Ученые восстановили средневековую проказу

Впервые в истории медицины и микробиологии ученым удалось восстановить полный геном древнейшего микроба не путем лабораторного синтеза, а благодаря уникальной сохранности средневековой патогенной ДНК. Это открытие позволило исследователя сделать вывод о том, что некоторые бактериальные ДНК в особых условиях могут сохраняться до миллиона лет, особенно в костях и зубах.

Команда ученых из разных стран провела исследование, целью которого был поиск доказательств, подтверждающих гипотезу о едином предке всех видов бактерии лепры за последние четыре тысячи лет, а также о Европейском происхождении североамериканских штаммов лепры, обнаруженных у людей и у броненосцев.

Проказа, она же лепра, болезнь Хансена и «ленивая смерть» — тяжелое хроническое заболевание, вызываемое микробактерией лепры, было широко распространено в средневековой Европе. Это хронический инфекционный гранулематоз (образование воспаленных узелков) с преимущественным поражением кожи и нервной системы. Отвратительные зловонные язвы, отваливающиеся суставы и прочие признаки «гниения заживо» при проказе — это не проявления непосредственно болезни, а следствие нарушений кровоснабжения и вторичных бактериальных инфекций.

Возбудитель проказы — микобактерия лепра (mycobacterium leprae) или так называемая палочка Хансена — был открыт норвежским врачом Хансеном в 1873 году и стал первым из обнаруженных человечеством болезнетворных микробов. Эта бактерия сродни туберкулезной палочке. Считается, что она не слишком устойчива к внешней среде, термической обработке и дезинфекции. Вопреки мифологии, возбудитель проказы относится к низкоконтагиозным — инфицируются лишь 5-10% людей, контактировавших с носителем. Заражение происходит воздушно-капельным путем и при длительном контакте с больным или принадлежащими ему вещами, в основном — с одеждой. Из животных проказой могут болеть только броненосцы и шимпанзе (при искусственном заражении).

Сегодня болезнь официально зарегистрирована в 91 стране и каждый год регистрируется 200 000 новых заражений. Это не так много относительно общей популяции людей, если сравнивать со средневековой Европой.

Для того, чтобы проследить путь развития этого заболевания с самых древних времен, ученые восстановили геномную цепочку с помощью извлечения микробактерии лепры из костей пяти скелетов, обнаруженных в Дани, Швеции и Великобритании, а также с помощью материалов биопсии, полученных от современных пациентов.

Исследователи сравнили геном европейской средневековой микробактерии лепры с 11 существующими в наши дни штаммами, и сделали следующий вывод: геномы всех исследуемых бактерий идентичны и совпадают с данными археологических раскопок в Индии, датируемых примерно 2000 годами до н.э.

Говоря об уникальной сохранности ДНК лепры, ученые предполагают, что это объясняется, во-первых, особым строением клетки проказной бациллы, у которой очень толстые непроницаемые, похожие на воск стенки, и, во-вторых, в структуре костей и зубов ДНК лепры сохранилась лучше за счет того, что была менее подвержена разрушительному воздействию окружающей среды.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Интересные материалы: