А теперь - горбатый!

А сейчас - "горбатый"!

Но почему «горбатый»? А вспомните свойственное обличье и соответственное прозвище первого из «Запорожцев», ЗАЗ-965, изготовленного по виду и подобию Fiat-600 1955 года. Удивительно, но откуда тогда взялось число 500, присвоенное новенькому? Все очень просто: 2-мя годами позже итальянцы запустили в создание модель Fiat-500 (Nuova), снискавшую громкий фуррор, разошедшуюся в 3 893 294 экземпляров и не сходившую с сборочного потока длительных 18 лет!
Ну и что, что в ней было всего два места (в «шестисотом» — их четыре), зато внешний вид очень идентичен, а двери раскрывались по ходу движения, как в современных авто. И индексом «500» рекламщики очевидно намекают на восхитительную (в смысле коммерческой удачливости) наследственность

А сейчас - "горбатый"!

Внимательный читатель, естественно, уже направил внимание на слово Nuova («новый»). Оно появилось не случаем: 1-ый Fiat-500 звался Topolino («Мышонок») и родился в дальнем 1937 году. Смотря на старенькые фото, нет никакого желания именовать творение инженера Данте Джакозы «горбатым» — вид «Мышонка» не имел ничего общего с следующими моделями этого класса. Конкретно его и сменил на конвейере Fiat’a упомянутый выше Fiat-600. Вернемся, но, к истории «пятисотого» — это число оказалось для компании счастливым. (Кстати, показавшаяся сначала 1990-х модель Cinquecento, прародитель «Оки», в переводе значит… «пятисотый»!) Потребность в народном автомобиле появилась как раз посреди 50-х — ранее итальянцы могли позволить для себя разве что велики и мопеды. В наилучшем случае — байки. Но экономика возрождалась так бурными темпами, что если в 1951 году было продано только 40 000 байков, то в 1955-м уже вдесятеро больше. В общем, для государственного проекта «доступный автомобиль» пришло самое время. Ожидался некоторый «закрытый четырехколесный мотороллер», защищавший седоков от непогодицы, падений и столкновений и сопоставимый по стоимости с двухколесным соперником. (Мысль полностью тривиальная: немцы тоже прошли через этот шаг автомобилизации, вспомните ту же Бмв Isetta.)

В конечном итоге после длительных раздумий Джакоза тормознул на проекте, который напоминал уже готовившийся к серийному выпуску «шестисотый», но был приметно легче и дешевле. Движок ограничили 2-мя цилиндрами, что позволило поставить его поперек автомобиля и упростило коробку. А рабочий объем 480 см3 сделал логичным и округлый индекс модели — «500». Сейчас масса автомобиля в 470 кг кажется фантастически малеханькой, а тогда она позволяла хилому моторчику в 13 л. с. разгоняться до 85 км/ч, потребляя около 4,5 литра бензина на 100 км пробега!

Все как бы шло отлично, но… люд не выстраивался в очередь за новинкой. Повинет был «шестисотый» — дороже малыша всего на 125 000 лир (при стоимости в 590 000), зато вмещал 4 человек и 30 кг багажа. И всего три месяца спустя, 4 июля 1957 года, на автомобильном салоне в Турине демонстрируют освеженный Fiat Nuova 500 Economica с обитой дерматином задней лавкой и без 25 000 лир на ценнике. К тому же, как сейчас стильно писать на упаковках, «+ 2 л. с., + 5 км/ч — бесплатно». Отныне Fiat-500 поехал! Его путешествие продлилось, как уже сказано, долгие 18 лет и закончилось в год, когда на орбите уже состыковались «Союз» и «Аполлон». К этому времени система отопления салона методом открытия заслонки меж ним и моторным отсеком уже была, естественно, замшелым анахронизмом

50 лет спустя

Премьера нового «пятисотого» свершилась снова же в Турине и опять 4 июля. Только год на дворе уже 2007-й. На мероприятие пригласили было 500 хозяев старенькых Nuova, но… их приехало больше 5 тыщ! На праздничек вышел весь Турин, хотя по сути следовало бы проводить его в польском городке Тихи (Tychy) — ведь конкретно там собирают новинку, чтоб она была итальянцам по кармашку. Кстати, прогуливаются слухи, что АвтоВАЗ ведет подготовительные переговоры о приобретении прав на создание этой модели в Тольятти — тогда она стала бы доступна и нашим соотечественникам.

А сейчас - "горбатый"!

Как у старенького, так и у нового Fiat-500 можно убрать крышу. Ранее она была матерчатая, а сейчас — стеклянная с электроприводом

Что ж, давайте поглядим, очень ли отличается потомок от прародителя. По правде говоря, он взял от предка разве что известный вид, ну и то только в общих чертах. Ни в сборке, ни в технической внутренности общее навряд ли получится отыскать. Да, и из нового Fiat-500 тоже можно высунуться по пояс, убрав крышу. Только ранее она была матерчатая, а сейчас — стеклянная с электроприводом. Ну и на данный момент Fiat-500 невелик, но сегодняшние 3,5 метра совершенно не то же, что прежние 2,9 метра. И масса в 865 кг уже не поражает воображение собственной ничтожностью, ну и для чего? Ведь 100 л. с. — совсем не ничтожные 13 лошадей, а к прежним 85 км/ч «максималки» можно смело приписать единичку впереди. Тяжело сопоставить и стоимость вопроса: что такое 10 500 евро, мы отлично знаем, а вот что такое полмиллиона лир 1957 года? Ясно одно: Fiat Nuova 2007 стоит далековато не столько, сколько мотороллер.

Очевидно, нет никаких экзотичных решений вроде заднемоторной сборки, мотора с воздушным остыванием. Все обычно: 4 цилиндра, мотор впереди, привод фронтальный. Как по другому — ведь новичок построен на базе платформы пользующейся популярностью Panda. Современная стратегия позволяет достаточно стремительно поменять «шкуру», не затрагивая значительно ее содержания. Вот и Fiat-500 появился спустя только 18 месяцев с момента разработки дизайнерского наброска! Хотя над шасси Panda все таки пришлось поработать. Передок сделали поновой, сдвинув радиатор вспять и добавив энергопоглощающие элементы для больщей безопасности. Решение правильное: независящие крэш-тесты по программке EuroNCAP, проведенные в сентябре, закончились присуждением малышке очень вероятных 5 звездочек. По сопоставлению с Panda у нового Fiat-500 обширнее колея, более массивные стабилизаторы поперечной стойкости, изменена геометрия подвески.

Если старенькый Fiat Nuova не мог повытрепываться быстроходностью и динамикой, то новый Fiat-500 пробует стать в этой дисциплине соперником непревзойденному пока Mini. А именно, конкретно на это нацелена запланированная на конец 2008 года версия Abarth с движком в 135 л. с. Но даже базисная версия с мотором 1,2 литра и мощностью 69 л. с. просто развивает 160 км/ч. А вот что ее роднит с прародителем, так это расход горючего — 5,1 л/100 км в смешанном цикле.

А сейчас - "горбатый"!

Внутренний дизайн Fiat-500 очень далек от «типового усредненного»

Ходовые свойства Fiat-500 и Mini еще не раз будут ассоциировать спортсмены и автожурналисты, а вот что касается интерьера, то тут итальянец уже опередил британца (либо, если желаете, немца). Оригинальностью дизайна Fiat-500 никак не уступает Mini, а по качеству и выбору материалов отделки — просто может с ним поспорить. Найдутся и фирменные особенности: к примеру, подрулевые лопатки для ручного переключения передач в автоматической коробке, кнопка включения спортивного режима, заставляющая автомобиль в особенности остро реагировать на мельчайшие движения педали акселератора и баранки. И даже… автоматический распылитель дезодоранта с 3-мя разными запахами. А еще любители компов отыщут под малеханькой крышкой на торпедо USB-разъем новой компьютерной системы Blue&Me TM, разработанной вместе с Microsoft. Через него, а вобщем, и прямо «по воздуху» через Bluetooth-интерфейс, можно подключить к бортовику самую разную периферию, которую даст подсказку ваша фантазия.

Необычен и навигатор: его карты хранятся не на CD-диске, а на флэшке, что существенно уменьшает габариты и увеличивает быстродействие.

И все таки, все таки… Fiat-500 задуман как соперник Mini «снизу». И дело не только лишь в стоимости, которая у Mini One только начинается с планки в 15 850 евро (тут и всюду приведены европейские цены). Поглядите на движок: у Mini 95 л. с. — это минимум, а у Fiat-500 100 л. с. — максимум! Но понимаете, что мы вам скажем? Многие из числа тех, кому довелось побывать за рулем новенького, сожалеют об отсутствии мотора послабее базисных 69 сил. Так как вся обстановка в салоне итальянца располагает, быстрее, вкушать красоты Dolce Vita, а не перегрузки при экстремальных переставках. И, может быть, как раз на это и рассчитывали хитроумные итальянцы?

Алексей Воробьев-Обухов


Интересные материалы: