Нищий — тоже человек! (6 фото)

нищета, история, город, бедность, цех

Сегодня деревня Семежево, что в Минской области, — центр белорусского агрогородка. Уже ничего не напоминает о том, что когда-то нищие имели здесь свой цех. Ранее городок входил в состав Слуцкого уезда. Случчина, как известно, во все времена была зажиточным краем, а люди, к тому же очень трудолюбивые, никогда не знали нужды. Этому способствовали плодородные земли, развитые ремесла, торговля. Поэтому и ехали сюда нищие со всех окрестностей

Поскольку не могли основать свою «столицу» в Слуцке (запрещали власти), то сделали ее в Семежево, которое находилось неподалеку. Местные жители называли их «наволочью», тем не менее, подавали милостыню щедро.

В XIX веке «наволочь» поставили нищету на профессиональную основу, создав цех со своей структурой и статусом и даже выбрали главного над собой — цехмистера. Вначале, чтобы стать членом общества, нужно было иметь физические недостатки, дававшие «право на нищету». Затем в цех начали принимать и бедняков, а позже — всех желающих, независимо от материального положения.

нищета, история, город, бедность, цех

Кандидаты должны были за 60 копеек учиться ремеслу у опытных нищих в течение 6 лет. А те, кто хотел сократить срок обучения, обязаны были внести в кассу аж 8 рублей — немалые по тем временам деньги. В свою «семью» нищие принимали учеников на общем собрании. При этом последние сдавали специальный экзамен на знание нищенских правил, молитвы, психологии и языка. А язык, на котором общались между собой нищие, никто не понимал, потому что он был засекречен. Попробуй догадаться, что «вольт» — это конь, «цуба» — баба, «жук» — рубль, «лох» — человек, «курлять» — варить, «керить» — пить.

нищета, история, город, бедность, цех

Выборы цехмистера и других начальствующих лиц происходили в собрании ватаги, которую созывал цехмистер и для решения особенно важных дел, и для наказания виновных (исключение из ватаги, штраф, отрезывание торбы — нищенской сумы).

В цехе существовала своя этика, строгие правила поведения. Например, нельзя было работать на чужой территории, дважды за день беспокоить одних и тех же хозяев. За это наказывали штрафом. Еще более позорным считалось выдать чужакам тайну языка. За нарушения пороли «нищенскими огурцами» — привязанной к посоху плеткой. Но самым страшным для членов общины было, когда лишали нищенской сумы, изгоняли из общины, чем практически обрекали на голод и нищету.

нищета, история, город, бедность, цех

Своих же товарищей обычно штрафовали: провинившийся должен был купить определённое количество воска.Воск требовался для проведения общего собрания нищих. На мероприятие приносили хранящуюся в церкви цеховую свечу, которая весила три пуда, и зажигали её перед иконой Спасителя. После молебна собрание нищих приступало к решению важных вопросов.С течением времени огромную свечу заменила более компактная, весом в пять фунтов, устанавливаемая в специальный подсвечник.

Особого расцвета цех достиг в XIX веке. Когда он распался и почему, никто точно не знает.

нищета, история, город, бедность, цех

Объединение нищих в Семежево не являлось единственным в Беларуси. Подобные общины существовали среди «жабраков» Мстиславского, Чаусовского, Климовичского поветов Могилёвской губернии. У них тоже были свой язык и внутренние правила. Но уникальность Семежевского цеха нищих в том, что он поднялся до очень высокого уровня организации и представлял собой отдельное общество с выборным руководством, с чёткими правилами поведения и традициями, со своим тайным языком.

нищета, история, город, бедность, цех

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x