МГУ примирился с ЕГЭ

МГУ примирился с ЕГЭ

Управление Министерства образования и науки вчера одобрило сохранение автономного порядка вступительных экзаменов в МГУ после 2009 года, когда вступит в силу положение о Едином муниципальном экзамене (ЕГЭ). Статс-секретарь - замминистра Юрий Сентюрин заявил корреспонденту «Газеты», что МГУ, как и всем остальным русским университетам, придется учесть итог школьных тестов по всем предметам.
Но за основным институтом Рф остается право проводить дополнительные тесты, тем сохранив более жесткий отбор соискателей.

Не считая того, добавил Сентюрин, из-за огромного конкурса свои собственные экзамены сумеют проводить творческие и физкультурные университеты.

Объяснения статс-секретаря последовали после того, как ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий сказал о том, что институт, имеющий отдельную строчку в федеральном бюджете (все другие университеты финансируются через министерство), за год до окончательного вступления в силу закона о ЕГЭ обязался учесть его результаты. Но выполнена норма будет довольно формально. Виктор Садовничий обмолвил несколько критерий, позволяющих, на самом деле, сохранить сегодняшний порядок приема.

Садовничий длительное время сопротивлялся включению МГУ в систему ЕГЭ, объясняя это особенным статусом и положением университета. Эту борьбу Юрий Сентюрин растолковал в интервью "Газете" определенным переходным периодом, в течение которого необходимо было приспособиться к новым условиям и отработать контрольно-измерительные материалы. «Сейчас все это находится на таком уровне, что позволяет снять напряжение, возникшее вокруг ЕГЭ», - произнес заместитель министра.

Испытание аттестата

Уже весной результаты по русскому языку и арифметике начнут признавать на всех факультетах института. При всем этом управление нескольких факультетов сказало корреспонденту «Газеты», что малый уровень познаний по двум школьным предметам все таки будет оказывать влияние на оценку по смежным вступительным экзаменам. Так, на факультете журналистики МГУ будет формально засчитываться в качестве результата по русскому школьный балл. Но если во вступительном сочинении будет допущено огромное количество грамматических и орфографических ошибок, то существенно снизится оценка по литературе.

Для определенного абитуриента в 2008 году процесс будет смотреться так: при подаче документов с плодами ЕГЭ приемные комиссии МГУ учтут только результаты по гуманитарной дисциплине (в этом случае русскому языку) либо четкой (арифметике). Абитуриенту все равно пригодится дополнительно сдавать обыденный экзамен по профильному предмету, и слабенькие познания по той же арифметике, невзирая на имеющийся балл в аттестате ЕГЭ, все равно обнаружатся и отразятся на оценке по физике либо химии.

«В этом году по русскому языку мы будем выводить оценку, делая упор на школьные баллы по ЕГЭ. Нам остается только сопоставить 100-балльную систему госэкзамена с нашей пятибалльной. Но, если при проверки сочинения по литературе как во время творческого конкурса, так и конкретно в момент вступительных экзаменов мы заметим, что уровень грамотности абитуриента не будет соответствовать школьным оценкам, на высочайшие баллы по литературе ему возлагать не стоит», - сказала «Газете» декан факультета журналистики Лена Вартанова. Она отметила, что познание литературы складывается из соблюдения и стилистических норм, и грамматических.

Таким макаром, Столичный институт хочет сохранить жесткий отбор абитуриентов, невзирая на учет результатов ЕГЭ. Федеральные законы «Об образовании» и "О высшем послевузовском проф образовании" полностью в части положений о ЕГЭ начнут действовать через год. В 2009 году МГУ будет должен учесть все школьные оценки, а не только лишь российский язык и арифметику. Дополнительный отбор станет проводиться средством творческих конкурсов и различных тестирований.

МГУ одним из последних сдал оборону. Три года вспять результаты школьных экзаменов Минобрнауки обязало учесть большая часть творческих вузов, в том числе такие, как театральный институт имени Щукина. Проходные баллы в каждом вузе различные и зависят от конкурса: бывает, что для получения священного студбилета довольно иметь 50 баллов по профильным предметам, а бывает, что необходимы все 100.

Провинциальная угроза

«Нас поставили в жесткие рамки, обязав учесть результаты ЕГЭ. Хотя основополагающими для нас являются, конечно, результаты творческого конкурса. Замечу но, что с теми же оценками по литературе и русскому языку, которые ребятам выставляют в школе, очень трудно найти, стоит принимать абитуриента на киноведческий факультет, обучение на котором просит глубочайших познаний по гуманитарным предметам», - заявил корреспонденту «Газеты» президент Щукинского училища Александр Новиков.

В большинстве столичных вузов молвят об опасности наплыва бесталантных абитуриентов, получивших незаслуженно высшую оценку в собственных школах. Об оборотной стороне процесса, другими словами повышении доступности столичного образования для даровитых юных людей из глухомани, вузовские работники не молвят.

Последний год медалистов

В 2008 году золотые медалисты сумеют в последний раз пользоваться преимуществом при поступлении в МГУ. В будущем году льготы получат только фавориты всероссийских олимпиад.

В среднеобразовательных школах новость о признании ЕГЭ в МГУ восприняли с экстазом. Директор центра образования «Царицыно», член ОП Ефим Рачевский заявил корреспонденту«Газеты», что решение Виктора Садовничего создаст равные условия для профессиональных абитуриентов из русской глубинки. «МГУ длительное время стоял домом, считая себя эксклюзивным рейтинговым университетом, - отметил он. - Я рад, что Садовничий принял правила игры. Сейчас выпускники из регионов будут иметь те же стартовые условия, что и столичные абитуриенты».

Сами будущие абитуриенты МГУ заявлению Садовничего не обрадовались. Ученик 11-го класса одной из школ городка Обнинска Калужской области Алексей Симагин хотя усиленно готовиться к вступительным экзаменам начал еще с 2007 года, уверен, что задания в МГУ по другим предметам выйдут за рамки школьной программки и окажутся во много раз труднее: «Это ничего не изменит. В любом случае мне придется сдавать обыденные вступительные экзамены по арифметике и физике, а там задачи выходят далековато за рамки школьного курса».

С введением одного госэкзамена кому из выпускников станет легче поступать в университеты, а кому труднее?

Андрей Фурсенко, министр образования и науки:

Станет легче тем, кто отлично знает предмет. ЕГЭ - это довольно беспристрастная система, и в перспективе человек будет зависеть только от собственных познаний.

Раскроет ли ЕГЭ весь потенциал учащегося? А что, обыденный экзамен его открывает? Есть письменный экзамен, а есть устный. И есть люди, которые плохо сдают письменные. Так что можно задать и таковой вопрос: открывает ли письменный экзамен весь потенциал учащегося?

Одна журналистка, сразу являющаяся и матерью, не так давно произнесла мне: «ЕГЭ - отменная система. Малыши меньше нервничают, психопатии тоже меньше, а вот познания определяются».

Виктор Садовничий, ректор Столичного муниципального института им. М.В. Ломоносова, академик РАН:

Одни могут быть больше подготовлены к тому, чтоб отвечать «да» либо «нет» на обыкновенные и недлинные вопросы. Другие обожают как можно поглубже раскрыть один вопрос.

Но ЕГЭ - это уже другой метод подготовки к университету. Если школьник профессиональный, то он и ЕГЭ отлично сдаст, и хоть какой другой экзамен и, конечно, поступит. Но большинству обыденных ребят необходимо будет готовиться к поступлению в университеты уже по-другому, что, на мой взор, не есть отлично.

Я убежден, что лучше поглубже учить науку, чем готовиться к форме поступления. Потому я и оппонировал абсолютному введению ЕГЭ. А в институтах, где образование идет на очень высочайшем уровне, не считая ЕГЭ, по-моему, непременно необходимы дополнительные тесты - для того, чтоб выявить проф возможности абитуриента по овладению определенной наукой.

Лена Кондулайнен, заслуженная артистка Рф:

Легче будет зубрилам и тем, кто умеет ладить с учителями, которых можно подкупить (они тоже люди). Труднее будет тем ребятам, которые уже лицезреют себя на определенной специальности, так как как раз многие спецы и не смогут попасть на свои места.

Мой старший отпрыск оканчивает институт, и сия чаша его, к счастью, миновала. А младший еще пока обучается в седьмом классе, и я надеюсь, что к тому моменту, когда он будет поступать, ЕГЭ отменят. Ясное дело, что в школе есть любимцы и нелюбимчики, и если б, к примеру, мои школьные отметки рассматривали в вузе, то я бы уж точно вообщем никуда не поступила.

Борис Грачевский, художественный управляющий киножурнала "Ералаш":

Для абитуриента, владеющего потенциалом созидания, совершенно непринципиально, какой будет экзамен. Если есть познания, то не принципиально, как они будут выданы. А тем, кому было тяжело обучаться и сдавать экзамены, совсем так же будет и при ЕГЭ. Он жизнь никому не облегчит, но точки над i поставит.

Все эти личные взоры - типа «ах какая милая девченка!», «это красивый парень», «здесь такие прыщи» - уходят. Но, к огорчению, мы идем к западной системе обучения, которая не является наилучшей. Персонифицированные отношения со студентами (а с детками в школе тем паче) намного ярче и полезнее тестовых систем: ничего знать не знаю, а машина-робот воспринимает. Так как в мальчугане либо девченке можно найти энтузиазм и зажечь их. Я общаюсь со многими ребятами, они про ЕГЭ что-то ничего не молвят. Но мне кажется, все они равно чего-нибудть выдумают.

Олег Смолин, зампред комитета Госдумы по образованию (фракция КПРФ):

У ЕГЭ есть один плюс и огромное количество минусов. Плюс таковой: опыт показал, что ЕГЭ несколько расширил доступ в университеты (и в столичные, а именно) ребят из села и малых городов. Правда, только тех, у кого предки имеют довольно высочайшие доходы для содержания студента в столице. А минус - что ЕГЭ меняет нрав работы школы: заместо развития личности эта система принуждает ученика натаскиваться на решение тестов.

ЕГЭ способен повысить число студентов с неплохой памятью и, может быть, усердно занимающихся, да и способен снизить количество студентов с творческими возможностями. А последнее является основным для ХХI века.

Надежды на то, что ЕГЭ покончит с коррупцией, стопроцентно лопнули: этими заданиями уже ведут торговлю. Чтоб сохранить единственный плюс ЕГЭ, мы занесли законопроект, предусматривающий добровольность сдачи этого экзамена. Мы - за свободу в образовании.

23.01.2008 / ОЛЬГА ПАВЛИКОВА, АНАСТАСИЯ НОВИКОВА, Миша ВИНОГРАДОВ, опрос подготовил АЛЕКСАНДР САРГИН

Материал размещен в "Газете" №12 от 24.01.2008г


Интересные материалы: