Застрявшие шедевры

Брать и собирать произведения искусства, а именно, стало не просто престижно, но стильно. Солидные люди должны появляться на вернисажах и интернациональных ярмарках современного искусства не пореже, чем на именитых альпийских курортах. Ситуация утежеляется тем, что арт-рынок, невзирая на всю свою специфику, остается сначала рынком - а означает, местом, куда прибыльно вкладывать капиталы.

В отличие от повсевременно прыгающих цифр денежного рынка, подобные вложения кажутся более базовыми. В то же время, произведения искусства принципно отличаются от нефтяной скважины – природные ресурсы, в конце концов, необходимы всегда и всем, а вот угадать, какого художника будут брать обладатели скважин через 50 - 70 лет, не так просто.

 

Не умопомрачительно, что большая часть современных русских коллекционеров - а их уже набралось столько, что полностью можно гласить о сформировавшейся публичной прослойке, - предпочитают работать с беспроигрышными вариациями. Владея фактически неограниченными способностями, они привозят в Москву выставки-продажи и проекты-презентации, иногда существенно превосходящие по качеству материала выставки, которые пробуют сделать муниципальные музеи. Красивым примером тому служит экспозиция произведений огромнейших западноевропейских живописцев конца XIX - начала XX столетия, открывшаяся в залах столичной галереи "Школа".

Произведения, некогда собранные европейским собирателем, имя которого кропотливо прячется, сначало должны были стать броским украшением не так давно завершившегося осеннего Антикварного салона. Но до Салона работы не доехали, застряв на русской таможне. Посреди октября стало понятно, что ящики с ценным грузом арестованы и содержатся в критериях, мягко говоря, неприменимых для произведений живописи.

"40 одно произведение искусства практически месяц хранится на складе "Шереметьево-Карго". Это работы Эдуарда Мане, Огюста Ренуара, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Хуана Миро и старенькых мастеров, любая из которых не считая культурной ценности (подтвержденной надлежащими документами) имеет к тому же ясно обозначенную рыночную цена. "Натюрморт" Пикассо 1937 г. оценен в $3 млн, "Корзина цветов" Мане – $4 млн, "Небольшой голубой локомотив" Лионеля Фейнингера – $1,8 млн", - писали газеты, а журналисты устроили расследование этого возмутительного прецедента. Правда, расследование ограничилось только гипотезами и догадками - таможня на контакт не шла и от комментариев отрешалась.

Вобщем, ларчик раскрывался просто. Как выяснилось, доверчивые кураторы галереи "Школа" и их южноамериканские партнеры отказались от услуг так именуемого "официального перевозчика" - одной из немногих в нашей стране транспортных компаний, которые мастерски занимаются перевозом культурных ценностей и имеют свои каналы и методы работы. Попытка собрать документы без помощи других кончилась для галеристов плачевно - "условиться с таможней" удалось только через три недели.

Утешает только тот факт, что восхитительная экспозиция, в которую вошли произведения Мане, Матисса, Миро, Ренуара, Пикассо, Тулуз-Лотрека и других, более выдающихся создателей, полностью достойна самостоятельной выставки.


Интересные материалы: