Регенерация федерального органа

Регенерация федерального органа

Так начинается одна из миниатюр Феликса Кривина, герои которой попеременно испытывают крепость веры обитателей городка. 1-ый возвещает городским жителям, что брюки с этого момента следует надевать через голову. Через некое время 2-ой призывает не забывать и о ногах. И в конце концов, 3-ий монах заявляет, что имеющий голову не будет надевать на нее брюки. Обрадованные горожане, щедро наградив монаха (как до того — его коллег), собираются опробовать старенькый хороший метод...
да только обнаруживают, что в городке не осталось ни одной пары штанов. «Три богатых монаха уходили из нищего города».

Эта сказка, написанная больше сорока годов назад, вспомнилась мне в прошлый пн, когда стало понятно о том, что Дмитрий Медведев предложил сделать единый федеральный орган, который ведал бы вопросами охраны среды. Ни создатель предложения, ни присутствовавший при всем этом действующий глава страны не сочли необходимым вспомнить, что таковой орган — Минэкологии, а потом Госкомэкологии — в составе русского правительства уже был, более-менее удачно действовал все «проклятые 90-е» и был уничтожен росчерком пера сегодняшнего президента через 5 дней после его первой инаугурации. С того времени президент и его соратники много поэкспериментировали с природоохранными функциями страны: сокращали, сливали, делили, передавали в регионы и отымали у регионов, делали параллельные структуры, меняли министров и управляющих служб, созывали съезды и форумы, воспринимали доктрины... И в конце концов все-же пришли к поразительному выводу: оказывается, в этом мире есть только один приемлемый метод надевать брюки! Правда, главный экспериментатор не только лишь не стал вспоминать об этой истории, но даже уступил собственному наследнику честь возвестить стране о даровании ей экологического органа. Должно быть, не желал даже в неявной форме признаваться в грубой ошибке, а главное — в том, что он восемь лет в ней упорствовал.

Вобщем, будем справедливы: свою ошибку в этом вопросе путинская команда поняла далековато не сейчас. Дискуссии о новеньком ведомстве начались еще летом 2004 года — когда выяснилось, что чуть не половина предусмотренных законом функций страны в области охраны среды в итоге административной реформы оказалась не закреплена ни за каким ведомством. В марте 2005-го министр природных ресурсов Юрий Трутнев официально занес предложение сделать агентство по охране среды, передав ему все надлежащие возможности. С того времени этот вопрос не один раз был предметом президентских поручений, на свет рождались проекты и концепции, но ни один из этих документов так и не был согласован всеми заинтересованными ведомствами. Фактически, против самой идеи одного органа никто не возражал, но МПР настаивало, что этот орган должен быть сотворен в структуре министерства (методом передачи Росприроднадзору дополнительных функций), МЭРТ лицезрело его вневедомственным органом при правительстве, Ростехнадзор же был уверен в том, что он и есть этот самый орган, а вне его может существовать разве что малюсенькое агентство по особо охраняемым природным территориям. Так как за три года никто так и не пожелал поступиться возможностями, затея, подобно крыловскому возу, осталась в начальной точке. Вспомнили о ней только на данный момент, когда срочно потребовались симпатичные инициативы для преемника.

Ну что ж, лучше поздно, чем никогда, а кто старенькое помянет, тому глаз вон. В конце концов, учеба способом проб и ошибок (при этом сходу в масштабах всей страны) — в обычаях русского управления: в свое время Гайдар предлагал занести Черномырдина в книжку рекордов Гиннесса как получателя самого дорогого в мире экономического образования. Будем считать, что 3-ий монах уже пришел — 2 марта в стране завершится эра целенаправленного разрушения природоохранных устройств (также использования их в качестве дубины против неугодных либо непокладистых предпринимателей) и начнется постепенное восстановление обычной экологической политики.

Вот только кто будет ее сформировывать и проводить в жизнь? Инициатива восстановления полноправного природоохранного ведомства практически точно совпала по времени с сообщениями об отставке главы Росприроднадзора Сергея Сая и его заместителя Олега Митволя. И если отставки первых лиц в этом ведомстве — дело обычное (Сай был уже третьим управляющим службы за неполных четыре года ее существования), то уход со собственного поста самого известного муниципального эколога смотрелся знаковым событием. Тем паче что он сопровождался скандалом: Митволь заявил, что уходит в символ протеста против предназначения главой ведомства бывшего вице-губернатора Ленинградской области Владимира Кириллова. И на публике обнародовал сведения экологических НГО, согласно которым новый глава Росприроднадзора на прежних должностях отличался умопомрачительной терпимостью к нелегальным дровосекам, строителям дач и иным нарушителям лесного законодательства, а несколько раз чуток было не стал фигурантом уголовного дела. Как-то очень тяжело представить, что на новейшей должности он будет проявлять больше принципиальности.

Правда, после недолгого разговора с Юрием Трутневым Митволь отозвал свое заявление об отставке, согласившись работать под началом человека, которого только-только на публике обвинил в некомпетентности и нечистоплотности. По его своим словам, министр растолковал ему, что «мы госслужащие и служим не Кириллову либо Саю, а Русской Федерации». Может быть, естественно, что до аудиенции у министра он не подозревал об этом обстоятельстве, но все-же вероятней, что ему там было сказано еще кое-что. К примеру, что Кириллов — фигура временная, а когда после выборов начнется формирование нового правительства и нового экологического ведомства, награды Олега Львовича будут оценены по достоинству.

БОРИС ЖУКОВ


Интересные материалы: