В «Сталкере» Тарковский предсказал Чернобыль

В «Сталкере» Тарковский предсказал Чернобыль

Стас ТЫРКИН.

...В одной не нареченной ни Стругацкими, ни Тарковским стране в один момент oбразовалась Зона... Появилась Загадка и совместно с ней люди, желающие ее узнать. Появился и Сталкер. По Стругацким, это мародер, продающий загадки Зоны праздношатающимся туристам. По Тарковскому, это проводник, чей крест - водить сюда заблудшие души с целью их вероятного исцеления.

...Со времени выпуска «Сталкера» в Зону неослабевающего зрительского внимания прошло 20 лет.

Практически никого из главных создателей кинофильма, как досадно бы это не звучало, не осталось в живых. Лежит на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа величавый российский живописец Андрей Тарковский. Ушла из жизни его супруга Лариса, работавшая на «Сталкере» вторым режиссером. Катастрофически погибла в огне монтажер Людмила Фейгинова. Нет с нами блистательных кинооператоров Жору Рерберга, начинавшего снимать «Сталкера», и Александра Княжинского, его потом переснявшего. Погибли исполнители основных мужских ролей - выдающиеся актеры Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько... Один из немногих «уцелевших» создателей «Сталкера», звукорежиссер Владимир Иванович Шарун, склонен мыслить, что долгие и истязающие съемки «Сталкера» воздействовали на состояние здоровья неких членов съемочной группы и ускорили их безвременную погибель... Вобщем, обо всем по порядку.

 

«Невыносимый» Тарковский

- К Тарковскому не пошел бы работать случайный человек, - вспоминает Владимир Шарун. - Все понимали, что же это все-таки за Личность. С одной стороны, страшились его больших требований. С другой стороны, создание картин Тарковского время от времени очень затягивалось, а за простои кинематографистам не платили даже в русские времена. И самый главный «минус» Тарковского - то, что этот величавый живописец стремился делать все сам. На «Сталкере» он был ведь к тому же художником-постановщиком. В кадре любая травинка уложена его руками. Когда я согласился работать на «Сталкере», мои коллеги предупреждали меня: «Учти, когда начнется перезапись и дело дойдет до печати копии, у тебя будут огромные проблемы. В последний момент ему взбредет что-то в голову, и он принудит тебя все переделывать».

Из мемуаров композитора Эдуарда Артемьева:

- 1-ая встреча с Тарковским - а она произошла еще на «Солярисе» - меня обременила задачей. Он заявил, что ему нужна не музыка, а музыкально организованный звукошумовой ряд. Вприбавок он сказал, что наилучшего композитора, чем Вячеслав Овчинников, который написал для него партитуру «Рублева» и «Иванова детства», он для себя не представляет. Чувство неуверенности внутри себя не покидало меня, пока я работал с Тарковским. В каждой картине я вроде бы держал экзамен и старался изо всех сил...

Тарковский и НЛО

- Тарковский неоспоримо веровал в чудеса, - продолжает Владимир Шарун. - Свято веровал в наличие «летающих тарелок» и даже утверждал, что лицезрел одну из их у себя в имении, в Мясном, в Рязанской области. Переубедить его было решительно нереально. Никаких колебаний в существовании инопланетян Тарковский не допускал. Кстати, все это отлично смешивалось у него с верой в Бога, он ведь назубок знал Евангелия от Матфея и от Луки и цитировал их абзацами.

Благодаря страсти Тарковского ко всему нездешнему в группу как-то попал человек по имени Эдуард Наумов. Он популяризировал киноленты о паранормальных явлениях, устраивал лекции на данную тему и даже отсидел в русской кутузке за продажу «левых» билетов на эти сборища. Группа Тарковского помогала ему чем могла. В один прекрасный момент Наумов показал нам один из кинофильмов. В нем участвовала популярная в ту пору экстрасенс Нинель Сергеевна Кулагина. Во время войны она стрелком-радистом летала на штурмовике, совместно с пилотом ее сбили немцы. Потом она вышла замуж за этого пилота и родила троих малышей. После третьих родов она открыла внутри себя возможности к телекинезу - двигала предметы взором. На дисплее Кулагина в окружении схожих на ученых людей посиживала за прозрачным столом - чтоб предупредить обвинения в симуляции. На столе были зажигалка, ложка, что-то еще. Лицо у Кулагиной потемнело от напряжения, она принялась немигающе глядеть на зажигалку, и та «пошла» под ее взором. Тарковский пристально поглядел эту пленку Наумова, после этого сразу произнес: «Ну что ж, конец у «Сталкера» есть!»

На съемках никаких экстрасенсов у нас не было. Стакан, который был должен передвигаться в пространстве под полубезумным взором дочери Сталкера, мы обвязали сероватой «невидимой» нитью и тянули за нее по столу. Я пробовал управлять этим захватывающим процессом, но Тарковский прогнал меня, послав записывать собачий лай, и тянул стакан самолично.

Мытарства «Сталкера»

- «Сталкеру» не везло. Судьба у картины была какая-то странноватая. Был таковой продюсер Гамбаров из Западного Берлина. Он обладал правами на прокат кинофильмов Тарковского в мире и пичкал его дефицитной в ту пору пленкой «Кодак». Для съемок «Сталкера» он прислал нам некий новый, только-только разработанный тип «Кодака». Оператором «Сталкера» был тогда Жора Рерберг, снявший с Тарковским «Зеркало». Но случилась неудача. На «Мосфильме» отказала артезианская скважина и не было специально требуемой для проявки артезианской воды. Нам ничего об этом не сказали, но материал не проявляли в течение 17 дней. А пленка, когда она отснята, но не проявлена, регрессирует, теряет чувствительность и остальные свои свойства. Одним словом, весь материал первой серии оказался в корзине. Плюс к этому - я говорю об этом со слов самого Андрея - Тарковский был уверен, что ему подменили пленку. Тот новый «Кодак», присланный Гамбаровым специально для «Сталкера», похитили, и какими-то судьбами он оказался в руках 1-го очень известного русского кинорежиссера, противника Тарковского. А Андрею дали обыденный «Кодак», при этом об этом никто не знал, поэтому и проявляли его в другом режиме. Сам Тарковский считал это кознями противников. Я все таки думаю, что это была рядовая русская безалаберность.

При просмотре отснятой и испорченной пленки произошел скандал. В зале посиживали Тарковский, Рерберг, оба Стругацких и супруга Тарковского Лариса. Вдруг один из братьев Стругацких оборотился от экрана к Рербергу и наивно спросил: «Гоша, а что все-таки это у вас ничего не видно?» Рерберг, всегда изображавший из себя супермена, оборотился к Стругацкому и произнес: «А вы вообщем молчите, вы не Достоевский!» Тарковский был вне себя от гнева. Но Рерберга тоже осознать можно. Что означает для оператора, когда весь отснятый им материал оказался в браке! Рерберг хлопнул дверцей, сел в машину и уехал. Больше на площадке его не лицезрели. Тогда появился оператор Леонид Калашников - один из блистательных мастеров. Он провел с нами две недели, после этого честно признался, что не осознает, чего от него желает Тарковский. Калашников ушел с картины сам, и Тарковский благодарил его за этот добросовестный, мужественный поступок. Тогда и появился Александр Княжинский.

Из мемуаров бывшего заместителя председателя Госкино СССР Бориса Павленка:

- Было ясно, что если не дать Тарковскому способности переснять картину, она не состоится. Управлением было принято решение: кинофильм переснять, выделить нужные средства (что-то около 400 тыщ рублей)...

Внезапная съемка

Съемки в Таллине возобновились, но съемочной группе не везло. В один прекрасный момент в июне выпал снег. Опала вся листва, и группа лишилась натуры. Вновь встал вопрос о закрытии картины.

- Группа простаивала уже в течение 2-ух недель, и многие от тоски начали очень выпивать, - вспоминает Владимир Шарун. - Тарковский осознавал, чем все это угрожает, и решил действовать. Мы жили в плохой гостинице на окраине Таллина, где у меня единственного был телефон в номере. В один прекрасный момент вечерком Тарковский позвонил и попросил передать всем, что назначает съемку на завтрашний день на семь утра. Но это просто сказать! Мой ассистент за время простоя стал с тоски пить «Тройной» одеколон и закусывать сахаром! Когда я зашел в номер к Солоницыну, увидел, что Толя совместно с гримером тоже находится в очень расстроенном состоянии. Когда он вызнал, что завтра днем съемка, он пришел в кошмар!! К Андрею Арсеньевичу он относился, как к Богу. Его гример отлично осознавал в собственном деле и повелел срочно достать три килограмма картошки, натереть ее на терке и положить на опухшее от двухнедельной пьянки лицо компресс. Но где достать картошку в гостинице в три часа ночи? Я побежал к сторожихе какого-то магазина, она доверила мне охрану, а сама отправилась домой за картошкой. Я натер для Солоницына целый таз картошки, так старался, что стер руки в кровь, и с сознанием выполненного долга удалился к ассистенту. Возвращаюсь вспять - и что все-таки я вижу?! На полу лежит опьяненный гример, а Солоницын кладет ему на лицо примочки из картошки!

История о скелетах

- Был у нас в группе админ по имени Витя. Юноша хороший, но без тормозов.

В один прекрасный момент Тарковский длительно готовил кадр, в каком герои натыкались в кустиках на два скелета, сцепившихся вроде бы в момент занятий любовью. Стршный скелет дамы - белоснежные волосы поверх нагого черепа, - и лежащий на нем скелет мужчины. Это то, что осталось от парочки после взрыва либо того, что предшествовало появлению Зоны. Тарковский очень длительно готовил кадр, сам доставал парик, скелеты отыскать было тоже очень тяжело и недешево. Но вот все уже было готово для съемки, мы постелили белоснежную простыню, положили на нее скелеты и приготовились снимать.

Но здесь накирявшийся админ Витя забрел на съемочную площадку, увидел кровать, свалился на нее и уснул непробудным сном. Скелетов он не увидел и их сломал. Четырехдневная работа Тарковского пропала даром. Терпевший все проделки одичавшего админа, Андрей Арсеньевич снести этого уже не мог и выслал того вспять, на «Мосфильм». Пригорюнившегося админа повезли в аэропорт, но здесь подходит ко мне Тарковский и просит: «Слушай, поезжай, забери этого дурачины, а то у него будут неприятности». И я везу Витю вспять. Вся группа была в экстазе от благородства Тарковского. Но кадр со скелетами в кинофильме на данный момент намного ужаснее, чем мог бы быть.

Катастрофа на четвертом бункере

В «Сталкере» не разъясняется ни что такое Зона, ни чем она была вызвана. В кинофильме именуются несколько обстоятельств появления Зоны - ее оставили после себя инопланетяне, она была порождена упавшим метеором, она, как утверждает Писатель (Солоницын), была вызвана катастрофой на четвертом бункере.

В интервью Тарковский гласил, что в «Сталкере» его меньше всего увлекает сюжет, и фактически умопомрачительной в кинофильме можно именовать только начальную ситуацию. Через 6 лет после выхода кинофильма в Чернобыле рванул 4-ый энергоблок, и 30-километровая Зона стала реальностью. Как досадно бы это не звучало, это не единственное сбывшееся предсказание «Сталкера». В качестве художника Тарковский сам организовывал сложнейшие панорамы по замусоренным ландшафтам Зоны. В одном из таких кадров - через воду мы лицезреем оторванный листок календаря с датой «28 декабря». Сей день стал последним деньком жизни Тарковского, погибшего 29 декабря 1986 года.

- Мы снимали под Таллином, в районе речки Пилитэ, где находились полуразрушенные гидроэлектростанции, - гласит Владимир Шарун. - Сверху - хим комбинат, и по реке сливали ядовитые воды. В «Сталкер» даже вошел кадр: летом падает снег, а по реке плывет белоснежная пена. По сути это был некий ужасный яд. У многих дам из съемочной группы была аллергия на коже. Тарковский ведь погиб от рака правого бронха. И Толя Солоницын тоже. То, что все это связано со съемками «Сталкера», стало для меня совсем ясно, когда в Париже погибла от той же заболевания Лариса Тарковская...

После погибели у Тарковского появилось огромное количество друзей. Я себя к ним не отношу никаким образом. Просто мы совместно делали с ним «Сталкера» - последний кинофильм, снятый Андреем на родине. Он приглашал меня и Артемьева работать на «Ностальгии», но, к огорчению, ему навязали стопроцентно итальянскую группу.

20 лет спустя

Судьбы немногих оставшихся в живых участников работы над «Сталкером» сложились очень успешно. Продолжает свою триумфальную актерскую деятельность Алиса Фрейндлих, снявшаяся в роли супруги Сталкера. Композитор Эдуард Артемьев много работает в Рф и за рубежом («Одиссея» Андрея Кончаловского, «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова). Ни Фрейндлих, ни Артемьев не участвовали в натурных съемках в Эстонии. Владимир Шарун преподает во ВГИКе и в качестве 1-го из ведущих звукорежиссеров мира является частым гостем на разных интернациональных симпозиумах и конференциях, посвященных «Сталкеру» и творчеству Тарковского в целом. В отличие от Рф пророческий мир кинофильма является на Западе объектом пристального исследования.


Интересные материалы: