Ислам под началом великого пророка Мухаммеда сравнительно недолго существовал в единстве. Его ждали расколы и взаимное непонимание параллельных течений религиозных групп. Одним из подобных ответвлений и являлись ассасины – религиозное формирование, существовавшее в XI−XIII веках.

Содержание

Начало

Исмаилитское учение сформировалось в 1094-1095 гг. как следствие назначения Египетским халифом Мустансиром в качестве своего преемника не старшего сына Абу Мансур Низара, а младшего Абу-ль Касим Ахмада. Опальный Абу Мансур Низар после смерти отца бежал в Александрию, где был схвачен и убит. Его сторонники, возглавляемые проповедником-персом Хасаном ибн Саббахом (по одной из версий, 1051—1124 гг.), уроженцем Хоросана, объявили Абу Мансур Низара истинным халифом, а его гипотетического наследника — скрытым имамом, при этом началось создание закрытой военно-религиозной структуры для охраны организации, имама и его родни.

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Примкнув в зрелом возрасте к исмаилитам, ибн Саббах загорелся идеей создания отдельного исмаилитского государства. С 1081 года, находясь в Каире (в то время — столице Фатимидского халифата), он начал активно собирать сторонников, объединяя их под знаменем династии Низаритов. Будучи искусным проповедником и оратором, он быстро сплотил вокруг себя большое число почитателей, учеников и последователей. О жизни Хасана ибн Саббаха, скрытой от посторонних глаз, известно мало, что в свое время только укрепило ореол таинственности, который еще при жизни окутывал все, что было связано с этим человеком. По некоторым данным известно, что ближайшим другом детства и юности Хасана был поэт и ученый-материалист Омар Хайям. Они вместе учились в медресе Нишапура, которое готовило образованную элиту для государственной машины империи Сельджуков. Атмосфера, в которой он воспитывался и рос, отличалась религиозным вольнодумством и модернизмом.

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Аламут

Одного сочувствия и поддержки широких народных масс для создания государства было явно недостаточно — требовалась сплоченная организация, способная дать решительный отпор врагам. Для этого по всему халифату создавались подпольные группы проповедников, которые, кроме пропаганды нового учения, занимались систематическим сбором различной информации разведывательного характера. Эти разбросанные ячейки в любой момент были готовы по приказу Хасана ибн Саббаха выступить как мобильные боевые группы на защиту своих интересов. Понятно, что при дворе халифа Хасан не прижился, и в 1090 году, в самый разгар репрессий, он бежал из Каира и спустя несколько месяцев объявился со своими сторонниками в горных районах Персии. В это время он находился в зените популярности.

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Скала Аламут

Его выбор пал на неприступную крепость, возведенную на высокой скале Аламут, отроге Эльбурса (по другим источникам — Альбурса), скрытой среди горных хребтов, северо-западнее иранского города Казвин. Скала Аламут в переводе с местного наречия означает «Гнездо орла», на фоне гор и так казалась естественной природной крепостью. Подходы к ней были перерезаны глубокими ущельями и бушующими горными потоками. Выбор ибн Саббаха во всех отношениях оправдывал себя. Нельзя было представить более выгодного в стратегическом отношении места для создания столицы-символа тайного ордена.

Ибн Саббах овладел этой неприступной крепостью практически без боя и основал государство исмаилитов-низаритов, которое начало распространять свое влияние в мусульманском мире, создавая цепь укрепленных горных крепостей в северном Иране и Сирии, проводя политику тайных убийств своих врагов и оппонентов. При этом ибн Саббах стал шейхом Хасаном I ибн Саббахом, и в созданной им же иерархической системе власти носил титул «Шейх аль-Джабаль», а среди крестоносцев был хорошо известен как «Горный Старец» или «Старец Горы». Шейху Хасану I в некоторой степени крупно повезло. Вскоре после захвата крепости Аламут умер сельджукидский султан Маликшах, после чего долгих двенадцать лет государство сотрясали междоусобные распри за трон. Все это время им было не до сепаратистов, окопавшихся в Аламуте.

Объединив горные районы Персии, Сирии, Ливана и Ирака, Хасан I фактически создал государство, просуществовавшее до 1256 года. Он установил в Аламуте для всех без исключения суровый образ жизни. Первым делом демонстративно, во время мусульманского поста Рамадан, отменил на территории своего государства все законы шариата. За малейшее отступление грозила смертная казнь. Он наложил строжайший запрет на любое проявление роскоши. Ограничения касались всего: пиров, потешной охоты, внутреннего убранства домов, дорогих нарядов и т.п. Суть сводилась к тому, что в богатстве терялся всякий смысл.

Зачем оно нужно, если его нельзя использовать? На первых этапах существования Аламутского государства Хасану I удалось создать нечто, похожее на средневековую утопию, которой не знал исламский мир и о которой даже не задумывались европейские мыслители того времени. Таким образом, он фактически свел на нет разницу между низшими и высшими слоями общества. По мнению некоторых историков, государство исмаилитов-низаритов сильно напоминало коммуну, с той лишь разницей, что власть в ней принадлежала не общему совету вольных тружеников, а авторитарному духовному лидеру-вождю.

Развитие теории и практики

Создав свое государство, Хасан I отменил все сельджукидские налоги, а вместо них приказал жителям Аламута строить дороги, рыть каналы и возводить неприступные крепости. По всему миру его агенты-проповедники скупали редкие книги и манускрипты, содержавшие различные знания. Он приглашал или похищал в свою крепость лучших специалистов различных областей науки, начиная от инженеров-строителей и заканчивая медиками и алхимиками. Он создал систему фортификации, которая не имела себе равных, а концепция обороны вообще на несколько веков опередила свою эпоху. Сидя в своей неприступной горной крепости, Хасан I отправлял убийц-смертников по всему государству Сельджукидов. Но к тактике террористов-самоубийц он пришел не сразу. Согласно легенде, она была принята благодаря случаю.

В 1092 году в городе Сава проповедники хашашинов убили муэдзина, опасаясь, что тот выдаст их местным властям. В отместку, по приказу Низама аль-Мулька, главного визиря сельджукского султана, предводителя местных исмаилитов схватили и предали мучительной смерти. Эта казнь вызвала взрыв негодования и возмущения в среде хашашинов. Возмущенная толпа жителей Аламута подошла к дому своего духовного наставника и правителя государства. Легенда гласит о том, что Хасан I поднялся на крышу своего дома и громогласно произнес:

«Убийство этого шайтана предвосхитит райское блаженство!». Не успел он спуститься в дом, как из толпы выделился молодой человек по имени Бу Тахир Аррани и, опустившись перед ним на колени, изъявил желание привести в исполнение вынесенный смертный приговор, даже если при этом придется заплатить собственной жизнью. Ранним утром 10 октября 1092 года Аррани умудрился проникнуть на территорию дворца визиря.

Спрятавшись, он терпеливо ожидал жертву, прижав к груди огромный нож, смазанный ядом. Ближе к полудню на аллее появился человек, одетый в очень богатые одеяния. Аррани никогда не видел визиря, но, судя по тому, что человека, идущего по аллее, окружало большое количество телохранителей и рабов, убийца решил, что это мог быть только визирь. Улучив удобный момент, Аррани подскочил к визирю и нанес ему, по меньшей мере, три удара отравленным ножом. Прежде чем убийца был схвачен, визирь уже извивался в предсмертных судорогах. Стража практически растерзала Аррани.

По приказу Хасана I на воротах крепости Аламут прибили бронзовую табличку, на которой было выгравировано имя Аррани, а напротив него — имя жертвы. С годами эту бронзовую табличку пришлось увеличить в несколько раз, так как список стал составлять уже сотни имен визирей, князей, мулл, султанов, шахов, маркизов, герцогов и королей.
Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Руины крепости Аламут

Смерть главного визиря повлекла за собой настолько сильный резонанс во всем исламском мире, что это невольно подтолкнуло Хасана I к очень простому, но тем не менее гениальному выводу — можно выстроить весьма эффективную оборонительную доктрину государства, не затрачивая значительных материальных средств на содержание большой регулярной армии. Необходимо было создать свою «спецслужбу», в задачи которой входило бы устрашение и показательное устранение тех, от кого зависело принятие важных политических решений; спецслужбу, которой ни высокие стены дворцов и замков, ни огромная армия, ни преданные телохранители не могли бы ничего противопоставить, чтобы защитить потенциальную жертву. Благодаря фанатичной преданности своих агентов, Хасан I был информирован обо всех планах врагов исмаилитов, правителей Шираза, Бухары, Балха, Исфахана, Каира и Самарканда. Однако организация террора была немыслима без создания продуманной технологии подготовки профессиональных убийц, безразличия к собственной жизни и пренебрежительного отношения к смерти, что делало их практически неуязвимыми. Главной догмой учения стало беспрекословное послушание главе ордена и готовность в любой момент пожертвовать своей жизнью по приказанию Старца Горы. Послушание достигало такой степени, что ученик без всякой практической цели мог броситься со скалы или пронзить себя кинжалом по одному его приказу.

Со временем Хасан I пришел к выводу, что недостаточно обещать людям рай на небесах — его нужно показать наяву! Он, объявив себя полномочным представителем и проводником воли «скрытого имама», и разработал целую теорию райского воздаяния за беспрекословное ему послушание. В орден набирались мальчики и юноши от 12 до 20 лет, которым изначально внушалось, что их не просто взяли в крепость Аламут, а они являются избранниками «скрытого имама».

Знаменитый средневековый путешественник Марко Поло в «Книге о разнообразии мира» описывает, что безоглядная решимость в сознании учеников достигалась следующим образом. Юношу, одурманенного вином или гашишем (анашой) до бессознательного состояния, переносили в специально устроенный по восточным канонам прекрасный сад, где били фонтанчики из настоящего молока, меда и вина. Сад находился в окруженной со всех сторон горами охраняемой долине, и туда никто из посторонних не мог проникнуть. В чудесном саду за ним ухаживали и кормили изысканными яствами. Юношей услаждали похотливыми ласками девушки, выдававшие себя за райских девственниц-гурий, нашептывая будущему хашашину-смертнику, что он сможет сюда вернуться, как только выполнит порученное задание и погибнет в бою с неверными. Так продолжалось несколько дней, но достаточно недолго, чтобы юноша не успел пресытиться «чудом».

Затем, через питье и пищу усыпив юношу, его переносили в замок Горного Старца, где после пробуждения учитель объявлял, что молодой человек по воле «скрытого имама» побывал в настоящем раю, который описан в Коране. Если он хочет попасть туда же после смерти, то во всем должен слушаться его — Хасана, и тогда он станет святым фидаем, принесшим себя в жертву ради Аллаха, и обязательно попадет в рай. Молодые люди настолько искренне верили в то, что при жизни побывали в раю, что с первого мига пробуждения реальный мир терял для них какую-либо ценность. Все мечты, надежды, помыслы были подчинены единственному желанию вновь оказаться в «райском саду», среди столь далеких и недоступных сейчас прекрасных дев и угощений. Стоит заметить, что речь идет об XI веке, нравы которого были настолько суровы, что за прелюбодеяние могли простонапросто забить камнями. А для многих малоимущих людей, ввиду невозможности заплатить калым за невесту, женщины были просто недосягаемой роскошью. Так как Горный Старец набирал своих адептов среди детей полуголодных бедняков и простолюдинов, такая обработка при постоянной наркотической подпитке давала требуемый положительный результат: юноши превращались в преданных биороботов, подчинявшихся ему беспрекословно.

Кроме «идеологической подготовки», хашашины очень много времени проводили в ежедневных изнурительных тренировках. Лучшие мастера учили их в совершенстве владеть всеми видами оружия: метко стрелять из лука, фехтовать на саблях, метать ножи и сражаться голыми руками. Они должны были превосходно разбираться в различных ядах, их заставляли много часов — в зной и лютую стужу — сидеть на корточках или неподвижно стоять, прижавшись спиной к крепостной стене, чтобы выработать терпение и силу воли. Каждого хашашина-смертника готовили для «работы» в определенном регионе. В программу обучения входило также изучение языка того государства, в котором его предполагали задействовать.

Особое внимание уделялось актерскому мастерству — талант перевоплощения у них ценился не меньше, чем боевые навыки. При желании они умели изменяться до неузнаваемости. Выдавая себя за бродячую цирковую труппу, монахов средневекового христианского ордена, лекарей, дервишей, восточных торговцев или местных воинов, хашашины пробирались в самое логово врага, чтобы убить жертву. Как правило, после выполнения приговора, вынесенного Горным Старцем, хашашины даже не пытались скрыться и с готовностью принимали смерть или убивали сами себя. Даже находясь в руках палача и подвергаясь изуверским средневековым пыткам, они пытались сохранять улыбки на своих лицах.
Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Ассасин

Для усиления веры Горный Старец и дальше подвергал их усиленному психологическому воздействию. Вообще, Старец Горы был выдающимся мастером фальсификации. Так, по преданию, в замке, в одной из комнат, находилось помещение, в полу которого был оборудован колодец. Один из юношей становился в него так, что над полом была видна только его голова. На шею ему надевали блюдо, состоящее из двух половинок. В этом случае создавалось впечатление лежащей на блюде отрубленной головы. Для большей достоверности и эффекта в блюдо подливали кровь. В зал приглашали молодых адептов и демонстрировали им «отсеченную голову». Неожиданно из темноты появлялся сам Горный Старец и начинал совершать над «отсеченной головой» магические жесты и произносить на непонятном, потустороннем языке таинственные заклинания. После этого «мертвая голова» открывала глаза и начинала говорить — присутствующие были в шоке. Ибн Саббах и остальные задавали вопросы относительно рая, на которые «отсеченная голова» давала более чем оптимистические ответы. Потом этого юношу убивали на самом деле, а голову выставляли на обозрение. Убеждение, что лишь смерть на службе Хасану открывает дорогу в рай, ширилось в народе, и недостатка в желающих служить Горному Старцу не было.

Известно, что у Горного Старца было несколько двойников. На глазах у толпы хашашинов двойник, под воздействием наркотического зелья, совершал показательное самосожжение. Таким способом он якобы возносился на небеса. Каково же было удивление и неописуемое восхищение хашашинов, когда на следующий день Горный Старец представал перед ними целым и невредимым.

Предание гласит, что как-то Хасан I решил подчинить себе один из ближайших к его крепости городов, устроил там настоящее побоище, но получил решительный отпор. Однако испытание человеческого «материала» оказалось успешным — обкуренные юноши шли в бой без малейшего страха и расставались с жизнью без сожаления. С той поры Горный Старец решительно изменил тактику, он перестал массово использовать своих фидаев в открытых сражениях, а поручал им убирать только ключевых лиц — богатых купцов, высокопоставленных чиновников, царедворцев, угрожал напрямую даже самому Персидскому шаху. В ордене ассасинов молодые люди не находили решения проблем социальной несправедливости, зато Горный Старец гарантировал им вечное блаженство в райских садах взамен отданной реальной жизни. Он постоянно внушал своим адептам, что они могут попасть в райские сады, минуя чистилище, лишь при одном условии: приняв смерть по его непосредственному приказу. Он не переставал повторять изречение в духе пророка Мухаммеда: «Рай покоится в тени сабель». Таким образом, хашашины не только не боялись смерти, но страстно ее желали, ассоциируя ее с долгожданным раем. Движение получило широкое распространение в Иране и Сирии. Более того, Хасан действовал и в других странах Ближнего Востока, Северной Африки, а также Европы, где фидаи стали самыми настоящими охотниками за высшими представителями власти — герцогами и королями. Многие европейские правители платили дань, желая избежать его гнева. Горный Старец рассылал по всему средневековому миру убийц, никогда не покидая, впрочем, как и его последователи, своего горного убежища. В Европе предводителей хашашинов в суеверном страхе называли «горными шейхами», зачастую даже не подозревая, кто именно сейчас занимает пост Верховного Владыки. Почти сразу после образования ордена Хасан I смог внушить всем правителям, что от его гнева невозможно укрыться, а осуществление «акта божьего возмездия» — это лишь вопрос времени.
Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

В «райском саду»

Как-то хашашины долго и безрезультатно охотились за одним из могущественных европейских князей. Охрана была организована настолько тщательно и скрупулезно, что все попытки убийц приблизиться к жертве неизменно терпели неудачу. Пища, которую принимал князь, предварительно опробовалась специальным человеком. День и ночь возле него находились вооруженные телохранители. Даже за большие деньги не удавалось подкупить кого-либо из охраны. Тогда Горный Старец предпринял нечто иное. Зная, что вельможа слыл ярым католиком, он отправил в Европу двух молодых людей, которые по его приказу обратились в христианство, благо, принятая среди шиитов практика «такыйя» позволяла им совершить обряд крещения для достижения священной цели. В глазах всех окружающих они стали «истинными католиками», ревностно соблюдавшими все католические посты. В течение двух лет они каждый день посещали местный католический собор, проводя долгие часы в молитвах, стоя на коленях. Ведя строго канонический образ жизни, молодые люди регулярно отпускали собору щедрые пожертвования.

Убедив всех окружающих в своей «истинной христианской добродетели», новообращенные стали чем-то само собой разумеющимся и неотъемлемой частью собора. Охрана перестала обращать на них должное внимание, чем они незамедлительно и воспользовались. Однажды, во время воскресного служения, одному из хашашинов удалось приблизиться к князю и неожиданно нанести ему несколько ударов кинжалом. Охрана молниеносно среагировала, и нанесенные удары пришлись в руку и плечо, не причинив вельможе серьезных ранений. Но второй хашашин, находящийся в противоположном конце зала, воспользовавшись суматохой и вызванной паникой, подбежал к жертве и нанес смертельный удар отравленным кинжалом в самое сердце.

Взаимоотношения хашашинов с крестоносцами и мусульманами

26 ноября 1095 года Римский Папа Урбан II на церковном соборе в Клермоне призвал к крестовому походу для освобождения Иерусалима и Палестины из-под власти мусульман. Войска крестоносцев переправились в Малую Азию и 15 июля 1099 года, после долгой и кровопролитной осады, заняли Иерусалим. Римско-католическая церковь обещала участникам похода отпущение всех грехов. Тем не менее их армия напоминала скорее бандитов, чем благородных освободителей Гроба Господня. Прохождение крестоносцев сопровождалось невиданным доселе разбоем и разграблениями. В рядах рыцарей-крестоносцев не было единства, чем и воспользоваться Хасан I. Нищие европейские бароны, авантюристы и разбойники разного сорта, привлекаемые несметными сокровищами богатого Востока, создавали временные союзы и коалиции, которые никогда не отличались особой прочностью. Рыцари-крестоносцы, пытаясь разрешить внутриусобные проблемы, довольно часто пользовались услугами хашашинов. Многие предводители крестоносцев нашли смерть от их кинжалов.
Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Посвящение в ассасины. Французская гравюра

Свергнув в Египте династию халифов-фатимидов в 1171 году, мамлюки Салах-ад-Дина, более известного в Европе как Саладин, с целью объединения всех усилий против крестоносцев для начала решили восстановить истинную веру и разгромили исмаилитов в Египте. Затем ринулись на крестоносцев — начинается тяжелейший период войн крестоносцев с мусульманским миром. Иерусалимское королевство подвергалось одной атаке за другой. Вполне естественно, что в такой безвыходной ситуации им не оставалось ничего иного, как заключить союз с хашашинами. По большому счету, хашашинам было все равно с кем воевать и на чьей стороне выступать. Для них врагами были все — и христиане, и мусульмане. Богатые феодалы крестоносцев щедро оплачивали услуги хашашинов, и многие арабские аристократы и военачальники пали в этот период от кинжалов хашашинов. Даже самому Саладину пришлось пережить несколько неудачных покушений (по некоторым источникам — восемь), после которых он лишь по счастливой случайности остался жив — разгром исмаилитов в Египте ему не простили. Однако союз крестоносцев и хашашинов долго не просуществовал — крестоносцев подвела жадность. Ограбив исмаилитских купцов, король Иерусалима Конрад Монферратский подписал себе смертный приговор. После этого хашашины стали отправлять убийц в оба лагеря. Доподлинно известно, что за этот период от рук хашашинов погибли: шесть визирей, три халифа, десятки городских правителей и духовных лиц, несколько европейских правителей, такие как Раймонд Первый, Конрад Монферратский, герцог Баварский, а также видный общественный деятель, персидский ученый Абд уль-Махасин, вызвавший гнев Горного Старца своей резкой критикой в адрес хашашинов.

Из древних летописей известно, что в 1212 году Мухаммед Хорезм–шах усомнился в том, что в его окружении имеются исмаилиты. Помощник визиря подал знак, и пятеро слуг тут же вышли вперед, готовые ко всему. Вскоре их казнили, но шах недолго радовался обретенной безопасности — он получил послание от Горного Старца, где ему предлагалось выплатить по 10 тысяч динар за каждого казненного в качестве компенсации, а заодно прислали кинжал. Летописи утверждают, что шах намек понял…
Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Одна из жертв ассасинов. Король иерусалимского королевства Конрад Монферратский (ок. 1145 — 28 апреля 1192 гг.)

Стоит отметить, что хашашины своим примером вдохновили многие тайные общества Востока и Запада. Европейские ордена подражали хашашинам, перенимая у них методику жесткой дисциплины, принципы повышения в ранге, технику знаков отличия, эмблем и символов. Хасан I прожил в Аламуте свыше тридцати лет, почти не покидая своей комнаты, откуда тем не менее эффективно управлял одной из самых сильных и духовно сплоченных организаций в истории человечества. Он умер в 1124 году.

Последователи горного старца

К концу XI века хашашины прочно укрепились в северозападной Сирии, сформировав подобие независимого государства. Неприступной цитаделью им служила расположенная в этом районе горная крепость Масиаф. Глава ордена в Сирии Рашид ад-Дин ас-Синан (ум. в 1192 году), ставший следующим Горным Старцем, проводил политику террора в отношении прибывающих крестоносцев и местных правителей. В 1164 г. очередной преемник Горного Старца — Хасан II объявил себя имамом и провозгласил наступление новой духовной эры «Судного дня» («Дня Воскресения»). Он объявил все предписания шариата необязательными. Но уже его внук — Хасан III вернул обязательность всех установлений шариата, начал реформу вероучения и признал духовное лидерство аббасидского халифа.
Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Сожжение Аламута монголами, гравюра

Преемники Горного Старца, как и положено достойным ученикам, превзошли учителя, требуя от своих подчиненных абсолютного повиновения. Когда Анри, граф Шампанский, был в крепости Аламут, двое фидаев по сигналу владыки пронзили себе сердца кинжалом. Больше всего графа поразили их спокойные, поистине ангельские лица… Видимо, в то время эта агрессивная секта и получили название орден ассасинов.

Сильные мира сего искали благосклонности Горного Старца и его наследников на посту главы ордена, которые также носили имя Хасан как титульное. По свидетельствам некоторых хроник, иные владетельные особы «заказывали» ему сопредельных государей или своих соперников на пути к трону. «Заказ» выполнялся неукоснительно, даже если приходилось устраивать целую цепочку специфических действий, его было невозможно отменить заказчику, если он вдруг «передумал». Правда, Горный Старец не всегда рассчитывал на одну лишь ловкость своих фидаев. Он активно использовал подкуп, компрометацию и шантаж приближенных к главе государства должностных лиц или его охраны, чтобы поближе подобраться к жертве. Только в одном случае ассасинам не удалось ни одно покушение — личная гвардия знаменитого халифа Саладина оказалась предельно бдительной и неподкупной.

Адаптация к действительности

Орден просуществовал более полутора столетий, пока крепость Аламут не разгромил и стер с лица земли внук Чингисхана Хулагу-хан в 1256 году. Глава ордена Рукн эд-Дин был убит. Все сокровища и архивы достались победителям, которые затеяли настоящую охоту на ассасинов. Мощь организации была подорвана, оставшиеся в живых — неизвестно от кого — получили команду: затаиться и ждать. Спустя пять лет, в 1272 году, правитель Египта Бейбарс I смог остановить и изгнать монголов, а в Сирии и Ливане добил ассасинов. Больше они не восстановили своего могущества. Ассасины, как и прежде, у истоков своего зарождения, были вынуждены рассеяться по горам и уйти в подполье. Мистическая идеология и психологическая технология ордена ассасинов в виде традиционной памяти сохранилась в исламских преданиях, в персидских и европейских хрониках.
Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Крепость Масиаф в наши дни

Но исмаилитское движение продолжило свое существование. В XVIII веке иранский шах официально признал исмаилизм течением шиизма. Потомки последнего главы государства низаритов Аламута долго жили в Иране, скрывая свой статус, и лишь после этого смогли открыто возглавить низаритов. В 1841 г. исмаилитский имам Хасан Али-шах, приняв титул Ага-хана, вступил в конфликт с властями Ирана и бежал в Индию, где в Бомбее и возглавил местную исмаилитскую общину. Вслед за ним в Индию переселилось большинство исмаилитов. Британские власти их активно поддерживали. Род имамов стал династией британских офицеров. Они участвовали в нескольких афганских кампаниях. В конце XIX века общиной стал управлять Ага-хан III Ага Султан Мухаммад Шах, подчинивший себе низаритов Ирана, Сирии и Памира. Ага-хан III поставил своей целью адаптацию идей исмаилизма к современным условиям, в результате чего к середине XX в. низариты превратились в могущественную организацию, имеющую свои общины в 20-и странах мира, а также большие связи в финансовых и политических кругах.

В 1957 году прямой потомок последнего Старца Горы — Садретдин Ага-хан IV Карим-шах стал 49 имамом исмаилитов. В мире он более известен как борец за экологию, миллиардермеценат и один из основателей Всемирного фонда защиты дикой природы. В 1967-1977 гг. Ага-хан был Верховным комиссаром ООН по правам беженцев, а после вывода советских войск из Афганистана он координировал оказание гуманитарной и экономической помощи этой стране. В 1991 году Ага-хан выдвигался Британией на пост Генерального секретаря ООН.
Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Садтретдин Ага-хан IV Карим-шах — 49 имам исмаилитов и Госсекретарь США Хилари Клинтон

В то же время известный французский этнограф Жан Меллиер в конце семидесятых годов прошлого века побывал в местах компактного проживания исмаилитов на северо-западе Пакистана. Он пишет: «…я могу засвидетельствовать: ассасины существуют, ими управляет все тот же Старец Горы — имам Ага-хан. Где бы они не жили, все беспрекословно выплачивают ему десятую часть доходов. Но самое интересное — раз в год где-то в горах происходит тайный съезд всех иерархов секты, и они преподносят своему патрону золота, сколько он весит»…

Миф об отборе и подготовке

Считается, что для своих операций Саббах использовал юношей от 12 до 20 лет, в некоторых источниках говорится о детях, которых чуть ли не с рождения учили искусству убивать. С другой стороны, попасть к ассасинам было якобы очень сложно: желающие собирались у замка и проводили там недели: их не пускали внутрь, проверяя, насколько они терпеливы. Чтобы выбрать самых стойких, учителя и старшие ученики всячески унижали новобранцев, издевались над ними. Уйти те могли в любой момент. Оставались только те, кто действительно хотел остаться.

На самом деле, о том, как отбирались кандидаты в ассасины нигде никаких сведений нет. Все, о чем мы написали выше — народное мифотворчество.

Миф о гашише

Многие считают, что ассасины и тренировались, и потом совершали свои убийства под воздействие гашиша. Якобы именно пристрастие к наркотику делала этих убийц преданными своему духовному лидеру.

На самом деле, этот миф, скорее всего, связан с неправильным пониманием слова «хашишийа», давшего название секте. Называя так своих оппонентов, противники ассасинов хотели подчеркнуть их низкое происхождение, а не наркозависимость. Сами ассасины называли себя «фидаи», то есть те, кто готов умереть за веру.

Миф о райском саде

Марко Поло рассказывал, что перед очередным заданием Старец показывал ассасинам райские кущи. Их усыпляли и отправляли в сад, где соблазнительные гурии поили будущих героев вином, кормили фруктами и всячески ублажали.

Это помогало ассасинам идти на задание, не боясь смерти.

На самом деле, мы не знаем, насколько этот рассказ правда. Звучит как красивая сказка. Тем более, что крепость Аламут, да и другие крепости ассасинов были маловаты, чтобы устроить там сады и гурий и успешно прятать их от народа. Скорее всего, этой сказкой Марко Поло старался объяснить фанатичную преданность ассасинов Старцу и их готовность умереть за веру.

Как стать ассасином.

Теперь хорошо подумайте: вы все так же хотите стать ассасином в реальной жизни? Если вас до сих пор волнует вопрос, как стать ассасином, советуем вам обратиться к врачу, пока вы не нанесли вред себе и окружающим. Однажды друг сказал знакомому в ответ на вопрос «Как стать ассасином?»: «Для начала узнай кто это на самом деле, удивись тому, что это не просто классные дядьки с оружием, забудь об одержимости ассасинами и живи так, чтобы каждый ассасин позавидовал!».

Если вам интересно лишь подготовка ассасинов, то это даже похвально, т.к. они явно обладают хорошей формой, физической подготовкой, боевыми искусствами. Во многом ассасинов можно сопоставить с паркурщиками: они отлично прыгают, умеют «падать» с высоты и удачно приземляться, а так же отлично лазают по стенам. Паркур очень популярен на сегодняшний день, развит, потому вы легко сможете освоить это мастерство. Развить меткость, координацию и сосредоточенность вам помогут тиры. Найдите место, где могут обучить вас пользоваться именно древним оружием. Если в вашем городе такого нет, просто посещайте тир, развивайте меткость и сноровку. Стоит так же заняться боевыми искусствами (но выберите только один вид искусства, хотя бы для начала, иначе запутаетесь и все испортите). Не забывайте и об уроках конного бега, начинайте с прогулок и умения держаться на коне, постепенно переходя на более развитый уровень.

Средневековая утопия

Аламутское государство, в котором зародился орден ассасинов, представляло собой своего рода утопию средневекового мира. Его основатель, полководец и проповедник ибн Саббах смог уже в XI веке свести на нет разницу между богатыми и бедными. Ведя сам аскетический образ жизни, он наложил строжайший запрет на все проявления роскоши: пиры, охоты, наряды. Любое непослушание каралось смертью, что не обошло даже его собственного сына, на которого пало подозрение на несоблюдение законов.

Все государство низаритов, которое простиралось на территории Персии, Сирии, Ирана и Ирака, беспрекословно подчинялось одному человеку, который по совместительству был еще и духовным вождем. Согласно его доктрине, познание бога разумом и мышлением невозможно. Познания можно достичь только личным поучением истинного имама, который был якобы известен лишь Саббаху. Те, кто его не признавали, согласно учению, попадали в ад. Никакие другие мусульмане за исключением исмаилитов не имели право на спасение, поскольку познавали религию разумом.

Несмотря на свою простоту, программа ибн Саббаха идеально прижилась в арабском обществе XI века. Она не подразумевала религиозных диспутов и требовала только одного – безграничного послушания имаму, за что глубоко верующим обещали райские кущи. Понять идеологию ибн Саббаха мог даже неграмотный крестьянин. Она освобождала от необходимости думать и принимать решения. Она утверждала, что вождь знает окончательную и абсолютную истину. Она оказалась настолько удачной, что небольшое государство, построенное на ее постулатах, продержалось до середины XIII века, пав лишь под копытами монгольской конницы.

Пионеры в вербовке

По сути, ассасины были «средневековым спецназом», которые занимались сбором информации, а также расправлялись с невыгодными правителю государства низаритов – ибн Саббаху политическими деятелями. На религиозных ценностях, где имам – вождь исмаилитов, обожествлялся, а его слова принимались за проявление божественного разума, Саббаху удалось создать орден своих фанатичных последователей, готовых по первому приказу исполнить любое поручение господина, вплоть до счетов с жизнью. Это была армия низаритов, которая, несмотря на свою малочисленность, держала соседние страны в постоянном страхе.
Именно ассасины одними из первых освоили и ввели понятие вербовки – им удавалось заполучить агентов в высших эшелонах власти соседних государств. Вступающему в разведывательные структуры внушалось, что на него возложена великая миссия, пред которой меркнут все мирские соблазны и страхи. Естественно, для того, кто становился ассасином, путь назад был заказан.

Одурманенные раем

Историки отмечают, что ибн Саббах был настоящим мастером мистификаций, с помощью которых он демонстрировал свою полубожественную сущность. С помощью некоторых трюков ему удавалось добиваться полной преданности подчиненных ему ассасинов. Согласно рассказам Марко Поло, претендента в орден одурманивали (очевидно, опиумным маком), и тайком переносили в смоделированный «райский сад», где его ожидали «девственницы-гурии», обилие вина и угощения (после долгого изнурительного голодания). Гурии убеждали будущего хашашшина смертника, в том, что он попал в рай, и сможет сюда вернуться, лишь если падет в бою с неверными.

После его вновь одурманивали и возвращали в реальный мир, который для побывавшего в раю терял всякую ценность. Все дальнейшие стремления и мечты ассасина были подчинены единственному желанию вновь оказаться в объятиях райских дев. Стоит обратить внимание, что речь идет об XI веке, когда за любое прелюбодеяние могли казнить, а для тех многих малоимущих людей, кто был не в состоянии заплатить калым за невесту, женщины были недосягаемой роскошью.
На случай если райские кущи не одурманивали претендента в орден, у ибн Саббаха были и другие козыри в рукаве. Так, источники упоминают о его фокусе с говорящей отрубленной головой – в одном из залов Аламутской крепости было установлено медное блюдо с вырезанной по центру окружностью. По приказу Саббаза, ассасин прятался в яме, просовывал голову через отверстие, и демонстрировал якобы отсеченную голову. Затем в зал приглашали молодых адептов, при виде которых «мертвая голова» резко «оживала» и начинала говорить. Будущим ассасинам дозволялось задавать вопросы относительно их спасения и рая, на что голова давала вполне оптимистические прогнозы. Для придания фокусу большей достоверности, после обряда, «актера» убивали, отсекали и голову и на следующий день демонстрировали ее у ворот крепости.

О мистической власти Хасана ибн Саббаха упоминали в своих воспоминаниях и европейцы. Так, один из европейских послов после посещения Аламута писал: «Желая продемонстрировать фанатичную преданность своих солдат, Хасан сделал едва заметный взмах рукой и несколько стражников, стоявших на крепостных стенах, по его приказу незамедлительно сбросились в глубокое ущелье…».

Узкоспециализированный спецназ

Несмотря на свою малочисленность, ассасины уменьшали свои потери за счет четкого разделения обязанностей и ареала действий. Каждого смертника готовили для работы в каком-то одном регионе. Он должен был в идеале владеть языком и знанием культуры того государства, в котором его могли задействовать. Помимо этого, солдат владел всеми доступными видами оружия, обладал необычайной выносливостью, а также пользовался правом вседозволенности во имя достижения священной цели. Истории известен уникальный пример, когда для убийства одного из европейских князей, слывшего ярым католиком, Хасан приказал нескольким ассасином обратиться в христианство. Они прошли обряд крещения и спустя некоторое время прослыли ярыми католиками, ревностно соблюдавшими все посты. Они проводили долгие часы в молитвах, отпускали пожертвования, принимали страждущих. В конце концов, даже стража храма стала относиться к ним, как к смиренным послушникам. Чем они и воспользовались – во время одного из богослужений, одному из них удалось приблизиться к своей жертве и убить ее ударом кинжала.

Отцы конспирологии

Орден ассасинов, который был знаком крестоносцам не понаслышке, со своей строго иерархией, намеренно окутанный тайной, стал моделью для многочисленных тайных орденов на Западе. После долгих испытаний, которые должен был пройти кандидат в адепты – терпеливое ожидание, голод, «промывку мозгов», он получал статус «фидаина» – рядового исполнителя смертных приговоров. Если судьба была к нему благосклонна, и он не погибал в течение нескольких лет, его повышали до старшего рядового – «рафика». Далее шли «да-и», через которых «Старец Горы» (сам ибн Саббах) передавал солдатам свою волю. Самой высшей ступенью карьерной лестницы ассасина был статус «дай аль-кирбаль», которые подчинялись самому таинственному владыке (или великому магистру у крестоносцев) — Старцу Горы, шейху Хасану ибн Саббаху.

Впоследствии, европейские ордены подражая ассасинам, переняли у них не только жесткую дисциплину и принципы повышения, но и некоторые эмблемы и символы.

Прыгай, как ассасин

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх
Все, или почти все, играли в Assasins creed, или, как его называли люди, получавшие 5 на уроках английского в школе, «Асёуснс криэд». И многим после этой игры хотелось не только поехать в Италию, но и научиться таким же головокружительным прыжкам, которые исполняли главные персонажи игры. Многие даже хотели научиться убивать, но мы не можем этому учить. У нас добрый журнал. А вот показать несколько упражнений, чтобы развить твою прыгучесть, – без проблем.

1. Этап 1: разминочный

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх
Итак, начинать нужно, естественно, с разминки. Так как при прыжках большая нагрузка приходится именно на ноги, необходимо очень качественно размяться, подготовить суставы и связки к нагрузкам. Разминка может быть произвольной, особое внимание стоит уделить разминке голеностопов. Иначе побочным эффектом приводимой тренировки могут стать боли из-за микротравм суставов и связок.
Выполняй всё правильно, иначе получишь неприятные последствия в виде боли в мышцах, апатии. Поэтому к каждому выполняемому упражнению стоит относиться очень серьёзно и внимательно.

  • Прыжки на месте в группировку (стараемся подпрыгнуть выше, колени тянем к груди) – 20-25 раз.
  • Выпрыгивай вверх из положения полного приседа 20-25 раз.
  • Выпады на правую и левую ногу по 15-20 раз на каждую. После каждого выпада возвращайся в исходное положение.
  • Приседания на носочках до положения, когда бедро становится параллельно полу, руки за головой, 35-40 раз. Не спеши, приседания выполняются очень медленно.

2. Этап 2: подготовительный

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх
Три упражнения в один подход, выполняй быстро, подряд, не прерываясь на отдых. Отдыхать будешь, когда прыгать научишься.

  • Прыжки на месте из полного приседа в группировку – 12-15 раз.
  • Выпрыгивания вверх из полного приседа без группировки – 12-15 раз.
  • Приседания на полной стопе, руки за головой, спина прямая – 15-20 раз.

3. Этап 3: отработка основных движений

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Прямой прыжок

Прыжки вперед с взятием группировки (колени стараемся подтянуть как можно ближе к груди), то есть передвигаемся вперед прыжками.

Прыжки должны выполняться на небольшое расстояние, при этом старайся прыгать как можно выше, представляя, что перепрыгиваешь через какое-то препятствие высотой 50-80 сантиметров.

Все прыжки выполняются на носках. Это обязательное условие, потому что позволяет правильно приземлиться и сделать следующий прыжок за счет силы икроножных мышц.

Прыжок выполняется резким махом рук вверх, это позволяет вынести себя выше на начальном этапе прыжка. Затем, оказавшись в воздухе, колени подтягиваются к груди, и следует резкий мах руками через стороны вниз. После этого ноги выпрямляются – носками тянись к земле. Сразу после приземления всё повторяем.

Прыжки должны выполняться непрерывно, подряд, без пауз. Эцио не отдыхал!

Диагональный прыжок

Упражнение аналогичное предыдущему, техника прыжка та же, но выполняется не вперед, а по диагонали в сторону. При выполнении прыжка нужно уделить внимание группировке, так как при прыжках в сторону подтянуть колени к груди сложнее, чем при прямом прыжке. Выполняя упражнение, представь, что перепрыгиваешь через препятствие, расположенное параллельно движению вперед. Ещё раз: нужно тянуть колени к груди, а не пятки к ягодицам.

Длинный прыжок

Помимо того, что данное упражнение развивает дальность прыжка, оно способствует наработке непрерывного движения при прыжках на точность. Так же, как и в предыдущих упражнениях, прыжки в длину выполняются в темпе, без пауз, подряд.

Прыжок в длину

Выполняется следующим образом: сначала немного приседаем и наклоняемся вперед, затем делаем резкий мах руками вперед и вверх, помогая вынести тело при толчке, толчок ногами, немного группируемся, вытягиваем ноги вперед, вытягиваем руки, помогая сохранить равновесие, выполняем перекат на ступнях (с пятки на носок) и уводим руки назад, готовясь выполнить следующий прыжок. Всё, как на уроках физкультуры, только более интенсивно. Не старайся прыгнуть выше, это не Олимпиада. Постарайся сделать больше повторов подряд. И не стремись прыгнуть на 3-5 метров. Особенно, если ты невысокого роста.

Прыжок с разворотом на 180°

Движение по прямой. При прыжках, так же, как и в первом упражнении, старайся прыгать как можно выше, представляя, что перепрыгиваешь препятствие, колени подтягиваем к груди и разворачиваемся лицом в противоположную исходному положению сторону. Попеременно разворачивайся через правую и через левую сторону. И помни: настоящий ассасин приземляется на переднюю часть стопы.

При отработке этого упражнения стоит уделить внимание сохранению равновесия при приземлении для мгновенного выполнения следующего прыжка (что это за ассасин, которого заносит?), а также направлению движения, потому что поначалу тебя будет заносить в стороны. Для правильного выполнения упражнения необходимо двигаться строго по прямой.

Более сложный вариант этого упражнения – прыжки с разворотом на 360°.

Выполняются так же непрерывно в одном направлении.

В самом начале отработки этого упражнения высота прыжка и группировка не имеют значения, но со временем необходимо стремиться прыгать как можно выше и брать группировку, хотя делать это при вращении не легко.

4. Этап 4: отработка прыжков через препятствия

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Прямой прыжок через препятствие

Это более усложненный вариант прямого прыжка, так как выполняется уже через препятствие. Сложность варьируется в зависимости от высоты и ширины препятствия.

Оптимальный вариант выполнения данного упражнения – это несколько препятствий, расположенных с небольшим интервалом (90-120 см) друг от друга. Используй в качестве них коробки, автомобильные покрышки, табуреты. Не надо сразу использовать стены – подожди!
При выполнении прыжков следует уделить внимание высоте прыжка и положению ног в самой высокой точке. Подноси колени выше к груди и держи пятки вместе. Это важно!

Диагональный прыжок через препятствие

Это как на физкультуре, когда нас заставляли прыгать через лавочку, – тут то же самое. Только в качестве препятствия можешь использовать натянутую верёвку. Просто высоту надо будет постоянно менять, а с верёвкой это сделать гораздо проще.
Прыжки выполняются на носках в темпе, непрерывно, без пауз. Колени подтягиваем к груди.

Длинный прыжок через препятствие

Более сложный вариант этого упражнения – высокое препятствие, которое нужно перепрыгивать с места в длину. В этом случае сложность заключается именно в высоте препятствия.

Прыжки на точность

Выполнение этого упражнения хорошо развивает дальность прыжка и координацию приземления на ограниченную площадь. Для отработки на начальных этапах хорошо подходят кирпичи, невысокие бордюры, куски бетона или покрышки от грузовиков.
Лучше всего отрабатывать это упражнение именно на импровизированных спотах из подвижных предметов, которые можно выставлять на любом расстоянии, а их небольшая высота снижает риск падений и травм.

Основным моментом, которому нужно уделить внимание, является приземление. В данном случае приземление производится на середину подошвы, куда должна прийтись грань препятствия. Если не получается, можешь помогать себе руками.

Как только ноги касаются препятствия, начинаем сгибать колени, мягко гася инерцию прыжка. Это действие напоминает действие птицы, когда она садится на ветку. Полностью согни ноги, занеси корпус вперед, балансируя руками, вытянутыми над коленями. За счет приседания мы гасим инерцию движения и понижаем центр тяжести, что позволяет лучше удерживать равновесие. Поймав баланс, разгибаем ноги и поднимаемся.

Высокий прыжок

Это упражнение направленно на развитие высоты прыжка для преодоления высоких препятствий. Выполняется так же, как прямой прыжок через препятствие, только препятствие должно быть гораздо выше.

Сложность выполнения зависит от высоты препятствия: чем выше, тем труднее выполнять упражнение в темпе. В идеале прыжок должен выполняться толчком двумя ногами с места. Но на начальном этапе лучше всего выполнять упражнение в движении с наскока, для того чтобы развить достаточную скорость и придать прыжку дополнительную инерционность.

Техника выполнения упражнения следующая: после наскока делаем резкий взмах руками вверх и вперед, одновременно выталкивая себя ногами вверх, затем резко подтягиваем колени к груди, при этом делая мах руками через стороны назад и вниз, для того чтобы инерцией взмаха вынести себя через препятствие, после этого ноги выпрямляются и тянутся к полу.

Прыжок на препятствие

Еще одно упражнение для развития высоты прыжка – прыжки на препятствия. Сам понимаешь, чем выше, тем сложнее. Но раз уж ты дочитал до этого момента, значит, нет времени отступать назад.
Быстрее, выше, сильнее!

Одежда ассасина

Если вы хотите стать ассасином на костюмированный вечер, то это отличная идея! Наверняка вы будете ярко выделяться на фоне приевшихся бэтменов, человеков-пауков и прочей «нечисти».

Что вам необходимо обязательно для костюма ассасина? Это наплечники на плечи, нагрудник для груди, наручи для рук и наголенники для ног. Они могут быть совершенно разными в зависимости от выбранного вами уровня ассасина. Но помимо этих «аксессуаров» необходимо подобрать широкий длинный плащ с большим капюшоном (чаще белого или серого цвета). Приглядитесь к любимым героям. например, при ряжении в Альтаира необходим так же широкий пояс (поверх плаща), высокие коричневые сапоги и бутафорский меч.

8 заблуждений об ассасинах, в которые мы верим благодаря фильмам и видеоиграм

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

1. Ассасины — это секта наёмных убийц

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Типичный французский ассасин высматривает цель.Таинственные убийцы, живущие в засекреченных логовах и беспрекословно подчиняющиеся приказам своего мастера, чрезвычайно популярный образ в современной культуре. Приправьте его японским колоритом — получите ниндзя, добавьте таинственности Востока — получите ассасинов.

Настоящую популярность ассасины снискали благодаря серии игр Assassin’s Creed, но в той или иной форме эти персонажи встречаются много где. Их можно найти даже в совершенно неисторических сеттингах. Например, во вселенной Warhammer 40 000 есть целое секретное министерство ассасинов.

Чаще всего ассасинов представляют как членов некой секты, ордена или братства, возглавляемых загадочным человеком по прозвищу Старец Горы и живущих в тайной горной крепости.

Но это неверно. Настоящие ассасины были бойцами военизированного формирования, принадлежавшего государству низаритов, — это никак не мелкая секта, а целая ветвь ислама шиитского толка. Она существует и по сей день: к низаритам относятся порядка 15 миллионов мусульман Сирии, Индии, Ирака, Омана и других стран.

Государство низаритов создал ḤASAN ṢABBĀḤ в 1090 году проповедник Хасан ибн Саббах, и он же стал его первым главой. Оно состояло из множества крепостей, разбросанных по всей Персии и Сирии.

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Когда‑то тут стояла крепость Аламут

У низаритов была собственная валюта Eagle’s Nest : Ismaili Castles in Iran and Syria , среди них имелись крестьяне и ремесленники. Ибн Саббах, получивший прозвище Горный Старец (его главная крепость, Аламут, располагалась в горах), был аскетом и ввёл в своём государстве некое подобие коммунизма, Ḥasan‑e Ṣabbāḥ , запретив роскошь, пиры, охоты и дорогие вещи, при этом снизив налоги для бедняков. Он был превосходным оратором и не имел недостатка в последователях.

Низариты со всех сторон были окружены врагами, в числе которых — Сельджукская империя, поэтому им постоянно приходилось бороться за свою независимость.

С армией у Ибн Саббаха была напряжёнка, поэтому он решил вместо открытых боевых действий использовать тактику террора, политических убийств и запугивания противников.

Созданная им организация особо преданных последователей, совершавших показательные расправы над врагами на благо государству низаритов, и есть те самые ассасины.

В английском языке слово assassin обозначает «‎наёмный убийца». Однако реальных ассасинов Хасана ибн Саббаха правильнее называть террористами‑смертниками, а не действующими скрытно ликвидаторами.

2. Ассасины употребляли гашиш для храбрости

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Осада Аламута 1213–1214 годов, изображённая в книге Рашида‑ад‑Дина Хамадани «Джами ат‑таварих». Национальная библиотека Франции, департамент манускриптов. Изображение: Wikimedia CommonsНекоторые считают Хашишин , что название «‎ассасин» имеет общий корень со словом «‎гашиш». Якобы убийцы, прежде чем отправляться на дело, принимали наркотики, чтобы обрести смелость и проникнуться презрением к смерти. Кроме того, гашиш должен был провоцировать агрессию и помогать ассасинам терпеть боль от ранений.

Трезвому в бой идти страшновато, а вот после целительной дозы запрещённых веществ как‑то само собой возникает желание отрубать противникам лишние конечности.

Звучит вроде бы логично. Вот только гашиш так не действует. Как и прочие производные каннабиса, он вызывает расслабление, а не агрессию. Употребивший гашиш не превратится в неостановимую машину для убийства — он скорее будет сидеть, погрузившись в самосозерцание, и глупо смеяться.

А ещё опьянение каннабисом вызывает нарушения What is marijuana? координации и внимания. Вряд ли из травокуров‑хиппи выйдут фанатичные бойцы.

На самом же деле «‎ассасин» происходит от слова «‎хашишийа», или «‎хашиши», никак не связанного с коноплёй. Так прозвали низаритов историки, их современники, такие как Имадуддин Мухаммад‑аль‑Исфахани (аль‑Катиб), Абу Шама и Ибн Муйассар.

Это уничижительный термин, означающий «‎чернь, оборванцы, низшие классы», или «‎неверующий, еретик, иноверец». Короче говоря, «‎быдло, не имеющее отношения к настоящему исламу». Ещё вариант — «‎хасанийун», то есть «‎последователь Хасана».

Естественно, сами себя ассасины так не называли. Они именовали себя фидаинами, то есть «‎теми, кто жертвует собой ради веры».

3. Ассасинами становились, побывав в ‎райском саду

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Имам низаритов Ала‑ад‑Дин, отец Рукн‑ад‑Дина, в «‎Книге о разнообразии мира» Марко Поло. Видимо, те пять веток и есть райский сад. Рисунок художника XV века Maître d’Egerton.Есть ещё одно мнение, почему знаменитые убийцы стали ассоциироваться с гашишем. Якобы глава ассасинов, Горный Старец Хасан ибн Саббах внушал своим адептам беспрекословную преданность следующим образом.

Юношей, отобранных Хасаном, одурманивали наркотиками и помещали во внутренний двор низаритской крепости Аламут, служившей ассасинам главной базой. Там кандидатов в убийцы ублажали красивые девушки, их кормили лучшими блюдами и фруктами и поили вином.

После всех развлечений уснувшего адепта возвращали обратно в крепость, затем Старец Горы будил ученика. Он объяснял, что неофит побывал в раю с гуриями и вернётся туда снова, если будет исполнять волю повелителя. Естественно, бедные юноши, чья жизнь была весьма скудна на удовольствия, были готовы умереть по приказу Ибн Саббаха, только чтобы снова увидеть райский сад.

Он устроил Книга о разнообразии мира в долине между двумя горами самый большой и самый прекрасный сад, какой когда‑либо видели, украсив его сокровищами и подобиями всего самого лучшего на земле. Он тоже устроил каналы, в одних текло вино, в других мёд, в третьих — молоко, в четвёртых — вода. Там были красивейшие жёны и девы, непревзойдённые в игре на всяческих инструментах, и в песнях, и в плясках. Сад этот, толковал старец своим людям, есть рай. <…> Двор свой шейх держал с великой роскошью и великолепием, жил прекрасно и уверил простых горцев, окружавших его, что он пророк; и они веровали, что это правда.

Легенда красивая, однако она вряд ли имеет что‑то общее с реальностью. Историю о райском саде рассказал The Secret Order of Assassins: The Struggle of the Early Nizari Ismai’lis Against the Islamic World путешественник Марко Поло, а у него и люди с пёсьими головами встречались, так что его слова можно смело делить на десять. К тому же с Хасаном ибн Саббахом он, естественно, не встречался, так как их разделяла пара столетий.

Если вы взглянете на руины Аламута, да и других замков низаритов, сохранившихся до наших дней, то увидите, что крепость слишком мала, чтобы впихнуть в неё целый райский сад.

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

То, что осталось от Аламута

Кроме того, есть сведения The Isma’ilis: Their History and Doctrines , что Горный Старец Хасан ибн Саббах ценил аскетичный образ жизни настолько, что якобы выходил из своей кельи в Аламуте всего дважды, чтобы на крыше свежим воздухом подышать. Это, конечно, преувеличение Ismaili History and Intellectual Traditions , однако Хасан всё же был очень набожен и негативно относился к выпивке, женщинам и прочим мирским радостям.

Он был настолько суров, что убил International Encyclopedia of Terrorism одного своего сына за любовь к вину, а второго за покушение на убийство. А жену и дочерей, чтоб перед глазами не мельтешили, сослал в крепость Гирдкух, где им пришлось зарабатывать на жизнь пряхами. Вряд ли такой человек пользовался бы дурманящими зельями для подчинения новых адептов.

Кстати, Старец Горы, Шейх‑аль‑Джабаль, — это не прозвище Хасана, а титул. Следующих после Хасана глав ассасинов называли так же.

Так что, прежде чем принимать историю о райских садах с гашишем и гуриями на веру, вспомните современные террористические организации (запрещённые в РФ). Они вполне успешно вербуют новых шахидов и без имитации райских садов, ограничиваясь одним их обещанием. Скорее всего, и у Старца Горы столетия назад методы были те же.

4. Ассасины использовали передовое вооружение

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Альтаир убивает крестоносца телескопическим клинком

В играх Assassin’s Creed члены благородного ордена убийц всегда вооружены по последнему слову техники своего времени. Их фирменный телескопический клинок, который прячется в рукаве, стал визитной карточкой серии.

Чтобы носить ранние версии этого оружия, кстати, приходилось отрезать адепту палец Assassin’s Creed Origins acknowledges and abandons the series’ mistakes . Поздние модификации таких жертв не требовали.

Помимо клинка, персонажи‑ассасины в разное время вооружались арбалетами, луками, мушкетами, пистолетами, мечами, дубинками, различными ядами и дротиками, пулемётом Гатлинга и другими опасными штуковинами.

Реальность, к сожалению, значительно скучнее. В основном боевики исмаилитов‑низаритов нападали на жертв с простыми ножами.

Во‑первых, в те времена научно‑технический прогресс не достиг таких высот, чтобы клепать пружинные клинки, стреломёты и прочие хитроумные штуковины, которые и сейчас‑то толком не соберёшь. Во‑вторых, ножи можно было носить всем подряд, даже простолюдинам, потому что они активно использовались в хозяйстве и быту.

В средневековой Европе даже в гости ходить без этого орудия считалось In Medieval Europe, No Outfit Was Complete Without a Personal Eating Knife, Origins of the Common Fork, The Art of Cookery in the Middle Ages неприличным, потому что столовых приборов выдавать не полагалось. На Востоке тогда уже использовали вилки, но они были распространены в основном у богачей, а бедняки по старинке таскали с собой нож.

Оборванец с дешёвым сельскохозяйственным ножичком за пазухой явно вызовет меньше подозрений, чем мужик в белоснежной накидке с капюшоном и лязгающим клинком вместо среднего пальца.

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Первая жертва ассасинов — Низам‑аль‑Мульк, визирь Империи Сельджуков, картина XIV века.У ассасинов была только одна тактика: прикинуться, что они тут не при делах, подобраться к цели, ткнуть в неё чем‑нибудь острым, выкрикнуть послание от нанимателя и убежать. Или погибнуть — как повезёт.

Так, например, они поступили с одной из своих самых известных Arab Historians of the Crusades жертв — маркграфом Конрадом Монферратским. Парочка убийц в обносках подошла к нему средь бела дня и заколола кинжалами. Затем телохранители прикончили одного ассасина и схватили второго. Никакой романтики и погони по крышам.

5. Ассасины были идеальными воинами

Ещё один миф, который роднит ассасинов с теми же ниндзя, — их якобы невероятные боевые навыки. В серии игр Assassin’s Creed воины братства в рукопашном бою в одиночку истребляют сотни вражеских стражников (немудрено, ведь они нападают на главного героя исключительно по одному).

Попасть в братство всемогущих воинов Тени было нелегко. Неофитам приходилось долгие часы и даже дни стоять на коленях перед вратами крепости Аламут, чтобы доказать Старцу Горы свою стойкость. Только того, кто выдержал испытание палящим солнцем, голодом и жаждой, глава ассасинов принимал в ученики.

Легенды гласят, что ассасины годами изучали боевые искусства, яды, актёрское мастерство и техники перевоплощения, говорили на множестве языков, сливались с толпой не хуже агента 47 и вообще по потолку ходили.

Мастерство фехтования же у них якобы было такое, что всем европейским рыцарям и японским самураям оставалось только плакать.

Однако в реальности ассасины выдающейся боевой подготовкой похвастаться не могли. Методы убийства, как упоминалось выше, у них были простыми. И никакого паркура, скрытых клинков, ядовитых дротиков и камуфляжа они не использовали. Всё, на что хватало фидаина, — подстеречь жертву, когда при ней будет минимум охраны, броситься в самоубийственную атаку и зарезать, выкрикивая лозунги.

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Крепость сирийских низаритов Масиаф в наши дни.Никаких сведений о тщательной тренировке ассасинов не сохранилось. Если уж на то пошло, она была и не нужна. Кому придёт в голову тратить долгие годы на подготовку самоубийцы-шахида?

Самими фидаинами официально запротоколировано Were the Ismāʿīlī Assassins the First Suicide Attackers? An Examination of Their Recorded Assassinations, The Thirteenth Century: A World History количество их жертв. В числе таковых имелись: потенциальный король Иерусалима маркграф Конрад Монферратский, граф Триполи Раймунд Второй, несколько султанов, шесть визирей и три халифа, а также куча птиц более мелкого полёта. Полный список можете посмотреть здесь.

Судя по данным низаритов, за 183 года (именно столько существовало их государство) они устранили 93 человека. В процессе было израсходовано 118 ассасинов.

Не очень‑то эффективный размен для суперубийц, правда? Большинство из фидаинов после исполнения миссии погибало или попадало в плен. Так что наверняка подготовка и отбор у них были не лучше, чем у современных террористов.

Стоит отметить, что у Хасана ибн Саббаха в Аламуте была неплохая библиотека , так что его нельзя назвать бездумным фанатиком. Но вот следов невероятных алхимических лабораторий с ядами и взрывчатыми веществами, приписываемых ассасинам, там не было.

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Саладин на гравюре Гюстава Доре, XIX век.И да, говорить о том, что эти воины не знали поражений и всегда убивали свою цель во что бы то ни стало, не приходится. Например, знаменитый султан Салах‑ад‑Дин (Саладин), конфликтовавший Saladin с ассасинами, а конкретно — с тогдашним Старцем Горы Рашидом‑ад‑Дином Синаном (он же аль‑Муалим, ‎Учитель), пережил три покушения, благополучно разорил владения низаритов и умер своей смертью.

А Эдуард I Длинноногий, прозванный ‎Молотом Шотландцев, и вовсе отличился тем, что уделал ассасина голыми руками. Тот проник к нему в спальню и вонзил кинжал монарху в руку. Английский король A Great and Terrible King: Edward I and the Forging of Britain с перепугу так вмазал фидаину по физиономии, что убил его с одного удара.

6. Ассасины воевали с тамплиерами

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Конрад Монферратский, одна из самых знаменитых жертв ассасинов, на картине Франсуа Эдуара Пико, 1843 год.Как знает любой геймер, главный враг ассасинов — это тамплиеры. Первые сражаются за свободу, а вторые — за тотальный контроль, и это противостояние длится веками.

Но на самом деле ассасины не воевали с крестоносцами. Более того, иногда они даже помогали им, чтобы ослабить своих врагов‑мусульман вроде Саладина. Или просто подзаработать денег. Например, пленённый ассасин, расправившийся с маркграфом Конрадом Монферратским, под пытками признался Warriors of God: Richard the Lionheart and Saladin in the Third Crusade , что заказчиком был не кто иной, как знаменитый Ричард Львиное Сердце.

Легенды о таинственном ордене мусульманских убийц в Европу привезли Легенды об ассасинах: мифы об исмаилитах / Фархад Дафтари; [пер. с англ. Лейлы Р. Дадыхудоевой] крестоносцы, и их байки старательно записали историки вроде Бурхарда Страсбургского, Арнольда Любекского и епископа Жака де Витри. Вот только сами тамплиеры с ассасинами не очень‑то пересекались и сведения о них подчерпывали от главных врагов низаритов — суннитов. Естественно, те описывали своих идеологических противников как исчадий ада и отмороженных наркоманов.

В конечном счёте ассасинов уничтожили никакие не крестоносцы, а монголы Willey P., Eagle’s Nest: Ismaili Castles in Iran and Syria, London‑New York, I.B. Tauris, 2006, 321 p. в 50‑х годах XIII века. Внук Чингисхана, Хулагу, взял в осаду замки низаритов и вынудил Старца Горы Рук‑ад‑Дина прекратить военные действия в обмен на помилование его и его семьи.

Первой жертвой монголов стал замок Аламут, где жил последний исмаилитский «старец» (пир) Хуршах, молодой человек, унаследовавший власть от своего отца. <…> Он мог бы ещё долго сидеть в своём замке, но у него сдали нервы. Узнав, что ему лично обещана жизнь, он явился в 1256 году в ставку Хулагу. Тот отправил его в Монголию, но Мункэ терпеть не мог изменников и приказал Чёрная легенда убить Хуршаха в пути.

После того как ассасины сдались, Хулагу сравнял их крепости с землёй. А его брат, Мункэ, Рук‑ад‑Дина убил, потому что не любил бесхарактерных людей. Видимо, перед тем как капитулировать, тот не учёл, что Гаагской конвенции монголы не подписывали.

7. Ассасины имели влияние по всему миру

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Скандинавский ассасин Эйвор

Отличительная черта ассасинов, которой наделило их массовое сознание, — вездесущность. Они якобы проводили свои операции по всему средневековому миру и не только. Наводили шороху и на Ближнем Востоке, и в Европе, и в Китае, и в Индии…

Ассасины имелись и у древних египтян, и в Италии времён Ренессанса водились, и в революционной России, и среди суровых викингов, и в античной Греции, и в Лондоне — в общем, где только их не было. Их орден распространился по свету, и множество знаменитых людей, в том числе Леонардо да Винчи, дружили с ними и даже иногда вступали в братство.

Но на самом деле это всё фантазии сценаристов Ubisoft.

Настоящие низариты не покидали своих территорий в Персии и Сирии и не особо интересовались, что происходит в других странах. После того как монголы уничтожили их крепости в XIII веке, убийцы‑ассасины прекратили своё существование.

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Карим‑ага Хан IV, потомок последнего Старца Горы

Но вот сами низариты как религиозное течение сохранились до наших дней. Их глава, имам Карим‑ага Хан IV, по слухам, прямой потомок последнего Старца Горы. Правда, живёт Aga Khan IV он в Швейцарии и орды убийц‑фанатиков вокруг себя вроде бы не собирает (или они очень скрытные, ассасины же). Занимается авиаперевозками, разведением коней и благотворительностью. В общем, довольно скучный дядька.

8. Девиз ассасинов — «Ничто не истинно, всё дозволено»

Существовал ли Ассасины в истории или их придумали в компьютерных играх

Фанат ассасинов Уильям Берроуз на картине Кристиана Тонниса, 1999 год

Такую фразу повторяют персонажи игр Assassin’s Creed и герои фильма по ним. Но это вовсе не восточная мудрость, дошедшая до нас сквозь тьму веков. Фразу придумал писатель Уильям Берроуз — она встречается в его книге Города Красной Ночи «Города красной ночи».

А создатели Assassin’s Creed же просто позаимствовали её, чтобы придать ордену убийц загадочности. Нет никаких свидетельств, чтобы настоящие ассасины говорили что‑то подобное.

Ассасины в современное время

Ассасины существуют и по сей день, при этом современное общество их боится не меньше, чем в те далекие времена. Правда, сегодня террористы не обладают отдельным государством, однако во всем остальном полностью соответствуют образу тогдашних убийц, что совершали свои коварные злодеяния в далеком прошлом. По всему миру в наше время до сих пор существуют тайные организации, где последователи ордена изучают искусство храбрости ассасинов, их философию и ценности. Такие объединения представляют собой небольшие секты. Вступая в них, люди полностью отрекаются от реальной жизни, проходят необходимую процедуру посвящения, окунаются в мир боевых искусств, учатся тому, как должен выглядеть настоящий ассасин.

Некоторые современные исследования подтверждают, что среди ассасинов есть множество смертников, которые совершают жуткие преступления, не боясь умереть. Их противниками зачастую являются государственные лидеры, люди с высоким заработком, а также те личности, которые не признают достижений Хасана ибн Саббаха, считая его жестоким человеком, а не спасителем, как это трактуется в учении ассасинов.

Учение ассасинов

Как и сегодняшние террористы, практически все ассасины верили в то, что они совершают все свои зверства по воле Всевышнего. Главная их идея заключалась в существовании потомка пророка Мухаммеда – “скрытого имама”. Хасан ибн Саббах убедил своих последователей в существовании этого самого “скрытого имама”. Кроме того, он сумел грамотно донести до них, что именно он, Хасан ибн Саббах, воспитал это божественное дитя, спрятав его в покоях крепости, которые никто не найдет.

Адепты ордена никогда не подвергали сомнению божественное происхождение своего лидера. Их искренняя вера в то, что Хасан ибн Саббах является неким избранником, придавала им дополнительную силу духа, что играло только на руку ордену. Таинственность ордена ассасинов влекла к себе многих людей, в частности молодежь. Они нередко мистифицировали образ скрытного, секретного и, на первый взгляд, неподвластного ордена. В головах впечатлительных людей учение ассасинов приобретало такие масштабы, что они непрекословно начинали подчиняться их лидеру и совершать злодеяния, считая, что с их помощью они смогут изменить мир к лучшему.
Философия ассасинов состояла в простой истине: если однажды заинтересовался учением, впоследствии вряд ли сможешь выбрать иной путь. При этом вступить в братство ассасинов было не так уж просто, так как от новых членов группировки требовалась огромная выдержка. Желающим стать частью ордена нужно было прождать у ворот крепости, принадлежащей Хасану ибн Саббаху, от нескольких суток до недели, чтобы лично встретиться с лидером. Тех людей, которые выдерживали первое испытание, запускали в крепость, где их избивали и унижали старшие ассасины до тех пор, пока, по мнению старейшин, адепт не был готов стать частью ордена. Только после многочисленных страданий новых последователей начинали учить боевым искусствам. Примерно раз в неделю они встречались с самим основателем ордена, который подробно рассказывал им, что именно значит быть ассасином. Он нередко начинал с самых истоков своего пути, рассказывая о значимых кровавых войнах и сильнейших представителях ордена. И лишь когда Хасан ибн Саббах и его советники полностью убеждались, что новобранцев можно принять в свои ряды, они организовывали пышные обряды посвящения, на которых каждый ассасин должен был продемонстрировать свои умения.