История нижнего белья

История нижнего белья

Анна Домина

Невидимые под одеждой, они оставили слишком мало точных сведений о себе для специалистов по истории костюма и крайне много простора для праздного воображения. Их изображения не встретишь на картинах известных художников, а описания не прочтешь в увесистых исторических трудах – очень уж интимный предмет, чтобы о нем высказываться публично.

Загадки начинаются уже с определения элементарной даты возникновения трусов.
На мозаике IV века на сицилийской вилле Армерина можно увидеть двух прекрасных римлянок в эффектных красных комплектах, напоминающих по форме современные раздельные купальники. Казалось бы, вот и ответ. Однако, как показало изучение вопроса, не стоит торопиться с выводами: перед нами – одежда для спортивных состязаний. В повседневной же жизни все без исключения облачались в туники и тоги, под которыми не было сокрыто ничего тайного.

Разглядеть белье можно и на фреске «Фонтан молодости» середины XV века в пьемонтском Кастелло делла Манта. На ней изображены раздевающиеся старцы, готовящиеся погрузиться в воды фонтана, и одевающиеся юноши, уже, очевидно, испробовавшие на себе действие омолаживающих вод. И на старцах, и на юношах одеты вполне современного вида глубокие трусы белого цвета. И уж тут к радости исследователя не может быть сомнений: это определенно нижняя одежда для постоянного ношения. Дело за малым – определить, в какой из предыдущих десяти веков этот предмет одежды мог появиться.

Впрочем, есть и другое свидетельство существования некого подобия трусов как сменяемого предмета нижней одежды. Еще в XIV веке писатель Франко Сакетти в своих новеллах от души издевался над теми, кто «засовывает свои зады в крохотный чулок». Этот чулок – кальцетто – и говорит о том, откуда, возможно, появились трусы. Как ни странно, их предками были вовсе не штаны, что было бы логично, а так называемые кальсоны. Распространенное заблуждение приравнивает эти два элементы одежды, что не совсем так.

Подтверждением служит опять же изображение – французская миниатюра «Мученичество Св. Стефана», на которой можно увидеть наклонившегося к земле господина с оголенным задом. Абсолютно очевидно, что этот конфуз с ним случился оттого, что камзол оказался не настолько длинным, чтобы прикрыть известное место, а кальсоны, которые представляют собой обычные чулки, и вовсе не доходили до нужной высоты. Остается только восстановить недостающее звено из истории кальцетто: очевидно, в какой-то момент раздельные половины кальсон все-таки были сшиты между собой.

Впрочем, все это касается исключительно мужской моды. С женским гардеробом дело обстояло сложнее. Вплоть до конца XIX века никаких трусов даже в самом отдаленном подобии дамы не носили. Функцию нижнего белья выполняли юбки, надевавшиеся под платье и имевшие весьма неказистый вид: долгое время они шились из белой материи и не имели каких украшений. Позднее появились панталоны, хотя, как и в случае кальсон, они представляли собой две штанины, надевавшиеся на ноги и крепившиеся на поясе. Между собой штанины, разумеется, сшиты не были. Более того, когда прогрессивная часть женского населения Европы додумалась до того, чтобы сшить панталоны между собой, она тут же была обвинена в распущенности нравов.

Ближе к рубежу веков появились продвинутые модели юбок-панталон из льна и шерсти, стянутые низко между ногами в оборки. В летнем варианте такая модификация будущих трусов поднималась до колен. У этих моделей имелась и застежка, которая была размещена сзади. Примерно тогда же возникла идея того, что нижнее белье может и должно быть красивым, более того – соблазнительным. Панталоны обшиваются кружевами, оборками и украшаются складками, создающими объем.

По мере укорачивания платьев в начале ХХ века укорачивалась и длина панталон. Одновременно изменила свое местоположение и застежка: теперь она была спереди. А ближе к 1920-м годам женщина уже могла выбрать из нескольких вариантов: надеть уже совсем небольшие панталончики или же некоторое подобие рубашки-комбинации с застежкой снизу. Последняя модель была создана не только ради красоты фасона, но и ради коррекции фигуры. То, чем женщины занимались еще в античности, корректируя свою фигуру эластичными поясами, наконец, стало доступно дамам разного общественного положения.

Модную революцию произвела Коко Шанель, с легкой руки которой женские трусы резко упростились. И хотя они все еще были очень похожи на небольшие панталоны, их фасон стал чрезвычайно простым, а все ненужные детали и сложные линии были ликвидированы. В 1930-е революционное дело Шанель было довершено неожиданным открытием, что нижнее белье может быть сшито из трикотажа, а значит – стать облегающим. Именно так, к слову, на тот момент выглядели купальные костюмы, не говоря уже об их спортивных вариантах, которые просто-таки неприлично облегали фигуру. Тогда же второй раз возник вопрос о страшной распущенности нравов, позволяющей женщине мало того что носить нечто весьма фривольное, но еще и принадлежащее мужскому гардеробу.

Дальнейшая история творилась уже буквально на наших глазах. Безальтернативные глубокие трусы простейшей модели сменились множеством вариантов от все тех же целомудренно-классических до откровеннейших танга. Сегодня существует как минимум пять вариантов как женских, так и мужских трусов: лаконичные бикини, шортообразные боксеры, кружевные слипы, открытые стринги и ультрасовременные танга – на любой вкус. Наконец, в наши дни трусы просто перестали быть не только интимной деталью, которую не принято обсуждать, но и нижним бельем в прямом смысле этого слова. Известные дизайнеры ежегодно создают линии трусов, рассчитанных на то, что их будет видно: элементы, которые предполагает выставить на всеобщий обзор, активно украшаются широкими резинками, камешками, стразами.

Сегодня трусы являются также абсолютно публичной темой: неудачная модель может стать поводом для замечания, обсуждения, осмеяния или же обвинения в старомодности. Особенно когда поверх этого предмета белья надеваются обтягивающие брюки или платье. Тут уже вопрос ставится ребром: готов ты к тому, что твой выбор белья будет всем очевиден, или нет – он все равно будет отмечен окружающими. Наряду со всеми недостатками фигуры. В поисках выхода из этого нелегкого положения многие звезды, которыми в силу публичности их профессии приходится особенно думать и о таких вещах, последовали примеру легендарной Бриджит Джонс.

Именно героиня Рене Зелвеггер в известном фильме «Дневник Бриджет Джонс» продемонстрировала со свойственной ей непосредственностью, как можно быстренько привести свою фигуру в порядок и выглядеть прекрасно в вечернем платье: огромные утягивающие трусы – вот решение. И, несмотря на то, что они едва не стали помехой для любовной сцены с участием Джонс и Кливера, многие звезды восприняли эту идею как отличную находку, а вездесущие папарацци продемонстрировали миру их решение.

Впадающие в другую крайность публичные люди шоу-бизнеса и вовсе периодически шокируют публику заявлениями не только на тему того, какое белье они предпочитают, но и признаниями в своем предпочтении обходиться без этого интимного предмета туалета. Психологи, в свою очередь, продолжая публичное обсуждение трусов, выдвигают ряд идей о том, что может сказать о человеке выбор трусов или их отсутствия. Так, любитель семейных трусов, многократно подвергавшихся осмеянию, оказывается, ценит комфорт, ласков и умен. А мужчина, предпочитающий обходиться и вовсе без белья, ветрен и рискует прожить всю жизнь холостяком.

Нередко сегодня трусы становятся и поводом для различных чудачеств. Так, занимающаяся производством нижнего белья австралийская фирма решила попасть в Книгу рекордов Гиннесса и сшила самые большие трусы в мире шириной 15,5 метров, длиной в 11 метров и весом в 180 килограммов. Известные дизайнеры периодически выпускают трусы, претендующие на звание самых дорогих: в 2005 году Джон Гальяно создал уникальный предмет белья стоимостью 17 тысяч долларов. А швейцарская компания решила сыграть на тревогах, которые вызывает бурное развитие информационных технологий, и создала трусы с серебряными нитями, нейтрализующими вредные излучения.


Интересные материалы: