Таможня и нельзя

Таможня и нельзя

И для этого необязательно быть контрабандистом. Достаточно не знать существующих правил или просто полениться заполнить декларацию и пойти не в тот коридор.

Неновая новость

Почти сразу после новогодних каникул страна узнала страшную новость: начало действовать постановление правительства, делающее жизнь путешествующих по миру россиян невыносимой. Якобы таможенники вдруг ни с того ни с сего начали руководствоваться неким документом, и теперь гражданам, выезжающим чаще чем раз в месяц за границу, приходится выкупать у таможни буквально все, включая нательное белье.

Несколько публикаций в СМИ, апофеозом которых можно считать статью "Таможня раздевает россиян до трусов", опубликованную в разделе новостей о туризме портала mail.ru, многих взволновали не на шутку. Тревожные тексты были тут же многократно скопированы на бумаге и в интернете, попутно обрастая леденящими душу подробностями. Моментально появилась масса желающих решительно высказаться и поделиться своими наблюдениями таможенного произвола — описывались несчастные командировочные, которые теперь боятся отправляться в частые зарубежные поездки со своими дорогими ноутбуками, а также бедные отпускники, которые не могут беспошлинно вернуть свои фотоаппараты и видеокамеры, взятые с собой на отдых.

На первый взгляд недовольных можно понять: многие уже привыкли проводить время за границей, и любое ужесточение таможенных правил раздражает и воспринимается ими в штыки. Но, с другой стороны, если разобраться, шум возник вовсе не из-за каких-то нововведений в правилах. Тут как раз нет никакой новости — изменения, на которые ссылаются возмутители спокойствия, были приняты и вступили в действие почти год назад. Настоящая новость для многих была другая: путешественники вдруг обнаружили, что они просто не знают таможенных правил, которые действуют уже давно, либо имеют о них весьма смутное представление.

Все эти правила описаны в Положении о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденном постановлением правительства РФ N718 от 29 ноября 2003 года. Этот документ содержится во всех известных правовых базах и бесплатно доступен в интернете. Более того, выдержки из него, а иногда и полный текст можно встретить на информационных стендах в международных аэропортах или на автомобильных пропускных таможенных пунктах.

В соответствии с положением ввозить беспошлинно можно только товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц (так называемое личное пользование). Также положение устанавливает максимальную стоимость товаров, которые можно беспошлинно ввезти, их вес и периодичность, с которой эти товары можно возить без оплаты. Как раз два последних параметра и изменило так возмутившее многих постановление правительства N29 от 23 января 2006 года. Теперь таможенники разрешают гражданам беспошлинно ввозить товаров для личного пользования общим весом не 50 кг, как было раньше, а лишь 35. Причем это правило распространяется только на тех граждан, которые выезжают за рубеж не чаще одного раза в месяц, в то время как раньше льготами при ввозе пользовались те, кто ездит не чаще чем раз в неделю. Суммарная стоимость товаров, которые можно ввозить без пошлины, не изменилась, она, как и прежде, не должна превышать 65 тыс. рублей. Если стоимость или вес превышены гражданином, выезжающим реже раза в месяц, с превышения берется пошлина 30%. Те же, кто выезжает чаще, должны уплатить 30% стоимости со всего ввозимого имущества, за исключением задекларированного при выезде.

Стоит отметить, что ничего нового наши власти не изобрели, ограничения на беспошлинный ввоз существовали и существуют в большинстве стран мира. Более того, наши нормы беспошлинного ввоза заметно гуманнее, например, американских. В Штаты, согласно правилам, отпечатанным на бланке таможенной декларации, гражданин США может бесплатно провезти с собой из-за границы товаров не более чем на $800. Другое дело, что американские таможенники (по крайней мере, в аэропортах) на деле больше внимания уделяют поиску различных запрещенных к ввозу предметов, например продуктов, лекарств или наркотиков. Похожая ситуация некоторое время существовала и у нас. По словам одного из бывших сотрудников таможни аэропорта Шереметьево, на предмет уплаты пошлины раньше контролировали в основном "челночные" рейсы. Но с тех пор рынок товаров в столице сильно изменился, изменились и сами "челноки". Сейчас мало кто из москвичей возит самолетами баулы с одеждой на продажу. Но укрепившийся рубль и заметно подросший, особенно в крупных городах, уровень жизни делают ощутимо более выгодной покупку многих товаров в зарубежных поездках, а не дома. И чем дороже вещь, привезенная из-за границы, тем существеннее разница в цене с аналогом, продающимся в московском магазине. Но, к сожалению, такие, казалось бы, выгодные покупки далеко не всегда вписываются в беспошлинные нормы.

Простые правила

Основная причина, по которой именно сейчас, а не год назад появилась критика в адрес таможенных правил, возможно, состоит в том, что эти правила стало сложнее не соблюдать. Судя по тому, что наблюдают часто покидающие пределы родины граждане, у таможни в последнее время действительно появилось больше рвения — в "зеленых коридорах" на прилете сотрудники таможни уже не скучают, как прежде. Но говорить об установившемся тотальном контроле за содержимым чемоданов возвращающихся на родину соотечественников нельзя, пока речь идет лишь о более внимательном отношении к пассажирам определенных рейсов. Под прицелом оказались в первую очередь традиционные шопинговые направления. Как заметила, возвращаясь из командировки, сотрудник представительства американской компании Елена Коган, много вопросов у таможни возникает к прилетевшим из Китая: "Я возвращалась в начале февраля из Нью-Йорка, и так получилось, что наш рейс получал багаж в одно время с пассажирами из Пекина. Образовалась длинная очередь. На выходе через "зеленый коридор" стояли таможенники и всех прилетевших из Китая проверяли весьма тщательно. Их багаж пропускали через просвечивающую машину, смотрели документы, вскрывали какие-то коробки. А у меня только спросили, каким я рейсом прилетела, и пропустили. В другой раз такая же история была с каким-то другим рейсом — по-моему, он был из Турции. Мы все прошли спокойно, а их заворачивали на досмотр".

Но таможенников последнее время интересует не только дешевый ширпотреб, пристальное внимание к своему багажу можно почувствовать, и вернувшись из Швейцарии, Италии или Франции. Любовь россиян к походам по европейским бутикам и ювелирным магазинам не остается незамеченной. По словам недавно посетившего Милан бизнесмена Николая Артемова, таможенники в аэропорту Шереметьево-2 наметанным глазом выделяли из толпы хорошо одетых россиян и препровождали их на досмотр: "В последнее время это стало уже правилом — все заметно нервничают по прилете. Только если раньше больше волновались, не пропал ли багаж, теперь беспокоятся еще и о прохождении таможни. Я ботинки вез и два костюма, чек специально сохранил, чтобы показать если что. Хочется еще отметить, что некоторые инспекторы стали очень хорошо разбираться в одежде и аксессуарах, знают, что сколько стоит и где продается".

Похожая ситуация сложилась и на автомобильных пропускных пунктах. Не секрет, что многие живущие рядом с государственной границей россияне предпочитают за покупками ездить за рубеж, а не в местный торговый центр. К примеру, житель Петербурга Вадим Рюмин, как и многие его знакомые, имеет многократную финскую визу и ездит на машине в соседнее государство довольно часто: "Я бываю в Финляндии примерно раз в месяц, а иногда и чаще. Многие предметы в моем доме, одежда, детские вещи — почти все куплено там. С таможней, соответственно, тоже общаюсь регулярно. Я не знаю, как на других постах, но прошлогодние изменения мы почувствовали уже давно, практически с момента их принятия. Например, если раньше колеса для моей машины можно было спокойно провозить, то теперь нет: они по весу больше 35 кг. На самом деле помимо веса и стоимости существуют и другие ограничения. Например, не должно быть много одинаковых вещей. Обращают внимание на то, новая вещь или нет. На алкоголь и сигареты отдельные нормы. Но если очень нужно, всегда можно провезти, есть для этого способы".

С таможенником не спорят

Надо заметить, что когда говорят о способах провоза, отнюдь не всегда имеют в виду контрабанду или взятки таможенникам. Спрятать товар или предложить чиновнику деньги, конечно, самый простой, но отнюдь не безопасный и не гарантирующий успеха метод. Обычно в ход идут разные хитрости. "Вот взять, например, ситуацию с колесами, которые слишком тяжелые,— рассказывает Рюмин.— Для того чтобы их ввезти, можно взять с собой жену. Получается, что два колеса как бы мои, а два — ее. Или товарища можно прокатить — и часть барахла перекинуть на него.

Когда на машине ездишь — это самый лучший способ, он позволяет обходить и временные ограничения. Таможенник видит, что я выезжал две недели назад и мне ничего без пошлины провозить не полагается. А вот пассажир мой вообще в этом году не ездил, поэтому считаем, что все вещи его. Тут главное — не обратить на себя внимание как на коммерсанта, который ездит за товаром для продажи. К ним другое отношение".

Для тех, кто путешествует самолетом, такой способ мало подходит: получается накладно. Но есть и другие возможности. "Я сам видел, как некоторые наши соотечественники еще перед вылетом домой выбрасывают пакеты из модных бутиков, срезают ярлыки на одежде,— вспоминает Николай Артемов,— комкают только что купленные вещи в пакеты с грязным бельем, чуть ли не в лужах полощут. Масса дорогих вещей на человеке и в его багаже по определению вызывает у таможни повышенный интерес. Правда, не всегда и не везде. Вот, к примеру, для таможенника где-нибудь на российско-украинской границе сумка Louis Vuitton, набитая огурцами и колбасой,— это просто сумка с продуктами. А для таможенника, досматривающего миланский рейс в Шереметьево,— это вещь стоимостью $2 тыс., и, скорее всего, по общей стоимости багажа у ее владельца будет перебор".

Но одно дело, когда люди используют различные ухищрения, чтобы, по сути, таможню обмануть, и совсем другое, когда речь идет о случаях, когда требования чиновников необоснованны. Известны истории, когда таможня требовала уплатить пошлину с товаров, которые не приобретались за рубежом, а вывозились из России,— с личных компьютеров командировочных, с аудио- и видеотехники и даже с одежды туристов. Единственным формальным подтверждением того, что товары не были куплены за границей, а были вывезены из России, может служить таможенная декларация. Елена Коган подтверждает, что это самый правильный путь: "Если ездишь чаще раза в месяц и с собой берешь какую-либо дорогостоящую технику, ее стоит декларировать при выезде. Да, это требует дополнительного времени, и проходить таможню и туда, и обратно приходится через "красный коридор". Но наличие проштампованной декларации гарантирует отсутствие проблем с этими вещами при въезде. А вопросы у таможенников действительно к командировочным бывают. Мой муж недавно, возвращаясь из поездки, доказывал, что его ноутбук — служебный и был куплен для работы еще в Москве. Декларации у него не было, и хорошо, что нашлась какая-то бумажка типа гарантийного талона с отметкой о продаже, которой таможня поверила. Иначе действительно пришлось бы платить пошлину".

И в заключение стоит привести слова бывшего инспектора таможни, поясняющего, как лучше вести себя при прохождении контроля: "Действия инспектора таможни зависят от множества обстоятельств. Имеет значение и пост, и его загруженность, и еще масса факторов, которые определяют характер работы. Всех пассажиров тщательно проверить, как правило, невозможно физически, это привело бы к остановке аэропорта. Поэтому работа всегда проводилась и будет проводиться выборочно. И если так получилось, что на вас обратили внимание, не нужно нервничать, ни в коем случае не ругаться или чем-то там грозить. Как правило, незначительные нарушения, касающееся стоимости или веса товаров, обходятся без последствий. На дальних рейсах норма провоза багажа — два места по 23 кг — больше разрешенного, но на это не обращают внимания. Заставить действовать жестко и формально инспектора может сам пассажир своими действиями. Но мне сложно поверить, что даже в этом случае кого-либо раздели до трусов, да еще заставили с этих трусов заплатить пошлину".

А вообще, по словам таможенников, главным образом попадаются не с товарами, а с большими суммами незадекларированной валюты. Несмотря на то что об этом уже столько сказано и написано, наши люди продолжают везти пачки денег и продолжают попадаться.

ИЛЬЯ ЗИНОВЬЕВ


Интересные материалы: