Приносим чужие извинения: лифт на небо не работает по техническим причинам

"Осторожно, двери закрываются. Следующая станция — Международная космическая". Двери лифта действительно закрываются, и подъёмник везёт людей в космос. Сколько можно уже летать на всяких там "Союзах" и шаттлах? Лифт на небо надо строить и все дела. Как ни странно, обещают нам такой лифт. Лет через 50-100.

"Стоит уснуть и во сне я пою: это лифт на небо. Это лифт на небо" — такую песню исполнял, и не только во сне, Пётр Мамонов, ну а нас порадовала ВВС. Вот этим самым сообщением: "Подъём на лифте в космос звучит фантастично, но учёные встречаются в Сиэтле, чтобы обсудить, как построить такой подъёмник".

Компания High Lift Systems, занимающаяся проблематикой небесных лифтов, получила финансовую поддержку от NIAC (NASA Institute for Advanced Concepts) в размере $570 тысяч. Именно эта компания и проводит двухдневную конференцию (12-13 августа 2002 года), чтобы обсудить технологические и финансовые аспекты, поскольку надеется начать строительство лифта в ближайшие несколько лет.

Плакат, иллюстрирующий затею HighLift Systems.

"Технологии нынче догоняет научную фантастику, поэтому проект следует принимать всерьёз, — поясняет представитель High Lift Systems Брэд Эдвардс (Brad Edwards), — Нужных технологий у нас пока нет, но в ближайшие пару лет прогресс приведёт нас в готовность к строительству первого космического лифта". То ли бредит Брэд, то ли оптимист он неисправимый.

Концепция устройства Space Elevator, как пишет ВВС, проста: один конец кабеля прикручиваем к платформе в океане, а второй — к спутнику, болтающемуся в космосе на высоте 35 тысяч км. Вот на этом кабеле-тросе-трубе и будут подниматься грузы, да туристы.

Несмотря на отсутствие под рукой нужных технологий, затраты на строительство первого лифта уже подсчитали — $10 миллиардов.

При этом Брэд Эдвардс вполне убедителен, когда говорит, что первый построивший такой подъёмник будет иметь огромное преимущество перед конкурентами: "Вначале построите первый лифт, через 15 лет подъёмников у вас будет уже 10, потом соорудите лифт на Марс, снизите цены и так далее. В конце концов, кто бы ни построил первый лифт — он будет монополистом в этом деле в последующие сто лет". Ой ли.

Те самые углеродные нанотрубки, из-за которых застрял лифт на небо.


На свою конференцию High Lift Systems заманила не только NASA, но и, на всякий пожарный, Европейское космическое агентство ESA (European Space Agency).

Причём представитель дающей $570 тысяч стороны, то бишь NASA, доктор со знакомой фамилией Кассанова (Robert Cassanova) выразил достаточно умеренный пессимизм: в общем, говорит, затея перспективная, имеются технические и финансовые проблемы, ну и не ждите такого лифта раньше, чем лет через 50.

Стало быть, новость в том, что объявилась компания, которая хочет стать главным игроком в космическом лифтовом хозяйстве — та самая High Lift Systems. Благодарим ВВС и начинаем разбираться.

Быстро выясняем, что название компании пишется куда более слитно — HighLift Systems, что у этой организации имеется одноимённый сайт, а так же, что компаний-то — две в одной: рядом мостится Eureka Scientific, для которой Space Elevator — "ключевой проект".

Установить выраженные выше факты было несложно: на своей конференции Брэд Эдвардс числится "представителем Eureka Scientific/HighLift Systems.

Короче говоря, два сайта очерченных компаний — это то, чего, по идее, должно хватить голодному до космических лифтов человеку. Если же вы соберётесь вдруг собственноручно искать информацию в Рунете, то вы найдёте:

Рассказ фантаста Роберта Хайнлайна "Лифт в небеса"

Роман фантаста Артура Кларка "Фонтаны рая"

Альбом картин А. Леонова и А. Соколова "Ждите нас, звёзды" образца 1967 года

Новости по теме за период 2000-2001 годы, вроде этой

С одного конца кабель должен быть намертво прицеплен к спутнику.


Вполне возможно, что, изучив-просмотрев предложенное, кто-то захочет ещё и найти статью ленинградского инженера Юрия Арцутанова "В космос — на электровозе" ("Комсомольская правда" от 31 июля 1960 года).

Именно его и Эдвардс, и Артур Кларк называют автором концепции космического лифта, но в онлайне этой статьи нет — придётся в библиотеку идти.

Так или иначе, нам есть, чем гордиться — космический лифт придумал наш человек. Это потом уже пошло-поехало: Isaacs — 1966, Jerome Pearson — 1975, Clarke — 1979 и так далее.

Но вернёмся к Eureka Scientific/HighLift Systems. К примеру, отсюда мы узнаём, что "Кабель длиной 100 тысяч км является единственным недоступным компонентом, то есть главным препятствием в строительстве космического подъёмника".

Те самые океанические платформы, к которым лифт будет приезжать из космоса.

Материал, необходимый для создания кабеля — это соединения из углеродных нанотрубок (carbon nanotube composite) — взять такое пока негде, но есть надежда, что лет через пять такое соединение появится.

Вообще-то, и про вес, и про стоимость, и другие технические нюансы — всё расписано — добро пожаловать, кому интересно. Есть ещё глобальный документ в PDF, в котором, если и не всё, то очень даже почти.

Всё, что может угрожать космическому лифту и его пассажирам.


Тем же, кто суховатому и скупому на шутки технично-официозному изложению предпочитает адаптированные статьи в американской прессе, порекомендуем статью в Seattle Times, а также двухстраничную сагу на Space.com.

Там вы, например, прочтёте, что сейчас затраты на запуск в космос килограмма чего-либо обходится в $10-80 тысяч, а с лифтом будет $500/кг.

При этом "космический подъёмник сможет перевозить 13-тонные грузы каждые 3 дня в течение 13,5 лет".

Статья, которую вы уже почти прочли, основана на реальных и не очень событиях, все совпадения не случайны, а завершим мы своё повествование цитатой — извините, но удержаться так и не удалось. Итак, Артур Кларк (Arthur C. Clarke) в 1979 году написал:

"Общая высота башни должна составлять не менее сорока тысяч километров, причём наиболее опасна нижняя сотня километров, проходящая в плотных слоях атмосферы. Здесь следует бояться ураганов. Башня не будет устойчивой, пока её надежно не прикрепят к земле. И тогда впервые в истории мы обретём лестницу на небо — мост к звёздам.

Простая подъёмная система — лифт, приводимый в движение дешёвым электричеством — заменит шумную и дорогостоящую ракету, которая отныне будет применяться лишь для дальних космических полётов. Перед вами один из возможных проектов..."

А. Леонов, А. Соколов "Лифт в космос": "Его особенность состоит в том, что установленный на этой высоте над экватором, он обращается вокруг Земли за 24 часа, то есть период его обращения совпадает с периодом вращения вокруг Земли. А это значит, что спутник как бы неподвижно будет висеть над головой, всегда в одной точке неба. Если со спутника опустить трос до поверхности Земли, то канатная дорога между Землей и небом готова. Можно построить грузо-пассажирский лифт Земля — спутник- Земля. Он будет двигаться без помощи ракетных двигателей".


Интересные материалы: