Цена эксгибиционизма

Стоимость эксгибиционизма

«Спросите меня, что такое “Суп”?! — взмахивая руками, как будто фокусник, восклицает Эндрю Полсон. — Непременно спросите!» Южноамериканский бизнесмен, узнаваемый сначала как основоположник издательского дома «Афиша», удачно проданного в январе этого года холдингу «Проф-Медиа», очень желает поведать про масштабный проект, управляющим которого он стал. Сзади него посиживают Иван Засурский, прошлый директор по спецпроектам Rambler, Антон Носик, основоположник новостных ресурсов Lenta.ru, Gazeta.ru, Vesti.ru и один из известнейших блогеров руинтернета, Барак Берковиц, генеральный директор американской компании Six Apart, и, в конце концов, Брэд Фицпатрик, создатель самого пользующегося популярностью в Рф сервиса онлайн-дневников LiveJournal.
Что они делают все совместно на верхушке бизнес-центра «Смоленский пассаж»?

«Суп» — новый медийный проект Эндрю Полсона и совладельца «Ингосстраха» бизнесмена Александра Мамута, основой для которого должны стать разные социальные сервисы в вебе. 1-ый шаг компании на этом пути — покупка лицензии на сервис русского (и вообщем кириллического) сектора самого пользующегося популярностью в Рф сервиса авторских дневников — LiveJournal («Живой журнал», ЖЖ) у американской компании Six Apart. А команда «звезд» вокруг Полсона — люди, которые должны будут «совершить революцию в рунете», потеснив сегодняшних фаворитов русского интернет-рынка. В глобальные планы «Супа» заходит развитие интерактивных сервисов в вебе и объединение их в общую социальную сеть. Говоря о собственном первом сервисе, ЖЖ, компания обещает возникновение в скором времени новых технических способностей, позволяющих устанавливать на блоги счетчики, составлять различные рейтинги, использовать для ведения блогов мобильники, также располагать в дневниках не только лишь фото, но также видеоклипы и другие мультимедийные файлы.

Из чего сварят «Суп»

Свои планы по завоеванию русского рынка «Суп» прячет, но косвенно о их можно судить по произведенному компанией прогнозу роста русской аудитории блогов. Если на данный момент аудитория составляет порядка 1,2 млн человек, то к 2008 году, рассчитывает «Суп», она будет уже 4,1 млн, другими словами вырастет более чем втрое. «Суп» подразумевает, что «Живой журнал» займет в этой аудитории более трети, но в планах компании ведь и новые приобретения. В целом, предсказывает Эндрю Полсон, «Суп» желает собрать под свои знамена более 75–80% русской блогерской аудитории. На данный момент в активе у компании только русский ЖЖ, свежайшие данные по аудитории которого привез Брэд Фицпатрик: на данный момент в «Живом журнале» 698 тыс. русских эккаунтов.

Каковой на сей день объем изготовленных инвестиций, сколько вложить планируется? Есть ли определенные планы по будущим доходам? Полсон, сверкая очами, этот вопрос тотчас отторгает: «Спросите меня про “Суп”, как и что мы собираемся делать, какая у нас стратегия, но не гласите ничего про средства! Допустим, я скажу: 100 миллионов. Вас это устроит? Млрд? В интернет-бизнесе нельзя ничего предсказать, это не угольная шахта!» Антон Носик добавляет, что все пользующиеся популярностью сервисы всегда сначала делали ставку не на то, что в конечном итоге выстрелило, потому каждый прогноз на данный момент все равно будет неверным. По сведениям «Эксперта», на сегодня инвесторы вложили в проект 20 млн баксов.

Что касается будущих доходов, то «Суп» хочет использовать все бизнес-модели, которые только есть на рынке: интернет-рекламу как более всераспространенную схему, также любые платные сервисы и даже, по-видимому, сокрытый маркетинг. Схематично модель заработка сейчас видится компании так: ЖЖ будет накачивать «Суп» трафиком, другими словами аудиторией, а как монетизировать этот поток, компания выдумает, пообещал Эндрю Полсон. И хотя отдачу от вложений оценить сейчас никто не может, Полсон настроен оптимистично. «Когда мы делали “Афишу”, я тоже не мог предсказать, сколько мы заработаем через 5 лет, я гласил так: если мы создадим нехороший журнальчик, никаких средств не будет, но если создадим все классно, фуррор будет обеспечен», — гласит он.

Сеть для активистов

Выбор «Супом» ЖЖ в качестве первой мишени для «атаки» неслучаен. Парадокс «Живого журнала» в Рф издавна завлекает внимание как социологов, так и математиков. Когда в 1999 году южноамериканский студент Брэд Фицпатрик писал для общения с одноклассниками программку LiveJournal, он не мог и представить, что в Рф она станет эмблемой свободной журналистики.

Исторически сложилось, что русская аудитория этого сервиса не похожа на участников соц сетей фактически ни одной страны мира. «Средний возраст южноамериканского жежеиста — 18 лет, количество друзей — 10. Это женщина, которая делится со своими друзьями историями из личной жизни, говоря обычным языком, ведет ежедневник. Это то, что мы называем lytdybr (слово “ежедневник” в британской раскладке. — “Эксперт”), либо лытдыбр, — ведает Антон Носик. — В российском секторе ЖЖ средний создатель несколько старше, у него сотки друзей-читателей, он считает себя журналистом, освещает суровые вопросы, и деятельность сотен и тыщ таких создателей полностью подпадает под действие закона о СМИ». Любознательный факт: как отмечает в собственном исследовании русской блогосферы «Яндекс», существует ровная зависимость меж возрастом создателя и числом читателей его блога, другими словами чем серьезней создатель и его блог, тем больше у него поклонников. «У блогеров в возрасте от 41 года до 56 лет в среднем вдвое больше неизменных читателей, чем у блогеров 19–25 лет», — отмечается в исследовании «Яндекса».

В целом, как молвят исследователи парадокса ЖЖ, если английская часть LiveJournal очень дисперсна, то русская обладает высочайшей плотностью и центрами кластеризации, благодаря которым информация в сети распространяется практически одномоментно, а сама сеть очень устойчива к исчезновению отдельных звеньев. Юзер ЖЖ с ником muzyka-sfer, математик, живущий в США, провел глубочайшее исследование кириллического сектора LiveJournal. На базе огромного количества опытов распространения по ЖЖ той либо другой инфы в 2005 году он выстроил математическую модель движения информационных потоков в нем и сделал вывод, что для покрытия более чем 80% ЖЖ довольно всего только 4 передаточных шагов, а для стопроцентного покрытия всех юзеров — менее 5. «ЖЖ представляет безупречную модель соц связей, это предел, к которому стремилось бы общение, если б были сняты все помехи», — заключает он.

Парадокс этот разъясняется тем, что «Живой журнал» в Рф начинался не с ветреных школьниц, а с сетевых активистов-проповедников: одним из первых в феврале 2001 года в ЖЖ пришел филолог из Тарту Роман Лейбов. Он стал затаскивать в ЖЖ собственных друзей, те — собственных, скоро сюда пришли люди, еще до возникновения ЖЖ пытавшиеся вести свои интернет-обозрения (к примеру, «Вечерний интернет» Антона Носика) в руинтернете. Конкретно вокруг их в ЖЖ начали формироваться точки притяжения, что в конечном итоге и сделало ЖЖ таким, какой он на данный момент.

Лытдыбры наступают

Меж тем омолаживание соц сетей, издавна происходящее на Западе, не обошло стороной и Россию. Не интересующаяся ни политикой, ни философией, ни глобальными вопросами культуры и истории молодежь, охочая до «лытдыбров», рванула в социальные сети. В конечном итоге средняя активность блогеров стала падать, совместно со средним возрастом и числом друзей. Этому интенсивно содействовали новые дневниковые сервисы, а следом за ними и новые сети. По данным «Яндекса», только 46% всех блогов на данный момент активны, средний российский блогер — уже не мужик, а женщина 21 года, живущая в Москве и имеющая в сети порядка 24 читателей-друзей.

Блог-хостинги, насчитывающие от 50 до 350 тыс. блогов, «Яндекс» отнес к «большой четверке», в которую вошли LiveJournal.com, LiveInternet.ru, Blogs.mail.ru и Diary.ru. Но в спину им дышат совершенно юные стартапы, которые не просто предлагают своим юзерам вести дневники, но дают им возможность объединяться в общества по интересам. Почти во всем они, естественно, копируют западные аналоги. Так, соц сеть «Мой круг» призвана решать проф вопросы: поддерживать рабочие контакты с однокурсниками и знакомыми, отыскивать служащих для компаний и бизнес-партнеров. Аналогичную ориентацию имеет сделанная компанией Headhunter.ru cеть Webby.ru. Ее задачка — помогать своим юзерам получать информацию о компании, в которую они желали бы устроиться, отыскивать консультантов из агентств, а работодателям — получать у коллег советы по поводу кандидатов и искать новых партнеров. Сети «7рук», «МирТесен» и Comby.ru вообщем решили не ограничиваться отдельной темой для вербования энтузиазма юзеров. Но есть и совершенно узенькие сети — например, сеть «Хабрахабр» для веб— и IT-специалистов.

Разумеется, что русская интернет-индустрия начинает улавливать престижный тренд и делать ставки в этой игре. У кого же больше шансов выжить — у уже имеющихся гигантов (вроде Mail.ru), у вторженцев со стороны (таких, как «Суп»), которые набирают в штабы «звезд» руинтернета, либо у малеханьких стартапов? Анна Артамонова, вице-президент по маркетингу Mail.ru, считает, что «при фокусировке больших игроков интернет-рынка, владеющих большой аудиторией, на этой области шансов у маленьких игроков фактически не остается. Единственный вариант — их фокусировка на некий спец области, к примеру, соц сеть для IT-специалистов, маркетологов либо любителей определенного вида музыки». Денис Крючков, управляющий проекта «Хабрахабр», на самом деле согласен с этой позицией: «Выживет тот, кто выдумает нечто, чего еще как бы нет у других. Конкретно такие проекты в большинстве случаев вдохновляют и делают для себя последователей». Вобщем, как произнес «Эксперту» один из ветеранов русского интернет-бизнеса, фуррора обычно достигают тихие команды, а «звезды» только делают вокруг себя много шума.

.

Сергей Скрипников


Интересные материалы: