Без них астронавты не посетили бы Луну! Девушки, которые шили костюмы для полетов в космос (4 фото)

Мы читали и слышали множество историй о настоящих подвигах космонавтов. А задумывались ли вы когда-то о том, без кого не могла бы существовать такая профессия? Наверняка, вы сейчас подумали об ученых и инженерах. Вот только полеты в космос были бы невозможными и без швей! Ведь именно они делают скафандры для космонавтов.

Джин Уилсон

Без них астронавты не посетили бы Луну! Девушки, которые шили костюмы для полетов в космос (4 фото)

Когда Джин Уилсон было семь лет, мать научила ее шить. В детстве она очень любила шить одежду для кукол. Десять лет спустя, в 1969 году, она была одной из нескольких швей в ILC Dover, которые шили скафандры Нила Армстронга и Базза Олдрина для посадки на Луну «Аполлона- 11».

«Моя сестра работала в компании под названием Playtex, которая в то время была связана с ILC Dover, — говорит Уилсон. — Она делала бюстгальтеры и пояса».

Прочные, легкие, гибкие материалы, предназначенные для женского нижнего белья, также идеально подходят и для скафандров. Сестра Джин рассказала ей о возможности поработать над скафандрами для астронавтов и миссии «Аполлон». «Мне только исполнилось 19, я была очень молода. Но я была так взволнована», — вспоминает женщина.

Уилсон оставила работу по пошиву чемоданов. «Это было производство, поэтому все происходило быстро. А потом я пришла в ILC, чтобы работать над скафандрами «Аполлона», и все было так медленно. Каждый раз, когда мы делали шов, его нужно было проверять из-за важности того, чем мы занимались».

Тщательные проверки

Обучение включало в себя уроки по чтению чертежей, работе с инженерами и точному шитью с использованием недавно разработанных нитей и нескольких тонких слоев тканей.

«Даже если бы у скафандра был 21 слой, он все равно остался бы тонким. Многим сложно в это поверить, но на его пошив нужно было около 3000 долларов», — говорит Уилсон.

Без них астронавты не посетили бы Луну! Девушки, которые шили костюмы для полетов в космос (4 фото)

Готовые костюмы доставлялись в Довер, штат Делавэр. Там им делали два рентгеновских снимка, чтобы убедиться, что в скафандре не осталось ни булавок, ни чего-либо еще. Были ночи, когда швеи возвращались домой, волновались и думали: «Боже мой, я не оставила в нем булавку?». По словам Джин, многие швеи из-за волнения имели проблемы со сном, а некоторые не выдерживали и плакали. Все они понимали важность выполняемого ими задания.

Джоан Томпсон

Уилсон шила торс, рукава и нижнюю часть костюмов, а также значки имен космонавтов. Другие швеи — и все они были женщинами — специализировались на сапогах или, как Джоан Томпсон, на множестве пар перчаток, необходимых для тренировок и посадок на Луну. Астронавты приезжали в Делавэр для примерки, часто подписывая фотографии для работниц и хваля их работу.

«У каждого космонавта были свои формы, сделанные из их рук, — говорит Томпсон. — Мы пришивали вручную каждый палец и внимательно следили за качеством работы».

Томпсон, как и Уилсон, также научилась шить в детстве. Она оставила работу на фабрике одежды, чтобы присоединиться к ILC Dover, и оставалась там в течение 38 лет. Сейчас ей 82 года, и она вспоминает о постоянных испытаниях, необходимых для того, чтобы костюм мог выдержать суровость космического пространства.

Без них астронавты не посетили бы Луну! Девушки, которые шили костюмы для полетов в космос (4 фото)

«Нам приходилось делать разные типы образцов швов, и их отправляли в испытательную лабораторию, а потом проверяли до тех пор, пока те не порвутся, — говорит Томпсон. — Раньше мы делали их целый день и знали, что они будут уничтожены. Но мы понимали, что от этого будут зависеть жизни мужчин, поэтому просто продолжали делать свою работу».

Айлен Бейкер

В 1973 году, всего через год после окончания миссий «Аполлон», навыки швеи помогли спасти первую в Америке орбитальную станцию ​​«Скайлэб».

Вскоре после запуска защитный микрометеорный радиатор неожиданно оторвался. Его экипаж не мог сесть на борт, потому что температура внутри была опасно высокой. Замена теплового экрана была необходима как можно быстрее, и Айлен Бейкер помогла сделать это.

«Это был материал размером 6,7 на 7,32 метра, — говорит сын Айлен Бейкер, который проработал в НАСА 42 года. — Одна сторона была ярко-оранжевой, другая серебристой. Они назвали это зонтиком».

Замена теплозащитного экрана сработала. На стенах космического центра Nasa Johnson находится привлекательное изображение Айлен за швейной машиной, окруженной объемным материалом будущего «зонтика», который держат несколько человек.