15 посмертных фотографий викторианской эпохи: настоящие или нет? (18 фото)

15 посмертных фотографий викторианской эпохи: настоящие или нет? post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

В интернете полно фальшивых новостей и поддельных фотографий - такой уж он, сетевой мир. Здесь любят выдергивать картинки из контекста и сочинять про них абсолютную чушь. Особенно очевидно это в случае со старыми снимками пост-мортем - совершенно обычной для викторианских времен традиции делать памятные снимки умерших людей, особенно детей. Однако не все старые фотографии, на которых люди выглядят странно и неподвижно, - действительно посмертные.

Младенцы на фоне зловещей задрапированной штуки

Младенцы на фоне зловещей задрапированной штуки post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

Довольно часто фотография этих упитанных близнецов всплывает в качестве примера посмертного снимка, потому что младенцы сидят неподвижно на фоне довольно странной и зловещей задрапированной штуки. Эта штука - их мать. В то время для фотографирования непоседливых детишек использовали такой прием, как "невидимая мать": чтобы удержать ребенка перед фотокамерой в течение долгого времени, позади него усаживалась мама, накрытая покрывалом.

Вывод: на этой фотографии живые дети.

Вот как на самом деле выглядит эта фотография

Вот как на самом деле выглядит эта фотография post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

Братья-близнецы на диване

Братья-близнецы на диване post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

На снимке мы видим двух одинаково одетых близнецов, один из которых будто уснул, а второй его обнимает. Понятно, что парню такого возраста фотографировать спящим и в такой неуклюжей позе было незачем - только если он на самом деле не мертв.

Вывод: это настоящая посмертная фотография.

Мать, отец и ребенок

Мать, отец и ребенок post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

Это непохоже на посмертный снимок, и вот почему. Во-первых, одежда на отце ребенка не соответствует траурной. Во-вторых, на столике позади стоит кружка с детской ложкой, а на ребенке слюнявчик - вряд ли он нужен мертвому младенцу. И в третьих, детская ручка схватилась за ткань одежды. А что до того, что родители на этой фотографии не выглядят веселыми, так люди в то время на снимках вообще улыбались крайне редко, не было принято.

Вывод: ребенок просто наелся и уснул.

Бородатый мужчина на стуле

Бородатый мужчина на стуле post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

Молодой мужчина сидит на стуле, его голова слегко наклонена набок и, похоже, специально подвязана платком для удержания в нужном положении. Глаза выглядят пустыми и мертвыми, но такой эффект мог произойти и из-за вспышки. Тем не менее, положение головы и общая поза вынуждают предположить, что это снимок покойника.

Вывод: настоящая посмертная фотография.

Мальчик с белой собакой

Мальчик с белой собакой post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

Мальчик на этом снимке, безусловно, жив, но вот его питомец, скорее всего, нет. В викторианскую эпоху собаки были самыми популярными домашними животными, любимейшими членами семьи. И когда собака умирала, некоторые хозяева делали ее посмертный снимок на память. А чем животное хуже человека?

Вывод: это посмертная фотография горячо любимой собаки.

Девочка, отдыхающая на кушетке

Девочка, отдыхающая на кушетке post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

Эта девочка мертва? Ничего подобного. На снимке - Александра Китчин (Экси), которую часто фотографировал никто иной как Льюис Кэрролл, автор "Алисы в Стране чудес". У Льюиса Кэрролла (настоящее имя - Чарльз Доджсон) было много девочек-друзей, которых он фотографировал в разных позах и даже обнаженными. Для нас это звучит ужасающе, но для людей викторианской эпохи не было чем-то страшным и воспринималось как вид искусства, а не как сексуальная распущенность. Маленькая Экси выросла, вышла замуж и родила шестерых детей.

Вывод: при съемке этой фотографии ни одной маленькой девочки не пострадало.

Женщина рядом с разлагающимся трупом

Женщина рядом с разлагающимся трупом post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

Ну кто поверит в то, что викторианцы были настолько отмороженными, чтобы наряжать гниющий труп и фотографироваться рядом с ним? А главное, даже если это было бы настоящим снимком, кому такой нужен на память? Конечно же, это, как говорится, "голимый фейк".

Вывод: это не посмертная фотография, а чья-то злая шутка.

Бледная брюнетка, лежащая на диване в окружении лилий

Бледная брюнетка, лежащая на диване в окружении лилий post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

Запавшие глаза, бледное лицо, спокойная и холодная красота, белые лилии рядом с телом, драпировка из тафты и плечи, украшенные искусственным мехом... Стоп. У викторианцев не было искусственного меха. Это современная фоторабота под названием "Бриджетт" с вебсайта Deviant Art, и она выглядит притягательно и мрачно.

Вывод: современная дань уважения искусству пост-мортем фотографии.

Сестры в клетчатых сарафанчиках

Сестры в клетчатых сарафанчиках post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

Мы видим двух красивых девочек. Одна пристально смотрит в объектив, а вторая мирно спит. Она очевидным образом мертва. Об этом говорит книга, подложенная под ее спину, чтобы удержать девочку в нужном положении, и аккуратно сложенные на груди руки. А главным образом об этом говорит грусть в глазах ее живой сестры.

Вывод: это настоящая посмертная фотография.

Отвратительное обезглавливание

Отвратительное обезглавливание  post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

Это милая фотография, сюжет которой понятен без слов. Викторианцы любили готику и все сверхъестественное, и поприкалываться они любили тоже, в том числе с фотографиями. То, что мы здесь видим, - подделка, но подделка того времени. Тут все настоящее, кроме чужой "отрубленной" головы.

Вывод: для викторианцев смерть была в том числе и поводом для шуток.

Вот эта фотография целиком

Вот эта фотография целиком post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

Четверо детей с безликой матерью

Четверо детей с безликой матерью post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

Про эту фотографию говорят, что на ней или мать мертва (это не так, мать удерживает ребенка, чтобы сидел спокойно), или девочка в клетчатом платье - потому что ее глаза якобы выглядят странно. Странность легко объясняется воздействием яркой вспышки - в те времена она была гораздо ярче, чем сегодня, и буквально слепила. И светло-голубые, например, глаза на снимках выходили не очень хорошо. А еще ретушеры частенько исправляли недочеты с прикрытыми или ослепленными вспышкой глазами, и из-за этого снимок тоже мог выглядеть не вполне естественно. А почему закрашено лицо матери? Ну, возможно, кто-то ее не любил и не хотел видеть на фотографии... но это, конечно, домыслы.

Вывод: все люди в момент снимка были живы и здоровы.

Ребенок в постели в окружении цветов

Ребенок в постели в окружении цветов post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

Викторианцы широко использовали цветы в качестве символов по тому или иному поводу, и цветы рядом с умершим - конечно же, символ. Можно с уверенностью утверждать, что девочка мертва, так как она лежит в постели полностью одетой и чьи-то заботливые руки придали ей позу мирно спящего человека. Это торжественная и трогательная фотография горячо любимого ребенка, который покинул своих близких слишком рано.

Вывод: это настоящая посмертная фотография.

Пятеро детей, выстроенных в ряд по росту

Пятеро детей, выстроенных в ряд по росту post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

Здесь мы видим пятерых детишек, четверо из которых очень похожи внешне, а пятая - самая маленькая - выглядит довольно смешной. Кстати, не факт, что это девочка: в те времена и маленьких девочек, и маленьких девочек наряжали в платья и отращивали им локоны. Почему они стоят так ровненько и держат руки по швам, понятно: взрослые сказали им вести себя смирно, чтобы не испортить фотографию. Ну и малышка (малыш?) немного перестаралась...

Вывод: детская групповая фотография, на которой все живы.

Три строгих молодых человека

Три строгих молодых человека post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

Юноши на снимке выглядят неподвижно и строго, и многие полагают, что парень на стуле - покойник, а рядом стоят его хмурые друзья. Но это не так. Молодой человек сидит на стуле так неподвижно и неестественно, потому что четко следует указаниям фотографа не шевелиться и смотреть в одну точку. Троица явно устала позировать, поэтому и выглядит такой несчастной и напряженной. Ну а улыбаться на викторианских фотографиях было не принято, о чем мы уже упоминали выше.

Вывод: это не посмертная фотография.

Ребенок, за которым пришла сама Смерть

Ребенок, за которым пришла сама Смерть post mortem, Посмертные фотографии, Правда или Вымысел, викторианская эпоха, посмертные альбомы

Еще один наглядный пример фотографии с "невидимой матерью". Мать, накрытая покрывалом, удерживает ребенка, чтобы его можно было сфотографировать. Мертвого ребенка не нужно удерживать, он и так неподвижен. А этот малыш явно в растерянности от происходящего и с недоверием смотрит в объектив.

Вывод: это живой ребенок и все у него хорошо. И мама рядом, правда зачем-то покрывало на себя нацепила


Интересные материалы: