Экспортный вариант Ту-104, самолет Ту-110 (11 фото + 1 видео)

Экспортный вариант Ту-104, самолет Ту-110 Ту-110, Туполев, история, история авиации, факты

Международные требования по надежности были весьма жесткими: в частности, говорилось следующее: самолет, Пролетающий над водными пространствами, должен иметь силовую установку как минимум из четырех двигателей. В конце 1955 г. в КБ началось проектирование новой модификации Ту-104, получившей в КБ обозначение самолет «110» (Ту-110).

После начала заводских испытаний опытного Ту-104 в КБ было решено спроектировать вариант этого самолета под альтернативную силовую установку из четырех ТРД меньшей тяги чем АМ-3. В какой-то степени это было связано с возможными перспективами экспорта самолета за пределы СССР и стран СЭВ. Предложение КБ было поддержано в Правительстве, и 12 августа 1955 года выходит Постановление Совета Министров СССР No.1511-846, согласно которому КБ поручалось спроектировать и построить на базе Ту-104 пассажирский самолет с четырьмя ТРД типа АЛ-7. Самолет должен был иметь летно-технические данные близкие к характеристикам Ту-104.

Экспортный вариант Ту-104, самолет Ту-110 Ту-110, Туполев, история, история авиации, факты

Работы в КБ по новой модификации Ту-104, получившей по КБ обозначение самолет "ПО" (Ту-110), начались в конце июня 1955 года и в основном сводились к перепроектированию центропланной части крыла с учетом размещения четырех ТРД типа АЛ-7П (модификация серийного АЛ-7 с тягой 6500-6700 кгс с увеличенным ресурсом}. В отличие от Ту-104 двигатели АЛ-7П на самолете "110" размещались попарно в корневых частях крыла. Центроплан крыла был значительно увеличен по paзмаxy, была изменена конструкция. Благодаря уменьшению диаметра двигателей и расходов воздуха через них, удалось отказаться от разделения потоков воздуха, принятого на Ту-104. Несколько была увеличена длина фюзеляжа. В остальном конструкция самолета ничем не отличалась от конструкции Ту-104.

Экспортный вариант Ту-104, самолет Ту-110 Ту-110, Туполев, история, история авиации, факты

В начале 1957 года опытный самолет был собран и передан на заводские испытания. 11 марта 1957 года экипаж во главе с летчиком-испытателем Д.В.Зюзиным поднял опытный самолет в первый полет. Испытания самолета прошли без каких-либо происшествий, и самолет можно было передавать в серию и выпускать на линии ГВФ и поставлять на экспорт.

Экспортный вариант Ту-104, самолет Ту-110 Ту-110, Туполев, история, история авиации, факты

Пока шло строительство опытного самолета, принимается решение о внедрении Ту-110 на линиях ГВФ и о развертывании его серийного производства в Казани на заводе No.22 в 100-местном варианте.. Самолет получает обозначение Ту-110А. В 1957 году начинается серийное производство самолета. Согласно плана на 1958 год завод No.22 должен был построить 5 самолетов Ту-110А. Однако все закончилось выпуском трех машин. Самолет Ту-110 как тип остался невостребованным. Крупных поставок за границу не намечалось (только Чехословакия закупила 6 Ту-104А), надежность АМ-3, после их доводки, всех устраивала, запущенный в 1958 году в серии в Казани Ту-104Б был рассчитан на 100 пассажиров, поэтому иметь в эксплуатации Ту-110 с близкими данными было признано нецелесообразным.

Экспортный вариант Ту-104, самолет Ту-110 Ту-110, Туполев, история, история авиации, факты

Опытный самолет "110" в конце 50-х годов был переоборудован под четыре двигателя Д-20П, а затем под Д-20-ПО с системой отбора воздуха для системы У ПС (летающая лаборатория Ту-1 ЮЛ). На три серийных Ту-110А в 1960 году также были установлены Д-20П, на которых они проходили испытания и доводки по программе создания самолета Ту-124. С двигателями Д-20П Ту-110А получил обозначение Ту-110Б. В дальнейшем эти машины использовались как летающее лаборатории для испытаний различного радиоэлектронного оборудования. Помимо этих работ в 1960 году, одновременно с началом работ по Ту-124А с двигателями в хвостовой части фюзеляжа, была предложена аналогичная модернизация для Ту-110. Проект получил обозначение Ту-110Д, но в отличие от Ту-124А, который стал серийным Ту-134, эта работа дальнейшего развития не получила.

Экспортный вариант Ту-104, самолет Ту-110 Ту-110, Туполев, история, история авиации, факты

Модификации

Ту-110 - Единственный прототип Ту-110 (CCCP-5600). В 1983 году планировался для передачи в Музей истории гражданской авиации в Ульяновск, но весной 1984 года был утилизирован, с целью освобождения места на учебной площадке КИИГА

Экспортный вариант Ту-104, самолет Ту-110 Ту-110, Туполев, история, история авиации, факты

Экспортный вариант Ту-104, самолет Ту-110 Ту-110, Туполев, история, история авиации, факты

Модификации

  • Ту-110А - Модель с увеличенным максимальным взлётным весом из 87,200 kg. Три самолёта были построены (5511 СССР-Л5511, 5512 СССР-Л5512, 5513 СССР-Л5513 ).
  • Ту-110Б - Модель с четырьмя турбореактивными двигателями Д-20.
  • Ту-110Д - В 1960 году ОКБ А. Н. Туполева был предложен проект дальнемагистрального самолёта Ту-110Д с расположением двухконтурных ТРД Д-20П конструкции П. А. Соловьева в хвостовой части фюзеляжа. Ожидалось, что дальность полёта достигнет 4 500—5 000 км, но проект не был поддержан в Министерстве авиационной промышленности из-за низкого ресурса Д-20П.
  • Ту-117 - Оставшийся в проекте военно-транспортный вариант с оборонительной башней в задней части фюзеляжа.

Экспортный вариант Ту-104, самолет Ту-110 Ту-110, Туполев, история, история авиации, факты

Технические характеристики

  • Модификация Ту-110
  • Размах крыла, м 36.98
  • Длина самолета, м 40.06
  • Высота самолета, м 11.53
  • Площадь крыла, м2 186.115
  • пустого самолета
  • максимальная взлетная 82700
  • Тип двигателя 4 ТРД АЛ-7П
  • Тяга, кгс 4 х 6700
  • Максимальная скорость, км/ч 878
  • Крейсерская скорость, км/ч 800
  • Практическая дальность, км 3500-4500
  • Практический потолок, м 12000
  • Экипаж, чел 5
  • Полезная нагрузка: 100 пассажиров

Экспортный вариант Ту-104, самолет Ту-110 Ту-110, Туполев, история, история авиации, факты

Экспортный вариант Ту-104, самолет Ту-110 Ту-110, Туполев, история, история авиации, факты


Интересные материалы: