Один из снимков полученный при помощи дагеоротипии
История американской фотографии начинается во Франции.
Именно там, 19 августа 1839 года на объединенном заседании Академии наук и Академии художеств директор Парижской обсерватории сделал сообщение о впервые разработанном способе получения изображений механическим путем.
Способ этот получил название дагеротипии, по имени своего создателя, художника Луи Дагера. Заключался способ в том, что посеребренная пластинка после обработки ее парами йода приобретала светочувствительность и, будучи помещенной в камеру-обскуру, могла запечатлеть изображение; для проявления пластинку держали над нагретой ртутью, а фиксировали проявленное изображение, промывая пластинку раствором гипосульфита.
Мастерская художника. Дагеротип, созданный Луи Дагером в 1837 году и представленный физиком Франсуа Араго на заседании Парижской Академии наук во время объявления об изобретении
Дагеротипия стала распространяться с такой же быстротой, с какой газеты и журналы сообщали о ее изобретении. В США первые дагеротипы стали делать уже через месяц после исторического заседания парижских академий.
Самое раннее дагеротипное изображение человека, сделанное Дагером. Вид на бульвар дю Тампль в Париже, весна 1838 года (между 24 апреля и 4 мая). В левом нижнем углу видны чистильщик обуви и его клиент. Все движущиеся фигуры и экипажи из-за длительной выдержки (около 10—12 минут) не отобразились на снимке
Американский художник и изобретатель Сэмюэл Морзе посетил студию Дагера в марте, во время своего пребывания в Париже, где он пытался заинтересовать французское правительство своими изобретениями в области телеграфии. Ознакомившись с дагеротипией, Морзе пришел в восторг и описал этот процесс в письме, опубликованном в апреле в газете «Нью-Йорк обсервер». По возвращении в США Морзе продолжал поддерживать изобретение Дагера.
Дороти Кэтрин Дрейпер. Первый в истории женский фотопортрет, снятый Джоном Дрейпером в 1840 году
Осенью, когда до Америки дошли более подробные сообщения, Морзе и его сотрудник, профессор Университета города Нью-Йорка Джон Уильям Дрейпер, старались добиться безукоризненных дагеротипов.
Фотоаппарат с объективом конструкции Шевалье, выпускавшийся компанией «Susse Frères» для дагеротипии с 1839 года
Они занялись даже портретной съемкой, хотя это было трудной задачей: и светосила объективов и чувствительность пластинок были такими низкими, что фотографируемым жертвам приходилось по десять минут высиживать под палящим солнцем, с набеленным мукой лицом.
Однако несмотря на несовершенство процесса, число фотографов в США неуклонно росло. К концу 1840 года появились объективы со светосилой в 16 раз большей, чем у менисков (ландшафтных объективов) Дагера, и светочувствительность пластинок тоже повысилась, когда их стали обрабатывать хлором, а не только парами йода. После этих улучшений портретная фотография перестала походить на пытки инквизиции.
Дагеротип в складном футляре
В 40-х годах прошлого столетия открылось множество дагеротипных ателье — не только в больших, но и в маленьких городах. Особенно расцвел портретный жанр. То были годы Президента Джэксона, эпоха «джэксоновской демократии», когда значение и роль рядового американца, человека из народа подчеркивались особенно ярко. Многие люди, позируя перед фотоаппаратом, чувствовали, что утверждают и подтверждают факт своего существования на свете. Одни снимались с семьей и друзьями, другие — с предметами, указывавшими на особые интересы, склонности или черты характера владельца.
Фото женщины афро-американки
В те времена замысел портрета зависел больше от заказчика, чем от фотографа, который ведал, главным образом, чисто технической стороной дела. Исключением из этого правила были двое бостонских дагеротипистов — Альберт Сэндс Саутворт и Джошуа Джонсон Хоус.
Daguerreotype ca 1855 | A Bygone Era. Бр-р-р-р, от некоторых снимков мурашки по коже.
Оба свое время пленились дагеротипами, которые представитель Дагера Франсуа Гуро выставлял в Бостоне, и немедленно решили сделаться фотографами; в 1841 году они объединились. В те времена люди снимались обычно стоя или сидя, но Саутворт и Хоус игнорировали этот шаблон и стали фотографировать своих клиентов в позах, наиболее полно выражавших, на их взгляд, характер портретируемого — будь то достоинство верховного судьи, живость темперамента известной актрисы или скромность экс-президента.
Американский питбуль-терьер
Другие дагеротиписты выносили свои аппараты на открытый воздух и увековечивали городские улицы, здания и пейзажи Америки середины прошлого столетия. Саутворт и Хоус фотографировали корабли в занесенной снегом гавани, занятия в женской школе и интерьеры культурных центров Бостона.
Послесловие
В те времена такие снимки были редкостным сочетанием труда и уменья, результатом любви к своему делу, произведением фото искусства, а не фото ремесла.