«Православная культура» стала обязательным школьным предметом?

Не будут ходить мои малыши на уроки православия! Не будут! - упирается Гульнара Хамитова.

Гульнара держит маленькую курьерскую фирму в Древнем Осколе. Ее супруг, убежденный безбожник, трудится кровельщиком.

- Мой папа - мусульманин. Попал сюда в 70-х по рассредотачиванию. Строил металлургический комбинат. Я буду жить тут и учить малышей так, как считаю необходимым!

Пятиклассник Сережа и восьмиклассница Елена Хамитовы от уроков «Православной культуры» освобождены.
Гульнара написала директору 17-й старооскольской школы заявление: «Всю ответственность за жизнь и здоровье малышей во время урока беру на себя».

Но Хамитову такое «снисхождение» не устраивает:

- А если бюрократы в будущем году откажутся освобождать малыша от уроков православия? Что, если всех поголовно принудят учить Библию? И вообщем, почему мы, неправославные налогоплательщики, должны эти занятия оплачивать?

Таковой была одна из моих первых встреч в Белгородской области, где с начала сегодняшнего учебного года «Православная культура» стала неотклонимым предметом.

Учебников и пособий по религиозным предметам - масса. Регионам разрешено разрабатывать их без помощи других.

«Никаких догм!»

Это у столичных чиновников еще не стихают споры, необходимы ли «Основы православной культуры» (ОПК) в школе либо нет, а если необходимы, то в какой форме. На самом деле предмет уже издавна появился в школьных расписаниях. Его преподают чуть не в половине регионов страны (см. таблицу). На той же самой Белгородчине факультатив по ОПК ввели лет 10 вспять, а вот сейчас он в основной сетке часов. Что за этим - обычное желание людей знать и осознавать свои корешки либо дань моде?

«Дети - будущее населения земли. Наше будущее - в наших руках!» - барабанной дробью лупит по очам девиз над входом в 17-ю старооскольскую школу. Меж этажами - большие фото управляющих местных заводов. Спонсоры...

В 11-м «А» последним уроком в расписании числится «Правосл.» («Православная культура» другими словами).

- У нас свои учебники, - раскладывает калоритные обложки преподаватель Лена Савостина. - Создатель - Скоробогатов. Одна из наилучших книжек по этому предмету!

Лена Борисовна ведет «Правосл.» не так давно. Ранее преподавала МХК (глобальная художественная культура. - Ред.). Позже обучалась в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном институте в Москве. Сейчас религиовед по специальности.

- Сами поглядите: никаких догм, только культура.

Листаю доброкачественные книги. «Православные праздники», «Святость земли Русской», «Иконография Божией Матери», «Устав монашеской жизни» - шелестят странички с яркими иллюстрациями.

- Никаких проповедей мы не читаем... Ну все, урок! - мягко выпроводила меня учительница. В класс завалились старшеклассники.

Выходит, что уроки нравственности неотделимы от познаний о собственных истоках.

Либо все-же вера?

В школьном коридоре пестро выведено алкидной краской: «Это ты, моя Русь державная, моя Родина Правоверная!» Броский постер: губернатор Савченко совместно с Иоанном, архиепископом Белгородским и Старооскольским, что-то вручают детишкам. Здесь же щит «Кодекс выпускника». На пожелтевшей бумаге отпечатано: «Если кто и выручит свою душу, то только проживая в Православной вере, ибо нет другой веры наилучшей, чем наша незапятнанная и светлая вера Правоверная. Прп. Феодосий Печерский».

Вздрагиваю от прикосновения. Немолодая дама тянет за рукав:

- У меня есть что сказать...

В пустом классе усаживаюсь за парту. Разглядываю свою деятельную собеседницу. Золотые зубы, крашеные пряди волос... Галина Викторовна Сторожева, учитель исходных классов до возникновения «Православной культуры» вела в школе «Народную культуру Белогорья». Там тоже был раздел о православии. Перечисляя штришки собственной педагогической биографии, Галина Викторовна вдруг выдала:

- Я сама верующий человек, но не воцерковлена. Как я могу прививать детям веру? Вот какая неувязка...

Учителя-ремесленники

- Да, перегибают, - согласилась Светлана КАЛАШНИКОВА, замначальника управления образования Белгородской области. Светлана Николаевна разрабатывала местный закон, который сделал уроки православной культуры неотклонимыми.

- Сами понимаете: в школах часто работают ремесленники. Я встречаюсь с учителями, объясняю им: если повесили в классе икону, то непременно снабдите ее табличками, объясняющими, кому икона посвящена, кто ее писал, по какому поводу. Как в музее, а не в храме... Но ничего, равномерно все приходит в норму. Большая часть родителей предмет поддерживают.

И правда, по официальной статистике, 98 процентов белгородцев за непременное введение ОПК.

- Но что делать с теми, кто все-же отрешается?

- У нас предусмотрены другие уроки краеведения либо основ этики...

- Но в Древнем Осколе предки пишут заявления-освобождения, и малыши просто заместо уроков гуляют по школьному двору...

Калашникова прямо при мне стала отчитывать по телефону старооскольского образовательного начальника.

- И еще неясно: что будет стоять в аттестате у тех ребят, которые православие не посещали?

- Прочерк. Точно так же, как ставят прочерк по физической культуре, если ребенок освобожден... Вы смотрите на итог! У нас с момента введения предмета подростковая преступность сократилась на 30 процентов! А ведь через малышей просвещаются и взрослые. К примеру, за последние восемь лет сирот в Белгородской области стало в 5 раз меньше. Ну и молодежь пошла в храмы! Это вас не веселит?

«Заповедник православия»

Так в шуточку именуют собственный край белгородцы. Кто сейчас разберет, что конкретно так воздействовало на местных: областной закон об ОПК либо что-то еще. В чисто выметенном центре городка я за три денька не повстречал ни 1-го ребенка с пивом либо сигаретой даже темным тоскливым вечерком. Кстати, тут действует «детский комендантский час» - после 10 несовершеннолетним запрещено находиться без сопровождения родителей. За мат на улице штрафуют без дискуссий. Вы такое лицезрели в столицах и других «культурных центрах»?

Вобщем, есть и еще кое-что. Это оказывается на виду не меньше, чем чистота белгородских улиц. В местных новостях чуть не утром до вечера бюрократы с комсомольским задором докладывают о строительстве новых храмов, обымаются с батюшками. Прямо как ранее комбайнеры-ударники - с секретарями райкомов.

При всем этом представители РПЦ настаивают: в светские дела не вмешиваемся. Пресс-секретарь Белгородской и Старооскольской епархии протоиерей Игорь КОБЕЛЕВ был со мной очень дипломатичен:

- Все конфессии в Рф равны. Об этом не так давно напомнил и президент страны.

А еще глава страны не раз гласил, что приказом сверху вводить предметы «религиозной тематики» в школах нельзя. «Если кто-то считает, что на данный момент нужно поступить по-другому, то нужно поменять Конституцию, - напомнил Путин сначала учебного года. - Не думаю, что мы должны на данный момент этим заниматься».

Кто во что горазд

В общем, потихонечку, равномерно из предмета, который сначала напоминал Закон Божий (и вели его часто батюшки из местных приходов), выкристаллизовывается обычный, понятный и - главное - подходящий курс, где учат по сути нравственности через осознание классической культуры. Так происходит далековато не всюду. В Белгородской области, чтоб своими силами приготовить новый предмет, потребовалось десятилетие. Да и тут не все учителя сами понимают разницу меж агитацией за православную веру и культурологическим уроком, повествующим о традициях и укладе жизни основной части местного населения. Было бы так, глядишь, и Гульнара Хамитова не стала бы собственных ребят с урока срывать, а, напротив, сама попросилась бы их записать, чтоб понимали корешки земли, где родились.

Но вышло так, что федеральная власть длительно не решалась на подготовку общенационального курса, хотя бы такового: «Культуры обычных конфессий России». Дали в регионы. Ну а там...

Лепят другой раз кто во что горазд. И учебники выходят односторонние, настораживающие неправославное население. И учителей готовят где и как придется. Хотя, на мой взор, отдавать таковой - политический - предмет на откуп местным властям и местным богословам и ученым - дело очень щекотливое.

Кажется, только на данный момент ситуация стала проясняться. В Калуге намедни Нового года прошло всероссийское совещание, где министр образования и науки Андрей Фурсенко встречался со священнослужителями из различных епархий со всей страны. Условились, что, может быть, новый предмет и появится во всех школах. Называться он будет «Духовно-нравственная культура». Школярам с 1-го по 11-й класс предложат учить по выбору: базы православной культуры, базы исламской культуры. Безбожникам и иным дадут другой, внеконфессиональный курс «Основы этики».

Правда, есть здесь два вопроса. Не станет ли и таковой «аккуратный» курс предпосылкой раздоров снутри класса? Ведь мусульман и христиан хоть и всего на два часа в неделю, но все таки будут разводить по различным кабинетам? Не проще ли и полезнее всем сразу говорить о религиозных традициях?

И еще: до сего времени неясно, кто будет писать учебники, разрабатывать программки. Представители Русской академии образования и батюшки чуть ли не подрались прямо на трибуне. Ученые утверждали, что церковь не имеет права вмешиваться в образование. Священники винили профессоров в некомпетентности.

Старенькый Оскол - Белгород - Калуга - Москва.

ГДЕ ЕЩЕ ВВЕДЕНЫ УРОКИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

ОБЛАСТИ:

Калужская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Костромская, Ивановская, Курская, Рязанская, Ростовская, Волгоградская, Орловская, Кемеровская, Иркутская, Магаданская, Брянская, Самарская, Воронежская, Смоленская, Нижегородская, Владимирская, Тульская, Калининградская, Ульяновская, Челябинская.

КРАЯ:

Ставропольский, Приморский.

РЕСПУБЛИКИ:

Татарстан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия.

По данным региональных представительств «КП», Академии переподготовки и увеличения квалификации преподавателей и Публичной организации «Учителя за свободу убеждений».

«Православная культура» стала неотклонимым школьным предметом?

Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА.

Мировоззрение СВЯЩЕННИКА

Диакон о. Андрей (КУРАЕВ), православный журналист: «Преподавать непременно! Но без комиссарских интонаций»

- Примерьте на себя положение российского человека в Казани. Лично я с наслаждением бы высылал собственного малыша на уроки исламской культуры. Но это должна быть конкретно КУЛЬТУРА, а не законы шариата. Если я желаю, чтоб Казань была родиной не только лишь моих дедов, да и моих внуков, мои малыши должны знать и монгольский язык, и культуру исламского мира.

ОПК глупо вводить факультативно. Это должен быть неотклонимый предмет. В данном случае как раз и не будет деления класса на национальные группы. Если это будет вправду культурология, без каких-либо комиссарских интонаций, то как не вредит детям урок по культуре Ренессанса, так не повредят им и уроки по культуре православия.

Преподавать предмет должны обыденные светские преподаватели, изучившие культурологию православия на курсах увеличения квалификации при светских институтах. Никакого экзамена на личное благочестие для педагогов ОПК не надо. Ведь от учителя, преподающего русскую литературу, не требуют давать присягу, что он влюблен в Пушкина.

КСТАТИ

В белгородских магазинах продается книжка для учителей «Я иду на урок в младшую школу. Базы православной культуры» 2006 года издания. Пособие рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Мин-образования Рф и Столичной патриархии РПЦ (таковой гриф, как красноватый значок для преподавателя: «Рекомендовано! Нужно брать!»). Книжка пестрит увлекательными утверждениями. Например: «Почему семья преподобного Сергия Радонежского переехала в Радонеж? Их семья стала бедной, их притесняли татары...» (с. 147)

Из истории же понятно другое: сначала XIV века Москва боролась с Тверью за ярлычек на величавое княжение. Ростов на дону, где жила семья Сергия (в миру Варфоломея), поддержал Тверь. А одолел Иван Калита, столичный князь. Ростовских бояр, к числу которых относился и отец грядущего святого, начали теснить. Пришлось переехать в Радонеж. Так что дело совсем не в татарах.

«Православная культура» стала неотклонимым школьным предметом?

А В ЭТО ВРЕМЯ

Минобрнауки дожали

Бюрократы все-же согласились учитывать пожелания РПЦ в новых госстандартах образования

На деньках министр образования и науки Андрей Фурсенко посетил Рождественские чтения. Главной темой этого каждогоднего съезда православных в Кремлевском дворце стало конкретно преподавание религии в школе. Чувствовалось, что Фурсенко напряжен. Если на прошедших Рождественских чтениях священники практически освистали министра, который отказался вводить религиозные предметы, то на данный момент уже даже никто ни с кем не спорил. Сейчас бюрократы уступили.

Митрополит Калужский и Боровский Климент повторил новое предложение церкви: включить в образовательные эталоны (на данный момент они в процессе разработки. - Ред.) новейшую образовательную область «Духовно-нравственная культура». Неплохо бы, чтоб предмет был неотклонимым с 1-го по 11-й класс. А для атеистов нужно предугадать другой курс «Основы морали».

И Фурсенко под аплодисменты принял предложение:

- Концепция ориентирована в Российскую академию образования для использования при разработке новых эталонов.

Кстати, в эталонах в первый раз будет не просто перечислено количество часов по предметам, а определенные способности, которыми должны обладать выпускники. В том числе - умение разговаривать со своими соотечественниками. Новый предмет, может быть, появится в русских школах уже в дальнейшем учебном году.

«Православная культура» стала неотклонимым школьным предметом?

Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.

ВОПРОС Денька

Необходимы ли в школе уроки основ православной культуры?

Любовь СЛИСКА, вице-спикер Госдумы:

- Необходимы. Наша родина - правоверная страна, невзирая на свою многоконфессиональность. Мы должны, естественно, уважать свободу совести, но отдавать предпочтение нужно основной цивилизации, основной религии.

Юлия ЛАТЫНИНА, писатель:

- Нет. Не понимаю, как это будет смотреться в столичной школе. На данный момент Вани, Пети и Маши пойдут на Закон Божий, а вы, Абдулла и Надира, постойте в сторонке, вы не такие, как все... И еще навряд ли этот предмет в школе будет пользующимся популярностью. Если 10 заповедей будет преподавать какая-то непонятная училка, боюсь, эффект получится оборотный.

Сергей МИГИЦКО, народный артист Рф:

- Это замечательно. Я человек православный, и Наша родина всегда была православной государством. Потому малыши в ней должны воспитываться в этой традиции, знать о православии и христианстве в целом.

Ринат РАЕВ, ректор Русского исламского института, Уфа:

- Преподавать базы только одной конфессии - некорректно! По Конституции у нас светское правительство, и ни одна религия не является гос, потому учить малышей необходимо основам всех исповеданий.

Александр МАКАРОВ, настоятель Преображенского храма Подмосковья:

- Православие цементирует культуру Рф, и ученики обязаны иметь о нем хотя бы общие представления.

Александр ДУДКИН, управляющий Буддийского центра Карма Кагью, Волгоград:

- Этого не нужно делать. Непременное исследование православия может вызвать негатив у малышей другого исповедания. А в школах факультативно нужно вводить историю всех глобальных религий. Ребенок вырастет, поумнеет и сам изберет для себя Бога.

Андрей УСПЕНСКИЙ, педагог российского языка и литературы, «Лучший учитель» 2006 года:

- А разве в произведениях Достоевского, Есенина, Тургенева нельзя отыскать базы православной культуры? Либо мы желаем ввести очередной постылый учениками предмет?

Вика ДАЙНЕКО, певица:

- Я бы на такие уроки не прогуливалась, так как выбор религии - это интимное дело человека, а не неотклонимая программка.

Светлана ПЛОТНИКОВА, завуч школы № 55, Красноярск:

- Урок религиоведения необходимы, а вот доступ в Веб для подростков необходимо перекрыть. Он их развращает.

Макс, читатель веб-сайта KP.RU, Москва:

- Необходимы без вопросов! Вся история Рф, литература, архитектура, военное искусство и нрав народа - все это подросло из православия. Без него Россию не осознать. И хоть какими другими школьными предметами не измерить.


Интересные материалы: