7 белорусских «сороконожек»: секретные грузовики, выпущенные МАЗом (22 фото)

МАЗ-79221 - многоколесная белорусская «сороконожка».

МАЗ-79221 - многоколесная белорусская «сороконожка».

Белорусские грузовики имеют большую популярность далеко за пределами страны, их легко узнать даже с мимолетного взгляда. Автомобили МАЗ проектировались для различных целей, но в этой статье расскажем про интересные модели, которые чаще применялись в военной отрасли.

1. МАЗ-528/538

Колесный трактор МАЗ-538 с инжекторным двигателем.

Колесный трактор МАЗ-538 с инжекторным двигателем.

В 54-ом году в Минске было организовано отдельное предприятие, где в будущем приступили к созданию тяжеловесных многоколесных грузовиков. Первичной разработкой местных специалистов из секретного отдела спецназначения, стал МАЗ 528 — многоколесный трактор, который в последующем доработали, усовершенствовали и получили 538 модель, вышедшую в серию.

Этот многотонник, вес которого был аж 17,6 т, имел поразительную проходимость и спокойно пересекал заболоченные местности, а также перемещался по большим уклонам. Его облагораживали различным оборудованием, благодаря которому машина могла перемещать и рыхлить грунт, рыть траншеи, выкорчевывать пни и рубить деревья.

2. МАЗ-529

МАЗ-529В - одноосный тягач с прицепом-скрепером.

МАЗ-529В - одноосный тягач с прицепом-скрепером.

Первый опытный образец представили в 1956 году — это был одноосный тягач, который являл собой базу. Автомобиль мог функционировать с разными прицепными механизмами, от гражданского до военного назначения. Однако в 1958 году в серию вышел автомобиль, который получил популярность в качестве скрепера.

МоАЗ-529Е - топливозаправщик, выпущенный в 1963 году.

МоАЗ-529Е - топливозаправщик, выпущенный в 1963 году.

3. МАЗ-535/537

Так выглядел первый белорусский 8-колесный грузовик МАЗ-535.

Так выглядел первый белорусский 8-колесный грузовик МАЗ-535.

В те же 50-е годы СКБ-1 сконструировал четырехостный многотонник. Полноприводный МАЗ был собран в качестве тягача-транспортера для артиллерийских комплексов. В 535 модели разработчики применили множество технологий, которые ранее не задействовались в автопромышленности СССР. В их числе гидромеханическая КПП, коробка полуавтомат, система подкачки шин. Разрабатывая автомобиль, конструкторы сделали все, чтобы на выходе получить надежный вездеход. Клиренс 535 модели составлял целых 1,5 метра, за счет чего он мог легко проходить броды, глубиной до 1,3 метра и проезжать по дороге с уклоном до 30°.

МАЗ-535А - тягач, буксирующий баллистическую ракету Р-14 (1977 год).

МАЗ-535А - тягач, буксирующий баллистическую ракету Р-14 (1977 год).

МАЗ-535В с беспилотником «Ястреб».

МАЗ-535В с беспилотником «Ястреб».

В промежуток с 1958-64 года автомобиль выпускался в Минске, а затем производство перенесли в город Курган. Он получил множество различных модификаций военной направленности и сходил с конвейера под разными названиями. Автомобиль имел и «подпольную» кличку «циклоп», за счет фары в центре передней части.

В 1959- 89 годах выпускалась модернизированная версия 535 модели — МАЗ-537 — это был седельный тягач. Этот вариант автомобиля и в наши дни применяется для перемещения танков и другой военной техники.

МАЗ-537 - танковый тягач.

МАЗ-537 - танковый тягач.

4. МАЗ-543/7310

Ракетный комплекс «Эльбрус», установленный на шасси МАЗ-5247Г.

Ракетный комплекс «Эльбрус», установленный на шасси МАЗ-5247Г.

Как только в СССР появились баллистические ракеты, вместе с тем родилась потребность их установке на тягачи. Четырехколесный МАЗ-543 с полным приводом стали выпускать в серию в 1962 году и спустя 3 года машина вместе с установленным ракетным комплексом «Эльбрус» раскатывала на главной площади страны. Последующие модификации так же применялись для артиллерии.

МАЗ-5247Г – мощная платформа для ракетного комплекса.

МАЗ-5247Г – мощная платформа для ракетного комплекса.

Пожарный автомобиль АА-60(7310)-160.

Пожарный автомобиль АА-60(7310)-160.

Но сфера применения этих грузовиков не ограничивалась военными нуждами. 11,6-метровые машины задействовались в качестве пожарной техники, самосвалов и для перемещения крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Вес машины составлял 23 т, при этом перевозить он мог до 20 т, либо тянуть прицеп массой до 25 тонн. Автомобиль имел движок V12 на 38,8 литра и 525 л.с. и мог развивать скорость до 60 км/час.

Радиолокатор ЗРК С-300 «Фаворит» на базе МАЗ-7410.

Радиолокатор ЗРК С-300 «Фаворит» на базе МАЗ-7410.

5. МАЗ-547/7916

База для ракетного комплекса «Пионер» - полноприводный МАЗ-547В.

База для ракетного комплекса «Пионер» - полноприводный МАЗ-547В.

Вместе с развитием ракетной промышленности, появилась потребность в более мощных тягачах для их перемещения. 547-ю модель с шестью осями проектировали специально под ракетные комплексы «Темп-2С» и «Пионер» и выпускали сериями в период 1970-84 года. Из шести присутствующих осей, в зависимости от конкретной вариации, приводились 5 или 6.

МАЗ-547В – основа для ракетного комплекса 15П645 «Пионер».

МАЗ-547В – основа для ракетного комплекса 15П645 «Пионер».

15П645 «Пионер» - баллистический комплекс средней дальности на базе грузовика МАЗ-547В.

15П645 «Пионер» - баллистический комплекс средней дальности на базе грузовика МАЗ-547В.

Автомобиль «наградили» дизельным 650-сильным турбодвижком V12, объемом 25,9 л. На нем была установлена коробка автомат, гидропневматическая подвеска и шины с возможностью регулирования давления. Благодаря такому богатому набору, автомобиль, длина которого была почти 17 метров, при ширине в 3,2 метра и массой больше 27 тонн, мог спокойно перемещаться в условиях бездорожья. Он мог перевозить до 62 тонн, а его максимальная скорость по дорожному полотну составляла 40 км/час. «Кушала» машина 260 литров горючего на сотню. Экипаж автомобиля включал в себя двух человек — водитель и командующий.

МАЗ-7912 с колесной формулой 14х12 на семи осях.

МАЗ-7912 с колесной формулой 14х12 на семи осях.

6. МАЗ-7904

Секретное 6-осное шасси МАЗ-7904.

Секретное 6-осное шасси МАЗ-7904.

В 84-ом году специалистами было сконструировано шасси, цель которого заключалась в доставке и пуске баллистических комплексов большой дальности. Во времена холодной войны агрегат вывозили из ангара только тогда, когда над землей не проходили вражеские спутники. На протяжении долгого периода автомобиль был признан потерянным на просторах Байконура, но буквально недавно его нашли в одном из ангаров.

МАЗ-7907 минская «многоножка» на 12 осях.

МАЗ-7907 минская «многоножка» на 12 осях.

Этот МАЗ мог возить больше 200 т. Передвигался он за счет судового движка мощностью 1 500 л.с. и 330-сильного дизельного. Габариты автомобиля были поразительными — 32,2 метра в длину и 2,8 метра в ширину, диаметр колес составлял 2,8 метра. МАЗ-7904 мог развивать скорость до 27 км/час.

7. МАЗ-7907

МАЗ-7907 - 12-осная «многоножка» из Минска.

МАЗ-7907 - 12-осная «многоножка» из Минска.

Испытания этой «сороконожки», созданной под ракетный комплекс «Целина-2», пришлись на период 1985-87 годов. За все время было собрано два автомобиля, вес которых составлял 68,5 т, а их грузоподъемность была до 150 т. С большой уверенностью можно сказать, что это единственный двенадцатиосный автомобиль с полным приводом во всем мире. Машина приводится в движение газотурбинным 1250-сильным движком.

МАЗ-7907 транспортирует речное судно массой 88 тонн.

МАЗ-7907 транспортирует речное судно массой 88 тонн.

Под силовой рамой присутствует 24 электрических мотора, каждый из которых приводит в движение отдельное колесо. Такая особенность в управлении позволяет каждому колесу двигаться на необходимый угол. Предельная скорость этой махины составляла 25 км/час. Чтобы дать автомобилю возможность заднего хода, на корме конструкторы предусмотрели камеру, которая передавала всю картинку в кабину к водителю. К большому сожалению, скоро эта машина оказалась никому ненужной, т.к. разработка ракетного комплекса, под который она создавалась, прекратилась.

МАЗ-7907: 24 колеса и у каждого свой электромотор.

МАЗ-7907: 24 колеса и у каждого свой электромотор.

МАЗ-7907. Вид сзади.

МАЗ-7907. Вид сзади.


Интересные материалы: