Легенда о двух немецких пионерах

Легенда о 2-ух германских пионерах

Карл Бенц совместно со своим коммерческим директором Йозефом Брехтом на улучшенной патентованной модели автомобиля, 1887 год. Невзирая на то что более четырёхсот человек претендовали на звание «изобретатель автомобиля», историческая справедливость востержествовала. Сейчас считается, что «первыми» были немцы Готтлиб Даймлер и Карл Бенц. Официальным годом рождения автомобиля был признан 1886-й, когда изобретатели независимо друг от друга получили патенты на построенные ими машины.
Фото: Daimler AG

29 января 1886 года германский инженер Карл Бенц (Karl Friedrich Michael Benz, 1844–1929) получил патент на изобретение первого в мире бензинового автомобиля. Кажется, что конкретно с этой даты и должна начаться история автопромышленности. Но вопрос о том, кого же в реальности можно считать изобретателем автомобиля, спорный. На это почётное звание претендует до четырёхсот человек, в том числе Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452–1519), Иван Кулибин (1735–1818), также наименее известные Николя Кюньо (Nicolas Joseph Cugnot, 1725–1804), Джордж Селден (George Baldwin Selden, 1846–1922) и Эдуар Деламар-Дебутвиль (Edouard Delamare-Deboutteville, 1856–1901). Они все не только лишь думали о разработке самоходного агрегата, да и смогли воплотить свою идею — как минимум, в чертежах. И все таки, когда молвят о пионере автопромышленности, то сперва вспоминают немца Карла Бенца и его экипаж с газовым мотором. Патент Бенца имел номер DRP 37435. Пятизначный номер можно считать символичным — чтоб в конце XIX века автомобиль германского инженера выехал на дорогу, потребовались сотки, а то и тыщи лет проб и ошибок.

Мечта о самодвижущемся тс аккомпанирует человека издревле. Условно началом авто истории можно именовать уже изобретение колеса, 1-ые упоминания о котором встречаются в Месопотамии в четвертом тысячелетии до нашей эпохи. Первым агрегатом, хотя бы отдаленно напоминающим современную машину, можно именовать изобретение древнегреческого ученого Герона Александрийского (Hero de Alexandria, I век). Он выдумал «эолипилу» — реактивный движок, приводимой в движение вырывающимся из сопла водяным паром. Но эта машина была только как смешная мысль и, по-видимому, никогда не была применена зачем-то полезного.

Кстати, та же судьба поняла и некие превосходные изобретатения Ивана Кулибина, который в 1791 году выстроил трехколесную «самобеглую коляску», вмещающую 2-ух пассажиров. Привод осуществлялся при помощи педального механизма. Чтоб облегчить усилия человека, Кулибин установил горизонтальный маховик, служивший аккумом механической энергии. Не считая этого, на коляске изобретателя было установлено устройство, напоминающее современную коробку, что давало возможность наращивать силу тяги при разгоне и преодолении подъемов, также тормоз в механизме привода задних колес. Но этот проект, как и огромное количество других, разработанных Кулибиным, был воспринят современниками как курьез: в Рф тех пор никто не лицезрел необходимости в таких экипажах.

Легенда о 2-ух германских пионерах

«Леомобиль» строили из числа тех же материалов, которые мог использовать сам изобретатель: дерево, железо, бронза и никакого пластика. Для сотворения самодвижущейся повозки были выбраны несколько различных видов древесной породы. Каменный дуб пошел на изготовка шестерен, обыденный дуб стал материалом для рамы, вяз и ясень послужили материалом для эластичных колесных ободьев. Внедрение дерева позволило приметно понизить вес конструкции — при размерах 1,68x1,49 м масса модели составляет всего 12,7 кг. Стальные детали были выкованы кузнецами вручную по специальному заказу. Фото: Copyright by Leonardo3

Через триста лет после погибели Леонардо да Винчи обнаружилось огромное количество чертежей и набросков, которые так и остались невоплощёнными планами. Посреди рукописей, собранных учёными в «Атлантический кодексм», был чертёж необычного устройства, представляющего из себя заключенные в горизонтальную раму шестерни, пружины и рукояти. 6 дополнительных эскизов к чертежу обосновывают, что устройство должно владеть колёсами. Ещё один рисунок показывает заднюю часть телеги, где размещен управляющий механизм. По воззрению исследователей жизни и творчества Леонардо, этот набросок, датированный примерно 1478 годом, не что другое, как чертеж самодвижущейся повозки — прообраза автомобиля. В XX веке механики не один раз пробовали выстроить повозку, нареченную «леомобилем», но их рвение сделать лучше план итальянского гения сыграло с ними злую шуточку. И только в 2004 году по инициативе инноваторской медиа-компании Leonardo3, был построен реальный «леомобиль», стопроцентно соответственный чертежам Леонардо да Винчи. Выставляется экспонат в музее истории науки (Museo di storia della scienza) во Флоренции. Самодвижущаяся повозка, по плану изобретателя, перемещается за счет энергии свитых пружин, помещенных в барабаны. Эти пружины заводит один человек вращением колёс, расположенных в фронтальных верхних углах устройства. Конструкция без усилий проехала 50 метров.

Но стать полезными самоходные аппараты могли только в эру, когда человечий труд вырос в стоимости, а лошадиных сил оказалось уже недостаточно. Эре новых скоростей потребовались агрегаты, которые могли обеспечивать огромную производительность при наименьших издержек. Вобщем, скептиков было довольно даже тогда, когда создание автомобилей стало массовым. Так, прусский кайзер Вильгельм II (Wilhelm II, 1859–1941) намедни Первой мировой войны утверждал, что автомобиль — это всего только преходящая мода, он как и раньше веровал в лошадок.

Успехи Карла Бенца и его соотечественника Готтлиба Даймлера (Gottlieb Wilhelm Daimler, 1834–1900) не могли не вызвать зависти конкурентов. Так, французы вспомнили о «тележке Кюньо», сделанной в 1769 году для передвижения артиллерийских орудий. Она передвигалась при помощи пара, а поэтому может считаться и предшественницей паровоза. «Столь велика была сила её движения, что управлять ею было нереально. Встретив на собственном пути каменную стенку, она с легкостью её сокрушила», — восторгались французские газетчики. Эта машина была достаточно нерасторопна, прожорлива и даже небезопасна, что, но, не воспрепядствовало её популярности в Европе. Построенный Кюньо паровой экипаж в текущее время хранится в Музее искусств и ремёсел (Musée des Arts et Métiers) в Париже, а его изображение стало символом французского общества авто инженеров.

Модернизированные паровые машины — шестиколесные и с 3-мя трубами — в XIX веке курсировали меж Лондоном и его пригородами. Это начинание обещало настолько не мало, что «конное» лобби было вынуждено объявить войну самоходным повозкам. А именно, были приняты очень строгие правила для паровых дилижансов: скорость должна была быть не выше 6 км в час, пугать свистками лошадок категорически запрещалось. Возникновению этих ограничений содействовал и ряд катастрофических эксцессов. К примеру, в 1834 году в Шотландии от взрыва парового котла пострадало 5 человек.

Легенда о 2-ух германских пионерах

Нелегко далось населению земли изобретение автомобиля. Если ранее инженеры стремились к повышению скорости тс и обеспечению комфортабельных критерий для пассажиров, то сейчас всё большее значение преобретают безопасность и «экологичность» автомобиля. Фото (Creative Commons license): Phillip Capper

На страничках авто истории навечно сохранилось и имя Джорджа Болдуина Селдена, юриста из Рочестера, который в конце 1870-х годов заявил об изобретении «уличного локомотива». Первую заявку на патент он подал в 1879 году, но патент сумел получить исключительно в 1895-м, когда уже было совсем разумеется, что такие игрушки вправду ездят. Недаром Селден был юристом: его последняя заявка оказалась сформулирована так ловко, что под неё подходил фактически хоть какой автомобиль. Селден запатентовал конструкцию авто как таковую, с описанием общей сборки и принципов деяния: в патенте за N 549.160 от 5 ноября 1895 года, а именно значилось, что придуман безлошадный экипаж с легкими колесами и багажником, легкий в управлении и производящий довольно энергии для собственного передвижения.

Чтоб регулировать внедрение патента, скоро была сотворена Ассоциации лицензированных автопроизводителей (Association of Licensed Automobile Manufacturers, ALAM), которая заполучила патент у Селдена и должна была отчислять его владельцу 0,75% выручки с каждой реализации автомобиля, включая импорт. Как ни феноминально, никакого «автомобиля Селдена» не было, был только патент на изобретение, которое Селден даже не соизволил выстроить.

Ассоциация обвалилась на Генри Форда (Henry Форд, 1863–1947), когда он отказался платить — через месяц после сотворения Форд Motor Company трибунал востребовал от Форда присоединиться к Ассоциации либо же отрешиться от выпуска автомобилей. Последовало восемь лет судебных разбирательств, но Форд не отступал. Противоборство переросло в реальную баталию, в какой монополия угрожала юзерам нелицензионных автомобилей судебным преследованием, а Форд обещал им защиту, упирая на то, что повозка Селдена никогда не была, а сам он выстроил авто первым в Детройте и третьим в США. Общими стараниями диктатура Селдена была свергнута в 1911 году, за год до истечения деяния патента.

Может быть, не самыми первыми, но самыми успешными оказались германские инженеры. В 1886 году сходу два изобретателя независимо друг от друга запатентовали самодвижущиеся повозки. Собственный опытнейший эталон Карл Бенц представил 3 июля 1886 года. Независимо от него родственную модель в городе Каннштадт под Штутгартом показал другой германский инженер — Готтлиб Даймлер.

Легенда о 2-ух германских пионерах

Джордж Селден, отлично подкованный в юридических вопросах, стремительно сообразил: чтоб заработать на изобретении, довольно только обрисовать принцип его деяния, запатентовать ранее других и строго смотреть за производителями. Когда построение автомобиля, снаряженного двигателем внутреннего сгорания, стало естественным, основываясь на приоритетной дате подачи заявки (1879 год), Селден получил патент, который давал ему право добиваться плату за его внедрение с каждого производителя автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Автоконструкторы были удивлены, когда узнали, что механизм, построенный их руками на основании собственных планов и технических мыслях, оказывался патентованным человеком, который не выстроил реально действующий автомобиль. Селден собрал автомобиль так, как это было обозначено в патенте, только во время тяжбы с Генри Фордом. Вот тогда и удалось обосновать, что построенная по таковой схеме машина — не автомобиль, а повозка с моторизованным передком: её движок, встроенный на фронтальной оси, поворачивался совместно с ней и крутил фронтальные колеса

Австрийские историки указывают, что приблизительно в то же время свою версию автомобиля выстроил венский инженер Зигфрид Маркус (Siegfried Markus, 1831–1898). Он занимался не только лишь движками внутреннего сгорания, да и электротехникой. Относительно даты постройки им моторного экипажа четких сведений нет — историки именуют 1871, 1875, 1877 и 1888 годы. Но лавры первооткрывателей обошли венца стороной — может быть, не хватило упрямства, которым славился Карл Бенц. Единственный экземпляр машины Маркуса находится в Техническом музее Вены (Technisches Museum Wien).

Уроженец Ладенбурга, прошлый фотограф, часовщик и механик, мыслью автомобиля Бенц зажегся ещё в 70-е годы XIX века. Он был одним из первых в Германии, кто взялся за разработку движков внутреннего сгорания. 1-ая конструкция мотора, которую он попробовал запатентовать, была сочтена эпигонской; а 1-ый фуррор пришел к нему только посреди 80-х, когда инженер додумался оснастить двуколку велосипедными колесами и бензиновым двигателем. Трехколесный экипаж мог разгоняться до 15 км/ч — хорошая по тем временам скорость. Во всяком случае, достаточная, чтоб перепугать соседских лошадок. По легенде, лицезрев новое волшебство, лошадка ужаснулась и понесла. В том можно разглядеть нечто символическое — деньки конных упряжек были сочтены.

Первопроходчиком Карл Бенц оказался и в одной из глав автопромышленности. Он первым поставил на поток создание грузовиков с дизельным топливом — они стал сенсацией на авто выставке в Амстердаме в 1924 года.

В этом же году исполняется 120 лет автопробегам. 5 августа 1888 года из Мангейма в примыкающий Пфорцгейм на не так давно придуманной машине проехала семья Бенц. Пока изобретатель сладко спал, его супруга Берта (Berta Benz, 1849-1944) и двое отпрыской угнали автомобиль. Необыкновенная поездка прославила Бенца на весь мир — о нем писали все газеты.

Серийное создание автомобилей «Benz» было налажено в 1894 году. В том же году они появились в Москве, Санкт-Петербурге и Одессе. Чуток ранее, в 1887 году, была базирована компания Daimler-Motoren-Gesellschaft — прототип германского авто гиганта. 1-ое изделие — Kutschenwagen — могло разгоняться до 16 км/ч и на самом деле было только моторизированными дрожками. Позже Готтлиб Даймлер в сотрудничестве с Вильгельмом Майбахом (Wilhelm Maybach, 1846–1929) разработал огромное количество самых различных моделей машин.

По драматичности судьбы, многие годы германцам, чтоб поглядеть знаменитый автомобиль собственного соотечественника, приходилось отчаливать в Лондон — трехколесная машина Бенца, построенная в 1888 году в Мангейме, стала украшением английского Музея науки (Science Museum). На данный момент, правда, этот авто реликт отдан в аренду музею Ладенбурга на родине Карла Бенца, где пробудет до ноября 2008 года.

Кстати, германские историки отмечают, что история этого экспоната, который считается наистарейшим в мире необычным автомобилем, до настоящего времени имеет много белоснежных пятен. Табличка на автомобиле показывает, что его первым владельцем стал парижанин Эмиль Морде (Emile Roger). Установлено также, что машина позже была вывезена в Великобританию, где пропала на пару лет. В 1913 году некоторая мисс Бат предложила легендарную машину лондонскому музею науки за 5 фунтов, что по тем временам числилось смехотворной суммой для такового раритета. Передавая автомобиль новым обладателям, дама сказала, что получила его в подарок от брата. Кстати, эта сделка позже стала поводом для домашней размолвки — брат мисс Бат вызнал о продаже только постфактум и неудачно пробовал отсудить легендарную машину. В статусе важного реликта авто истории с номером «A 250» эта машина декорировала собой музейную коллекцию, а по самым парадным случаям отчаливала в короткосрочные путешествия.

В отличие от большинства других изобретателей, Карл Бенц скончался в почете и богатстве. За три года до его погибели, в 1926 году, компания Benz слилась со своим давнешним соперником — Daimler. Лавры германских изобретателей многим не дают покоя. Так, к примеру, французы столетие автомобиля отмечали в 1984 году заместо всемирно принятого 1986 года. По их воззрению, изобрёл автомобиль французский математик Эдуард Деламаре-Дебутвиль. Нелегко далось населению земли автопромышленность, так что в каждой, пожалуй, стране найдётся собственный свой гений-изобретатель.

Константин Куц


Интересные материалы: