Судьба шедевров Фаберже

В Рф Пасха почиталась Величавым праздничком во все времена, а яичко - эмблемой новейшей жизни. Русские цари свято соблюдали традицию дарения пасхальных яиц своим подданным. К каждой Пасхе Императорский фарфоровый завод делал пасхальные яичка для членов императорской фамилии "на раздачу" при христосовании.

При Александре III и Николае II к каждой Пасхе в Рф выпускалось по 100, а позднее по 200 яиц "с вензелевым изображением их императорских величеств Сударя правителя и Государыни императрицы", которые во время ритуала христосования августейшая чета даровала своим приближенным.

Повышенное внимание уделялось техническому совершенству этих изделий, созданных для официальных подарков.

 

Одним из первых в Рф соединить пасхальное яичко с ювелирным украшением попробовали мастера ювелирной компании Карла Фаберже (считать Карла Фаберже создателем всех яиц нельзя, потому что над изделием работала целая команда ювелиров компании и имена неких из их сохранились).

С 1885 года появилась традиция каждогоднего дарения в Рф пасхальных яиц-сувениров компании Фаберже. 1-ое пасхальное яичко было заказано у Фаберже царем Александром III как пасхальный сюрприз для его супруги Марии Федоровны. 1-ое пасхальное яичко с полосами из голубой эмали было выполнено мастером Мишей Перхиным. Снаружи оно было гладким и эмалированным, но когда его открывали, снутри оказывалась сделанная из золота курочка. Снутри курочки, свою очередь, была спрятана маленькая рубиновая корона. Императрица была так очарована подарком, что Карл Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яичку раз в год, с одним условием: каждое изделие должно быть уникальным и содержать какой-нибудь сюрприз.

Последующий правитель, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря два яичка - одно собственной мамы - Марии Федоровне и 2-ое - Александре Федоровне, новейшей императрице.

Изготовка каждого яичка занимало фактически год. Яичка изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камешков, горного хрусталя, драгоценных видов древесной породы. Конкретно компания Фаберже возродила технологию четырехцветного золота, либо "кватра колор", другими словами желтоватого, белоснежного, красноватого и зеленоватого цветов. Но самым действенным средством художественной выразительности ювелиры компании Фаберже считали эмаль. Ни одна ювелирная компания в мире не использовала эмаль настолько обширно и в таком обилии цветов и цветов, как компания Фаберже.

Обычно снутри каждого яичка был должен содержаться какой-нибудь сюрприз: маленькие золотые копии крейсера, яхты, поезда, дворца, медальона с портретами членов королевской семьи, фигуры соловья, кукушонка, музыкальная шкатулка. Приводимые в движение методом нажатия сокрытой от глаз кнопки, фигуры движутся, поют, размахивают крыльями, поезд отчаливает в путь, циферблаты часов крутятся, а стрелки остаются недвижными, крышечки медальонов приподнимаются, открывая обворожительные детские портреты, музыкальная шкатулка проигрывает известные мелодии.

Фирме Карла Фаберже удалось довести искусство производства ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня мастерства, изящества и творческой фантазии. Подтверждением подлинности служило клеймо компании Фаберже. Цена 1-го яичка по ценам рубежа XIX-XX вв. составляла 3000-8000 тыс. руб.

Всего с 1885 по 1917 год его компанией было сделано полсотни яиц, из которых сохранились 42 (по другим данным Фаберже сделал 56 "пасхальных сюрпризов" по заказам членов императорской семьи, из которых до нашего времени сохранились 46 изделий). Другие известны по описаниям, счетам и старенькым фотографиям и числятся утерянными. Одно из их, "Георгиевское", было вывезено в 1918 году императрицей Марией Федоровной, уехавшей через Крым на свою родину, в Данию. Другие остались в Петрограде. В 1920-е годы для пополнения казны валютой русское правительство продало ряд произведений искусства из муниципальных коллекций, в том числе и пасхальные яичка Фаберже.

В текущее время в Оружейной палате Столичного Кремля хранятся 10 императорских пасхальных подарков от Фаберже, одно - в Российском государственном музее, одно - в Минералогическом музее Фирсмана, 5 - в художественном музее Вирджинии, (Ричмонд, США), три- в художественном музее Нового Орлеана, США, три- в коллекции царицы Елизаветы II, два - в Фонде Эдуарда и Мориса Сандоза, Швейцария, два - в Хиллвуд Музей, Вашингтон, США, два - в художественном Музее Уолтерс, Балтимор, США, одно - в художественном Музее Кливленда, США, одно - в коллекции Альбера, царевича Монако, четыре - в личных коллекциях, местопребывание восьми непонятно.

Крупнейшую личную коллекцию работ Фаберже в протяжении полвека собирал южноамериканский медиа-магнат Малкольм Форбс, она включала 11 императорских яиц, несколько разрозненных "сюрпризов" из неведомых либо несохранившихся яиц, также 4 личных яичка (всего 15) и практически 200 ювелирных украшений. Конкретно эту коллекцию смог в феврале 2004 года купить русский бизнесмен Виктор Вексельберг. Благодаря его приобретению, эта уникальная коллекция не была распродана с аукционных торгов "Сотбис", как того желали наследники Малкольма Форбса, а, пережив практически век скитаний, вновь возвратилась домой в Россию.

28 ноября 2007 года на аукционе "Кристис" за 9 млн. фунтов ($18 млн.) было продано уникальное яйцо-часы с розовой эмалью по золоту Карла Фаберже. Умопомрачительный раритет обеспечен исправным механизмом с выпрыгивающим каждый час из-под крышки петушком с драгоценными камнями. Каждый его выход продолжается 15 секунд, в течение которых петух четырежды хлопает крылышками и три раза кивает головкой. Яичко было сделано в 1902 году и поболее века хранилось в известной банковской семье Ротшильдов. По данным профессионала аукциона Мэттью Пейтона, Фаберже было сделано всего только три яичка схожих этому.


Интересные материалы: