Curiosity обнаружил на Марсе подтеки воды (5 фото)

Подтеки расположены в непосредственной близости от робота «Любопытство»

Удивительное явление запечатлел марсоход НАСА «Любопытство» (Mars Science Laboratory Curiosity). На снимке близлежащих окрестностей, сделанном правой камерой на штанге (Mastcam: Right), отчетливо видны подтеки. Они выделяются темными следами на песке. Подтеков несколько. Свое начало они берут у камней. И выглядят так, как будто бы под них — под эти камни — кто-то справил малую нужду.

Предположение, что из-под камней вытекла вода, не должно казаться менее фантастичным. Ведь во всех справочниках, да и в научных работах отмечено: нынешние условия на Марсе не позволяют воде находиться на поверхности в жидком виде. Даже на экваторе, где сейчас находится «Любопытство» и где температура порой поднимается до 20 градусов тепла. Атмосферное давление тут очень низкое — в 160 раз меньше, чем на Земле. И талая вода, которая вполне может образоваться, быстро испаряется.

Но вот свидетельство, полученное 7 августа 2014 года на 712-й марсианский день пребывания робота на соседней планете: подтеки. Если это не вода, то что?! Скорее всего, Солнце нагрело камень, он растопил находящийся под песком лед, получилась вода.

Подтек крупнее — ну, точно что-то текло.

Curiosity обнаружил на Марсе подтеки воды (5 фото)

Подтек, расположенный чуть правее.

Curiosity обнаружил на Марсе подтеки воды (5 фото)

Похоже, что талая вода на Марсе действительно образуется время от времени. Но не испаряется, а течет вопреки научным доводам.

КСТАТИ

Водяной лед там точно есть

В 2008 году на Марсе — в районе Северного полюса -работал аппарат»Феникс», оснащенный научными приборами, предназначенными для анализа почвы. В июне он сделал несколько последовательных снимков. На них хорошо виден лед. Его обнажил совок аппарата, которым тот брал пробы грунта на месте посадки. И видно, как этот лед испаряется .

То, что лед водяной, засвидетельствовали эксперименты. Проба грунта была помещена в печку (после нескольких неудачных попыток). Грунт нагрели. Пошел пар, который был зафиксирован приборами.

Лед, обнаженный совком «Феникса»

Curiosity обнаружил на Марсе подтеки воды (5 фото)

Примерно в то же время в объектив зонда НАСА Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) попал участок Марса в средних широтах со свежим кратером. В планету врезался небольшой метеорит, который пробил грунт. И обнажил то, что находится под ним. А там — водяной лед, покрывающий, похоже, обширную площадь.

Свежий марсианский кратер, в котором виден лед

Curiosity обнаружил на Марсе подтеки воды (5 фото)

— Водяной лёд может присутствовать под песками Марса на площади от одной трети до половины всей поверхности, — предполагают американские исследователи. — Глубина залегания — от нескольких метров до сантиметров.

Но по поводу того, в результате чего песок рядом с роботом «Любопытство» оказался подмоченным, комментариев от НАСА пока нет.