Какой быть России? Александр Солженицын о путях развития страны и общества

Какой быть Рф? Александр Солженицын о путях развития страны и общества

Своё мировоззрение выскажут известнейшие русские и забугорные политики, главы стран, писатели, словам и мыслям которых доверяют миллионы россиян, экономисты, правозащитники.Большая часть россиян - и авторитетные специалисты (политологи, экономисты), и творческая элита, и обыкновенные работяги - сейчас сходятся во мировоззрении: наконец Наша родина вошла в эру стабильности. После тяжелейших десятилетий перестройки, передела принадлежности, обнищания денежного и утраты моральных ориентиров...

И сейчас самое время, оторвавшись от решения сиюминутных заморочек, поразмыслить о вещах еще более принципиальных. А конкретно: какие плоды принесут эти реформы? Куда мы все в итоге идём? Какой будет Наша родина? Пойдёт ли наша страна по авторитарному пути либо сумеет воспринять демократические ценности? Будет ли это страна «безбрежной рыночной экономики» либо правительство с сильным госуправлением? Должны ли и далее плодиться олигархи и кто вдохнёт уверенность в малообеспеченных и обездоленных? Кто ответствен за нравственность: правительство либо рынок?..

Что нам по силам

ПРИ сегодняшнем тугосвязном и тревожном состоянии дел по всей Земле - российскому правительству, очевидно, не дано и на час забывать ни о наружной защите страны, ни о её месте в международьи (уже было утерянном, но в последние годы частично восстановленном). И глаз не спустить с далеких путей гос политики, а они - всегда многопетлисты, тяжело предвидятся, нелегко просчитываются (как вот - возросший энергетический и продовольственный спрос новокрепнущих государств Востока и др.). Это - дороги не близкие.

А вот на внутренних наших путях, посреди всех вновь возникающих муниципальных программ и целей - первейшим - да вне всякого номерного списка! - правительственным долгом всегда должно оставаться: СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА, обезпечение постоянно подходящих критерий для его физического процветания и нравственного здоровья. Народная бедность не может быть допущена ни в дозе «двух третей», ни «одной пятой». И рядом с тем - устойчивое, доброкачественное, равномерное, без административных дёрганий течение всеобщего школьного образования. Оно не должно испытывать на для себя однобоких и сбивчивых воздействий.

Но обычному, неподготовленному взору не доглядеть признаков защиты народной Нужды - ни в том, как ветшающие жилья миллионов утопли в прожорливой системе ЖКХ; ни в неизменных ценовых всплесках на потребительском рынке, одномоментно слизывающих все прибавки и лишающих людей всякого спокойствия; ни, даже, это уже в разряде анекдотов: в наших нелепейших сквозных двухнедельных «праздниках», нестерпимых трудовому люду, в особенности зимой, когда некуда деться, но, возможно, очень комфортных для зарубежных поездок состоявшихся особ? ни, более всего, - в угнетающей всеобщее сознание змейной коррупции, всё нераскры-ваемой и ненаказуемой (да не только лишь ж на вышках, да и на маленьких ступенях, и поди же раскрой каждый случай, ну и - там ли корень? всё валится на неповоротливость властей, а меж тем вся нравственно шаткая атмосфера в нашей стране высвобождает воров и взяточников от угрызений Греха и от Стыда, - напротив, они быстрее ощущают, что выиграли позицию).

И всё это, насущное для жизни каждого человека, решается в столице - и мелкое, и большое, как и весь сегодняшний и будущий общегосударственный путь. Но кому и скольким доступно дискуссировать его в полный глас либо пробовать воздействовать на его рождение и ход? Глас народа - где он? и как ему проявиться? Другими словами как различить голоса простолюдинов, не увенчанных наклейками «политологов», «аналитиков», «референтов»?

Да позволим же, в конце концов, и в Рф существовать местному самоуправлению, где безстеснительно, всякий раз по актуальным, всем понятным поводам раскрывались бы уста. Я - уже не 1-ый десяток лет, сколько мог, - писал, разъяснял, призывал конкретно: к свободному действию в Рф местного самоуправления. В нашей истории веками существовал и деревенский мiр, и городские веча, и казачьи сходы, а с конца XIX века - плодотворное Земство, разогнанное большевиками в 1918 году (заменённое ими на Советы, а те сходу были подмяты компартией и никогда ничем реально не управляли).

Если мы не научимся брать в свои руки и инициативно обеспечивать близкие, актуальные наши нужды, не видать нам процветания ни при каких золотовалютных припасах.

И сейчас - во всех благоденствующих странах Запада местную жизнь направляют конкретные (а не презентабельные!) народные собрания. Нам с семьёй, в 20-летнем изгнании из СССР, досталось много понаблюдать, даже и с восхищением, этот мощнейший публичный аппарат в действии. Это - реальное, действенное и достойное роль самых рядовых людей, в их обыкновенной местной обстановке, в отстаивании собственных безспорных потребностей и принятии решений на обозримое будущее. А потом - им дано натурально чувствовать подвижки и фуррор этих решений как прямое воздействие на ход гос жизни: да ведь на местном примере она и чувствуется людьми отчётливей, чем далекие, в столичном крупном городе, обещания, шорохи и действия. В наших сегодняшних, часто справедливых упрёках Западному миру - то по отжитым, затёртым поучениям гордых ораторов «Совета Европы», то по отблиставшему золотому кумиру «Глобализма» -мы упустили самую бизнес вседневную здравую пользу системы самоуправления в западных странах (да никто и не спешил нам её представить), реальные перемены в муниципалитетах, отстоенные самими гражданами по видимому, жгучему для их поводу, сам опыт реального управления - и заслуженное ублажение от того.

За годы же после моего возврата в Россию я был очевидцем угнетения новоявленных очагов местного самоуправления - то губернаторами, то губернскими советниками, всегда - отказами в денежной помощи, а ни от одной Гос Думы не появился в поддержку местных самоуправлений ни один чёткий, дельный, подходящий закон. (Небрежность? Ревность?)

А меж тем в таковой обширной стране, как наша, никогда не достигнуть благоденствия - без сочетания действий централизованной власти и публичных сил. Мне возражают: какие публичные силы? какое самоуправление? да у нас никто ни с кем не способен условиться: хоть какое самодеятельное собрание людей будет течь по сценарию кинофильма «Гараж». - Да и я возражу: а другого пути просто нет. Если мы не научимся брать в свои руки и инициативно обеспечивать близкие, актуальные наши нужды, а всегда отдавать их на милость отдалёких, больших бюрократов, - не видать нам процветания ни при каких золотовалютных припасах. И неправда, что не способны мы уже к самоорганизации. А обманутые дольщики? А движение автомобилистов?

Да чуткие, предвидчивые актуальные решения не могут состояться в Рф без трезвого и горьковатого опыта нашего -ещё свыше-ста-миллионно-го - трудолюбивого и профессионального многолюдья. И - без включения наших благодатных пространств. (К вящему удивлению - до сего времени не рассеянных нами и не д огубленных..)

...По нашим «заглушным» местам - в нынешних живейших заботах: надёжная целебная помощь, состояние школ, жилищ, транспорта и дорог, ход торговли. Добиваться всего этого и жгуче созрело, и единственно по силам - как раз местному самоуправлению. Если ему дадут финансово и юридически дышать.

Авторские орфография и пунктуация сохранены.

ОТ РЕДАКЦИИ

Странички «АиФ» открыты для дискуссии: все, кого не оставят флегмантичными темы нашего умственного проекта «Какой быть Рф?», могут присылать свои статьи в редакцию. Ведь это в наших руках судьба Рф, будущий день Отечества и, как написал А. Солженицын, «отстаивание собственных безусловных потребностей и принятие решений на обозримое будущее».


Интересные материалы: