Валерий Тодоровский: Нужна смелость надеть зеленые носки!

Валерий Тодоровский: Нужна смелость надеть зеленоватые носки!

Это история из жизни русских «неформалов» 1950-х, выбравших жизнь ради жизни, а не ради страны. А еще это радостная история, где много музыки, любви, знаменитых песен и щемящей радости, которую время от времени принимают за юность. О том, как ему удалось устроить весь этот праздничек, Валерий Тодоровский поведал «Собеседнику».

Почему рабочее заглавие «Буги на костях» поменяли на «Стиляг»?

 

Это очень нездоровой вопрос. Заглавие «Буги на костях» было четким и видным. Но незадолго до выхода кинофильма прокатчики заявили, что никто в нашей стране его не усвоит. Никому не может придти в голову идея, что идет речь о музыке, записанной подпольным методом на рентгеновских снимках (а конкретно так рок и другие запрещенные стили распространялись в СССР до возникновения магнитофонов. – Авт.). Пришлось все максимально упростить.

Прокатчики нередко говорят: люд это будет глядеть, а это не будет. Есть основания для таких обобщений?

Прокатчик привык к чувству полного ужаса. Ужаса, что очень длинно, серьезно, неясно. Ужаса эры и жанра. Пятидесятые годы – это жутко, так как очень издавна. Мюзикл – это жутко, так как наши люди не обожают мюзиклы. Прокатчик опасается низких сборов, зритель опасается незнакомого. Не глядят у нас детектив, триллер, экшн и мелодраму. Я про авторское кино и не говорю. Слово «драма», которое, на мой взор, просто свидетельствует о наличии конфликта, а стало быть, и сюжета как такого, вообщем в присутствии зрителей произносить нельзя. В конечном итоге поляна сделалась таковой узенькой, что на ней остались две тропинки. Это очень обычная комедия с ролью медийных звезд

«Самый наилучший фильм»?

К примеру. Принципиально, что зритель лицезреет актеров по телеку и выяснит об их личной жизни из желтоватой прессы. А 2-ое направление, как показал на данный момент прокат кинофильма «Адмирал», – это патриотический бестселлер. При этом слово «патриотический» тут на первом месте не только лишь поэтому, что таковой порядок слов. Я сделал все вероятное, чтоб кинофильм «Стиляги» стал веселее и короче, но он не подходит ни под одну, ни под другую категорию. И это большой риск. Если мы удачно пройдем по этой третьей тропинке, когда-нибудь и ниша появляется.

План этой картины появился у вас издавна

Очень издавна. Лет 10 вспять.

Вы просто желали довести до конца проект? Либо вам это животрепещущий материал?

Более чем животрепещущий. Я убежден, что каждому проекту свое время. 10 лет пошли на пользу. Ведь про что кинофильм? Он о людях, которые пребывают в осознанном меньшинстве. На данный момент это не ностальгическое ретро, а ровная аналогия. Я желаю выделить, что не собираюсь никого воспитывать. В конце концов, это мюзикл. Но он гласит о том, что время от времени нужно иметь известную смелость, чтоб надеть зеленоватые носки. В особенности если вокруг 100 миллионов носят сероватые.

На данный момент много снимается кинофильмов о «славном прошлом». Вы всегда гласили о современности, сейчас тоже сделали картину о Москве пятидесятилетней давности

Я себя не вписываю ни в какую тенденцию. Еще во ВГИКе я грезил сделать костюмный музыкальный кинофильм. И позже, «Стиляги» совершенно не воссоздают прошедшее. Я избрал пятидесятые годы поэтому, что тогда было очень острое противоборство. До вопроса, кто что ощущает либо задумывается, просто не успевали дойти. Все начиналось с того, кто как смотрится. К тому же я не боюсь заниматься мифологизацией истории. В художественном кино не надо дотошно восстанавливать факты. Для меня уже непринципиально, какими были реальные комсомольцы. Принципиально, что это наша нескончаемая тема: ходить строем с схожими значками – либо против всех и в зеленоватых носках.

Кстати, о легендах. Ведь в «Стилягах» практически нет музыки 50-х?

Там звучит классика российского рока. Он созрел, так как стиляги начали плясать под новейшую музыку и сделали тех, кто начал эту музыку придумывать. На данный момент и ее запамятывают. Юные артисты, которые у меня снимались, не знали, кто такие Бутусов и Цой.

Умопомрачительно!

Но это факт! Когда я преднамеренно слушал российский рок во время работы над фильмом, я сообразил, что это тоже классика. Как «Битлз», которых издавна играют симфонические оркестры. Мы так же сделали в «Стилягах» песню Цоя «Восьмиклассница» – как классику.

То, что в кинофильме звучит «музыка детей», тоже льет воду на мельницу мифа?

Естественно. Но принципиально и то, что в пятидесятые годы у стиляг не было собственной музыки. Была музыка официальная, которую они игнорировали. Была музыка зарубежная, контрабандная, которую они любили. Удивительно было бы в 2008 году в Рф делать мюзикл на западном материале. Кстати, деятелей российского рока тревожили те же трудности, что и стиляг. Они ожидали перемен.

Мой отец произнес бы: «Ну как! «Ищейка» Элвиса – это была наша музыка!»

Да. Но у меня не было задачки снять кинофильм про их музыку. У меня была задачка снять кинофильм для современного зрителя. Когда в «Мулен Руж» звучит Мадонна, это не вызывает удивления. Мюзикл – жанр, который, слава Богу, позволяет хулиганить.

Это ваш 1-ый кинофильм с неплохим концом?.

.

Да, герой в конце обычно погибал. Для «Стиляг» у меня тоже был заготовлен катастрофичный конец. Но жанр сделал свое дело. Даже «Кабаре» Боба Фосса, где герои расстаются, делает чувство праздничка. В «Чикаго» две соперницы совместно выходят на сцену. Нельзя по другому. Если в кинофильме «Любовник» я не мыслил другого конца для героя, спаленного в огне собственных страстей, то тут все было надо сделать по-другому.

Планируете возвратиться к обычному трагизму?

Я не знаю, какой будет моя последующая картина. Точно могу сказать, что после «Стиляг» я желаю возвратиться в камерное кино, где внутренняя жизнь человека рассматривается под увеличительным стеклом. На «Стилягах» я натерпелся тягот, связанных с масштабным созданием. Но я не жалею. Каждый режиссер должен хоть раз в жизни сделать кинофильм, доступный всем без исключения.

полная версия

Создатель: Левченко Ян


Интересные материалы: