Как поступить

В январе большая часть вузов проводит деньки открытых дверей. Школьники приглядываются к будущим местам учебы, а заодно отыскивают ответ на главный вопрос: на что необходимо в особенности направить внимание, чтоб поступить. В этом году для столичных абитуриентов эта неувязка стоит как никогда остро. Кроме оценок по профильным экзаменам, которые вчерашние школьники будут сдавать в университетах, при поступлении будут в неотклонимом порядке учитываться и результаты единых госэкзаменов.

Как готовиться к первым, понятно: абитуриенты обычно записываются на курсы при институтах либо нанимают репетиторов, работающих в подходящем вузе. А вот с ЕГЭ появляется огромное количество вопросов. Вузовские и школьные педагоги пока не выработали особых методик подготовки к ЕГЭ. А профессионалов, способных гарантировать выпускнику хороший итог тестов, в стране пока нет. Меж тем неудовлетворительная оценка за ЕГЭ может закрыть путь к высокому образованию даже для самого профессионального абитуриента.

Этим летом столичным школьникам придется сдавать единый госэкзамен по двум предметам: русскому языку и арифметике. «Все университеты при подаче документов должны учесть результаты ЕГЭ по тому предмету, который есть в перечне вступительных экзаменов, – поведал «НИ» ректор Столичного института открытого образования департамента образования Москвы Алексей Семенов. – Другие профильные выпускные и вступительные экзамены будут сдаваться в классическом виде».

Решение сделать два главных вступительных экзамена в форме тестирования почти во всем обоснованно. Поступление школьника больше не находится в зависимости от того, на какие предварительные курсы он будет ходить. Ведь если ранее требования к абитуриентам были различными для того либо другого университета, то с введением ЕГЭ значение имеет только количество набранных баллов. Соответственно абитуриентам нет смысла переплачивать за репетиторов из популярных вузов – тестовые задания всюду однообразные. Не считая того, отпадает необходимость в отдельных репетиторах по русскому и арифметике для школы и университета.

Двойной тариф

Но в число сэкономивших счастливчиков попали только те «середнячки», которым для поступления требуется сдавать оба предмета. Остальным же, в особенности ученикам классов с гуманитарным либо математическим уклоном, в этом году придется несладко. Школьники от такового расклада просто взвыли. Еще бы: пару лет усиленной подготовки по одному предмету оказались никому не необходимы. «Все мои познания по русскому никто не оценит, – поведал «НИ» выпускник столичной гимназии №1515 Рустам Боровик. – Тестовая форма сдачи, естественно, наименее трудоемка, но жесткие рамки, в которые она загоняет ученика, лишает его способности проявить собственный творческий потенциал, в особенности в части С. Соответственно это может понизить мои шансы на поступление».

Не меньше морок ЕГЭ принес и абитуриентам МГУ, которые были просто огорошены недавнешним заявлением ректора института Виктора Садовничего. Он сказал, что при поступлении в университет будут учитываться результаты одного муниципального экзамена. Их приплюсуют к итогам вступительных испытаний, которые сохранятся в классической форме, и конкурс будет идти уже по итоговой оценке. По воззрению педагогов МГУ, этот компромиссный вариант, может быть, убережет университет от атаки абитуриентов с низким уровнем познаний.

Вобщем, злосчастные школьники такому решению совершенно не обрадовались. Им срочно пришлось поменять планы и зазубривать тестовые задания в два раза резвее. «Я рассчитывала, что в МГУ придется сдавать классические экзамены, и расслабленно занималась с вузовскими репетиторами, – поведала «НИ» одиннадцатиклассница столичной школы №1243 Евгения Семенова. – Ведь количество баллов за ЕГЭ для абитуриентов было не принципным. А сейчас приходится платить два раза – за подготовку и к ЕГЭ, и к вступительным экзаменам».

Учебно-строевая подготовка

Кто может нормально приготовить к ЕГЭ по русскому и арифметике, чтоб дорога к высокому образованию не оказалась закрытой, – вот вопрос, который больше всего волнует школьников сейчас. Бюрократы решили, что этим должны заниматься учителя.

В этом учебном году в почти всех столичных школах «натаскивание на ЕГЭ» стало частью учебной программки. «Причем если еще годом ранее школа, согласно словам служащих Федерального института педагогических измерений, Столичного института открытого образования и столичного департамента образования, не должна была готовить учеников к ЕГЭ, то сейчас это делается на полностью официальной базе, в рамках факультативных занятий, – поведал «НИ» учитель российского языка и литературы Сергей Райский. – Более того, методисты ненавязчиво интересуются, как проходит в школах подготовка к ЕГЭ».

Приоритетная задачка учителя – посодействовать выпускникам разобраться в системе тестирования и привыкнуть к формату экзамена. Специалисты добавляют: во вред получаемым познаниям и общему уровню подготовки. «Если ранее репетитор давал хоть какие-то познания, так как проходил совместно с учеником по всему материалу, дискуссировал вопросы, которые могут попасться при поступлении, то сейчас большая часть школьных преподавателей учат абитуриентов просто угадывать ответы», – убежден президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

Неудача в том, отмечает г-н Комков, что из-за того, что ЕГЭ введен не так давно, далековато не все школы успели выработать действенные методики подготовки к сдаче предмета в испытательной форме. Тем паче что в составе ЕГЭ есть так именуемые спорные вопросы, ответы на которые могут колебаться зависимо от точки зрения преподавателя, а означает, и выпускника. Меж тем компьютерная программка, проверяющая результаты тестов, таких разночтений не учитывает. В ее память заложен всего один ответ. Не считая того, для поступления, к примеру, в гуманитарные университеты требуется очень высочайший балл за ЕГЭ по русскому. При массовой классной подготовке такового уровня познаний достигнуть очень трудно.

Сбились с курсов

Обычно другой школьной подготовке были репетиторы из вузов и спец курсы. Но в этом случае они фактически бессильны. Практикующиеся годами методы подготовки, основанные на специфичных требованиях вузов, закончили быть животрепещущи. А методик преподавания, нацеленных на ЕГЭ, пока не появилось. Практически занятия при избранном институте преобразуются в формальность. «От абитуриента в главном требуются только средства на то, чтоб оплатить услуги членов приемной комиссии. ЕГЭ существенно упрощает функцию «зачисления», – поведал «НИ» Сергей Комков. – Когда в институт приходят тыщи материалов с приблизительно схожими плодами, принцип отбора не знает никто. Если засветилась знакомая фамилия, то абитуриент ставится в лист ожидания в первую очередь».

Но свято место пусто не бывает. И освободившуюся нишу в сфере подготовки абитуриентов поторопились занять личные курсы. «Мы учитываем специфику ЕГЭ при подготовке абитуриентов: так, к примеру, если ранее им приходилось при поступлении сдавать российский язык в форме диктанта, то сейчас школьникам нужно отлично написать мини-сочинение, непременное для части С, – поведал «НИ» директор учебного центра «Университет для всех» Владимир Гора. – Приблизительно та же ситуация с гуманитариями. На курсах мы «дотягиваем» их до тройки, которую они компенсируют отлично сданными русским и зарубежным языками».

Вобщем, качество преподавания «частников» может вызывать огромные вопросы. Подготовкой абитуриентов усиленно занялись не только лишь приличные центры. «Натаскивать» на ЕГЭ вызываются даже студенты третьего курса, аргументируя это тем, что они-то уж не понаслышке знают все тонкости «ужасного тестирования». Какими познаниями будет владеть выпускник после таких занятий – лучше не мыслить.

Полцарства за «пятерку»

Специалисты убеждены: введение неотклонимых ЕГЭ по русскому языку и арифметике практически значит кончину предварительных курсов при институтах – ведь вступительные экзамены вузов больше не имеют специфичности. «Все это очень похоже на перераспределение денежных потоков, – поведал «НИ» г-н Комков. – Средства уйдут к фирмам, которые готовят абитуриентов к ЕГЭ, в кармашки чиновников, которые несут ответственность за выдачу сертификатов либо занимаются организационной работой, к примеру, получают задания к ЕГЭ. Не считая того, внушительная часть средств достанется мошенникам».

По воззрению г-на Комкова, оставшиеся без средств от абитуриентов университеты начнут находить прибыль в другом месте. К примеру, увеличивать плату за обучение либо сокращать количество экономных мест. «Вузы поголовно перебегают на платное обучение, так как из госбюджета они финансируются плохо, – объяснил «НИ» президент Всероссийского фонда образования. – Минобразования раз в год уменьшает количество экономных мест: в среднем на 8% в год, по неким специальностям на 10%. И если дело так пойдет и далее, то через 10 лет в стране не остается ни 1-го бюджетника».

Самое противное, что у столичных школьников просто нет выбора. Ведь если они не поступают в университет в этом году, в последующем им придется сдавать ЕГЭ снова. А это означает, что к растратам этого года постоянно прибавятся новые.


Интересные материалы: