Режиссер Сокуров считает «Александру» фильмом о жизненной победе

МОСКВА, 16 ноя — РИА Анонсы, Ира Саминская, Ира Гордон. Режиссер Александр Сокуров поведал в интервью РИА Анонсы, что его последний кинофильм «Александра», который выходит в русский прокат 22 ноября, — это картина о актуальной победе.

«Александра — это победительница. Я понимаю, что вот так смотрится победа, актуальная победа. Так смотрится конец жизни, он может быть и таким — полным сил, полным надежд.
Но это все равно последняя точка, последнее дыхание», — произнес режиссер.

Сокуров признался, что звучное заглавие картины, вызывающее ассоциации с Александром Македонским, было выбрано им с тем, чтоб расширить границы кинофильма: «Не знаю, как это выходит, но я всегда желал, чтоб заглавие было обширнее и далее самого кинофильма, чтоб оно было малость выше кинофильма, чтоб не все в один стакан наливать, и наливать, и наливать».

Картина «Александра» — это «фильм о войне, но без войны». Александра Николаевна приезжает в Чеченскую республику, в размещение русских войск, чтоб навестить внука — 1-го из наилучших офицеров собственной части.

Неслучайно, по словам Сокурова, героиней и победительницей в кинофильме становится старая дама, ведь конкретно в этом возрасте, когда «страсти все уже сзади, перспективы перестают прятаться некоторым туманом, и почти все становится другим, более ясным».

Но режиссер гласит, что в неком смысле, это кинофильм и о конце актуального пути: «Кинематографическая картина всегда имеет свои смыслы, более очевидные либо наименее. Мне уже 56 лет, думаете, я не думаю, что в этом возрасте многих на этом свете уже нет? Думаю, и эти вещи очень важны. Так что картина, в том числе и об этом».

Невзирая на то, что многие из последних кинофильмов Сокурова — «Молох», «Солнце», «Телец» — были посвящены власти и людям, которые обладали судьбами миллионов в XX веке, он не считает «Александру» каким-то отступлением от собственной творческой полосы.

«Есть кинофильм “Одинокий глас человека”, “Отец и отпрыск”, “Мама и отпрыск”, дай Бог, будет “Брат и сестра”. Это странички одной книжки. Условно говоря, это героиня одинокого голоса человека, которая прошла через все, через что она прошла, и вот осталась в этой жизни, не согнувшись», — произнес Сокуров.

«Александра» стала 16 игровым фильмом Сокурова, но режиссер в первый раз сам взялся за написание сценария, чтоб выполнить давнишнюю мечту — сделать героиней величавую оперную певицу Галину Вишневскую.

«В кино личностей настолько большой значимости, как она, фактически не бывает. И когда в синематографе возникают такие самодостаточные люди, это счастье», — поведал режиссер.

Сокуров признался, что «долго изучал этого человека», и работа во время съемок была сложный.

«Приходилось нередко преодолевать Галину Павловну, она упрямо сопротивлялась, но я намного упорнее и настойчивее. Шла неизменная борьба в смысле ее убеждения», — произнес он.

Сокуров — режиссер, стоящий в отдельном ряду русского синематографа. Его картины — «Отец и сын», «Русский ковчег», «Солнце», «Молох» и другие — являются постоянными участниками огромнейших интернациональных киносмотров.

Сам режиссер относится к этому более, чем сдержанно, и признается, что он сам — «свое главное разочарование в кинематографе».

«Я сам свое главное разочарование. Я занимаюсь синематографом, но, по сути, не очень его люблю, так как по сопоставлению с литературой он не достаточно, что означает. И потому во мне идет какое-то неизменное самопреодолевание», — добавил режиссер.

Сокуров — философ, и о собственном миропонимании гласит с огромным наслаждением, чем о кино.

«Я люблю работать, это часть и физиологической, и духовной природы. Я не люблю лодырничать, так как я человек без особенных корней, без происхождения, и во мне нет некий масштабности, — гласит режиссер, формулируя свою актуальную философию. — Живи и вытерпи. Будешь вытерпеть — будешь осознавать других людей. Все эти главные правды уже издавна сформулированы», — произнес режиссер.


Интересные материалы: