Знаменитый разведчик посоветовал братьям Вайнерам стать писателями

Знаменитый разведчик посоветовал братьям Вайнерам стать писателями

"Талантливый писатель и сценарист, признанный корифей детективной литературы, Вы являетесь подлинным классиком жанра, автором настоящих бестселлеров. Увлекательные книги и кинофильмы, созданные по Вашим сценариям, снискали Вам любовь самой широкой зрительской и читательской аудитории", - говорится в поздравительной телеграмме.

Он родился в 1938 году в Москве. 7 годами раньше на свет появился его брат - Аркадий.
Впоследствии творческий дуэт братьев Вайнеров даст жизнь десяткам книг и сценариев.

Вайнеры росли на Сухаревке, которая, как рассказывает Георгий Александрович, являлась центром уголовной преступности города Москвы.

"Аркашка был молодец, отличник, председатель совета отряда, большой активист, а я - лентяй и двоечник. Все соседи говорили моей матери: "Какая вы счастливая! У вас двое парней, и ни один в тюрьме не сидел".

Аркадий был серьезным человеком: он прекрасно играл на аккордеоне, фотографировал, печатал на машинке, первым во дворе накопил денег на магнитофон. Младший брат ничем этим не интересовался, чем немало расстраивал родителей.

Закончив Московский заочный юридический институт, Георгий Вайнер успел перепробовать много профессий - он был электромехаником, техником, инженером, журналистом в многотиражной печати, корреспондентом ТАСС. На литературном поприще братья решили попробовать свои силы по совету Нормана Бородина, легендарного советского разведчика, знакомство с которым подвигло Юлиана Семенова на создание культовой книги, а затем и сценария фильма "Семнадцать мгновений весны".

Бородин предложил Вайнерам все байки, которые они рассказывали во время застолий, перенести на бумагу. За две недели братья написали 600 страниц. Бородин отнес рукопись в журнал "Советская милиция", а Юлиан Семенов - в "Наш современник". Оба издания напечатали ее, сократив вдвое, причем сокращенное в одном журнале было опубликовано в другом и наоборот.

Дело пошло отлично: Георгий был журналистом и юристом по образованию, а Аркадий - профессиональным следователем по линии уголовного розыска.

"Мы хорошо знали эту среду: воров, жуликов... У нас было множество знакомых и с той, и с другой стороны баррикады, разделяющей нормальных людей и уголовников", - говорит Георгий Вайнер.

Очень счастливая судьба выпала роману "Эра милосердия", по которому был снят фильм Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя". Правда, по мнению самого Георгия Вайнера, наиболее интересное из того, что сделано братьями Вайнерами в литературе, - это романы "Евангелие от палача" и "Петля и камень в зеленой траве", сообщает РИА Новости.

Но картина "Место встречи изменить нельзя" заслужила поистине народную любовь.

Реплики героев разошлись на цитаты: "Кошелек-кошелек... Какой кошелек?", "Ну и рожа у тебя, Шарапов!", "Вор должен сидеть в тюрьме!"

В немалой степени популярность картины - заслуга Владимира Высоцкого, сыгравшего роль Глеба Жеглова. Братья Вайнеры вспоминали, что, когда подарили Высоцкому один из сигнальных экземпляров романа, на следующий же день он пришел к ним и сказал: "Я пришел "застолбить" Жеглова..." Мы удивились - в каком смысле "застолбить"? Высоцкий уверенно сказал: "Это будет фильм. Наверное, большой. И это Моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я..."

Высоцкий на съемках блистал и как актер, и даже как режиссер. Владимир Семенович поставил сцену допроса Груздева (Сергея Юрского), помог создать образ карманника Кирпича Станиславу Садальскому, приделал фотографию Вари (любимой девушки Шарапова) на дверь, где должен был спрятаться Шарапов. Высоцкий до деталей знал быт и нравы послевоенных лет.

Вопреки договору, картина "Место встречи изменить нельзя" включала семь серий, а не пять. Но две вырезали по указанию руководства Гостелерадио, вопреки всем уговорам сценаристов и режиссера. Изменена была и концовка:

"Это было решение Гостелерадио СССР, у которого была норма смертей в каждом фильме. Если в конце фильма убивали Левченко, у которого Шарапов был командиром, то еще одна гибель - это был бы уже перебор. Нам сказал Лапин, что всю неделю люди будут смотреть фильм по телевизору, закончится он, скорее всего, в воскресенье - с каким же настроением они пойдут в понедельник на работу, если еще и Варя погибнет? Пришлось оставить Варю в живых".

У главных героев, Жеглова и Шарапова, имелись реальные прототипы. Полковник Владимир Арапов прославился тем, что в 1946 году, через год после окончания войны, "взял" в Москве, в Сокольниках, банду Митина - неуловимую шайку убийц и грабителей, которая орудовала безнаказанно несколько лет. К ним в "логово" пошел молодой лейтенант Арапов, вошел в доверие к бандитам и сдал их.

Прототипом Глеба Жеглова был знакомый братьев Вайнеров, начальник ОБХСС Дзержинского района Москвы. Его посадили за взяточничество, но он ни в чем не признался и добился пересмотра своего дела. Освободившись за недоказанностью, он восстановился на своем прежнем посту, а на следующий день... подал заявление об отставке.

В 1990 году Георгий Вайнер переехал в США. Его сыновья поступили в Нью-Йоркский университет, а свои мотивы он объясняет так: "Я уехал, потому что там мне перестало быть интересно. Испугался, что умру, так и не пожив на Западе".

Когда семья оказалась в США, у главы семьи не было ни достаточного знания языка, ни денежных средств, только "пятеро иждивенцев: жена Саша, старшие сыновья Стасик и Костя, младшая Аня и собака Мытася".

Но Вайнер не комплексовал и эмигрантом себя не считал, поскольку приехал в Америку работать - он трудился в газете "Русское слово" обозревателем, а затем стал ее главным редактором.

Он продолжал писать, в том числе и один, объясняя это тем, что нахождение на разных континентах не очень располагает к работе "в четыре руки".

В 2000 году в России была опубликована книга "Умножающий печаль", написанная Георгием Вайнером в одиночку, а в 2003 году вышло ее продолжение "Райский сад дьявола".

24 апреля 2005 года скончался Аркадий Вайнер.

К тому времени братья уже успели написать сценарий продолжения "Место встречи изменить нельзя" - хотели снять фильм, начинающийся прямо с момента, на котором оборвался сюжет.

Предполагалось, что центральной интригой двухсерийного фильм станет гибель Жеглова из-за предательства сослуживца и начатое Шараповым расследование. В

картину должны были войти кадры с Высоцким, не вошедшие в культовую постановку Говорухина.

Но продолжения картины так и не состоялось.

Несколько лет назад Георгия Вайнера спросили, на какой возраст он себя ощущает, он назвал цифру 19 и пояснил: "Определяешь возраст по своей готовности к душевному движению, по желанию выпивать, любить женщин, шуметь, врать, хвастаться, надуваться, писать книги, путешествовать. Все это по-прежнему чрезвычайно заманчиво".


Интересные материалы: