В космосе найдена планета, похожая на Землю

Открытие сделано на наземных телескопах в Чили. Внесолнечные планеты начали открывать в 1990 годы, когда появились гораздо более чувствительные инструменты. С тех пор их открыто более восьмисот. Большинство — либо газовые гиганты вроде нашего Юпитера, либо твёрдые тела, которые вращаются близко от своей звезды, так что их поверхность сильно раскалена. Чтобы условия на небесном теле были благоприятны для жизни, похожей на земную, ему нужно находиться на строго определённом расстоянии от звезды, не ближе и не дальше, в «зоне обитаемости» (Goldilocks Zone). Вода, если она там есть, пребывает в жидком состоянии. Именно в такой зоне и оказалась одна из трёх планет, которую заметили астрономы. Две её соседки находятся за пределами зоны.

Выяснилось также, что планета имеет осевое вращение. Это повышает шансы того, что там может быть привычная в нашем понимании жизнь, отметил астрофизик Пулковской обсерватории Сергей Смирнов:

«Важно, чтобы не было синхронного вращения, как у Луны, всегда повёрнутой к Земле одной стороной. И имелся бы не только годовой период вращения вокруг звезды, но и суточный, отличный от годового. Это дополнительная тренировка для той биосферы, которая там могла появиться. Жизненный цикл света, тени, тепла и холода очень важен как тренирующий момент. И люди привыкли к колебаниям света. Мы выдерживаем полную темноту, а можем находиться на пляже или на ослепительном снегу. То же с холодом или жарой. Есть организмы, которые в этих диапазонах намного превосходят человека».

Масса данной планеты в 7 раз больше Земли. Увеличенная сила тяжести почти не повлияла бы на климат, но сказалась бы на размерах гипотетических живых существ, продолжил Сергей Смирнов:

«Если бы там появилась жизнь в развитых формах, как у земных организмов — вроде слонов, то, конечно, можно было бы предполагать, что при большой силе тяжести они были бы придавленными, меньшего размера. Крупных особей быть не могло».

Хотя это логика философов 18 века, размышлявших над обитаемостью Юпитера и Сатурна, оговорился учёный. Они думали, что «юпитериане» и «сатурняне» маленького роста. Не знали, что на газовых гигантах вообще нет твёрдой поверхности.

Другой собеседник «Голоса России», завотделом Института астрономии РАН Олег Малков отметил, что присутствие биосферы не нужно увязывать с условиями, напоминающими земные:

«Мы имеем дело только с одним примером наличия жизни во Вселенной — нашей собственной. Поэтому ищем планеты, похожие на Землю во всём: по массе, по радиусу, по расстоянию от центрального светила. Тогда вероятность появления жизни, как наша, увеличивается. Но не факт, что жизнь может быть только такой».

Сергей Смирнов согласился с этой точкой зрения:

«Рассуждения о „зоне обитаемости“ привязаны к уровню науки середины 20 века. Сейчас можно значительно шире ставить вопрос о существовании жизни в разных диапазонах температур и химического состава, планетных атмосфер, океанов или твёрдых поверхностей. В Солнечной системе в последнее время наилучшим кандидатом на присутствие жизни считается не Марс, а спутники планет-гигантов, в частности, Европа размером с нашу Луну, покрытая толстым ледяным панцырем. Под ним, видимо, самые большие в Солнечной системе запасы жидкой воды, где может быть жизнь».

Более того, указывают собеседники «Голоса России», внеземная жизнь не обязательно должна быть основана на тех же элементах, что и на Земле: углероде, водороде, кислороде, азоте и фосфоре. Теоретически возможны и серно-фосфорная, и кремниевая формы жизни. Им не нужна атмосфера с высоким процентом кислорода, как на Земле. Ни на одной из экзопланет в атмосфере нет кислорода — его современные спектрографы заметили бы. Не было его и в воздухе ранней Земли, когда зарождались первые микроорганизмы. Лишь намного позднее, благодаря растениям и фотосинтезу, его содержание стало увеличиваться.

Темпы открытия новых экзопланет постоянно растут. И эта тема будет волновать как биологов, так и астрофизиков в течение многих десятилетий. Надо готовиться к неожиданностям.

Интересные материалы: