Дети думают руками

Как проявили психологи, в жестах малышей нередко скрываются подходы к задачке, которые словами ребёнок не способен выразить. И жестикуляция помогает осваивать правильные способы решения арифметических задач.

Понятно, что человек может выполнить задание, будучи неспособным сконструировать, как он этого достигнул. К примеру, в одном из исследовательских работ взрослых просили «извлечь» 5 шаров из 5 коробок на дисплее монитора, но при всем этом не докладывали, что самый правый шар был всегда подвижен, а другие можно было передвигать, только если шар справа был в коробке, а другие шары справа – вне коробок.

Все совладали с головоломкой, но только немногие смогли разъяснить, как им это удалось.

 

Флек и Вейсберг в 2004 году предложили другой увлекательный опыт – они просили испытуемых произносить вслух все мысли, появляющиеся при выполнении заданий с комбинациями слов. В итоге обучаемые смогли намного эффективней совладать с заданием, но остался вопрос об настоящей «скрытости» этих познаний: ведь когда испытуемые озвучивали свои мысли, эти возможности и мысли переходили в разряд «открытых», и уже нельзя было установить, обладал ли человек ими до выполнения задания.

Сара Бродерс и её коллеги из Института Чикаго выдумали, как установить наличие укрытых познаний, при всем этом не превращая их в открытые. Они использовали жестикуляцию. Этот тип сигнализации может не только лишь показать наличие возможных познаний, да и установить их содержание.

В качестве группы для исследования Бродерс и коллеги взяли американских школьников из третьего-четвертого классов. Такие малыши обычно неспособны решить задачку типа 6+4+5=__+5. Верный ответ – 10, но малыши обычно ставят на пустое место 15, являющееся суммой 6, 4 и 5 слева, либо 20 – сумму всех 4 показанных чисел.

Когда девченку, нарисовавшую 20, попросили разъяснить, как у нее это вышло, она произнесла, что сложила все числа совместно, но при всем этом ее указательный и средний палец проявили поначалу на 6 и 4, а потом на пустое место.

Ученые сочли, что хотя девченка и не имела в виду такую группировку, но ее подсознание проявилось в жестикуляции.

Проявление подсознательных познаний у малышей в языке жестов, но не в устной речи, было показано и ранее, но психологи решили пойти далее и обосновать роль жестикуляции в процессе обучения. На эту идея их наткнул тот факт, что рассуждения вслух в процессе обучения либо выполнения задания значительно делают лучше итог.

В процессе первого шага исследования ученые решили установить, как принуждение к жестикуляции увеличивает проявление укрытых познаний. Для этого 103 школьников просили разъяснить решение 2-ух наборов из 6 заданий типа 6+3+7=__+7. Поначалу каждого малыша просили на доске решить пример, а потом разъяснить его решение, при всем этом 6 примеров – не инструктируя насчет манипуляций руками, а 2-ые 6 – с жестикуляцией.

Для чистоты опыта тех немногих малышей, кто верно выполнил задание, из предстоящего хода исследования исключали.

Оставшихся же разделили на три группы: первую просили жестикулировать; вторую просили этого не делать; а третью вообщем ни о чем же не просили, не считая того, что разъяснить, как они выполнили задание.

В процессе первого исследования ученые смогли выявить 6 главных подходов, три правильных и три некорректных, которые моли выражаться и в устной форме, и в виде жестов. Посреди правильных были «Обе стороны равенства должны быть одинаковы», либо «Здесь X и тут X – что, если их вычеркнуть, а оставшееся – сложить?», также формальный перенос с обратным знаком. Посреди некорректных – «Сложить всё до знака равенства», «Сложить все числа, меж которыми плюс».

Всем подходам соответствовали определённые движения руками. К примеру, верное «обе стороны равенства должны быть одинаковы» на языке жестов преобразовывалось в «подчёркивание» обеих сторон плоской ладонью, а неверное сложение всех чисел – в поочерёдное указание на каждое из их, также место для ответа слева вправо. Оказалось, кстати, что сокрытая в подсознании информация проявляется у различных людей практически схожим образом.

Умопомрачительно, что некие малыши из группы жестикуляции не могли разъяснить, но повторяли тот же набор действий пальцами и кистями рук, что и верно объяснявшие и жестикулировавшие ученики.

Более того, малыши, которых просили жестикулировать – даже если они сами по для себя этого не сделали бы – в среднем решали задачки лучше, «через руки» осваивая новые подходы к задачке.

Во 2-м исследовании приняло роль 70 малышей, не участвовавших в первом. Поначалу их также попросили решать задачки, жестикулируя либо не жестикулируя. Потом ученикам на 6 примерах, в конце концов, растолковали, как верно решать такового типа задания, при всем этом учитель прибегал к схожему способу жестикуляции, «перемещая» числа руками. После урока детям дали листок с ручкой и опять попросили пройти тестирование.

К удивлению ученых, группа малышей, жестикулировавших до урока, смогла верно решить на 50% больше заданий, а означает, развитие способностей жестикуляции помогает в предстоящем обучении.

От разъяснения собственных результатов психологи воздерживаются. Может быть, махание руками у доски проявляет новые нюансы трудности. А может быть, это связано с более обычный «формализацией» мыслях в виде пространственных движений.

В любом случае, практический вывод из их работы очень обычный: поощряйте малышей в жестикуляции – если они не будут смущяться делать это, у их появится шанс освоить стратегии решения задач, которые до этого не были им известны.


Интересные материалы: