Психоделия навсегда

Психоделия навечно

В 2009 году известный рок-мюзикл "Волосы" возвратится на бродвейскую сцену. Продюсер новейшей постановки Элизабет Айрленд Макканн заявила, что мюзикл с его радостью и неукротимой верой в наилучшее будущее совершенно соответствует настроению южноамериканского общества после прошедших 4-го ноября президентских выборов.

Но только ли "удовлетворенность и веру в наилучшее будущее" дает зрителю мюзикл "Волосы"?

Работу над мюзиклом его создатели — актеры Джеймс Радо и Джером Рагни — начали в 1965 году. В Америке это было время соц перемен, приготовленных представителями поколения битников и первой волной движения хиппи. Вьетнамская война ухудшила раскол в южноамериканском обществе, содействовала быстрому развитию новейшей молодежной культуры. Конкретно миропонимание и культура хиппи послужили основой мюзикла.

 

Броско, что премьера "Волос" свершилась 17 октября 1967 года. Только-только закончилось известное "лето любви" - верхушка популярности хиппового стиля жизни. Юные люди, поверившие, что объединившись они могут поменять мир и, сначала, свою страну, даже вопреки воле ее правительства, сразу оценили новый мюзикл с его пропагандой свободной любви, галлюциногенных наркотиков, "любви к ближнему собственному", антимилитаристическим и антирасистским пафосом. В начальной версии «Волос» отсутствовала заключительная песня "Let The Sun Shine In", которая была добавлена в 1968 году при перенесении шоу на бродвейскую сцену. Таким макаром, постановщики мюзикла желали сгладить трагичность конца, в каком один из основных героев гибнет во Вьетнаме.

Психоделия навечно

Постановка "Волос" 1986 года. Фото с веб-сайта carpentersquare.com

Послание культуры хиппи почти во всем перекликалось со словами, приписываемыми Будде Шакьямуни: "Будьте светильниками сами для себя". Это отрицание всякого наружного ограничения свободы, отрицание страны и его законов. "Делай, что хочешь, пока это не мешает другим" ("Do whatever you want, just so long as you don't hurt anyone"), - утверждает персонаж мюзикла.

Психоделия навечно

Хиппи в 1960-е годы. Фото с веб-сайта woodstock69.com

Одним из путей заслуги абсолютной свободы у хиппи становятся наркотики, посреди которых в "Волосах" в особенности выделяют марихуану и ЛСД — искусственно сделанный галлюциноген: "В этом погружении мы поновой откроем чувства... наши глаза обширно открыты" ("In this dive we rediscover sensation... our eyes are open wide"). Галлюциногенному путешествию раскованного сознания 1-го из основных героев посвящена целая третья часть второго акта.

Непременно, мюзикл "Волосы" провозглашает "удовлетворенность и неукротимую веру в наилучшее будущее", но это — удовлетворенность от обретения личной свободы и, через это, преобразования самого социума.

Психоделия навечно

Постановка "Волос" 1989 года. Фото с веб-сайта carpentersquare.com

Южноамериканское общество, как считают многие, сейчас испытывает чувство единства, которого не было в стране за всегда правления Джорджа Буша-младшего. Вера в перемены к наилучшему, в начало нового шага потряхивает людей. Но это также и вера в то, что отрицается основной мыслью мюзикла — во внешнюю силу, нового "царя-батюшку". И в этом смысле экранизация хитового мюзикла "Mamma Mia!", не имеющего никакой идейной базы, лучше отвечает нынешнему состоянию большинства янки.

Мюзикл "Волосы", вправду, животрепещущ сейчас. И животрепещущ всегда. Так как в центре его сюжета оказывается нескончаемая людская неувязка свободы.

Тимофей Давыдов


Интересные материалы: