот опасливо подошел к шаману и что-то сказал ему. Колдун принял прежний вид, и мужчины зашли внутрь. Неизвестно, о чем был их разговор, однако после этого начальник приказал отпустить задержанного и отвезти его домой. Больше этого шамана не беспокоили, и он еще долго помогал землякам своим магическим искусством…

Как шаман обиделся на власти

Вторая история произошла в этот же период. В Вилюйском улусе жил один зажиточный крестьянин – «по совместительству» шаман. Когда грянула коллективизация и многим пришлось выбирать между колхозом и тюрьмой, этот колдун плюнул на все, передал свое имущество в коллективное хозяйство, а сам ушел отшельником в лес. Там он соорудил себе хижину и стал промышлять охотой, рыбалкой и собирательством.

У шамана был молодой родственник, очень привязанный к нему. Парень регулярно навещал лесного отшельника, приносил с собой спиртное, табак, спички, а также кое-какие продукты и последние новости. Вот только шаман настоятельно просил его совершать свои визиты утром или днем: в остальное время у колдуна были дела, в которых лишние свидетели не требовались.

Юноша во всем привык слушаться, но однажды он сильно задержался, а оставлять уважаемого родственника без огненной воды не хотел, поэтому отправился к нему поздним вечером. Стояла пора белых ночей, и парень без труда достиг знакомой хижины. Он постучал в дверь, потом зашел внутрь, однако в хижине было пусто. Куда отшельник мог запропаститься на ночь глядя?

Юноша оставил водку на столе и, выйдя наружу, услышал в лесу за домом тихие голоса. Один из них явно принадлежал шаману. Парень тихонько прокрался вдоль стены и стал слушать. Говорил в основном отшельник, а другие голоса, неприятно-высокие и не очень-то похожие на человеческие, то и дело поддакивали ему.

– Я никогда не причинял людям зла, так за что же мне это наказание? Разве справедливо со мной обошлись? – спрашивал шаман.

– Нет! – взвизгнули его собеседники.

Отшельник продолжил сокрушаться:

– Отобрали все мое добро и выгнали в лес, как старого пса. Вот скажите, должен ли я терпеть такое обращение?

– Нет! – дружно раздалось в ответ.

– Что я могу сделать? Есть ли способ поквитаться с обидчиками и вернуть все, что мне по праву принадлежит?

– Есть!

Не вытерпев, юноша выглянул из-за хижины и увидел, что шаман сидит на пне под деревьями, а вокруг него толпятся какие-то худые темные существа. Страх оказался сильнее любопытства, и парень дал деру. Во время следующего визита шаман сердечно поблагодарил его за приношение и, лукаво подмигнув, сообщил, что водка понравилась всем. Говорят, что после этого колдун действительно поквитался с местными властями, но как именно, история умалчивает.

Говорящие лошади

Эту историю из якутского фольклора можно считать юмористической. Речь пойдет о некоем конюхе, который в период расцвета коммунистической идеологии был очень одержим ее духом: в частности, всячески высмеивал все, что выходило за рамки материализма.

Шаман, живший в этом же селе, неоднократно замечал выходки земляка и решил не то чтобы проучить глупца, а просто дать ему возможность убедиться в своей неправоте.

Однажды, разговорившись с конюхом, он предложил тому совершить рождественское гадание. Если после этого скептицизм мужчины никуда не денется, шаман обещал отречься от своей веры и тоже стать материалистом.

Близился крещенский сочельник, когда вся нечисть, согласно якутским поверьям, в последний раз массово посещала людские жилища, перед тем как схорониться до следующей зимы. Шаман сообщил конюху, что в последний день святок тому необходимо засветло спрятаться возле стойл и дождаться ночи. Если лошади посчитают, что поблизости никого нет, то начнут по-человечески разговаривать и обсуждать различные события, которые вскоре произойдут в селе. Таким образом, конюх попутно получит ценные сведения о будущем.

Тот, решив, в свою очередь, доказать несостоятельность взглядов шамана, согласился на эксперимент. Дождался крещенского сочельника и до захода солнца спрятался в сундуке, который заблаговременно оставил в конюшне.

Наступила ночь. Лошади сперва привычно топтались, фыркали и махали хвостами, а затем вожак стада трижды ударил копытом об пол, недовольно фыркнул… и разразился потоком отборнейшей брани, всячески понося своего опекуна: мол, конюх такой-сякой, сволочь и последняя гадина, содержит нас в отвратительных условиях и на корме экономит!.. Остальные громко его поддерживали и тоже не стеснялись в выражениях.

Наконец конюх не стерпел. Не дожидаясь, пока лошади отведут душу и приступят к разговорам о будущем, он, весь красный от гнева, вывалился из своего сундука и принялся лупить подопечных с криками: «Ах вы скоты неблагодарные! Я для вас столько делаю, а вы!..»

Лошади в ответ на это только возмущенно ржали и уворачивались от кнута, словно искренне недоумевали: с чего это вдруг конюх ни за что ни про что обрушился на них в столь поздний час?..

…Говорят, с тех пор конюх-материалист вдруг резко изменился, поумнел парень, как посмеивался над ним сам шаман.


Интересные материалы: