Битлз

Битлз

Битлз

Битлз

The Beatles

1964 год, визит в США

Годы 1960 — 1970

Страна ВеликобританияВеликобритания

Город Ливерпуль

Язык

песен британский

немецкий[1]

Жанры рок

психоделический рок

рок

Тема

лирики любовь

общество

пацифизм

юмор

Лейблы Parlophone

Apple

Capitol

United Artists

Бывшие участники Джон Леннон

Пол Маккартни

Джордж Харрисон

Ринго Старр

Стюарт Сатклифф (1959—1961)

Пит Бест (1960—1962)

http://www.beatles.com/

The Beatles («Битлз»; раздельно участников ансамбля именуют «битлами») — английская рок-группа, внёсшая большой вклад в развитие рок-музыки.

Ансамбль не только лишь изменил её, да и достигнул беспримерной популярности, по этому The Beatles стали одним из самых ярчайших феноменов мировой культуры XX века.

 

Содержание [убрать]

1 История

1.1 Истоки (1956—1960)

1.2 Имя

1.3 Гамбург (1960—62)

1.4 1-ый договор (1962)

1.5 Поездка в Америку и разгар битломании (1963—64)

1.6 «Beatles For Sale» и «Help!» (1964—1965)

1.7 Новые направления в творчестве и окончание концертной деятельности (1965—1966)

1.8 «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» (1967)

1.9 Погибель Брайана Эпстайна и «Белый альбом» (1967—1968)

1.10 Последние альбомы и распад (1969—1970)

1.11 Попытка воссоединения, погибель Джона Леннона

2 Free as a Bird, Real love, Now and Then

2.1 Заслуги The Beatles

3 Дискография

4 Фильмография

5 Примечания

6 Литература

7 Ссылки

[править] История

[править] Истоки (1956—1960)

Корешки ансамбля уходят в середину 1950-х гг., эру рока, которая сформировала миропонимание и музыкальные вкусы будущих участников группы. Весной 1956 года Джон Леннон (1940—1980) в первый раз услышал песню «Heartbreak Hotel» Элвиса Пресли, которая, по его словам, означала конец всей прежней его жизни (любопытно отметить, что услышанный им до этого Билл Хейли — самый пользующийся популярностью исполнитель рока до Пресли — произвёл на него наименьшее воспоминание). К тому времени Джон играл на губной гармошке и банджо, сейчас он стал осваивать гитару. Скоро совместно с товарищами по школе он основал группу «The Blackjacks», позднее переименованную в The Quarrymen, нареченную так в честь их школы, Quarry Bank. Куорримен игрались скиффл — британскую разновидность любительского рока — и старались прогуляться на тедди-боев. Летом 1957 года Леннон во время 1-го из первых концертов Куорримен познакомился с 15-летним Полом Маккартни, который поразил Джона познанием аккордов и слов последних новинок рока (а именно песни «Twenty Flight Rock» Эдди Кокрана) и тем, что он очевидно был лучше развит музыкально (Пол также играл на трубе и фортепиано). Весной 1958 года для эпизодических выступлений, а с озари — повсевременно к ним присоединился друг Пола, Джордж Харрисон (1943—2001). Конкретно эти трое стали главным костяком группы, для других же участников Куорримен рок был временным увлечением, и скоро они отпали от коллектива.

Quarrymen эпизодически игрались на разных вечеринках, свадьбах, публичных мероприятиях, но до реальных концертов и записей дело не доходило (правда, в 1958 году за свои средства они из любопытства записали пластинку с 2-мя песнями); пару раз участники расползались (так, у Харрисона некое время была своя группа). Леннон и Маккартни, вдохновившись примером Бадди Холли и Эдди Кокрана (те не только лишь пели, да и сами игрались на гитарах и сами придумывали песни, что не было повсеместной практикой музыкальной промышленности тех пор), стали совместно писать собственные песни, при всем этом они решили давать им двойное авторство по аналогии с южноамериканскими авторскими коллективами вроде Лейбера и Столлера. В конце 1959 года в группу вошёл начинающий живописец Стюарт Сатклифф, с которым Леннон познакомился в своём арт-колледже. Игра Сатклиффа не отличалась огромным мастерством, что не один раз вызывало раздражение у требовательного Маккартни. В таком виде состав ансамбля оказался практически завершённым: Джон Леннон (вокал, ритм-гитара), Пол Маккартни (вокал, пианино, гитара), Джордж Харрисон (лидер-гитара), Стюарт Сатклифф (бас-гитара). Но была неувязка — отсутствие неизменного ударника, что вдохновляло музыкантов даже устраивать шуточные конкурсы, приглашая на сцену зрителей в качестве барабанщиков.

[править] Имя

К тому времени группа интенсивно пробовала встроиться в концертно-клубную жизнь Ливерпуля и окраин. Следовали конкурсы таланта один за одним, но группе повсевременно не везло. Такие — более серьёзные — мероприятия принудили музыкантов задуматься о подходящем сценическом имени — к Quarry Bank никто из участников дела уже не имел. Так, к примеру, на местном телевизионном конкурсе в декабре 1959 года группа выступила под именованием «Johnny and the Moondogs», которое было заменено на другие на следующих концертах. Заглавие «The Beatles» появились через несколько месяцев, в апреле 1960 года. До сего времени нет конкретного ответа, кто конкретно выдумал это слово. Согласно мемуарам участников группы, создателями неологизма числятся Сатклифф и Леннон, которые были увлечены мыслью придумать заглавие, имеющее сразу различные значения. За пример была взята группа Бадди Холли The Crickets («сверчки», но для британцев был и 2-ой смысл — «крикет»). Леннон заявил, что заглавие он выдумал во сне: «Я увидел человека на горящем пироге, который произнес: „Пусть будут beetles“». Но просто слово Beetles («жуки») не имело никакого двойного смысла; только изменив «e» на «a» появилось оригинальное слово: если произносить его, то слышалось «beetles», но если созидать его написанным, то сходу кидался корень «beat» (как бит-музыка). Промоутеры находили имя очень маленьким и «неброским», потому музыканты были обязаны 1-ое время изменять своё имя на афишах на более маркетинговое — «Long John and The Silver Beetles». Группа получала всё больше и больше предложений выступить — обычно, в пабах и малеханьких клубах. В апреле 1960 года The Beatles направились в своё 1-ое маленькое турне по Шотландии в качестве аккомпанирующей группы Джонни Джентла. Их мастерство как музыкантов непреклонно росло, хотя они продолжали оставаться одной из многих безвестных рок-н-ролльных групп Ливерпуля.

[править] Гамбург (1960—62)

Летом 1960 года The Beatles получили приглашение играть в Гамбурге, где обладатели клубов были заинтересованы в реальных английских рок-н-ролльных ансамблях; тот факт, что в Гамбурге уже игрались несколько ливерпульских групп, оказался на руку The Beatles. Но это вынудило их в срочном порядке находить барабанщика, чтоб соответствовать проф договору. Так ими был завербован Пит Бест, который был ударником в ливерпульской рок-группе «The Blackjacks», игравшей в клубе «Casbah». 16 августа The Beatles покинули Великобританию, а уже на последующий денек состоялся их 1-ый концерт в гамбургском клубе «Indra», в каком группа игралась до октября. С октября и до конца ноября The Beatles игрались в клубе «Kaiserkeller».

График выступлений был максимально жёстким: обычно, в клубе один час игралась одна группа, другой час — другая, в протяжении 12 часов. Участники The Beatles жили в одной тесноватой комнате, располагавшейся в здании кинозала. На сцене музыкантам приходилось играть неограниченное количество материала, потому кроме рок-н-роллов (ими исполнялись практически все записи попорядку с альбомов Литл Ричарда, Чака Берри, Карла Перкинса и др.), они игрались блюзы, ритм-энд-блюзы, народные песни, старенькые эстрадные и джазовые номера, модифицируя их в стилистику рока. Время от времени обыденные песни в формате рока преобразовывались в получасовые импровизации; при всем этом группа нашла, что германцам нравилась в особенности звучная и настойчивая игра. Свои собственные песни The Beatles не исполняли, потому что, по их признанию, не было стимула по той же причине — очень много было подходящего материала в окружающей современной музыке. Конкретно такая ежедневная работа и способность играть музыку хоть какого жанра стали одним из определяющих причин в становлении таланта The Beatles.

В Гамбурге участники ансамбля познакомились с группой студентов местного арт-колледжа — Астрид Кирхерр и Клаусом Фоорманом, которые сыграли значительную роль в биографии группы. Кирхерр скоро стала подругой Сатклиффа и конкретно она предложила, правда, в последующий приезд The Beatles в Гамбург, весной 1961 года, новые причёски — волосы, зачесанные на лоб и уши, а чуток позже — пиджаки без воротников и лацканов по моде Пьера Кардена. Все эти новаторства сначала опробовал на для себя Сатклифф, и только потом они перенимались всей группой (хотя Бест так и не согласился на длинноватую чёлку).

По возвращении в декабре 1960 года в Ливерпуль The Beatles оказались в числе самых активных и принципиальных местных групп, которые конкурировали по репертуару, звуку и количеству поклонников. Любопытно, что все ливерпульские группы игрались практически одни и те же (южноамериканские) песни, но конкурентность шла также по принципу, кто какую песню первым «откроет» и сделает «своей». Фаворитами числились Rory Storm and the Hurricanes, они игрались в наилучших клубах Ливерпуля, также Гамбурга — конкретно там The Beatles познакомились с их барабанщиком — Ринго Старром (истинное имя — Ричард Старки), с которым стремительно сдружились и стали проводить время совместно.

В апреле 1961 года группа отправилась на 2-ые гастроли в Гамбург, где выступала три месяца в клубе «Top Ten». Конкретно в Гамбурге свершилась 1-ая проф запись The Beatles — в качестве аккомпанирующего ансамбля певца Тони Шеридана. Шеридан позиционировался как рок-н-ролльный певец для внутреннего западногерманского рынка. Запись проходила под управлением Берта Кемпферта, который и отобрал The Beatles. Во время записи группе позволили записать несколько собственных собственных композиций (Леннон также спел «Ain’t She Sweet»). Первым итогом записей стал вышедший в августе 1961 года в Германии сингл «My Bonnie / The Saints» с указанием исполнителей — Тони Шеридан и … «The Beat Brothers». Так для германского рынка, из-за суждений благозвучности, были названы The Beatles. По окончании гастролей Сатклифф решил остаться в Гамбурге с Кирхерр и, таким макаром, кинуть свою музыкальную деятельность в группе. Бас-гитара перебежала к Маккартни. Через год, 10 апреля 1962 года, Сатклифф скончался в Гамбурге от кровоизлияния в мозг.

С весны 1961 года эпизодически, а с августа — часто, The Beatles стали выступать в ливерпульском клубе «Cavern». 27 июля состоялся концерт в ливерпульском зале «Litherland Town Hall», ставший первым по-настоящему большим фуррором — местная пресса именовала Beatles наилучшим рок-н-ролльным ансамблем Ливерпуля.

В ноябре 1961 года первым менеджером The Beatles стал Брайан Эпштейн (помогавший до того группе Аллан Уильямс менеджером не был, он только делал обязанности концертного промоутера и тур-агента, никак не связанного обязанностями с группой).

[править] 1-ый договор (1962)

С течением времени Брайан Эпштейн повстречался с продюсером Джорджем Мартином из лэйбла Parlophone, который принадлежал компании EMI. Джордж показал энтузиазм к группе и возжелал узреть её выступление в студии; он пригласил квартет на прослушивание в лондонскую студию Abbey Road на 6 июня. Необходимо подчеркнуть, что в конечном итоге Джордж Мартин не был особо впечатлён первыми демо-записями группы, но немедленно полюбил битлов как обыденных людей. Признавая, что у их был талант, позже Мартин гласил в собственных интервью, что в тот денек не одарённость битлов произвела на него воспоминание, а они сами — симпатичные, весёлые и немного наглые юные люди. Когда Мартин спросил, есть ли в студии чего-нибудть, что им не понравилось, Харрисон ответил: «Мне не нравится Ваш галстук». К счастью для «The Beatles», Джордж Мартин шуточку оценил: группе было предложено подписать давно ожидаемый договор на запись, а прямые и смышленые ответы на вопросы стали фирменным стилем разговора битлов на разных пресс-конференциях и интервью.

Джордж Мартин имел трудности только с Питом Бестом — он считал, что Пит до общего уровня группы не дотягивает. В конечном итоге Мартин лично Брайану Эпштейну предложил поменять барабанщика группы. Все же, невзирая на свою не очень неплохую игру на барабанах, Бест воспользовался большой популярностью посреди фанатов, чем малость злил трёх других участников группы. Тем паче, Пит не уживался с остальными битлами из-за собственной особенности — Эпштейн же вообщем был в гневе (что с ним бывало нечасто), когда Бест отказался сделать для себя фирменную «битловскую» причёску и подойти под общий стиль группы. В конечном итоге, 16 августа 1962 года Брайан объявил о том, что Пит Бест покидает группу «The Beatles». Его место немедленно занял барабанщик из группы «Роури сторм энд харрикейнз» (Rory Storm and the Hurricanes) Ринго Старр (Ringo Starr), с которым «The Beatles» издавна уже были знакомы. В первый раз встретившись с Ринго в Гамбурге, битлы, по драматичности судьбы, конкретно с ним записали свою первую пластинку. Посреди августа 1960 года в личной студии «Akustik» «The Beatles» участвовали в записи первой в собственной жизни пластинки - демонстрационной, отпечатанной потом всего в 4 экземплярах и рассчитанной на проигрывание со скоростью 78 об/мин. По сути, это была не их пластинка, а бас-гитариста и вокалиста «Rory Storm and The Hurricanes» Лу Уолтерса (Lu Walters), решившего записать песни «Fever», «Summertime», «September Song» и попросившего «The Beatles» посодействовать ему. Сатклифф и Бест просто присутствовали в студии, так как Уолтерс предпочел, чтоб партию ударных исполнял Ринго.

Скоро началась работа «The Beatles» в студии. Их 1-ая звукозапись на студии EMI не принесла никаких результатов, но вот во время сентябрьских сессий The Beatles записали и выпустили собственный 1-ый сингл — «Love Me Do», который был выпущен 5 октября 1962 года и достигнул 17 места в чарте музыкального журнальчика «Record Retailer» — для юных музыкантов достаточно положительный результат. (В Америке, где он был выпущен в мае 1964 (как раз в самый разгар битломании в Британии), песня держалась на верхушке чартов аж 18 месяцев). Известную роль здесь сыграла и коммерческая хитрость Брайана Эпштейна, который на собственный ужас и риск скупил 10 тыщ экземпляров пластинки, чем приметно повысил индекс ее раскупаемости и привлек новых покупателей. 1-ое выступление «The Beatles» по телевидению состоялось 17 октября 1962 года в программке «People and Places», которая передавала их концерт в Манчестере, отснятый телекомпанией Гранада (Granada Television). Скоро группа записала сингл «Please Please Me», который по оценкам разных журналов занимал 1-ые и 2-ые места в их чартах (официального государственного хит-парада сначала 1963 года Британия не имела).

11 февраля 1963 года «The Beatles» в один приём, за каких-либо 12 часов, записали весь материал для дебютного альбома «Please Please Me». Через три месяца после выпуска одноимённого сингла (22 марта) «The Beatles» наконец выпустили собственный 1-ый альбом, который 12 апреля возглавил государственный хит-парад (наконец показавшийся) на целых 6 месяцев. Альбом был смикширован из собственных песен группы с авторством Леннона-МакКартни и кавер-версий их возлюбленных песен-шлягеров, принадлежавших известным в то время исполнителям. 13 октября 1963 года принято считать днём рождения «битломании» — парадокса громкой популярности, которой до сего времени не повторила ни одна группа мира. «The Beatles» тогда выступали в английском зале «Palladium», откуда их концерт транслировался в программке «Sunday Night At The London Palladium» на всю страну. Программка собрала 15 миллионов телезрителей, но тыщи молодых поклонников и поклонниц предпочли пропустить передачу и заполнили прилегающие к зданию концертного зала улицы в надежде узреть музыкантов не на дисплее, а в жизни. После концерта квартету пришлось пробираться к машине в окружении наряда милиции. 4 ноября «The Beatles» стали гвоздем программки Царского варьете в театре Царевича Уэльского. На концерте присутствовали королева-мать, принцесса Маргарет и лорд Сноудон, при этом царица не скрыла собственного восхищения исполненной «The Beatles» песней «Till There Was You» из пользующегося популярностью мюзикла «The Music Man».

22 ноября вышел 2-ой альбом квартета «With The Beatles». Из 14-ти песен пластинки восемь — собственные произведения музыкантов, в том числе «Don’t Bother Me» — композиторский дебют Джорджа Харрисона. Альбом установил мировой рекорд по количеству подготовительных заявок торговли — 300 тыщ, а к 1965 году было продано выше миллиона экземпляров пластинки.

[править] Поездка в Америку и разгар битломании (1963—64)

Невзирая на растущую популярность группы в Британии и её высочайшие позиции в чартах с начала 1963 года, южноамериканский двойник компании «Парлофон» — «Кэпитол Рекордз» (которым также обладала EMI), не отважился издавать синглы «The Beatles» в США, частично из-за того, что ещё ни одна британская группа в Америке длительного фуррора не имела. Брайану Эпштейну, правда, удалось заключить договор с маленький чикагской компанией «Vee Jay», и она выпустила синглы «Please Please Me» и «From Me To You», a также альбом «Introducing The Beatles», но фуррора они не имели и не попали даже в региональные хит-парады.

Ситуация поменялась после выхода в США в конце 1963 года сингла «I Want To Hold Your Hand». В Великобритании он появился несколько ранее и сразу попал на 1-ое место. Под впечатлением конкретно от этой песни музыкальный критик газеты «The Sunday Times» Ричард Баккл в номере от 29 декабря 1963 года именовал Леннона и МакКартни «величайшими композиторами после Бетховена». 18 января 1964 года стало понятно, что сингл «I Want To Hold Your Hand» занял в Соединенных Штатах 1-ое место в таблице журнальчика «Cash Box» и третье — в таблице еженедельника «Billboard». 20 января южноамериканская компания «Capitol» выпустила альбом «Meet the Beatles!», отчасти похожий по содержанию с английским «With The Beatles» — и сингл, и альбом 3 февраля стали в США «золотыми». К началу апреля в пятерке наилучших государственного хит-парада США фигурировали только песни «The Beatles», а вообщем в хит-параде их насчитывалось 14.

The Beatles на шоу Эда Салливана в 1964 г.«Битломания» шагнула за океан. Музыканты удостоверились в этом сразу, как приземлились 7 февраля 1964 года в нью-йоркском аэропорту Кеннеди — встречать их пришло более 4 тыщ поклонников. В тот раз квартет отдал в США три концерта: один в вашингтонском «Колизее» и два — в нью-йоркском Карнеги-холле. Не считая того, «The Beatles» два раза выступили в телепередаче «Шоу Эда Салливана» (Ed Sullivan Show), собрав рекордное в истории телевидения количество зрителей — 73 миллиона (40 % населения США в то время!). Практически все другое время они встречались с журналистами, южноамериканскими сотрудниками по искусству, а днем 22 февраля возвратились в Великобританию.

2 марта «The Beatles» приступили к съемкам и записи песен для собственного первого музыкального кинофильма «A Hard Day’s Night» и одноименного альбома. Работа еще не была завершена, когда английская пресса сказала о новейшей сенсации: показавшийся 20 марта сингл «Can’t Buy Me Love»/«You Can’t Do That» собрал в Великобритании и США невиданное число подготовительных заявок — 3 миллиона. Подобного первого тиража не понимало ни одно произведение искусства и литературы.

4 июня квартет отправился в 1-ое большое зарубежное турне. Его маршрут пролегал через Данию, Голландию, Гонконг, Австралию, Новейшую Зеландию и опять Австралию. Намедни поездки Ринго слег в поликлинику с острым тонзиллитом и вышел на сцену только 16 июня в Мельбурне. Ранее «The Beatles» выступали с сессионным ударником Джимми Николом (Jimmy Nicol). Гастроли прошли с воистину триумфальным фуррором. В Аделаиде, к примеру, музыкантов встречала в аэропорту 300-тысячная(!) масса.

Квартет возвратился в Лондон 2 июля, а через три денька в столичном кинозале «Павилион» (Pavilion) свершилась премьера кинофильма «A Hard Day’s Night» (режиссер — Ричард Лестер). Скоро после премьеры вышел одноименный альбом группы, в первый раз не содержавший ни одной взятой песни. И кинофильм, и пластинка вызвали экзальтированные отзывы прессы, а выдающийся южноамериканский композитор и дирижер Леонард Бернштейн (Leonard Bernstein), прослушав альбом «A Hard Day’s Night», именовал Леннона и Маккартни «лучшими композиторами-песенниками со времен Шуберта».

19 августа 1964 года началось 1-ое настоящее гастрольное турне «The Beatles» по Северной Америке (предшествующая поездка в феврале носила быстрее рекламно-экскурсионный нрав). За 32 денька квартет сделал путь в 35 906 км и отдал в 24 городках 31 концерт (в том числе три в Канаде). За каждый концерт ансамбль получал 25—30 тыщ баксов. Сначало маршрут гастролей включал не 24, а 23 городка. Выступление в Канзас-Сити не предусматривалось, но владелец местного проф баскетбольного клуба Charles О. Finley, очевидно решивший войти в историю, предложил за один получасовой концерт «The Beatles»… 150 тыщ баксов, и Брайан Эпштейн согласился.

Но самих музыкантов в те деньки больше тревожила другая, обратная сторона фуррора. Во время турне они чувствовали себя арестантами, так как были стопроцентно изолированы от мира. Гостиницы, в каких они останавливались, круглые день осаждала масса. Неописуемо, но факт: аппаратура, с какой «The Beatles» в 1964 году выступали на больших стадионах, сейчас не удовлетворила бы и самый захудалый ресторанный ансамбль — так низкими были мощность и качество звука. Техника безвыходно отставала от данного квартетом темпа развития шоу-бизнеса. Не было даже мониторов (контрольных колонок), и за громким ревом трибун музыканты нередко не слышали не только лишь друг дружку, да и самих себя, сбивались с ритма, теряли тональность в певческих партиях. Публика не замечала, она тоже практически ничего не слышала, да толком и не лицезрела: в целях безопасности сцену устанавливали или в центре футбольного поля, или на задней полосы бейсбольной площадки.

В таких критериях ни о каком творческом развитии, прогрессе не могло быть и речи. В отличие от гамбургских концертов квартету сейчас приходилось изо денька в денек исполнять ограниченное количество одних и тех же песен. Конфигурации в программке не допускались. Сцена больше не являлась для музыкантов ни лабораторией, ни испытательным полигоном. Создавать что-то новое, творить, развиваться они с этого момента могли только за ее пределами.

[править] «Beatles For Sale» и «Help!» (1964—1965)

Возвратившись 21 сентября в Лондон, The Beatles в тот же денек приступили к записи еще одного альбома «Beatles For Sale». Из 14 отобранных песен 6 являлись взятыми и фигурировали в репертуаре квартета уже не один год («Rock And Roll Music», «Mr. Moonlight», «Kansas City», «Everybody’s Trying To Be My Baby»). В целом пластинка представляла собой необычный букет стилей от рока до кантри-энд-вестерн с доминированием интонаций в духе записей Бадди Холли. В 1-ый же денек (4 декабря) диск разошелся тиражом в 700 тыщ экземпляров и уже через неделю возглавил английский хит-парад. В феврале 1965 года начались съемки второго полнометражного кинофильма «Help!», режиссёром которого был уже узнаваемый по предшествующему кинофильму The Beatles «A Hard Day’s Night» Ричард Лестер. Премьера кинофильма свершилась в Лондоне 29 июля, а 6 августа вышел одноименный альбом. На альбоме любая песня хороша, но одну из их без преувеличения можно именовать выдающимся музыкальным произведением, традиционным не только лишь для пользующейся популярностью музыки, да и для музыки вообщем. Это песня «Yesterday». Ее мелодию Пол Маккартни сочинил еще сначала года, текст же появился много позже. Он именовал ее «Scrambled Eggs», так как напевал мотив с первыми пришедшими на разум словами: «Scrambled eggs, oh, my baby, how I love your legs…» («Яичница, о моя крошка, как я люблю твои ножки…»). Джорджу Мартину мелодия приглянулась, но записать ее как песню он предложил с внедрением совсем внезапного для «The Beatles» аккомпанемента струнного квартета. Это был 1-ый случай, когда ни Джон, ни Джордж, ни Ринго в записи не участвовали. Песня очевидно была «обречена» на превосходный фуррор, но «The Beatles» не выпустили ее без помощи других, на сингле, а сходу включили в альбом. С их творческим потенциалом они могли для себя это позволить. Скоро после выхода альбома «Help!» песню «Yesterday» стали один за одним исполнять многие солисты и ансамбли, ее инструментальные варианты вошли в репертуар симфонических оркестров. Сейчас понятно около 2-ух тыщ интерпретаций этой композиции — больше, чем какой-нибудь другой в истории.

13 августа «The Beatles» направились во 2-ое южноамериканское турне. Ровно через две недели вышло событие, до настоящего времени не дающее покоя шоу-бизнесменам и меломанам: «The Beatles» побывали в гостях у Элвиса Пресли, с которым не только лишь дискутировали, да и музицировали[источник?], при этом несколько композиций были записаны на магнитофон. Ни при жизни Элвиса, ни после его погибели в 1977 году записи не были изданы. Невзирая на все усилия агентов, нанятых южноамериканскими, английскими, западногерманскими и японскими фирмами грампластинок, установить местопребывание пленок не удалось. Их цена исчисляется миллионами баксов.

[править] Новые направления в творчестве и окончание концертной деятельности (1965—1966)

Четыре другаЛето 1965 года было переломным в истории рок-музыки. Из танцевальной, веселительной она становилась суровым искусством. Появлялись новые рок-группы, а такие ансамбли и исполнители, как The Byrds, The Rolling Stones, Боб Дилан начали составлять достойную конкурентнсть The Beatles, которые, очевидно, не могли остаться в стороне от этих перемен. 12 октября в Лондоне они приступили к записи альбома «Rubber Soul», ознаменовавшего начало новейшей фазы не только лишь в их творчестве, да и в рок-музыкальной культуре вообщем. Все конкурирующие создатели и исполнители снова остались далековато сзади. «Это был 1-ый альбом, который представлял миру новых, взрослеющих „The Beatles“, вспоминал годы спустя Джордж Мартин. Мы тогда в первый раз стали мыслить категориями альбома как самостоятельного и самоценного произведения искусства». Тем удивительнее тот факт, что «The Beatles» начали записывать эту пластинку при практически пустом «портфеле»: к 12 октября у их не было и 3-х стопроцентно готовых к записи песен. А 3 декабря 1965 года альбом уже лежал на прилавках музыкальных магазинов. В песнях альбома «Rubber Soul» в первый раз появились элементы мистики, сюрреализма, настолько соответствующие для «The Beatles» в предстоящем.

У The Beatles в первый раз начали появляться истинные трудности. В июле 1966 года на Филиппинах, когда во время гастролей из-за их случайного конфликта с первой леди этой страны (они отказались от официального приёма в Президентском Дворце) битлов чуть ли не порвала на части разъярённая масса и они еле-еле унесли ноги из этого страны. По пути на самолёт из Филиппин их гастрольный админ, Мал Эванс, был страшно избит в аэропорту, членов группы толкали и, в прямом смысле, «выпнули» к самолёту. Уже после возвращения на родину за океаном, в Америке, поднялась шумиха из-за неосмотрительно произнесенной Ленноном ещё в марте фразы о том, что «умирает христианство, и, к примеру, на данный момент The Beatles популярнее Иисуса».В Великобритании эту фразу прочитали,поругались и сходу запамятовали. В городках США и, как ни удивительно, в Южной Африке, проехались акции протеста против The Beatles, сжигались их пластинки,портреты,одежку,на каждом переулке были вёдра с надписью:,,Для мусора от,,Beatles",а в один красивый денек священники соорудили чучела музыкантов,и каждый мог подходить к ним и делать всё,что возжелал. Но, сами битлы отнеслись к этому с юмором: «ха, ведь до этого, чем они сжигают эти пластинки, они должны их купить». Но под давлением американской прессы Леннон в пресс-конференции 11 августа в Чикаго (США) официально извинился за свои выражения.

The Beatles на своём последнем концертеТем более, невзирая на все беды, 5 августа 1966 года вышел один из наилучших альбомов The Beatles — «Revolver». Альбом отличался сначала тем, что большая часть его песен не подразумевали сценического выполнения — так сложны тут использованные студийные эффекты. А «The Beatles» и были с этого момента чисто студийной группой. Они так утомились от изнуряющих глобальных гастролей, что решили приостановить свою концертную деятельность. В родной стране их последнее выступление состоялось 1 мая 1966 года в зале Empire Pool английского стадиона «Уэмбли», где они приняли роль в гала-концерте, исполнив в 15-минутном выступлении 5 композиций — «I Feel Fine», «Nowhere Man», «Day Tripper», «If I Needed Someone» и «I’m Down». Последней гастрольной поездкой было южноамериканское турне такого же года, завершившееся концертом в Сан-Франциско 29 августа. На этом сценическая биография квартета завершилась. Альбом «Revolver», тем временем, лидировал в хит-парадах по обе стороны Атлантики. Критики оценивали его как кульминацию творчества «The Beatles». Казалось, пластинку лучше этой нереально сделать в принципе, и многие газеты серьезно высказывали предположение о том, что на этой неописуемо высочайшей нотке квартет остановится. Со стороны такое решение смотрелось бы полностью логичным, но самим музыкантам оно и в голову не приходило.

[править] «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» (1967)

В конце 1966 года «The Beatles» опять собрались в студии. Результатом начавшихся 24 ноября сеансов записи стал сингл «Penny Lane»/«Strawberry Fields Forever», показавшийся 17 февраля 1967-го. Соответствующей особенностью сингла было то, что заместо обыденных первой и 2-ой сторон он имел две первых. Тем подчеркивалось, что обе включенные в пластинку песни являются основными. Композиция «Strawberry Fields Forever», казалось, вместила в себя весь скопленный квартетом опыт студийной работы. Музыканты начали записывать ее 24 ноября 1966 года, а окончательный вариант, который мы слышим на пластинке, появился только 2 января. Новаторские приемы в аранжировке, большущее по тем временам количество участвовавших в записи студийных инструменталистов, сам взор на студию как на музыкальный инструмент, имеющий фактически неограниченные способности, все это, свойственное и для сингла «Penny Lane»/«Strawberry Fields Forever», вроде бы готовило слушателей (и самих музыкантов!) к метаморфозе, воплощением которой стал альбом «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band».

Датой начала записи «Сержанта Пеппера» считается 24 ноября, когда The Beatles начали работу над «Strawberry Fields Forever». В течение 129-дневного периода (в сопоставление — альбом «Please Please Me» записывался 12 часов) музыканты, как в конечном итоге оказалось, записывали величайший в истории рок-музыки альбом. В деньки записи пластинки практически все штатные работники студии не уходили домой до поздней ночи, даже те, у кого был выходной. В операторской толпились коллеги-музыканты, продюсеры других групп. Свидетели ведали, что Рона Ричарда, являвшегося в тот период продюсером записей группы «The Hollies», песня «A Day In The Life» (как признают критики, наилучшая песня на альбоме) привела практически в панику. Сидя в углу операторской и обхватив голову руками, он как заведенный повторял: «Это неописуемо… Я сдаюсь». Меж тем, The Beatles делали альбом играючи. Им доставляло наслаждение насыщать его невиданными, внезапными музыкальными и вообщем звуковыми эффектами. И в конечном итоге альбом, изданный 26 мая, получил необыкновенный фуррор и держался на верхушках хит-парадов целых 88(!) недель.

[править] Погибель Брайана Эпстайна и «Белый альбом» (1967—1968)

25 июня 1967 года The Beatles стали первым ансамблем, выступление которого передавали на весь мир — их смогли узреть практически 400 миллионов человек во всех странах. Их номер стал частью первой в мире глобальной телепередачи «Наш мир» (Our World). Выступление транслировалось прямо из главной студии The Beatles на улице Эбби-Роуд в Лондоне, во время него была записана видеоверсия песни «All You Need Is Love».

Но после чего триумфа дела группы пошли на спад, и большую роль в этом сыграла трагическая погибель менеджера The Beatles Брайана Эпстайна, погибшего в итоге передозировки снотворного. «Пятый битл», как называли его сами члены группы, заведовавший всеми финансовыми делами и посвящавший группе всё свое время, ушёл из жизни. Ему было всего только 32.

В конце 1967 года The Beatles получили 1-ые нехорошие отзывы прессы о своём творчестве — объектом для критики стал кинофильм «Magical Mystery Tour». Основной претензией к кинофильму было то, что выпущен он был исключительно в цветной версии, а только немногие англичане имели в то время цветные телеки. Саундтрек к кинофильму (кстати, никаких претензий не получивший) был выпущен в Англии как мини-альбом.

Начало 1968 года группа провела в Ришикеше (Индия), изучая медитацию совместно с Махариши Махеши Йоги. После возвращения на родину Леннон и Маккартни аннонсировали рождение компании «Apple», под лэйблом которой The Beatles сейчас стали выпускать свои пластинки. Тем временем квартет производил сходу два больших проекта: готовил материал для еще одного альбома и участвовал в pabote над полнометражным мультипликационным фильмом «Yellow Submarine», который был выпущен в январе 1969 года совместно с пластинкой-саундтреком. Не считая того, 30 августа компания The Beatles выпустили на сингле одну из наилучших в истории группы песен — «Hey Jude». Пластинка уже к концу года разошлась в мире 6 миллионным тиражом, возглавив хит-парады фактически по всему свету. 22 ноября 1968 года группа выпустила свою новейшую запись — двойной альбом The Beatles, который посреди масс известен просто как «белый альбом», из-за его совсем белоснежной обложки, на которой было только оттиснуто заглавие альбома. Критика оценила альбом разносторонне. Многие обозреватели придерживались представления, что музыкантам следовало быть более требовательными и скомпоновать один диск. Но публика была в экстазе — альбом всем приглянулся. Ну а в биографии «The Beatles» он занимает особенное место, так как является первым броским свидетельством надвигающегося распада The Beatles. Деньки работы над «белым альбомом» проявили барьеры, возникшие меж членами группы, дела их усугубились, а Ринго Старр на время даже ушёл из ансамбля. В конечном итоге, в песнях «Martha My Dear», «Wild Honey Pie», «Dear Prudence» и «Back in the USSR» записаны партии ударных, исполненных Маккартни. Все же, на этом же альбоме в первый раз была выпущена песня, сочинённая Ринго — «Don’t Pass Me By». Атмосфера в группе накалялась и из-за новейшей супруги Леннона — Йоко Оно, которая присутствовала на каждой звукосессии группы и очень раздражала всех её членов (не считая, конечно, Леннона). К тому же, Джордж Харрисон стал выпускать сольные пластинки, что тоже не очень содействовало улучшению состояния группы. Все эти аспекты неумолимо вели к распаду

[править] Последние альбомы и распад (1969—1970)

В январе 1969 года «The Beatles» замыслили сделать полнометражный фильм-хронику собственной студийной работы и выпустить его сразу с еще одним альбомом и аналогичного содержания книжкой. Заглавием этого всеохватывающего проекта стала сочиненная Полом песня «Get Back» («Вернись»). Музыканты преследовали две главные цели — воссоздать на дисплее обстановку и атмосферу непринужденности, соответствующие для их концертов начала 60-х в клубе «Каверн», и показать публике, что квартет как и раньше единый и здоровый творческий организм. Ни та, ни другая цель не была достигнута, так как по сути все было не так.

В течение января 1969-го кинооператоры сняли многие километры пленки, музыканты за тот же срок записали 100 с излишним песен, из которых только несколько вышли потом на пластинках. Заключительным эпизодом съемок стал импровизированный концерт, который группа устроила 30 января на крыше строения студии звукозаписи. «The Beatles» исполнили (и записали) 5 песен: «Get Back» (в 2-ух вариантах), «Don’t Let Me Down», «One After 909», «I’ve Got A Feeling» и «All I Want Is You» (позже получила заглавие «Dig A Pony»). В концерте, продолжавшемся около 40 минут, учавствовал Билли Престон (Billy Preston), исполнивший партии клавишных. Но выступление было прекращено милицией, вызванной жителями примыкающих домов. Этот мини-концерт, как в конечном итоге оказалось, стал последним выступлением группы

Концерт на крыше3 февраля 1969 года менеджером «The Beatles» стал Аллен Клейн (Alien Klein), предприимчивый шоу-бизнесмен из США, одно время представлявший за океаном коммерческие интересы ансамбля «The Rolling Stones». С этого денька начался быстрый распад квартета, потому что Маккартни, который считал, что более достойным кандидатом на этот пост должен быть отец его будущей супруги Линды, Ли Истмен, был против, и в конечном итоге начал судебное разбирательство против своей группы (которое, правда, началось уже после распада The Beatles в декабре 1970 года) Работа над альбомом «Get Back» была заброшена (было выпущено только несколько синглов с более успешными песнями), но группа всё-таки смогла отыскать внутри себя силы сделать альбом «Abbey Road» — шедевр, ставший последним творением группы (альбом «Let It Be» хоть и вышел позже, но состоял из записей, сделанных ещё сначала 1969 года). Посреди песен альбома спецы, сначала, отметили выдающуюся работу Джорджа Харрисона, песню «Something