МиГ-35 – мост к новому поколению

Если спросить хоть какого – даже дальнего от авиации – человека в Рф (ну и в почти всех странах мира), какие машины делает русская самолетостроительная компания «МиГ», он наверное ответит: «Истребители». Собственный высочайший авторитет «МиГи» захватили, защищая небо нашей страны и 10-ов стран мира, также удачно конкурируя на рынках с самолетами наилучших забугорных компаний.

Оставив сзади трудные 1990-е годы, РСК «МиГ» вновь обрела уверенность в собственных силах и ясно лицезреет свои перспективы – как наиблежайшие, так и отдаленные.

Преодоление кризиса стало результатом четких технических решений и опоры на собственные ресурсы, а именно на потенциал уникальной конструкторской школы инженерного центра «ОКБ имени А.И.Микояна».

В чем все-таки сущность технической политики компании? Как отвечает она на вызовы времени?

Если гласить коротко, то в наиблежайшей перспективе основную ставку мы делаем на улучшение истребителей 4-ого поколения и на наибольшее освоение технологий последнего поколения.

Такая стратегия позволяет решить две главные задачки.

Во-1-х, мы обеспечиваем МиГам тот уровень тактико-технических и эксплуатационных черт, который сейчас требуется русским Вооруженным силам и зарубежным заказчикам. Нашими основными соперниками выступают такие самолеты, как Rafale, Eurofighter Typhoon, F-16 block 50/52 и block 60, F/A-18E/F. Большая часть из этих истребителей находятся сначала актуального цикла, их поступление в строй началось уже после 2000 года. Новенькому МиГу предстоит померяться силами с нареченными машинами в тендере ВВС Индии.

Во-2-х, последовательное освоение и интеграция на борт МиГов новейших технологий делает базу для перехода к принципно новым пилотируемым и беспилотным боевым летательным аппаратам, которые будут соответствовать требованиям середины XXI века.

Отметим, что конкретно уровень внедрения новых технологий, а не формальная принадлежность к тому либо иному поколению определяет боевую эффективность самолета. К примеру, относящийся ко второму поколению МиГ-21 при оснащении его современным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) и вооружением способен побеждать в бою истребители 4-ого поколения. Это показали модернизированные МиГ-21-93 индийских ВВС в учебных схватках с южноамериканскими F-16 и F-15.

С другой стороны, при отсутствии всех нужных технологий самолет, формально относящийся к новенькому поколению, возможно окажется недостаточно действенным либо очень дорогим для заказчика. Пример, демонстрирующий справедливость последнего утверждения, – южноамериканский истребитель F-22A.

СОВЕРШЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ ПЛЮС Новенькая ЭЛЕКТРОНИКА

Избранное направление развития ИЦ «ОКБ имени А.И.Микояна» привело после пары лет упрямого труда к созданию нескольких самолетов, которые мы называем новым унифицированным семейством истребителей. Базисные машины этого семейства – корабельные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ – серийно выпускаются по заказу ВМС Индии. Совместно с тем разработан и уже нужен зарубежным покупателем «сухопутный» вариант этого самолета – МиГ-29М/М2.

Высшая точка нового унифицированного семейства – истребитель МиГ-35 в одноместном и двухместном (МиГ-35Д) вариантах, макет которого был построен в РСК «МиГ» в конце 2006 года.

Этот самолет поколения «4++» спроектирован для требовательных заказчиков – таких, как ВВС Рф и Индии. Приступая к разработке МиГ-35, мы исходили из фундаментального требования: он должен превосходить по боевым и эксплуатационным качествам истребители 4-ого поколения и удачно противостоять в воздушных боях самолетам 5-ого поколения.

В качестве основного пути увеличения боевой эффективности МиГ-35 было избрано улучшение БРЭО. Конкретно оно отличает эту машину от других самолетов нового унифицированного семейства – МиГ-29М/М2, МиГ-29К/КУБ. При этом отличия носят эволюционный нрав: от модели к модели толика систем и устройств 5-ого поколения возрастает.

В целом по уровню интеграции на борт технологических решений, относящихся к пятому поколению истребителей, МиГ-35 не имеет для себя равных посреди европейских самолетов.

Сосредоточиться на электронике позволила прекрасная аэродинамическая концепция МиГ-29, потенциал которой еще не исчерпан. Ее совершенство отдало возможность при проектировании на базе МиГ-29 нового семейства приблизительно на 50% прирастить внутренний припас горючего и поболее чем вдвое – боевую нагрузку. Наружные топливные баки и система дозаправки в полете (в том числе от однотипных самолетов) наращивают радиус деяния МиГ-29К/КУБ и МиГ-35 до уровня томных истребителей.

Наибольшая взлетная масса МиГ-35 по сопоставлению с МиГ-29 возросла на 30% и достигнула 23,5 тонны. Практически из легкого весового класса он перебежал в средний. Для сохранения одних и улучшения других летно-технических черт, в конструкцию введено ряд усовершенствований. К примеру, усовершенствованы несущие характеристики крыла и повышена крепкость конструкции.

Обновлена силовая установка. Сейчас она включает движки РД-33МК, имеющие завышенную на 10% тягу, бездымную камеру сгорания, увеличенную надежность и больший ресурс. РД-33 и его модификации разработаны санкт-петербургским ОАО «Климов» и серийно выпускаются в Москве на ММП им. Чернышева.

В качестве опционального решения для МиГ-35 предлагаются модернизированные РД-33 с всеракурсным отклонением вектора тяги. Что такое сверхманевренность, которую они обеспечивают, лицезрели бессчетные гости авиашоу 2-ух последних лет, в каких участвует МиГ-29М ОВТ. Этот экспериментальный самолет не планируется запускать в серию, но на нем мы отработали и проверили технологию, относящуюся к новенькому поколению.

Делая упор на конструктивные решения МиГ-29К, МиГ-29М2 и МиГ-29М ОВТ, конструкторы РСК «МиГ» смогли приступить в рамках проекта МиГ-35 к конструктивному обновлению электроники.

Это обновление преследовало ряд целей:

истребитель был должен стать функциональным, при этом эта многофункциональность должна реализовываться деньком и ночкой в всех погодных критериях;

многоканальная (радар плюс оптроника) информационно-прицельная система должна обеспечивать ведение воздушного боя и поражение наземных (надводных) целей в границах и за пределами зрительной видимости;

выживаемость истребителя в воздушном бою должна обеспечиваться сначала развитыми радиоэлектронными и оптико-электронными системами;

информационно-прицельные системы должны обеспечить высшую степень автономности истребителя при решении боевых задач;

нужно обеспечить возможность включения истребителя в имеющиеся и многообещающие группировки в согласовании с концепцией сетецентрических боевых действий.

AESA-РАДАР: НАШ САМОЛЕТ ВПЕРЕДИ

Главный элемент многоканальной информационно-прицельной системы МиГ-35 – это РЛС «Жук-АЭ», снаряженный активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Он разработан компанией «Фазотрон-НИИР» на базе серийного радара «Жук-МЭ», который устанавливается на МиГ-29К/КУБ и МиГ-29СМТ.

РЛС обеспечивает реальную многофункциональность, ведение воздушного боя за пределами прямой видимости, возможность одновременной атаки нескольких воздушных и наземных целей.

«Жук-АЭ» имеет огромную дальность обнаружения, чем радары современных истребителей поколения «4+». Он способен работать в режимах картографирования, в том числе и с синтезированной апертурой. Способности радара позволяют выделять передвигающиеся цели и распознавать их тип по вторичным признакам, также определять число целей в группе.

РСК «МиГ» и «Фазотрон-НИИР» лицезреют перспективы совершенствования радара «Жук-АЭ» за счет роста числа приемо-передающих модулей более чем в полтора раза. Это позволит сделать лучше фактически все свойства локатора, включая дальность обнаружения, число сопровождаемых и атакуемых целей.

МиГ-35 – 1-ый истребитель Европы, на котором установлена РЛС с АФАР. Это не случаем. Четверть века вспять «МиГ» стал пионером внедрения на истребителей радаров с электрическим сканированием. МиГ-31 с пассивной фазированной антенной решеткой обогнал соперников из США, Франции и других государств.

2-ое ЗРЕНИЕ

Но вроде бы ни был совершенен радар, его недостаточно для решения всех задач в воздушных боях реального и грядущего. Все огромную роль будут играть пассивные, сначала оптико-электронные системы, обнаружения и целеуказания, которые обеспечат скрытность действий многообещающих самолетов. В комплексе с радаром они позволяют выполнить ключевое требование к новым истребителям: многоканальность информационно-прицельной системы.

Современная оптроника МиГ-35 обеспечивает ведение воздушного боя деньком и ночкой в границах и за пределами зрительной видимости. Дальность обнаружения воздушных целей достигнула нескольких 10-ов км. Системы ОЛС-УЭ и ОЛС-УЭМ, установленные соответственно на МиГ-29К и МиГ-35, имеют телевизионные, инфракрасный и лазерный каналы. Они обеспечивают обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение целей, также определение дальности для их и выдачу целеуказания высокоточному оружию.

Прогресс, по сопоставлению с оптроникой предшествующего поколения, достигнут за счет использования технологий, ранее не применявшихся в авиации. Соответственно в кооперацию разработчиков истребителей унифицированного семейства привлечен НИИ прецизионного приборостроения (НИИ ПП), входящий в систему Роскосмоса и создающий сложнейшее оптико-электронное оборудование для галлактических систем.

Аппаратура этого предприятия позволяет определять угловые координаты с точностью 1–2 угловые секунды, что соответствует линейному смещению 5-10 мм на дальности 1 тыс. км.

Выполняя требование реальной многофункциональности, конструкторы РСК «МиГ» установили на МиГ-35 оптико-электронную систему ОЛС-К, решающую задачки навигации, целеуказания оружию и разведки. Размещение системы в конформном контейнере позволило окутать всю нижнюю полусферу и сразу сберечь одну из 11 точек наружной подвески и обустроить аэродинамику самолета.

Дальность обнаружения наземных (надводных) целей с помощью оптико-электроннных станций составляет 10-ки км. Оптико-электронные системы НИИ ПП позволяют аккомпанировать несколько целей, что прибыльно отличает их от имеющихся аналогов.

В целом способности оптронных систем МиГ-35 соответствуют западным системам, запланированным к принятию на вооружение в составе истребителей 5-ого поколения либо модернизированных самолетов поколения «4++».

НЕВИДИМЫЙ ЩИТ

Проектируя МиГ-35, конструкторы понимали, что потенциальные заказчики – русские и забугорные – потребуют значительно повысить выживаемость истребителя.

Новый самолет, как и серийно выпускаемый МиГ-29К/КУБ, имеет сниженную радиолокационную заметность. Вместе с этим помогает решить задачку выживаемости ряд других мер, таких как конструктивная защита и резервирование систем.

Тому же содействует высочайшая автономность базирования самолета, богатая комплексом технических и технологических решений, к примеру, бортовой кислороддобывающей станцией. Истребитель способен делать посадку на необорудованных аэродромах ночкой и в сложных метеоусловиях. Другими словами группировка МиГ-35 в военное время может распределиться по полевым аэродромам и выйти из-под удара неприятеля.

Для увеличения выживаемости машины в воздухе ставка была изготовлена на развитый комплекс обороны, включающий радиоэлектронные и оптико-электронные системы.

В бою за пределами зрительного обнаружения более действенный метод сорвать направленную против тебя атаку – сделать действенные помехи системам обнаружения и наведения неприятеля. Но поначалу его нападение нужно найти. И тут МиГ-35 нет равных. Две оптико-электронные системы самолета – слежения за выпущенными ракетами и обнаружения лазерного облучения – лишают противника фактора внезапности и дают пилоту истребителя довольно времени, чтоб уклониться от атаки либо применить имеющиеся средства противодействия. Оборонительные оптико-электронные системы имеют радиальный обзор, а их дальность деяния добивается нескольких 10-ов км.

Совместно со станциями радиотехнической разведки и передатчиками помех все эти системы сформировывают бортовой комплекс обороны – типичный невидимый щит, окружающий МиГ-35 в небе.

БОЕВЫЕ СИСТЕМЫ

Продвинутые информационные системы, как прицельные, так и оборонительные, увеличивают ситуационную осведомленность экипажа МиГ-35 и позволяют истребителю действовать в качестве действенной автономной боевой единицы. Сразу способности помехозащищенных систем связи и передачи данных выводят информационное взаимодействие снутри группировок МиГ-35 на новый уровень. Реализуется принцип: «Что лицезреет один, лицезреют все».

Самолет может быть без каких-то суровых заморочек интегрирован в группировки, построенные в соответствие с концепцией сетецентрических боевых систем.

Боевые способности МиГ-35 намечено поочередно увеличивать за счет расширения арсенала машины. В состав вооружения будут вводиться новые разработки русских компаний, которые пока на публике не представлены. Но уже можно сказать, что истребитель получит ракеты, дозволяющие уничтожать наземные цели с огромного расстояния, не входя в зону ПВО противника.

МиГ-35, в том виде, в каком он представлен управлению Вооруженных сил РФ сначала января 2007 года, сотворен в только русской кооперации. Для нас было принципно принципиально показать, что российские предприятия способны сделать технику последнего поколения для боевой авиации нашей страны.

Совместно с тем, если забугорный заказчик того пожелает, на борт МиГ-35 будут интегрированы системы и вооружение зарубежных компаний. Соответственный положительный опыт накоплен в рамках программки МиГ-29К/КУБ и ряде других проектов.

БОЕГОТОВНОСТЬ И ЭКОНОМИЯ

Хотя МиГ-35 снаружи похож на МиГ-29, исходя из убеждений боевой эффективности, он представляет собой отменно новый самолет. Не меньше различий у МиГ-35 и МиГ-29 в части эксплуатационных черт.

Все истребители унифицированного семейства спроектированы с учетом фундаментального требования: обеспечить высшую боевую готовность и безопасность, также минимизировать цена актуального цикла самолета.

Срок службы МиГ-35 должен быть более 40 лет, летный ресурс машины превосходит 6 тыс. часов. Значительно повышена надежность самолета, мотора и авионики.

Число агрегатов с ограниченным ресурсом, по отношению к самолетами прошлых модификаций, уменьшено в 3,5 раза.

Все истребители нового унифицированного семейства, включая МиГ-35, рассчитаны на эксплуатацию по техническому состоянию, что предугадывает отказ от серьезных ремонтов самолета, удлинение сроков меж регламентированными процедурами технического обслуживания, понижение его трудозатратности и цены. Завышенная надежность самолетов и новые формы обслуживания позволяют проводить все нужные процедуры конкретно в авиационном подразделении, что позитивно сказывается на боеготовности. Как следствие, цена летного часа МиГ-35 (как и МиГ-29К/КУБ) составляет 42% от аналогичного показателя истребителей МиГ-29/МиГ-29УБ, поставлявшихся в 1980–1990-е годы.

Конструктивно усовершенствованные эксплуатационные свойства новых МиГов – суровый козырь в борьбе за мировой рынок, который все больше и больше ориентируется на самолеты с низкой ценой актуального цикла. Кроме иных причин, эта тенденция связана с резвым ростом цен на авиационное горючее.

Оптимизация эксплуатационных черт в особенности плодотворна, когда она касается не отдельных самолетов, а всего авиационного парка. С этой точки, зрения МиГ-35 – это лучшее решение и для ВВС Рф, и для авиации многих других государств, имеющих на вооружении ранешние варианты МиГ-29.

***

Разработка и начало серийного производства истребителей нового унифицированного семейства – это суровое достижение РСК «МиГ». МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2 и МиГ-35/МиГ-35Д в наиблежайшие 10-15 лет займут место основного продукта компании. По нашим оценкам, до 2020 года ВВС Рф и инозаказчикам будет поставлено 250–350 истребителей унифицированного семейства на сумму 10–12 миллиардов. баксов.

Николай Бунтин


Интересные материалы: