Ставка на инновацию

Наша родина оказалась в уникальной ситуации: за последние пятнадцать лет ее экономика сделала рывок, на который другим странам требовалось несколько десятилетий. Стремительность экономических процессов просит от общества принципно новейшей модели мышления. В этих критериях учебным заведениям отведена главная роль в подготовке кадров последнего поколения. Юным спецам необходимы проф свойства, которые позволят им быть конкурентоспособными и использовать на практике весь объем приобретенных познаний.

 

Чтоб развить эти свойства и выработать мотивацию к саморазвитию, нужно внедрять в систему русского образования инноваторские программки.

Исконный конфликт традиций и нововведений

Образовательная сфера - один из самых обычных соц институтов. Древная британская пословица говорит: «Легче перенести кладбище, ежели поменять что-либо в образовании». Неувязка соотношения традиций и нововведений в этой области очень сложна. Повредить старенькую систему и сделать новейшую, не использовав все наилучшее, что нарабатывалось столетиями, - означает лишить страну грядущего.

В силу особенностей русского склада ума не только лишь нереально, да и неприемлимо стопроцентно перенимать европейские и южноамериканские схемы образования. А означает, хоть какой закон, любые внедряемые методики и программки должны быть ориентированы на создание хороших критерий для рождения нового российского образования, отменно превосходящего и существующую российскую модель, и наилучшие западные.

Основной смысл внедрения всех нововведений заключается в повышении свойства образования. «Формально это соотношение меж целью образования и его реальными плодами, - отмечает директор Института инноваторской деятельности в образовании Русской академии образования Валерий Лазарев. - Попытка найти ответ на главный вопрос о том, какие цели ставит впереди себя современное русское образование, обнажает неограниченное количество конструктивных заморочек, без решения которых нереально двигаться дальше». Например, если цель исходной школы - обучить малышей считать, читать и писать, то у нас образование полностью применимое. Если же цель - обучить малышей обучаться и сформировывать у их мотивацию к занию, то сейчас школьное образование добивается фактически нулевых результатов. Темпы нарастания познаний в обществе умножаются каждые 7-10 лет. Ни школы, ни высшие учебные заведения не могут изменять программки с таковой скоростью. Ситуация утежеляется к тому же тем, что в большинстве учебных заведений к студентам относятся не как к учащимся, как к обучаемым, вследствие чего обычное образование не употребляет потенциал молодежи на всех ступенях развития подрастающего поколения.

Ассоциативно-репродуктивная система образования (когда необходимо поначалу уяснить некий объем инфы, а после суметь его воспроизвести) чертовски устарела еще в первой половине ХХ века. Сейчас нужно сделать студента учащимся, обучить его «культуре думания» и не только лишь сохранить у него мотивацию к обучению, да и выработать осознание, зачем ему нужен тот либо другой предмет. Постигая фундаментальные науки, молодежь должна реально врубаться в проектную и исследовательскую деятельность и синтезировать получаемые познания, чтоб уметь решать весь диапазон определенных проф задач, объясняет Валерий Лазарев.

Большая часть профессионалов едины во мировоззрении, что нынешнее русское образование не соответствует потребностям окружающей реальности и просит обновления как самой модели, так и используемых в ней подходов.

«Стремительно развивающиеся информационные технологии обхватывают многие сегменты экономической и публичной жизни и существенно наращивают скорость принятия решений в проф сферах, - отмечает проректор по развитию Интернационального независящего эколого-политологического института, член публичного Экспертного совета Минобразования и науки РФ по информатизации и новым образовательным технологиям обучения инвалидов Ира Мкртумова. - В особенности стремительно начинают идти процессы морального устаревания инфы в наукоемких направлениях. Вследствие этого на 1-ое место в образовании выходит не механическая передача познаний студентам, а вырабатывание у их способностей самообразования и создание философии бытия в трансформирующемся информационном пространстве».

По воззрению Мкртумовой, для более адекватного ублажения реальных потребностей науки и производства все классические образовательные технологии должны быть дополнены и инноваторскими технологиями, и инноваторскими образовательными программками. Непременно, базовая база главных изучаемых дисциплин изменяется медлительно, и любые образовательные методики строятся на базе традиционного подхода, но для увеличения конкурентоспособности выпускников вузов на современном рынке труда принципиальна конкретно инноваторская составляющая программ высших учебных заведений.

Стратегия и стратегия инноваторского прорыва

Спецы, впритирку специализирующиеся неувязкой усовершенствования образования, по-разному систематизируют инновации. Так, Валерий Лазарев в собственных работах делит все образовательные инновации на системные, модульные и локальные. По его воззрению, системные инновации предполагают принципную перестройку имеющейся образовательной модели, модульные содействуют изменениям только в неком секторе образовательной системы (к примеру, в целостном курсе естественных наук либо во всей младшей школе), а локальные представляют собой внедрение какой-нибудь новейшей технологии либо нового учебника в деятельность отдельного педагога, учителя либо группы профессионалов. Таким макаром, более сложными и более подходящими сейчас являются конкретно системные нововведения, подчеркивает Валерий Лазарев.

Чуть по другому представляется эта неувязка декану Столичной школы управления СКОЛКОВО Вилфриду Ванхонакеру. По его воззрению, в понятии «инновации в образовании» имеет смысл выделить три главных измерения: инновации в содержании, инновации в стратегии и инновации в процессе. При всем этом инновации в содержании подразумевают разработку и внедрение новых предметов, исследование новых тем. Инновации в стратегии представляют собой создание новых концепций, моделей, структур образовательного процесса. И, в конце концов, инновации в процессе относятся впрямую к тому, каким образом происходит передача познаний, какие технологии употребляются. «При этом стоит различать нрав нововведений: эволюционный, другими словами постепенный, совершенствующий все то, что есть на сегодня, и революционный, другими словами кардинально отличающийся от всего существовавшего ранее», - объясняет Вилфрид Ванхонакер.

Если гласить только о определенных инноваторских программках вузов (которые, по систематизации Валерия Лазарева, почти всегда относятся к модульным и локальным нововведениям), то они, по воззрению профессионалов Интернационального независящего эколого-политологического института, должны предугадывать: введение в образовательную практику новых и отменно улучшенных образовательных программ; применение новых (а именно информационных) образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных способов обучения, также учебно-методических материалов, соответственных современному мировому уровню свойства; интеграцию образования, науки и инноваторской деятельности; постоянную актуализацию проф компетенций, формирующуюся у выпускников, что и обеспечит их конкурентоспособность на рынке труда.

Приметы инноваторского университета

Система образования в инноваторском вузе должна быть открыта современным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такового университета должны находиться и проектные разработки, и тренинги, и стажировки (на производстве и в научно-исследовательских организациях), а технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню передовой науки.

В текущее время более успешными в плане обеспечения инноваторского нрава развития образовательной деятельности можно считать такие высшие учебные заведения, в каких, по аспектам Совета при президенте Рф по реализации приоритетных государственных проектов и демографической политике, сразу реализуются последующие три типа процессов: разработка студентами реальных проектов в разных секторах экономики; проведение исследовательских работ фундаментального и прикладного нрава; внедрение образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.

«Многие программки инноваторских вузов предугадывают активизацию интернационального сотрудничества, в том числе и реализацию совместных образовательных программ с забугорными институтами для получения так именуемых двойных дипломов. Это, безусловно, формальное преимущество, но, работодатель, зная, что образовательная деятельность оценена на конкурсной базе довольно высоко, непременно, учтет это при выборе кандидата на работу в собственной организации», - считает Ира Мкртумова. Она убеждена, что на данный момент в Рф существует довольно огромное количество вправду инноваторских вузов.

Но не так оптимистично представляется ситуация с инноваторскими университетами директору Института инноваторской деятельности в образовании Русской академии образования. «Есть учебные заведения, которые вводят разные новаторства в программки собственного обучения, но это не меняет самого принципа образования. Студент как и раньше остается обучаемым, а не учащимся, как и раньше не формируются его деятельностные возможности решать проф задачки, сохраняется предметная структура образования, и познания не синтезируются в метод проф деятельности», - гласит Валерий Лазарев. По его словам, реальный инноваторский университет должен не создавать «новые подходы к старенькому образованию», а готовить студентов так, чтоб сходу после получения диплома они могли выйти на рынок труда и были способны решать определенные виды проф задач, соответственных реальным потребностям работодателей. Не считая того, хоть какой университет должен готовить молодежь так, чтоб «научить ее желать учиться» и продолжать это обучение в течение всей жизни (другими словами стремиться повсевременно увеличивать собственный потенциал).

Тот факт, что студентам приходится кооперировать учебу с работой, гласит сначала не о плачевном вещественном положении молодежи, а о потребности скопления того проф опыта, который не способна предложить вузовская программка. Это грешный круг, который нужно порвать. Юные люди пробуют научиться использовать познания на практике, получить отметки в трудовой книге (при помощи которых им потом получится отыскать неплохую работу), отвлекаются от занятий и в конечном итоге получают просто плохое образование. Таким макаром, реальным инноваторским университетом (исходя из убеждений целей всего высшего образования) следовало бы считать учебное заведение, в каком студенты обучаются по особым программкам, предусматривающим формирование реального спеца. При этом под спецом в данном случае следует осознавать человека, который не только лишь обладает определенным потенциалом познаний и практическим опытом работы (приобретенным им как в стенках университета при прохождении практики, так и вне его), да и способного быть активным субъектом на рынке труда, считает Валерий Лазарев.

С опорой на правительство

Муниципальная поддержка инноваторских вузов является направлением приоритетного государственного проекта «Образование», направленного на ускоренную модернизацию высшей школы, внедрение отменно улучшенных образовательных программ, интеграцию образования и науки, также на формирование новых денежных и управленческих устройств в русских университетах.

"Инноваторские программки нереально воплотить без определенных критерий, которые в Совете при президенте Рф по реализации приоритетных государственных проектов и демографической политике определены, как «инновационная инфраструктура вузов», непременно включающая в себя разработку порядка получения университетами средств, аккумулированных в итоге роли страны в региональных и отраслевых венчурных фондах; развитие центров трансфера технологий, создаваемых на базе муниципальных научных центров Русской Федерации, высших учебных заведений, институтов Русской академии и отраслевых институтов; реализацию многоуровневой системы подготовки, переподготовки, увеличения квалификации и консультирования профессионалов для инноваторской деятельности в сфере образования, науки и индустрии; создание системы внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти для поддержки научно-технической и инноваторской деятельности. При всем этом элементы инноваторской структуры могут создаваться и как особые подразделения университета, и в форме самостоятельного юридического лица», - комментируют делему спецы Интернационального независящего эколого-политологического института.

Конкретно инноваторская инфраструктура университета является одним из определяющих критерий разработки и внедрения инноваторских программ. А в связи с тем, что разработка и внедрение современных информационных технологий и нанотехнологий требуют значимых денежных вложений, неувязка гос поддержки негосударственных аккредитованных вузов становится в особенности острой. Согласно постановлению правительства Русской Федерации от 14 февраля 2006 года № 89 в 2006 году был проведен конкурсный отбор учреждений высшего образования, внедряющих инноваторские образовательные программки.

«Первый конкурс инноваторских образовательных программ, в каком приняли роль 200 вузов, состоялся весной 2006 года. Его финалистами стали 17 высших учебных заведений, в множестве которых были традиционные, технические и экономические институты, также мед и сельскохозяйственные университеты. Фавориты конкурса получили поддержку из средств госбюджета в объеме 10 миллиардов рублей на реализацию собственных инноваторских образовательных программ в 2006-2007 годах. В конкурсе 2007 года приняли роль 267 вузов, представляющих инноваторские программки, 40 из которых стали фаворитами и получили поддержку из федерального бюджета. В конечном итоге в 2006 году объем финансирования составил 5 миллиардов рублей, в 2007 году - 15 миллиардов рублей, а в 2008-м будет равен 20 миллиардов рублей», - разъясняет Ира Мкртумова.

Инновации оплаты

Говоря об нововведениях, нельзя не затронуть тему образовательного кредитования, которое как конкурентноспособная банковская услуга появилось совершенно не так давно. По воззрению начальника отдела по связям с общественностью банка «Образование» Дмитрия Трушина, в Рф этот метод оплаты обучения пока только начинает завоевывать популярность. В главном кредиты на образование берут студенты, поступающие на платные отделения муниципальных вузов, также люди, получающие 2-ое высшее образование и степень МВА.

На сегодня существует не настолько не мало банков, предлагающих мотивированной кредит на образование. «Этот продукт довольно специфичен, так как средства направляются впрямую в университет, а не попадают на руки к заемщику. Не считая того, обеспечение в виде залога по образовательным кредитам в отличие от ипотеки либо автокредитования встречается изредка, что приводит к завышенному уровню риска», - ведает Дмитрий Трушин.

Но рынок образовательного кредитования, непременно, будет расти. Это связано с тем, что количество бесплатных мест в университетах сокращается и многие абитуриенты обязаны будут поступать на платные отделения, цена обучения на которых в столичных университетах может доходить до нескольких тыщ баксов в год. Все более популярно 2-ое образование, увеличение квалификации, МВА, что априори является платным и в почти всех случаях дорогим образованием. В таковой ситуации образовательный кредит - это лучший выход, отмечают в банке «Образование».

В большинстве случаев банки предоставляют образовательные кредиты только гражданам Рф, при этом некие банки ограничивают заемщиков по проживанию в том городке, где размещен банк. Неважно какая практика образовательного кредитования связана с очень большенными рисками, которые есть в кредитовании. Средства не передаются на руки заемщику, а переводятся впрямую в учебное заведение. Абитуриент в большинстве случаев не является лицом, зарабатывающим средства, потому зависимо от вида кредита могут потребоваться поручители, которые зарабатывают сумму, определенную банком как наименьшую для получения кредита.


Интересные материалы: