Размер отката в госзакупках может достигать 50% от стоимости заказа

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) чуток наименее года вспять появилось управление контроля за размещением муниципального заказа. Создание отдельного управления было продиктовано новым законом о госзакупках, который, на самом деле, изменил всю систему размещения госзаказа. Появился реестр нерадивых поставщиков, появилась аукционная форма размещения госзаказов и процедура административного обжалования, когда компании, участвующие в торгах по госзакупкам, могут во внесудебном порядке посетовать в ФАС на деяния госзаказчика.

 

Настройка законодательных устройств в сфере госзакупок длится до сего времени. 1 октября вступили в силу более 150 поправок в закон о госзакупках. Начальник управления контроля за размещением муниципального заказа Миша Евраев растолковал корреспонденту "Газеты" Максиму Товкайло, чем вызвано принятие настолько огромного пакета поправок, также порекомендовал Рф не копировать зарубежный опыт при реформировании системы госзакупок.

Неограниченное количество поправок в закон о госзакупках - это свидетельство того, что закон о госзакупках был вначале несовершенен?

- Я бы произнес по-другому. Дело в том, что сфера госзакупок просит неизменной модернизации законодательства. Сделать с нуля безупречный закон о госзаказе нереально. Вступившие же в силу поправки сделают сферу госзакупок более прозрачной, чем на данный момент. К примеру, в Рф к 2010 году появится единый интернет-портал по госзакупкам. На данный момент есть отдельные веб-сайты на федеральном, региональном и городском уровнях. У каждого из их своя поисковая машина, часто далековато не совершенная. Я полтора часа находил на одном из таких веб-сайтов информацию, которая там должна была быть, но так и не отыскал. С единым порталом все будет существенно проще. Каждый желающий сумеет набрать в поиске, к примеру, слово "мебель" и узреть, где и кто в Рф располагает госзаказы на мебель - от самого малеханького городского образования до всех федеральных министерств.

Также новые поправки ограничивают при проведении конкурсов наибольший вес личных критериев. Ранее можно было оценить значимость личных критериев хоть в 99% и после чего расслабленно найти "собственного" фаворита. Сейчас наибольший вес таких критериев ограничен в 20%. Оставшиеся 80% - это уже только количественные аспекты, такие как стоимость, сроки и т.д.. А если учитывать, что главной формой размещения муниципального заказа в дальнейшем станет аукцион, то степень субъективизма при определении компании-победителя будет сведена к минимуму.

- Вас не смущает тот факт, что качество продуктов, приобретаемых через аукционы, возможно окажется ужаснее, чем через конкурсы?

- Это миф. Требования по качеству госзаказчик задает заблаговременно, и одолевает та компания, которая сумеет эти требования удовлетворить за наименьшую стоимость. Экономия экономных средств на аукционах - 20-30%, а сама процедура его проведения более прозрачная, чем конкурсы. В последнее время мы планируем значительно расширить список продуктов, работ и услуг, которые можно получать только через аукционы.

- По каким аспектам ФАС собирается определять: какие госзакупки необходимо проводить через аукционы, а какие с помощью конкурсов?

- Аспект очень обычный. Если заблаговременно можно найти требования по качеству, то это аукцион. Если нельзя, то - конкурс. В 80% случаев требования по качеству можно установить вначале, а означает, можно проводить аукционы.

- Многие упрекают сегодняшнее законодательство по госзакупкам в лишней громоздкости и приводят пример со школой, которая обязана объявлять конкурс, если ей необходимо приобрести, например, телек.

И зря упрекают. В законе верно написано: госзаказчик может проводить закупки без процедуры торгов и запроса котировок, если сумма размещаемого заказа не превосходит 100 тыщ рублей, также без проведения торгов, но с запросом котировок, если сумма заказа не превосходит 500 тыщ рублей. Потому телек уж однозначно можно просто пойти и приобрести в любом магазине.

- Известна инициатива ФАС поменять ту часть закона о госзакупках, в какой прописаны льготы малому бизнесу. В чем смысл такового шага?

- Непременно, малый бизнес в Рф необходимо развивать и поддерживать. Вопрос - как это делать верно. На наш взор, сегоднящая система преференций в системе госзаказа для малого бизнеса уж больно непонятна исходя из убеждений конкуренции и очень расточительна для бюджета. Судите сами: от 10 до 20% собственных заказов госучреждения должны располагать только у субъектов малого предпринимательства - вне зависимости от того, какие у их цены. А ведь эти цены могут быть завышены и в два, и втрое. Более правильной нам кажется система, когда госзаказчики должны от 10 до 20% заказов располагать через лоты с малой ценой, к примеру менее 3 млн рублей. Большим компаниям такие лоты не увлекательны, а малым - в самый раз. Таким макаром, мы и малому бизнесу поможем, и конкурентную среду сохраним, и экономные средства сэкономим.

- Сколько на данный момент компаний находятся в реестре нерадивых исполнителей госзаказа?

- Более 300 компаний. Включение в реестр значит для компании поражение в правах на два года. К тому же это к тому же суровый удар по стилю, ведь реестр находится в открытом доступе в вебе.

- Есть ли ограничения для роли в торгах по госзакупкам зарубежных компаний?

- На данный момент нет. Такие ограничения вероятны только при одном условии. Если в какой-нибудь стране законодательно ущемляются права русских компаний либо продуктов, то МЭРТ вправе ввести такие же ограничения в Рф для компаний либо продуктов из той страны. Вводить же ограничения на госзаказе для зарубежных компаний в других случаях некорректно. Мы только снизим уровень конкуренции, и в итоге в сфере госзаказа наши компании будут создавать продукты более низкого свойства по более высочайшей стоимости.

В европейских странах закон о госзакупках существенно либеральнее нашего, но заморочек у их куда меньше, чем у нас. Может быть, нам стоит перенять их опыт?

- Не думаю. У каждой страны своя специфичность и собственный склад ума. И русский закон о госзаказе это учитывает. Он был конкретно разработан, а не переведен с западных аналогов. Наш закон по многим характеристикам лучше и эффективнее, чем подобные законы в продвинутых странах. Это признают даже западные спецы. Но необходимо осознавать, что очень почти все находится в зависимости от экономической модели страны и от уровня развития общества. К примеру, во Франции система госзакупок очень лична. Там бюрократы чуть не сами определяют, у кого брать и по какой стоимости. Когда у их спрашиваешь о вероятных злоупотреблениях в сфере госзаказа, то они удивленно на тебя глядят и молвят, что злоупотребления невозможны, так как это здесь же станет достоянием общественности. Потому если в стране есть публичные университеты и независящая пресса, то деяния власти находятся под контролем общества. А если эти университеты не развиты, то и механизм публичного контроля отсутствует. И можно хоть напринимать еще тыщу законов - все равно не поможет.

- Не кажется ли вам, что решить делему коррупции в сфере госзакупок может система электрических торгов?

- Кажется. Только перебегать на электрические торги необходимо равномерно. Для нас это приоритетная задачка на наиблежайшие два-три года. Таких площадок на всю страну будет 5 - семь. При электрической системе провести аукционы посреди "собственных" компаний фактически нереально. Госзаказчик будет располагать электрическую заявку на продукт, работу либо услугу, а предложения по выполнению сумеет делать неважно какая компания из хоть какого уголка Рф. И это уже будут не "домашние" торги, а истинные.

- Как реальна цифра профессионалов, которые оценивают размер "отката" в госзакупках в 20% от цены заказа?

- Именовать точную цифру, наверняка, никто не сумеет. Кое-где "откатов" вообщем нет, а кое-где "откаты" добиваются и 50% от цены заказа. На данный момент общий объем размещаемого муниципального и городского заказа в стране - более 4 трлн рублей раз в год. Добиться каждогодней экономии в 1 трлн рублей - полностью близкая к реальности задачка. Но это ведь не значит, что на данный момент эти средства уходят на взятки. Это совокупа коррупции и часто плохого денежного планирования. От профессионализма людей, занимающихся госзаказом, зависит очень почти все. Но конкретно профессионализма на местах, как досадно бы это не звучало, часто и не хватает.


Интересные материалы: