Ван Гог и ... летающие тарелки

В воскресенье, 27 июля 1890 года, он выстрелил в себя, а во вторник, 29 июля, скончался. Что стало причинной трагедии? Некоторые считают, что виной всему абсент -своего рода наркотик, весьма модный тогда в среде художников. Другие уверяют, что Ван Гог страдал эпилепсией. Или маниакально-депрессивными нарушениями психики. А в прошлом году доктор наук Уилфред Н. Арнольд написал в журнале Science, что у художника было редкое наследственное заболевание - порфирия (обыватели нередко принимают таких больных за вампиров).

А вот и последняя сенсация: 10 мая 2007 года в уфологическом издании The UFO Iconoclasts появилась новая версия: с 1888 года (а может, и намного раньше) Ван Гог попал под влияние... НЛО. А поскольку он был человеком впечатлительным, ранимым, это повлияло на него роковым образом. И с этой точки зрения можно утверждать, что по меньшей мере на трех его картинах, созданных незадолго до смерти, запечатлены вовсе не крупные звезды, а именно НЛО. И не случайно, мол, Ван Гог нередко писал свои произведения именно по ночам в полном одиночестве - у моря, на берегу реки. Ночь зачаровывала его. Он бывало, устраивался на берегу Роны, прикрепив свечи на край своей шляпы, чтобы было светло, и рисовал звезды - свои ночные подсолнухи... Видимое он использовал лишь как отправную точку, чтобы достигать вершин откровения. А ведь это - то самое, что делают и всегда делали мистики. И тоже самое чувствуют абдуктанты, настоящие абдуктанты и просто созерцатели НПО.

Абдуктанты - это люди, которых периодически похищают пришельцы. И, как утверждают уфологи, осознавший это человек иной раз приходит в ярость. Или даже сходит с ума. И не исключено, что Ван Гог видел НЛО, рисовал их и впадал в психическое неистовство. "Внутренние штормы" его души выливалась и на полотна - такие как "Звездная ночь", "Дорога с кипарисами и звездами", "Пшеничное оле с воронами", в которых художник воссоздает гнетущую атмосферу психологической напряженности. Потому-де он и застрелился.

Может, и так. Но необычное углядели в творчестве Ван Гога и представители точных наук - математики и физики. С 2006 года они взялись за Ван Гога вплотную. И обнаружили, что многие последние картины художника имеют отношение к науке не в меньшей мере, чем к искусству. Физики, например, считают, что некоторые полотна Ван Гога математически точно передают турбулентную (вихревую) природу воздушных и водных потоков.

Физик Хосе Луис Арагон из Национального автономного университета в Мехико совместно с коллегами из Испании и Великобритании исследовал полотна художника и обнаружил, что светлые и темные фрагменты картин Ван Гога соответствуют шкале Андрея Колмогорова - модели турбулентности которую этот российский ученый описал еще в 1941 году. Пользуясь формулой Колмогорова, физики метут предсказать скорость и направление движения частиц относительно друг друга в воздушной или жидкой среде. Эту модель можно наблюдать повсюду. Например, в струях дыма, выходящего из трубы, или во флуктуациях биржевых рынков.

X. Л. Арагон "оцифровал" картины Ван Гога, как бы перевел их на язык математики и подсчитал вероятность, с какой два пикселя, расположенные на некоем расстоянии друг от друга, будут иметь ту же яркость, или светимость. "Звездная ночь", например, была написана Ван Гогом в период затяжного психического перевозбуждения, а потому именно тогда художник и уловил суть турбулентности. Зато в периоды активного лечения (например, после топ как он отрезал себе ухо) Ван Гог получал большие дозы успокотельных средств, ощущал "абес лютное спокойствие", и шторме вые вихри напрочь исчезали с ег картин. Стивен Шактер, профес сор неврологии из Гарвардског университета, считает, что во время приступов Ван Гог обрета способность видеть невидимое и получал доступ к некоему скрытому знанию. Шактер образно пред ставляет себе кору головного моз га в виде темного чердака, который во время приступа освещается вспышкой молнии: тогда-то и открываются человеку чувства состояния, которые выходят зг пределы нормы и способствуют прозрению, например, за счет выхода астрального тела из физического. И, что любопытно, картины других художников, тоже изображавших вихри (к примеру, полотно Эдварда Мунка "Крик"), вовсе не подчиняются     этому математическому правилу. В этом смысле живопись Ван Гога уникальна.

Но не забудем и другое: один из врачей художника отмечал, что приступы душевной болезни сопровождались у Ван Гога галлюцинациями зрительными и слуховыми, а также беспричинным гневом, смятением, страхом. А ведь подобные состояния наблюдаются и у тех, кто пережил встречи с НЛО и пришельцами. У них тоже бывают "наведенные" галлюцинации, смятение и страх. Они слышат голоса, повелевающие им поступить так или иначе, а впоследствии человек удивляется, что сделал нечто нелогичное или непривычное, противоречащее здравому смыслу. Например, вдруг без всякой причины и повода отправился среди ночи куда-то в глухое, уединенное место (где его ожидал НЛО). И ведь неизвестно еще, кто и что нашептывал в ухо Ван Гогу, когда тот его отрезал. Может, он уже просто не мог выносить эти назойливые голоса?..

Так что же мы видим на последних картинах Ван Гога? Воздушные вихри, НЛО? Или, может быть, воздушные вихри, порождаемые этими НЛО?

Версия, высказанная уфологами, кажется неожиданной и странной. Но истинное искусство тем и отличается, что каждое поколение (да и каждый человек) прочитывает его по-своему.


Интересные материалы: