У светофора на железной дороге все как будто наоборот: зелёный сверху, а красный — снизу. Этому есть достаточно простое объяснение.

Если у вас, в отличие от пассажиров каких-нибудь «скоростных» поездов, вынужденных утрамбовываться в вагоны за минуту, было время разглядывать перрон, вы наверняка замечали одну странную вещь: красный цвет на железнодорожном светофоре почему-то расположен внизу, а не вверху, как на обычном автомобильном.

Почему на семафоре красный цвет расположен внизу, а на светофоре — вверху
Железнодорожный светофор — странная штука

Почему железнодорожный светофор, если сравнивать с нормальным, выглядит так, будто попал на виллу «Курица» Пеппи Длинныйчулок, где всё вверх дном? В чём тайный смысл такого решения? Пробуем разобраться.

Чем автомобильный светофор отличается от железнодорожного

Так же, как безмолвный трёхглазый наблюдатель следит за порядком среди машин на дорогах, железнодорожный светофор смотрит за поездами, решая, кому ехать, а кому стоять. Есть расписание, которому все следуют, однако порой форс-мажоры, для которых и нужен светофор, всё же случаются: например, не подготовили путь (или решили, что с ним что-то не так), другой поезд выбился из сил или из графика…

Почему на семафоре красный цвет расположен внизу, а на светофоре — вверху
В железнодорожных светофорах есть непривычные цвета

Несмотря на то, что оба светофора выглядят похоже, отличия есть. Начнем с цветов: как правило, к привычному набору из зеленого, красного и желтого добавляются белый и синий, а кое-где (например, во Франции) ещё и фиолетовый. Кроме того, никаких фигур-теней отца Гамлета в виде шагающих человечков тоже нет: машинист физически не сможет их увидеть с того расстояния, откуда уже нужно замечать сигнал, так что нечего и усложнять конструкцию.

И кто это придумал

С отличиями разобрались, но понятнее, почему красный — внизу, пока не стало: кто и зачем это придумал?

Считается, что традиция располагать этот сигнал именно внизу, а не вверху, сложилась после перехода от механических семафоров (на фотографии ниже) к привычным нам светофорам. Дело в том, что на семафоре старого типа открытый путь обозначали приподнятым крылом агрегата, а закрытый — опущенным горизонтально. Вот и посчитали, что логичнее будет оставить зелёный — вверху, а красный — внизу: по положению крыльев.

Почему на семафоре красный цвет расположен внизу, а на светофоре — вверху
Так выглядит семафор, а конкретно этот показывает, что путь закрыт

Кстати говоря, называть железнодорожный светофор семафором, как привыкли многие наши сограждане, не совсем корректно. Этот термин лучше употреблять по отношению к старому, механическому сигнализатору: кое-где их еще используют, несмотря на обилие светофоров.

«Радугу» цветов можно заметить и в самолётных огнях: ранее мы уже рассказывали о том, почему они тоже разного цвета.

А вы любите ездить на поезде? Или предпочитаете машину и самолёт?