В России могут отменить аудиторскую тайну

В России могут отменить аудиторскую тайну

Минфин и ЦБ готовят поправки к законам "О Банке России" и "Об аудиторской деятельности", согласно которым ЦБ и другим надзорным органам будет открыт доступ практически к любой информации, собранной аудитором в банках, финансовых и страховых компаниях.

Сами аудиторские компании будут обязаны сообщать в надзорные органы обо всех выявленных существенных нарушениях законодательства и надзорных требований.
Компании и банки единодушны: в случае принятия поправок понятие аудиторской тайны в отношении поднадзорных Банку России и Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) структур аннулируется, а аудит банков и финансовых компаний будет массово фальсифицироваться, пишет "Коммерсант".

Кампания по давлению на аудиторские компании для сбора государством информации о незаконных операциях их клиентов грозит перерасти в систему. В распоряжении издания оказалась последняя версия проекта закона о поправках в законы о ЦБ "Об аудиторской деятельности" и "О банках и банковской деятельности", которые в случае принятия практически полностью аннулируют понятие аудиторской тайны в банковском бизнесе. Поправки обсуждаются советом по аудиторской деятельности при Минфине с участием ЦБ. Директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский уже уведомил о них Ассоциацию российских банков. Исходя из документов, имеющихся в распоряжении "Ъ", они будут внесены в Госдуму правительством.

Поправки прямо устанавливают обязательство для аудиторов передавать в ЦБ, ФСФР и Федеральную службу страхового надзора (ФССН) информацию о деятельности их клиентов, а клиентам запрещается предпринимать какие-либо действия для ограничения круга информации, которая может быть доступна аудитору и передана в ЦБ. Список фактов, о которых аудитор, безусловно, должен сообщать в надзор, определен максимально широко. Это любые факты о деятельности банка или инвесткомпании, которые могут привести к прекращению ее деятельности из-за нарушения законов и нормативных актов ЦБ. Кроме того, аудитор должен сообщать ЦБ о "недобросовестной" деятельности клиента по отношению к аудитору, а также о выявлении любых операций, которые могут привести к отказу аудитора подписывать аудиторское заключение.

Отметим, что в первоначальном варианте поправок, в марте 2007 года, формулировки были еще более откровенными: они предполагали обязать аудиторов сообщать ЦБ о любых операциях, представляющих "угрозу интересам кредиторов (вкладчиков)", а раскрытие надзору такой информации вообще выводилось из-под понятия аудиторской тайны. Но и в нынешней версии от нее остается немного. Предвидеть действия ЦБ в отношении банков аудитор не может, а именно решения надзора в подавляющем большинстве случаев являются причиной прекращения деятельности банка (после отзыва лицензии). Аудиторы в случае реализации поправок будут лишены возможности "договариваться" с клиентами об устранении нарушений без огласки и будут вынуждены сообщать ЦБ о любых подозрительных фактах, обнаруженных в банках. После начала судебного процесса "Федеральная налоговая служба против Pricewaterhousecoopers" аудиторы предпочтут "стучать" под угрозой не только лишения лицензии, но и материальной и уголовной ответственности.

Действующий закон "Об аудиторской деятельности" не предполагает передачи информации о состоянии дел клиента кому бы то ни было, кроме как по решению суда. В статье 5 закона зафиксировано, что при проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны в том числе "обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица... за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ".

Исключения регулируются статьей 8 того же закона: в ней говорится о том, что "находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц... предоставляются исключительно по решению суда" и лишь уполномоченным на это законом лицам или органам госвласти. Той же статьей аудиторы обязаны не передавать сведения и копии документов, полученные в ходе аудита, третьим лицам без согласия клиента.

"Этот закон попросту оставит нас без работы",-- заявила руководитель департамента международной отчетности и банковского аудита аудиторско-консалтинговой группы "BKR интерком аудит" Елена Коротких. По ее словам, от новаций пострадают прежде всего крупные российские аудиторские компании, которые неизбежно столкнутся с оттоком банков-клиентов. "Никакой банк не допустит, чтобы на него "стучали" ЦБ", - говорит она. По словам Елены Коротких, клиенты уйдут к тем мелким компаниям, которые "торгуют" своими заключениями и за небольшую сумму готовы подтвердить своей печатью любую финансовую отчетность. "Для таких аудиторов-однодневок потеря лицензии не страшна: продали несколько заключений, закрылись и открыли новую компанию".

По мнению аудитора, от оттока клиентов застрахованы лишь аудиторские компании "большой четверки", в силу того что наличие заключения именно от этих международных компаний, как правило, является требованием контрагентов клиента.

В компаниях "четверки" (PWC, Ernst & Young, Deloitte, KPMG) с ситуацией знакомы, но ее не комментируют.


Интересные материалы: