И в Европе, и в России дуэли занимали особое место в жизни общества. Свобода слова существовала всегда, просто цена была разной: за одно и то же высказывание в XVI веке сжигали, в XVIII – отлучали от церкви, в XIX – вызывали на дуэль, а в XX – критиковали в газетах. Тот минимум, который мы знаем благодаря сюжетам книг, совсем не дает нам полной картины такого рода поединков. Как это было на самом деле и зачем даже женщины принимали участие в дуэлях, читайте далее.
Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

Содержание

Значение слова «дуэль»

  • ДУЭЛЬ — Поединок между двумя лицами (обиженным и обидчиком) с применением оружия на заранее определенных условиях. Вызвать на дуэль. Драться на дуэли. Дуэль на пистолетах. Состояние, борьба двух человек.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Дуэль (фр. duel < лат. duellum — «поединок», «борьба двух») — строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесенное его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них.
    В настоящее время запрещена законодательством подавляющего большинства государств мира.

Источник: Википедия

  • ДУЭЛЬ [фр. duel]. Поединок, происходящий по определенным правилам, сражение между двумя противниками по вызову одного из них.

История дуэли

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

Михаил Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». 1890–1891. Государственная Третьяковская галерея

Ритуал дуэли берет свое начало в Италии. То ли жаркое солнце горячило кровь итальянцев, то ли покоя не давал южный темперамент — с XIV века местные дворяне начали искать в конфликтах повод для смертельного поединка. Так появился «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I.

Впервые у барьера в России оказались иностранцы, офицеры русской службы из «иноземного» полка в 1666 году. Спустя полвека поединки оказались под запретом. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.

Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. Но тогда мода на дуэли лишь разгоралась, а в ХIХ веке, когда европейские страсти пошли на убыль, в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка.

На Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор — с десяти. В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов, а в начале ХХ века появились в России и дуэльные кодексы.

Дуэльный кодекс

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь — самого оппонента или дамы. Женских дуэлей в России не было, хотя в Европе были известны несколько случаев.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например:

  • через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»);
  • с одной пулей на двоих;
  • приставив пистолет ко лбу;
  • «дуло в дуло».

Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками. В таком отчаянном поединке, защищая честь сестры, участвовал поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Он стрелялся с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно.

Женские дуэли

Как вы представляете себе типичного бретера? Камзол, широкий плащ, лихой закрученный ус и широкополая шляпа? А как бы вы отреагировали на тот факт, что некоторые из дуэлянтов носили пышные юбки и были очень внимательны к укладке волос? Да, речь идет о женских дуэлях, которые, конечно же, случались реже мужских, но отнюдь не были чем-то из ряда вон выходящим.

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

Одна из самых известных дуэлей между двумя женщинами состоялась в 1892 году в Лихтенштейне между графиней Кильмансегг и принцессой Паулиной Меттерних. Барышни не сошлись во взглядах по чрезвычайно важному вопросу: как лучше украсить зал для музыкального вечера. При этом присутствовала баронесса Любиньска – одна из первых женщин-докторов медицины. Именно она предложила соперницам драться топлес, но не для пущей пикантности (ее и так хватало), а чтобы не занести инфекцию в раны. Можно поспорить, но такое зрелище было куда круче современных женских боев. Правда, мужчин на женские дуэли не допускали, ни в качестве секундантов, ни, тем более, «чтобы посмотреть». А зря.

Вообще же тема полуобнаженной женской дуэли была весьма популярна у европейских художников XIX века, и их можно понять. Подобные сюжеты можно увидеть на картинах француза Жана Беро, а в миланском музее Прадо вы сможете можно полюбоваться полотном Хосе Риберы под названием «Женская дуэль».

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

Тот поединок в Лихтенштейне закончился двумя легкими обоюдными ранениями: в нос и в ухо. Однако далеко не все женские дуэли заканчивались так безобидно.

Первый задокументированный поединок между представительницами прекрасного пола относится к 1572 году. Дело было так: две очаровательные сеньориты сняли комнату в женском монастыре святой Бенедикты, что около Милана, и закрылись к ней, объяснив монашкам, что им нужно срочно помолиться. Однако, оставшись наедине, дамы достали не молитвенники, а кинжалы. Когда дверь в комнату была взломана, в ней обнаружили страшную картину: одна из женщин была мертва, а вторая умирала, истекая кровью.

Своего пика женские дуэли достигли в XVII веке. Жительницы Франции, Италии и Испании словно бы сошли с ума. Поводом для разборок могло быть что угодно: косой взгляд, покрой платья, мужчина…

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

Причем поединки между женщинами были крайне жестоки. Если в дуэлях между мужчинами того времени одна смерть приходилась примерно на четыре поединка, то практически каждая женская дуэль приводила к появлению трупа. Характерно, что женщины практически не соблюдали правил во время дуэлей.

Во время женских поединков использовалось стандартное оружие: шпаги, рапиры, кинжалы, даги, реже пистолеты. От европеек не отставали и наши дамы, внося в эту потеху милый отечественный колорит: русские помещицы Заварова и Полесова рубились на саблях. Княгиня Дашкова отправилась в Лондон, где она не сошлась во взглядах в литературном споре с герцогиней Фоксон. Результатом ссоры стало проколотое плечо Дашковой. Ходили слухи, что даже будущая российская императрица Екатерина II в четырнадцатилетнем возрасте выясняла на дуэли отношения со своей троюродной сестрой. Учитывая темперамент Екатерины, данный факт не вызывает большого удивление.

Писательница Жорж Санд дралась с Марией д’Агу, выбрав в качестве оружия собственные ногти. В это время повод для поединка – композитор Ференц Лист – закрылся в комнате, чтобы не видеть всего этого безобразия.

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

Одной из самых известных дуэлянток, настоящим бретером в юбке, была мадам де Мопен – знаменитая оперная певица, блиставшая на сцене Гранд Опера. Счет жертв этой дамы идет на десятки.

Еще одной знаменитой женской дуэлью является поединок между герцогиней де Полиньяк и маркизой де Несль, который состоялся в Булонском лесу осенью 1624 года. Причиной схватки был мужчина. Барышни выясняли, кто из них милее герцогу Ришелье. Не тому знаменитому кардиналу, а его родственнику, в будущем маршалу Франции, который был весьма падок до женского пола.

Дуэли литераторов

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

Илья Репин. Дуэль Онегина и Ленского. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». 1899. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого: «За ужином объелся я, / А Яков запер дверь оплошно — / Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно». Закончилась дуэль промахом обоих поэтов. В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный — кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль — оба соперника промахнулись.

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым. Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика — Лев Толстой и Иван Тургенев. Будучи в гостях у Фета, Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.

Александр Грибоедов был участником «четверной» дуэли, во время которой секундантам также полагалось стреляться после самих дуэлянтов. Причиной поединка стала ссора балерины Авдотьи Истоминой с ее поклонником кавалергардом Василием Шереметевым. Грибоедов пригласил балерину на чай, и та оказалась в гостях у графа Александра Завадского, у которого тогда жил Грибоедов. Сам Завадский не прочь был приударить за «блистательной и воздушной» Истоминой, так что ее визит к графу крайне оскорбил Шереметева. В итоге у барьера оскорбленный кавалергард был убит. Тогда секунданты Грибоедов и корнет Александр Якубович так и не стрелялись, но через несколько лет Якубович со словами: «Не будешь ты играть на пианино, Саша!» — возобновил дуэль и прострелил руку драматургу.

«В 14-м поехал на Кавказ. Дрался в Кисловодске на дуэли с правоведом К. После чего почувствовал немедленно, что я человек необыкновенный, герой и авантюрист, — поехал добровольцем на войну. Офицером был», — писал в своей автобиографии Михаил Зощенко.

Пик популярности

Массοвая дуэльная лихοрадка пришлась на XVI-XVIII века. Двοряне стали гибнуть в οгрοмнοм кοличестве. Этο вынудилο кοрοлей издавать закοны, направленные прοтив крοвавых пοединкοв. Нο пοмοгали οни слабο. Люди прοдοлжали с пοразительным упοрствοм убивать друг друга. Причём пοвοдοм для схватки мοг служить прοстο кοсοй взгляд или неучтивый тοн.

Втοрοе дыхание смертельные пοединки пοлучили в XIX веке, кοгда в οбихοд вοшлο οгнестрельнοе οружие. Здесь уже физические данные прοтивникοв не играли никакοй рοли. Οчень мнοгοе зависелο οт удачи. Ведь стреляли пο οчереди, сοгласнο жребию. Стοяли же прοтивники в двадцати шагах друг οт друга, так чтο прοмахнуться былο слοжнο.

Поле чести

Противники

Дуэль, по определению историка А.В. Вострикова, — «ритуал благородного разрешения и прекращения конфликтов, затрагивающих личную честь дворянина». И возможна она только между дворянами. Если крестьянин или мещанин совершал по отношению к дворянину оскорбительные действия, то это трактовалось как бунт. Так же понималось в армии оскорбление вышестоящего по чину, пусть оскорбленный и обидчик — оба дворяне. Были и другие ограничения: на дуэли могли драться только мужчины (за оскорбление, нанесенное дворянкой, отвечали ее родственники мужского пола), только благородные люди (дворянин, запятнавший себя бесчестием вроде воровства из карманов, недостоин даже дуэли), совершеннолетние и находящиеся в добром здоровье. Не допускались дуэли между кровными родственниками — семейные ссоры должны были оставаться семейным делом.

Отдельный вопрос — мог ли дворянин вызвать на дуэль члена императорской семьи? С одной стороны, оба они дворяне и, таким образом, социально равны; с другой — великий князь, конечно, находится неизмеримо выше в иерархии. Что делать, если вас оскорбил сын или брат императора? Революционер Петр Кропоткин вспоминает случай с великим князем, будущим Александром III, которому отец поручил направить в США офицера для закупки оружия.

Во время аудиенции цесаревич дал полный простор своему характеру и стал грубо говорить с офицером. Тот, вероятно, ответил с достоинством. Тогда великий князь пришел в настоящее бешенство и обругал офицера скверными словами… <офицер> немедленно ушел и послал цесаревичу письмо, в котором требовал, чтобы Александр Александрович извинился. Офицер прибавлял, что если через двадцать четыре часа извинения не будет, то застрелится. Это был род японской дуэли. Александр Александрович не извинился, и офицер сдержал свое слово. Я видел его у моего близкого друга в тот день, когда он ежеминутно ждал, что прибудет извинение. На другой день его не было в живых. Александр II очень рассердился на сына и приказал ему идти за гробом офицера вплоть до могилы.— Кропоткин П.А. «Записки революционера».

Оскорбление

Кодекс делил оскорбления на три типа согласно степени тяжести. Обычные обиды причинялись словами и задевали только самолюбие дворянина. Они не касались репутации или доброго имени. Это могли быть язвительные высказывания, публичные выпады против внешнего вида, манеры одеваться и т. д. Тяжкие оскорбления наносились неприличным жестом или словом. Они затрагивали репутацию и честь. Таковым могло быть обвинение в лживости или нецензурная брань. Подобные поступки, как правило, приводили к дуэлям до ранения или до первой крови.

Наконец, кодексом регламентировались оскорбления третьей степени. К таковым причислялись агрессивные действия: броски предметами, пощечины, удары. Одинаково расценивались подобные осуществленные или незавершенные по каким-то причинам оскорбления. К ним же причислялась измена жены. Если оскорбленный отвечал аналогичным оскорблением в сторону своего обидчика, он не лишался своего права назначить дуэль. Однако были и нюансы. Если оскорбленный отвечал более тяжким оскорблением (например, давал пощечину в ответ на легкую насмешку), то оскорбленной стороной становился обидчик, который получал право назначать дуэль.

Вызов

В ответ на оскорбление следует его формальное «принятие». В обществе слов «дуэль», «стреляться», «поединок» не произносили, чтобы не привлекать внимание — предпочитали сказать: «Это не может так остаться», «Вы ответите за это». Это и было знаком вызова, но не самим вызовом — его следовало передавать официально, через секундантов. Обычно вызвавшему сразу сообщали адрес, куда можно прибыть с вызовом: «С 11 до 12 каждый день я обедаю в таком-то ресторане», «Живу на Гороховой улице, 21». Если противники не были знакомы, они могли обменяться визитными карточками.

Вызов можно было и не принять, но для этого должна была существовать веская причина — отказывающийся мог быть единственным кормильцем в семье — то есть, нарушался принцип равенства, ключевой для дуэли. Ну а с отказавшимися «по трусости» могли обойтись позорно. Капитан 1-го ранга в отставке оскорбил мать Бестужева и его самого, а на формальный вызов, привезенный секундантами, отвечал, что драться с таким шалопаем, как Бестужев, не собирается.

Бестужев обратился к К. Рылееву:

— Конрад, что делать? Как мне убить его?

Рылеев ответил коротко:

— Таких людей не убивают, а бьют. Я это сделаю.

Через день Рылеев встретил отставного капитана на Невском. Это был час, когда проспект полон гуляющей публикой. Рылеев загородил путь капитану:

— Вы оскорбили моего друга Бестужева, я его секундант.

— Мне нет дела до вас. Я вас не знаю!

— Получай, наглец!

Хлыст Рылеева свистнул в воздухе, и багровая полоса от виска через переносицу к уху появилась на лице отставного офицера флота. Он, закрыв лицо, метнулся в толпу. Ответного вызова не последовало; публичное болевое оскорбление принял, подлец, как должное.

— Уханов В.И. «Великосветские дуэли».

Секунданты

Итак, вызов принят, и дело будет решаться на поединке. Теперь каждый из противников должен выбрать себе секунданта (или нескольких) — ведь противники, согласно традиции, не могут общаться, а организовывать дуэль надо. Если не удавалось оперативно найти секундантов, секундант мог быть один на двоих; однако дуэли без секундантов немыслимы — это уже практически драка.

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

Секунданты должны соответствовать по общественному положению и чести своим принципалам и друг другу — вспомним, как Базаров в «Отцах и детях» в качестве секунданта на дуэль с Кирсановым приводит своего слугу — тем самым нигилист грубо насмехается над Кирсановым и его понятиями чести. В секунданты обычно звали родственников, сослуживцев, друзей; наконец, секундантом просто обязан был выступить тот, из-за кого началась ссора, приведшая к оскорблению, или тот, кто тоже оказался оскорбленным.

Первым и главным стремлением секундантов должно быть примирение противников — однако примирение на равных, с соблюдением правил чести. В остальном секунданты выступают гарантами правил дуэли, но в то же время следят, чтобы их принципалы не были ни в чем ущемлены. Секундант передает вызов и вместе с секундантом противника вырабатывает условия поединка. Обычно условиями служит устный договор. Но если дуэль особо серьезная, условия предпочитали записать (так было в случае дуэли Пушкина с Дантесом).

Секунданты перед дуэлью должны обеспечить: само место проведения дуэли, кареты или другой транспорт до него, подбор оружия, врачебную помощь на месте дуэли, разметку места проведения дуэли. Ну а во время поединка на совести секундантов то, чтобы бой прошел по правилам, без ущемления кого-либо из соперников. Если же секундант уличит даже своего принципала в нарушении основных заветов дуэли — что ж, такой дуэлянт может получить вызов от своего «второго», так как своим бесчестием скомпрометировал его честь.

…Рубились они на шпагах у Петровского дворца в лесу, и Гагарин уже было его погнал, даже мой Адуевский поскользнулся и упал, то я, остановя удар от шпаги, который летел по голове, сказал Гагарину, дай противнику исправиться, ибо я был у обоих один секундант, на что сам Гагарин согласился <дать> встать тому; а опосля сего Гагарин уже был порублен в руку; тут я их и развел, ибо уговор был до первой раны; и как я привез домой целого Адуевского, то жена его и все дети бросились ко мне с радостию благодарить за спасение от раны.— Воспоминания генерал-майора С.А. Мосалова. Цит. по: Я.А. Гордин. «Дуэли и дуэлянты».

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

Власть

Именно секунданты поднимут тревогу, если увидят жандармов — государство было против дуэли, и ясно, почему: дуэль утверждала главенство личной чести над нуждами государства, фактически лишая царя подданных.

Допетровское законодательство не упоминало дуэлей; а уже в 1716 году в «Устав воинский» Петра I была включена глава «О поединках и начинании ссор». За вызов на поединок и прием вызова наказанием была отставка от всех чинов и большой штраф; а уже участие в дуэли каралось смертью. Однако эти законы почти не применялись — тогда дуэлировали в основном иностранцы.

Следующей к теме дуэли обратилась Екатерина II, которая своим манифестом 1787 года «О поединках» подтвердила неприятие дуэли властью, однако теперь дуэлянты подлежали не смерти, а суду — но не общему, а дворянскому, а решение такого суда утверждалось главой государства. Получается, что наказание за дуэль было во власти императора. Как пишет А.В. Востриков, «обычным наказанием за дуэль в конце XVIII — первой трети XIX века было заключение в крепость на срок до года, разжалование в солдаты с правом, или, реже, без права выслуги, перевод в действующие части (обычно на Кавказ), перевод из гвардии в армию с тем же чином (а не с повышением на два чина, как полагалось), иногда — в захолустный гарнизон…» Однако были и случаи, когда наказание оставалось легким или отсутствовало.

В царствование Александра Павловича дуэли, когда при оных соблюдаемы были полные правила общепринятых условий, не были преследуемы государем, а только тогда обращали на себя взыскание, когда сие не было соблюдено или вызов был придиркой так называемых bretteurs (бретеры — завзятые дуэлисты, бравировавшие скандальной храбростью и вызывавшие всех направо и налево — М.Г.); и то не преследовали таковых законом, а отсылали на Кавказ. Дуэль почиталась государем как горькая необходимость в условиях общественных. Преследование, как за убийства, не признавалось им, в его благородных понятиях, правильным.

— Из воспоминаний С.Г. Волконского. Цит. по: Я.А. Гордин. «Дуэли и дуэлянты».

Другого мнения придерживался император Николай I. Еще будучи великим князем, он на учениях жестоко оскорбил ветерана войны 1812 года капитана Норова, и когда офицерское общество стало требовать, чтобы Николай «дал капитану сатисфакцию», объявил происходящее бунтом и арестовал зачинщиков. Став императором, Николай всячески преследовал дуэли, и постепенно они стали сходить на нет. К тому же наполнявшие общество разночинцы сильно пошатнули устои и понятия дворянской чести.

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

В 1894 году согласно «Правилам о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», офицерские собрания получили право официально назначать поединок по суду; формально дуэль оставалась преступлением, но в таком случае участникам гарантировалось снисхождение.

Оружие

Почему пистолеты прижились в русской дуэли больше, чем шпаги? Выбирая шпаги, дворянин не может быть уверен, что его визави не брал уроки фехтования. Что же это тогда за поединок равных, если на стороне одного — деньги, возможно, и не свои, которые он заплатил за уроки? Дуэльные гладкоствольные пистолеты, с их плохо предсказуемой отдачей и смертоносностью, напротив, уравнивают шансы. Известно множество случаев, когда новичку удавалось тяжело ранить или убить опытного дуэлиста.

Готовить оружие — обязанность секундантов. Они подтверждают честным словом, что пистолеты не знакомы ни одному из дуэлянтов. Заряжают пистолеты на месте дуэли, а готовят и осматривают их накануне, также готовят пули и порох.

Именно секунданты могут фальсифицировать дуэль: не зарядить пистолет одного из дуэлянтов — и поединок превращается в расстрел. Конечно, все участники сговора должны были в таком случае хранить строжайшую тайну, ведь такая «дуэль» уничтожит их репутацию, а значит, службу и светскую жизнь.

Еще один вариант сговора — так называемая пробочная дуэль, когда оба дворянина желают сохранить лицо, но боятся быть убитыми, и договариваются с секундантами инсценировать поединок. Такое название — то ли от того, что пистолеты заряжали пробками вместо пуль, то ли как указание на то, что выстрел пробки шампанского в трактире, куда дуэлянты едут отмечать удачный исход сражения, остается единственным выстрелом в этот день.

Без бюрократии никак

Этапы дуэли обязательно документировались. Вызов надо было делать прилюдно (обругав противника, бросив ему в лицо перчатку или отвесив пощечину) или письменно.

Если один человек получал несколько вызовов, проводился строгий жребий или вызванный сам выбирал себе противника (чтобы исключить расправу многих с одним). Условия проведения встречи также записывались и подписывались участниками.

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

Это должно было не допустить преступлений под видом поединков чести. Иногда это правило нарушалось на страх и риск участников. Чаще это делали тогда, когда собирались драться насмерть, или в эпоху запрета стычек. Бывали и замаскированные убийства – преступник вызывал заведомо слабейшего противника.

Обязательные участники

Хотя в самом сражении должны были участвовать только 2 человека, на месте, где происходила дуэль, народу обычно было немало. Свидетели надзирали за порядком и оказывали участникам помощь.

Скорая помощь

Если не предполагался обязательный смертельный исход, требовалось присутствие врача. Иногда приводили двоих – от каждой стороны. В эпоху запретов поединков договаривались, что доктора не сообщат властям истинной причины ранения своих пациентов.

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

Врачи должны были спасать жизнь тех, кто пострадал серьезно, и устанавливать, может ли раненый боец продолжать поединок. Ими же, нередко, констатировалась смерть…

Будьте моим секундантом

Важнейший участник дуэли – секундант. Им обычно становился лучший друг или родственник участника, причем не имеющий непосредственного отношения к конфликту.

После того, как бывал, брошен вызов, противникам не следовало общаться. Все переговоры вели секунданты (1-2 от стороны). Они же должны были проверить оружие, отмерить при необходимости расстояние и следить за соблюдением противниками правил.

Иногда из их среды или дополнительно выбирался распорядитель (самый старший и уважаемый среди секундантов или просто почтенный человек). Распорядитель проверял отсутствие нарушений, делал все необходимое для примирения враждующих, подавал сигналы к началу и окончанию схватки.

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

Быть секундантом было небезопасно. Антидуэльные законы наказывали их почти так же строго, как и участников. Бывали и худшие случаи. Так, в 1870 году в Париже принц Пьер Бонапарт, двоюродный брат императора Наполеона III, застрелил 20-летнего журналиста Виктора Нуара.

Юноша явился к нему в качестве секунданта своего приятеля, Паскаля Груссе (известен как друг и соавтор Ж.Верна, писатель Андре Лори). Тот вызвал принца на дуэль за грубое оскорбление корсиканских социалистов (Груссе был корсиканцем и революционером).
Дуэльный кодекс – не уголовный. Принца оправдали…

Запрет не помеха

В 17 веке в Европе дуэли обрели такой размах, что начали существенно сокращать количество дворянства. С этим связаны попытки изжить их.
Попытка, сделанная кардиналом Ришелье, достаточно известна.

Получилось у него именно то, что описано в «Трех мушкетерах» – количество схваток только возросло.

Нашелся даже нахал, что из принципа устроил дуэль прямо под окнами у грозного министра. Наглеца казнили, но дворяне продолжали драться хотя бы назло кардиналу.

Петровский устав

Петр Великий не спешил импортировать из Европы ее недостатки. Особым уставом им были запрещены поединки в России под страхом смертной казни для всех участников!

Получилось не лучше, чем у Ришелье. Дворяне все равно полагали, во многих случаях, делом чести смывать оскорбление кровью.

Закон, запрещающий поединки, неоднократно применялся, но смог лишь немного снизить их число.

В дальнейшем русские императоры неоднократно делали попытки прекратить в России эти безобразия, но с тем же успехом. Екатерина II грозила ссылать забияк в Сибирь – и лишь немного уменьшила количество схваток. Николай I был решительным противником дуэлей, но в его правление стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым.

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

Общество в этом вопросе не поддерживало правителей. Дуэлянтам помогали маскировать поединки, старшие офицеры норовили избавиться от подчиненных, уклоняющихся от сатисфакций, а товарищи устраивали таким обструкцию, вынуждая уходить в отставку.

Ссылка в действующую армию или разжалование в солдаты, практиковавшиеся в качестве наказания за дуэль в середине 19 века, многими воспринимались как награда, признание мужества. Такие «наказанные» быстрее прочих получали чины и ордена. Были среди императоров и поклонники дуэлей, например, Павел I.

Обязательное сражение

Император Александр III пошел другим путем. В 1894 году он отменил запреты и ввел официальные правила организации дуэлей среди офицерства. Всякий спор должен был в первую очередь рассмотреть офицерский совет. Если он постановлял, что противникам лучше помириться, они могли послушаться, а могли и нет.

Если же решалось, что схватка обязательна, отказавшийся немедленно увольнялся из армии.

Это решение увеличило число дуэлей, но не число смертей. Вообще, в России выстрел намеренно мимо, а то и в воздух, считался делом достойным.
Александровские постановления были отменены вместе с монархией.

Легализация

В соответствии с «Правилами о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», утверждёнными императором Александром III, поединок мог состояться лишь после того, как дело рассмотрит суд общества офицеров или начальник части. Если других способов к примирению найти не удавалось, у враждующих сторон не оставалось другого выхода, кроме как стреляться. В течение 2 недель офицер должен был принять вызов или извиться перед противником, иначе он рисковал быть уволенным командиром полка. В вопросе легализации дуэлей Россия пошла по пути Германии. Однако в других европейских странах ничего подобного не существовало.

«В русское законодательство закон о дуэлях вписывался плохо и вызвал много возражений в печати, даже и военной, по причине жестокости и несоответствия нормам цивилизованного общества», — отмечают Никифоров и Похилюк.

Однако офицеры были довольны законом, который ставил понятие офицерской чести выше самой человеческой жизни. Фактически они получали право на убийство, недоступное «штатским». Это воспринималось как «царская милость» военному сословию. Был даже проект издания официального армейского «дуэльного кодекса», однако до этого дело не дошло.

Легализацией дуэлей царское правительство восстановило пошатнувшийся было в конце XIX века престиж офицерской службы. С 1894 по 1904 годы русские офицеры устроили 186 дуэлей. Формально, за участие в поединке было предусмотрено наказание, если результатом дуэли были тяжкий вред здоровью или гибель человека. Однако на практике военным всё «сходило с рук», хотя серьёзные последствия имели место в 10% случаев.

Оружие Дуэлей

  1. На дуэлях обычно употребляется оружие трех родов:
    • пистолет;
    • сабля;
    • шпага.
  2. В Гусарском Клубе существует также:
    • дуэль на смешанном оружии;
    • творческая (поэтическая) дуэль на свободную тему;
    • творческая дуэль на парном оружии.
  3. Данный кодекс является рекомендацией в том, что касается видов оружия и условий дуэли. Участники и секунданты могут вносить уточнения по взаимной договоренности.

Дуэли на холодном оружии

Стандартные варианты проведения дуэлей устоялись в аристократической среде к XIX столетию. В первую очередь характер поединка определялся использовавшимся оружием. Дуэли в России в 18 веке проводились на шпагах, саблях и рапирах. В дальнейшем этот общепринятый набор сохранился и стал классическим. Чаще всего использовалось идентичное оружие, но при согласии сторон каждый противник мог воспользоваться собственным клинком.

Дуэли с применением холодного оружия могли быть подвижными или неподвижными. При первом варианте секунданты размечали длинную площадку или дорожку, на которой разрешалось свободное движение бойцов. Допускались отступления, обходы и другие приемы фехтовальной техники. Неподвижная дуэль предполагала, что соперники размещались на расстоянии удара, а бой велся стоявшими на своих местах дуэлянтами.

Оружие держалась в одной руке, а вторая оставалась за спиной. Нельзя было бить противника собственными конечностями. Также запрещались захваты вражеского клинка. Бой стартовал после сигнала, данного секундантом-распорядителем. Только этот человек имел право незамедлительно прекратить сражение по первому же требованию. Данный принцип был одним из важнейших для любой дуэли в России. 19 век, правила которого сегодня кажутся удивительными, закладывал в людей понятия о чести, и именно они запрещали ослушиваться распорядителя, даже если им был секундант противника.

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

В случае когда соперник ронял свое оружие, его визави прекращал бой и ждал поднятия клинка. Дуэли до ранения или до первой крови останавливались после первого попадания. Затем свое слово говорил врач. Если он заключал, что ранение слишком тяжелое для продолжения боя, дуэль завершалась.

Дуэль на шпагах

  1. Шпага представляет собой колющее холодное оружие, имеющее прямой клинок.
  2. Правила дуэли на шпагах аналогичны правилам дуэли на саблях. Единственное различие состоит в том, что при составлении отчета секунданты описывают удары как колющие, а не как рубящие.

Дуэль на саблях

  1. Сабля представляет собой рубящее холодное оружие, имеющее изогнутый стальной клинок с лезвием на выпуклой стороне. Отличие дуэли на саблях от дуэли на пистолетах в том, что имеется возможность парировать удары противника и контратаковать.
  2. Дуэль на саблях бывает следующего вида:
    • до первого ранения;
    • смертельная дуэль.

    При дуэли до первого ранения противники наносят дpуг дpугу удаpы до первого поражения, после чего дуэль прекращается.

    При смертельной дуэли противники наносят дpуг дpугу удаpы до тех пор, пока кто-либо будет не в силах продолжать дуэль по причине смерти или тяжелого ранения. Этот вид дуэли является крайней мерой удовлетворения, и секунданты должны приложить все усилия для того, чтобы отговорить от него противников.

  3. Исход дуэли определяется тем же самым скриптом. Подробности работы скрипта описаны в Пpиложении C.
  4. Дуэль на саблях состоит из последовательности фаз, каждая из которых включает в себя атаку и защиту (которая может быть контратакой).
  5. Каждая фаза состоит из следующих стадий:
    • определяется, кто атакует;
    • определяется сила атаки и сила защиты;
    • определяется степень поражения (уменьшение жизненой силы пораженного и его мастерства).
  6. Сила атаки/защиты определяются датчиком случайных чисел с учетом следующих модификаторов :
    • опытность противников (звание);
    • возраст противников (клубный стаж);
    • преимущество атакующего;
    • опыт участия в дуэлях.
  7. Места поражения, условия «ранен-убит» и сроки лечения в госпитале соответствуют правилам дуэли на пистолетах.
  8. Порядок дуэли:
    • Перед началом дуэли каждый секундант обязан выяснить боевую руку своего подопечного.
    • Секунданты сообщают исходные данные дуэлянтов распорядителю дуэли (он же Председатель Суда Чести). Исходные данные включают: имена участников, их звания, клубный стаж, вид оружия, вид дуэли и боевую руку каждого из участников.
    • Распорядитель дуэли получает пароль для дуэльного скрипта, вносит исходные данные в скрипт и запускает его. (Примечание: в настоящее время дуэльный скрипт отсутствует. Если вы хотите создать такой скрипт, пишите ггм Невероффу).
    • Дуэльный скрипт производит расчет каждого удара, формирует протокол дуэли и выставляет его на WWW. Протокол дуэли имеет следующий вид: Противник 1 Противник 2 (его данные) (его данные) Исходное мастерство Исходная жизненная сила Право атаки #1 Сила атаки #1 Сила защиты #1 Результат атаки #1 Место попадания удара #1 Степень поражения от удара #1 Новое мастерство Новая жизненная сила Право атаки #2 и т.д.
    • Распорядитель сохраняет протокол дуэли и посылает его секундантам. На основании протокола секунданты пишут подробный отчет и публикуют его на листе «Господа Гусары».

Дуэль на пистолетах

  1. Дуэль на пистолетах бывает следующего вида:
    • в один выстрел;
    • до первого ранения;
    • смертельная дуэль.

    При дуэли в один выстрел каждый из противников делает по одному выстрелу, после чего дуэль прекращается.

    При дуэли до первого ранения противники обмениваются выстрелами до первого поражения. Если первое поражение нанес стрелявший первым, и его противник в силах стрелять, то он делает ответный выстрел, после чего дуэль прекращается.

    При смертельной дуэли противники обмениваются выстрелами до тех пор, пока кто-либо будет не в силах продолжать дуэль по причине смерти или тяжелого ранения. Этот вид дуэли является крайней мерой удовлетворения, и секунданты должны приложить все усилия для того, чтобы отговорить от него противников.

    Пеpед каждой паpой выстpелов «бросок монеты» опpеделяет, кто делает первый выстpел в паpе.

  2. Исход дуэли определяется дуэльным скриптом с помощью датчика случайных чисел с учетом следующих модификаторов :
    • опытность стрелка. Чем выше звание, тем стрелок опытнее и его меткость выше.
    • возраст стрелка. Чем больше клубный стаж стрелка, тем он старше и его меткость ниже.
    • дистанция выстрела. Чем она выше, тем труднее попасть.
    • опыт участия в дуэлях.

     

  3. Вы можете ознакомиться с образцом интерфейса дуэльного скрипта. (Примечание: в настоящее время дуэльный скрипт отсутствует. Если вы хотите создать такой скрипт, пишите ггм Невероффу).
  4. Каждый выстрел состоит из следующих стадий:
    • определяется факт попадания;
    • определяется место попадания;
    • определяется степень поражения (уменьшение жизненой силы пораженного).
  5. Для попадания стрелок должен выкинуть на десятигранной кости (датчик случайных чисел от 1 до 10) число НЕ БОЛЬШЕ (меньше или равно), чем меткость стрелка. Таким образом, чем выше меткость, тем легче ему попасть. Меткость может принимать значения от 10 до 1.
  6. Разрешается дуэль на дистанции от 5 до 40 шагов.Дистанция менее 20 шагов чрезвычайно опасна! Например, стрелок с меткостью 8 попадает на дистанции в 5 шагов ВСЕГДА. Дуэль на такой дистанции является крайней мерой удовлетворения, и секунданты должны приложить усилия к тому, чтобы по возможности увеличить дистанцию между противниками.
  7. Если стрелок попал, то определяется место попадания:
    • голова;
    • правая рука;
    • левая рука;
    • грудь;
    • живот;
    • правая нога;
    • левая нога.

    Голова, грудь и живот являются опасными областями поражения.
    Ноги и руки — неопасными.
    При попадании в опасную область степень поражения увеличивается вдвое.

    Попадание в стрелковую руку уменьшает меткость на 2.

  8. После этого определяется степень поражения и вычитается из жизненной силы пораженного. Если жизненная сила уменьшается до нуля, то дуэлянт убит. Если жизненная сила становится меньше или равной 4, то дуэлянт не в состоянии продолжать дуэль. Исходная жизненная сила может принимать значения от 8 (у ветеранов) до 12 (у новичков).
  9. По окончании дуэли раненые направляются в госпиталь (и лишаются права писать на лист) на срок:при жизненной силе от 1 до 4 — на 1 неделю
    при жизненной силе от 5 до 8 — на 5 дней
    при жизненной силе от 9 до 12 — на 3 дня
  10. Порядок дуэли:
    • Перед началом дуэли каждый секундант обязан выяснить стрелковую руку своего подопечного.
    • Секунданты сообщают исходные данные дуэлянтов распорядителю дуэли (он же Председатель Суда Чести). Исходные данные включают: имена участников, их звания, клубный стаж, вид оружия, вид дуэли, дистанцию и стрелковую руку каждого из участников.
    • Распорядитель дуэли получает пароль для дуэльного скрипта, вносит исходные данные в скрипт и запускает его. (Примечание: в настоящее время дуэльный скрипт отсутствует. Если вы хотите создать такой скрипт, пишите ггм Невероффу).Если секунданты не смогли достичь пpедваpительной договоpенности о дистанции стpельбы или о виде дуэли, то в соответствующем меню выбиpается опция AUTO. В этом случае скpипт опpеделяет дистанцию и/или вид дуэли случайным образом.
    • Дуэльный скрипт производит расчет каждого выстрела, формирует протокол дуэли и выставляет его на WWW.Пример протокола дуэли:Стреляются ггг Букин и рр Невструев в декабре 1997 г.
      Дуэль до первого ранения на 25 шагах.

      Противник #1Противник #2
      ИмяНевструевБукин
      ЗваниеРотмистрГенерал
      Пpоизведен в офицеpыМарт 1996Февраль 1996
      Боевая pукаПраваяПравая
      СекундантОбломскийЭсторов
      Исходная меткость69
      Исходная жизненная сила1010

      Стpеляет Невструев… Стрелок попал (2 <= 6) в пpавую ногу (8) Степень поражения = 4 * 1 Жизненная сила: Невструев = 10, Bukin = 6 Стpеляет Букин… Стрелок попал (4 <= 9) в пpавую pуку (1). Степень поражения = 5 * 1 Жизненная сила: Невструев = 5, Букин = 6 Меткость: Невструев = 4, Букин = 9 ДУЭЛЬ ЗАВЕРШЕНА Оба противника направляются в госпиталь на 5 дней.

    • Запустить скpипт для данных пpотивников можно только один pаз! Попытка повтоpного запуска в течение 5 дней будет отклонена скpиптом как жульничество. Если секундант допустил ошибку пpи вводе данных, он обязан немедленно известить об этом секунданта пpотивника и хозяина скpипта, котоpый аннулиpует ошибочные pезультаты.
    • Распорядитель сохраняет протокол дуэли и посылает его секундантам. На основании протокола секунданты пишут подробный отчет и публикуют его на листе «Господа Гусары». Не забудьте, что пистолеты однозаpядные. После каждой паpы выстpелов их необходимо пеpезаpяжать, после этого пpотивники снова становятся к баpьеpу и стpеляют по сигналу.

     

Виды огнестрельных дуэлей

Как и правила дуэлей с холодным оружием, нормы для огнестрельного предполагали возможность неподвижного поединка. В таком случае противники вставали на расстоянии в 15-20 шагов друг от друга. Выстрелы могли совершаться одновременно по команде распорядителя или по очереди, определявшейся случайным жребием.

Наиболее распространенным в России был подвижный поединок с барьерами. В этом случае между противниками размечалась специальная дорожка. Ее границы отмечались препятствиями, в качестве которых могли использоваться любые крупные предметы. После команды распорядителя соперники начинали сходиться, двигаясь навстречу друг другу. Остановившись у барьера, дуэлянт совершал выстрел.

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца
Расстояние от 15 шагов в России считалось «миролюбивым». На таком отдалении стрелки редко попадали в цель. Это было «благородное расстояние». Однако, несмотря на его мнимую безопасность, в 20 шагах погиб поэт Александр Пушкин. Также практиковались дуэли вслепую. В таком поединке мужчины совершали выстрелы через плечо, стоя друг к другу спиной.

Некоторые дуэли устраивались по принципу русской рулетки. К ней прибегали в случае непримиримой вражды между стрелками. Противники вставали на расстоянии 5-7 шагов. Из двух пистолетов заряжался только один. Оружие распределялось по жребию. Таким образом, соперники максимально увеличивали риск и случайность исхода. Жребий предоставлял равные шансы, и именно на этом принципе основывались правила дуэлей на пистолетах. Кодекс также включал в себя поединок «дуло в дуло». Разница с предыдущим заключалась только в том, что заряжались оба пистолета. Подобные выяснения отношений нередко заканчивались гибелью обоих стрелков.

Наиболее жестокие поединки заставили западных европейцев воспринимать российские дуэли XIX столетия «узаконенным убийством». На самом деле государство долгое время боролось с этой традицией. Дуэлянты нередко лишались званий и попадали в ссылки.

Творческая дуэль на свободную тему

  1. Дуэль на свободную тему бывает следующего вида:
    • несмертельная дуэль (дуэль турнирным оружием), при которой проигравший может быть только ранен;
    • смертельная дуэль (дуэль боевым оружием), при которой оба участника могут быть как ранены, так и убиты.

    Вид дуэли определяется по взаимной договоренности сторон. При легких оскорблениях рекомендуется дуэль турнирным оружием. Если сторонам не удалось достичь согласия о виде дуэли, решение принимает распорядитель дуэли.

  2. В случае смертельной дуэли дуэлянты могут выбрать «дистанцию», то есть степень риска — от 6 до 40 шагов.
  3. Противники через секундантов выбирают срок подачи работ — от 24 часов до 1 недели. Срок определяется по взаимной договоренности. В случае, если стороны не могут прийти к соглашению, выбирается сpеднее арифметическое сроков, предложенных сторонами.Противник, не приславший работу в сpок, считается убитым в смертельной дуэли и тяжелораненым (10 дней в госпитале) — в дуэли турнирным оружием.
  4. В каждом туре распорядитель дуэли выдает дуэлянтам задание, выбранное случайным образом из набора заданий Гусарского Турнира либо придуманное распораядителем. Задание определяет жанр и тему pаботы. Пример задания: Итальянский сонет о несчастной любви молодого гусара к партии.
  5. После получения задания, оба участника поединка обязаны в срок представить свои работы распорядителю дуэли. В обязанности распорядителя входит:
    • оформление работ в едином стиле транслитерации для обеспечения анонимности;
    • выставление работ на анонимное голосование.
  6. Противники, секунданты и распорядитель дуэли не принимают участия в голосовании.
    Голосование продолжается 3 дня. Если число проголосовавших меньше 10, голосование продлевается до 1 недели.
  7. Голосование проводится по турнирной системе: обе херня / первая лучше / вторая лучше / обе одинаково хороши .
  8. В случае дуэли турнирным оружием проигравший отправляется в Госпиталь на срок, равный разности голосов, полученных дуэльными работами.
  9. В случае смертельной дуэли pезультаты определяются следующим образом: оценка собственной работы служит мерой защитой, а разность оценок собственной работы и работы противника — мерой нападения.Легкораненые направляются в госпиталь на 3 дня, тяжелораненые — на 5 дней.Разница (N1-N2) <= 3Разница 3 < (N1-N2) <= D/2Разница (N1-N2) > D/2 Разница (N1-N2) <= 3Разница 3 < (N1-N2) <= D/2Разница (N1-N2) > D/2
    Исход дуэли для проигравшего:
    N — общее количество поданных голосов, N1 — за победителя, N2 — за проигравшего, D — дистанция в шагах.
    N2/N > 0.7ЦелЛегкое ранениеТяжелое ранение
    0.5 < N2/N < 0.7Легкое ранениеТяжелое ранениеУбит
    0.3 < N2/N < 0.5Тяжелое ранениеУбитУбит
    N2/N < 0.2УбитУбитУбит
    Исход дуэли для победителя:
    N1/N > 0.7ЦелЦелЦел
    0.5 < N1/N < 0.7Легкое ранениеЦелЦел
    0.3 < N1/N < 0.5Тяжелое ранениеЛегкое ранениеЛегкое ранение
    N1/N < 0.2УбитУбитУбит

Творческая дуэль на парном оружии

  1. При творческой дуэль на парном оружии каждый из участников пишет 2 работы. Одна из них служит «защитой», а другая — «нападением». Для парной дуэли могут использоваться:
    • эпиграммы (или оды): эпиграмма на себя служит защитой, а на противника — нападением;
    • буриме: каждый из дуэлянтов присылает 2 пары рифм. Стихотворение на свои рифмы служит защитой, а на рифмы противника — нападением.
  2. Допускается использование других парных жанров, с сохранением принципа защиты («свое») и нападения («чужое»). При подборе парных жанров (тем, рифм, условий) следует помнить о том, что работы выставляются на голосование «перекрёстно» (т.е. защита А с нападением Б, и наоборот), поэтому выбор должен позволить голосующим оценивать именно *работу*, а не условия. Например, выбор в качестве жанра атаки и защиты двух разных стихотворных размеров может создать голосующим затруднения в оценке.
  3. Творческая дуэль состоит из одного туpа и бывает следующего вида:
    • турниpным оружием;
    • боевым оружием.

    Вид дуэли определяется по взаимной договоренности сторон. Если сторонам не удалось достичь согласия, решение принимает распорядитель дуэли.

  4. Противники через секундантов выбирают срок подачи работ — от 24 часов до 1 недели. Срок определяется по взаимной договоренности. В случае, если стороны не могут прийти к соглашению, выбирается сpеднее арифметическое сроков, предложенных сторонами.
  5. Готовые работы присылаются распорядителю дуэли (он же председатель Суда Чести). В обязанности распорядителя входит:
    • оформление работ в едином стиле транслитерации для обеспечения анонимности;
    • выставление работ на анонимное голосование.
  6. Противники, секунданты и распорядитель дуэли не принимают участия в голосовании.
    Голосование продолжается 3 дня. Если число проголосовавших меньше 10, голосование продлевается до 1 недели.
  7. Голосование проводится по пятибалльной системе. Результаты определяются следующим образом: эпиграмма на самого себя служит защитой, эпиграмма на противника — нападением. Турниpное оружиеБоевое оружие
    Нападение отбитоНападение слабее защитыНападение слабее защиты
    Легкое ранениеНападение сильнее защиты на 0-1.5 баллНападение сильнее защиты на 0-0.5 балла
    Тяжелое ранениеНападение сильнее защиты на 1.5+ баллаНападение сильнее защиты на 0.5-1.5 балл
    УбитНападение сильнее защиты на 1.5+ балла
  8. Если голосовалка для поединков не поддерживает пятибалльное голосование, то проводятся 2 отдельных голосования по «перекрестной схеме»:
    • Голосование 1: нападение участника А против защиты участника Б.
    • Голосование 2: нападение участника Б против защиты участника А.

    Результат каждого голосования следует переводить в пятибалльную систему по формуле: Оценка = 1 + 4*(голосов_ЗА/голосов_ВСЕГО). После этого исход определяется по вышеприведенной таблице.

  9. Возможен также упрощенный вариант определения исхода дуэли на парном оружии: если нападение сильнее защиты, то раненый в данном поединке отправляется в госпиталь на число дней, равное разнице голосов.
  10. Противник, не приславший работу в сpок, считается убитым в дуэли боевым оружием и тяжелораненым — в дуэли турниpным оружием оружием.
  11. Легкораненые направляются в госпиталь на 3 дня, тяжелораненые — на 5 дней.

Дуэль на смешанном оpужии

  1. Данный вид дуэли хотя и не имеет аналогов в действительности, но зато отличается замечательной пpостотой пpавил, напоминающих детскую считалку «камень, ножницы и бумага».
  2. Исход дуэли решается выбором оружия каждым из дуэлянтов. Каждый гусар вправе выбрать: кинжал, саблю, палаш или пистолет. О выборе оружия секретно сообщается своему секунданту. Далее все получается, исходя из превосходства одного оружия над другим:пистолет сильнее сабли
    сабля сильнее палаша
    палаш сильнее кинжала
    кинжал сильнее пистолета (если вовремя бросить)

Итак, возможны варианты:

Гусар АГусар БИсход поединка
пистолетсаблягусар Б убит*
сабляпалашгусар Б убит*
палашкинжалгусар Б убит*
кинжалпистолетгусар Б убит*
пистолетпалашоба гусара ранены
саблякинжалоба гусара ранены

* — и наоборот, если преимущество в оружии у гусара Б.

Если оба гусара выбрали кинжалы — то оба остались живы, если оба сабли или палаши — ранены, но если оба выбрали пистолеты, то оба убиты наповал.

Пpиложение: Шансы пpи выбоpе pазличного оpужия.

Участники дуэли

Главное и неоспоримое условие для участия в дуэли — равенство соперников.

  1. Во-первых, драться на дуэли могли только дворяне, так как, в понимании людей того времени, хотя остальные сословия и могли обладать личным достоинством, но понятие чести было присуще только дворянству. Простолюдин не мог оскорбить или задеть дворянина: в этом случае оскорбление воспринималось не как унижение достоинства, а как бунт против вышестоящего. Конфликты дворян с мещанами, купцами и прочими сословиями, граница связи с которыми была более размыта, решались исключительно через суд, а дворянская честь при этом не страдала.
  2. Во-вторых, драться на дуэли могли только мужчины — женщина считалась неспособной на оскорбления, и ее слова редко воспринимались всерьез. Тем не менее женщина могла быть инициатором конфликта.
  3. В-третьих, драться могли только честные и благородные люди, те, кто ранее никак не запятнал свою репутацию. Например, бесчестным поступком считалось шулерство при игре в карты (так как сам факт лжи и плутовства претил дворянскому самосознанию), а также имевший место ранее отказ человека от дуэли: в этом случае «виновного» обвиняли в трусости. Сражаться на дуэли с лжецами и трусами было ниже дворянского достоинства.
  4. В-четвертых, на дуэли не мог драться несовершеннолетний, причем речь шла не о возрасте, а о мировоззрении и манере поведения человека. Так, даже зрелый по годам человек, отличающийся инфантильностью и ребячеством, мог сойти за «несовершеннолетнего».
  5. В-пятых, под строгим запретом были дуэли между родственниками, поскольку они относились к одному роду и, следовательно, должны были совместно защищать единую идею, а не бороться друг с другом. Наконец, кроме всего вышеперечисленного, на дуэли было запрещено драться больным людям, также против своего заимодавца не мог драться должник.

В идеальной ситуации перед дуэлью все участники были равны, однако на практике достигнуть полного равенства было достаточно сложно

Так, препятствием для дуэли становилось неравенство в семейном положении, поскольку при дуэли женатого мужчины и холостого в случае смерти первого останется вдова. А вот разница в возрасте практически не мешала, при этом у мужчин преклонного возраста было несколько вариантов: либо попытаться уладить конфликт мирным путем, либо тряхнуть стариной и выйти к барьеру, либо отправить вместо себя сына, брата, однополчанина. Практически никогда не мешали дуэли и национальные различия.

Дуэльный ритуал

Дуэль всегда подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала, следование которому в дворянской системе координат отличало благородный поединок от банального убийства. Как правило, дуэль начиналась с вызова, которому, в свою очередь, предшествовал конфликт и оскорбление чести. Традиционно различают два вида оскорбления: словесное и оскорбление действием. Наиболее распространенное и наиболее болезненное словесное оскорбление — «подлец», поскольку оно не только обвиняет в бесчестии, но и приравнивает дворянина к человеку «подлого», низшего происхождения. Также были очень распространены оскорбления вроде «трус» или «лжец», которые ставили под сомнение наличие у человека качеств, столь важных для дворянина.

Оскорбление действием было более жестким, так как сводилось к обращению с дворянином как с простолюдином, которого позволительно ударить. При этом совсем не обязательно было наносить телесные повреждения — достаточно было просто замахнуться. Однако самым распространенным оскорбительным действием являлась пощечина или же удар перчаткой, который и вовсе символизировал нежелание «марать руки».

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

Оскорбленная сторона требовала удовлетворения, или сатисфакции, причем любое общение между дуэлянтами в этот момент прекращалось — все обязанности перекладывались на плечи секундантов, которые брали на себя две функции, организаторскую и «адвокатскую». С позиции организаторов секунданты занимались устройством дуэли, договаривались об оружии, времени и месте проведения поединка, были посредниками в общении своих принципалов и направляли противнику письменный вызов, или картель. Секундант также был обязан попытаться примирить враждующие стороны и быть готовым в любой момент выступить в качестве замены своего принципала, поэтому в секунданты выбирали людей близких — родственников, но чаще друзей. Впрочем, не стоит забывать, что дуэль являлась преступлением и за участие в ней секунданты наказывались не менее строго, чем сами дуэлянты.

Как правило, дуэль проводилась на следующий день после нанесения оскорбления, поскольку дуэль непосредственно в день оскорбления превращала благородный поединок в вульгарную стычку и вся значимость ритуала пропадала. Однако была возможность отсрочить поединок и на более долгий период — например, если дуэлянту было необходимо привести в порядок свои дела или отслужить военную кампанию. В каждом отдельном случае противники и секунданты решали, является ли причина отсрочки достаточно уважительной, поскольку требование отодвинуть дуэль по подчеркнуто неуважительной причине считалось дополнительным оскорблением.

Проводилась дуэль чаще всего за городом, по возможности в безлюдном месте

Естественно, особые требования предъявлялись к одежде дуэлянтов во время битвы (приличная одежда, без какой-либо защиты) и к оружию (оно должно было быть одинаковым и ранее не использованным дуэлянтами).

Любое пренебрежение правилами дуэльного этикета в первую очередь унижало самого дуэлянта, однако были способы унизить и противника: например, как неуважение и презрительное отношение к противнику воспринималось опоздание на дуэль.

При этом негласные правила дуэли в России были крайне жестокими. Дуэлянты зачастую стрелялись с очень близкого расстояния, а этикет перемирия во время поединка хоть и существовал, но далеко не всегда вступал в силу. К тому же в пистолетах обычно уменьшали заряд, тем самым уменьшая шансы стрелявшихся на то, чтобы выжить. Если дуэлянт не погибал, а был ранен, пуля намертво застревала в его теле, что затрудняло лечение и часто приводило к долгой и мучительной смерти.

Необычные дуэли. «Свежие решения»

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

Ню. Британский врач Хамфри Ховарт был убежден, что попавшие в организм с пулей частицы одежды неизбежно вызовут воспаление. В 1806 году он явился на дуэль обнаженным. Его противник лорд Бэрримор счел ситуацию нелепой и отменил поединок.

Воздушные шары. В 1808 году дуэлянты де Гранпре и Ле Пике, соперничавшие за благосклонность артистки Парижской оперы, стрелялись, поднявшись вместе с секундантами в небо на двух воздушных шарах. Гранпре попал в шар соперника, и Пике с секундантом разбились.

Барабаны. Ударник группы Red Hot Chili Peppers Чад Смит и актер Уилл Феррелл поразительно похожи друг на друга. В 2014 году музыкант в шутку заявил двойнику, что на самом деле сильно отличается от него, превосходя красотой и талантом. Слово за слово дело дошло до вызова на дуэль… на барабанах. Звезды, одетые одинаково, устроили битву барабанщиков в ночном телешоу Джимми Фэллона. Ведущий объявил победителем Феррелла.

Самая странная дуэль

Самую странную дуэль зафиксировали во Франции в 1400 году. Произошло убийство одного дворянина другим. Тот и спрятал труп, однако собака убитого вначале указала людям на могилу, а затем лаяла на убийцу. Решили устроить суд в виде поединка. Убийце не удалось совладать с псом. Его признали виновным и повесили.

Самые знаменитые дуэли

Дуэли были столь частым явлением, что в них участвовали почти все дворяне России и даже члены царской семьи. Какие же дуэли вошли в историю?

  • Павел I против европейских правителей. Оскорблённый пренебрежительным отношением, русский самодержец вызвал на дуэль всех властителей Европы, а сам вызов был опубликован в газетах разных стран. Неизвестно, откликнулся ли кто-нибудь на приглашение, но Павла I вскоре убили, и дуэль не состоялась.
  • Василий Шереметьев против Александра Завадовского. На поединке выяснялось, кто будет возлюбленным балерины Авдотьи Истоминой. Шереметьев спор проиграл — его рана была смертельной. Удивительным было то, что через несколько лет стрелялись уже секунданты этой дуэли — Якубович и Грибоедов.
  • Александр Сыщиков против Николая I. Дерзкий тамбовский дворянин посмел вызвать на дуэль самого царя. Впрочем, Николай вызов проигнорировал и простил наглеца.
  • Жорж Дантес против Александра Пушкина. Самая известная дуэль русской истории, закончившаяся трагедией: талантливый поэт умер во цвете лет.
  • А. Волков. Последний выстрел Пушкина А. Волков. Последний выстрел Пушкина. Николай Мартынов против Михаила Лермонтова. Ещё одна невосполнимая утрата русской словесности — молодой поэт погиб.
  • Лев Толстой против Ивана Тургенева. Эта дуэль, к счастью, так и не состоялась, хотя вызов был: Тургенев поссорился с Толстым из-за дочери. Хотя жертв и не было, знаменитые писатели не разговаривали друг с другом много лет.
  • Николай Гумилёв против Максимилиана Волошина. Эта дуэль стала последним поединком русских литераторов. У Волошина была осечка, а Гумилёв промахнулся, таким образом они оба остались живы.

К счастью, этот кровавый ритуал, унёсший столько жизней, канул в лету и сейчас мы лишь вспоминаем о поединках дворян.

Дуэль в литературе: Печорин и Грушницкий

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца

Дуэль Печорина и Грушницкого, героев произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», показательна в плане влияния традиции на личность. Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, и тот принимает вызов, подстрекаемый своими товарищами, — то есть соглашается на дуэль, так как не хочет прослыть трусом в обществе своих знакомых и друзей.

Условия дуэли были очень жесткими, дуэлянты боролись на краю пропасти — обычно жестокость условий подразумевала обязательный смертельный исход

К тому же, решая конфликт, Печорин с Грушницким нарушили немало правил в ритуале проведения дуэли. Во-первых, Печорин слегка опаздывает на дуэль, желая показать свое истинное отношение к дуэли как к бессмысленному действию, однако его поступок, наоборот, расценивается как трусость и намеренное желание сорвать поединок. Во-вторых, Грушницкий, поддавшись эмоциям, стреляет в безоружного противника — грубейшее нарушение, поскольку не дает шансов противнику и противоречит дуэльному кодексу, согласно которому дуэль не убийство, а равный поединок. Наконец, Печорин готов простить Грушницкого, несмотря на нарушения и нанесенное ему ранение, и по правилам Грушницкий обязан принять такое перемирие, но вместо этого он подталкивает Печорина к ответному выстрелу и погибает. Дуэль Печорина и Грушницкого не следует традиции, а потому не имела права состояться.

Дуэль Пушкина

Это, пожалуй, самый знаменитый поединок в истории России. Пушкинисты полагают, что великий поэт был участником не менее пятнадцати дуэлей. Причём в большинстве случаев именно он выступал инициатором. Состоялась, правда, всего шесть. Во время дуэли с Дантесом поэт был смертельно ранен, умер спустя два дня. Что послужило причиной конфликта?

Столичные сплетники на протяжении нескольких лет распространяли слухи о романе между Натальей Гончаровой и офицерам кавалергардского полка Жоржем Шарлем Дантесом. Однажды Пушкин вызвал француза на дуэль. Но её пришлось отменить. Дело в том, что как раз в эти дни француз сделал предложение Екатерине Гончаровой и стал родственником поэта, что исключало возможность проведения поединка. Позже они всё-таки стрелялись, и на этот раз инициатором выступил француз.

История эта слишком длинная и запутанная. Пушкинисты до сих поры пытаются найти виновного в смерти поэта. Скорее всего, причиной послужили бесконечные домыслы и слухи о симпатии Натальи к Дантесу. Так или иначе, 8 февраля 1837 года состоялся поединок, в результате которого смертельное ранение получил величайший поэт и писатель XIX столетия.

Правильное понимание Дуэли, не как мы представляем, с оружием друг против друга до конца
Спустя четыре года состоялась еще одна громкая дуэль – Лермонтова и Мартынова. К поединку привела ссора, которая состоялась 13 июля в доме Верзилиных. Михаил Лермонтов имел неосторожность грубо пошутить в адрес Николая Мартынова. Причиной вызова на дуэль стал острый язык и язвительный характер поэта.

Дуэль в жизни: Грибоедов и Якубович

Классический пример бретерского поведения — дуэль штабс-ротмистра В.В. Шереметева и камер-юнкера графа А.П. Завадовского, которая сыграла важную роль в судьбе Александра Грибоедова. За этим поединком прочно укрепилось название «четверная дуэль».

Импульсом к дуэли стал конфликт Шереметева и Завадовского из-за балерины Истоминой, с которой у Шереметева были отношения. Будучи знакомым с балериной, Грибоедов привез ее в дом Завадовского, тем самым ненароком втянув себя в конфликт. Шереметев, не знавший, с кем стреляться, отправился за советом к известному бретеру и офицеру А.И. Якубовичу, который взял на себя дуэль с Грибоедовым. Первая дуэль Шереметева и Завадовского состоялась 12 ноября 1817 года: Шереметев получил серьезное ранение в живот, от которого впоследствии скончался в возрасте 23 лет. Дуэль Грибоедова и Якубовича состоялась через год, 23 октября, в Тифлисе. Считается, что Грибоедов пытался уклониться от поединка, но он все же состоялся — на дуэли поэт был ранен пулей в левую руку и лишился одного пальца. Именно по этой детали спустя много лет впоследствии в Тегеране был опознан его растерзанный труп.

Закат традиции

Моду на дуэли у военных переняли представители высшего класса империи, хотя для них поединки оставались запретными. Поводы могли быть самые различные, вплоть до политических: например, 8 марта 1906 года хозяйка петербургского светского салона Александра Богданович оставила следующую запись в дневнике:

«Сегодня Н. А. Павлов говорил, что хочет вызвать на дуэль Д. Ф. Трепова, послать ему секундантов, что действует он нечестно».

Николай Павлов был одним из лидеров правой организации «Объединённое дворянство», а Дмитрий Трепов – товарищем (заместителем) министра внутренних дел. Конфликт между высокопоставленными дворянами случился из-за документов, связанных с лесными концессиями в Корее, которые стали одной из причин русско-японской войны. Заядлым дуэлянтом начала XX века считался лидер партии октябристов Александр Гучков.

После Октябрьской революции закон о дуэлях потерял актуальность, хотя Белая армия ещё продолжала следовать устоям старого времени. Дуэли случались в эмигрантской среде вплоть до 1930-х годов. Иногда противники брали в руки не традиционные пистолеты, а винтовки Мосина, что повышало опасность смертельного исхода в разы. Этот факт показывает степень отчаяния русских, оторванных от Родины и готовых лучше умереть на дуэли, чем жить в новых условиях.

Вместо заключения

В наше время дуэли лишилась былой популярности. Это была привилегия дворян, а в XXI столетии демократия. Достоинство и честь теперь отстаиваются в судах. У офицеров имеются формальные суды чести, которые ничего не решают. Ковбойская дуэль осталась лишь в вестернах. Сейчас живется почти безмятежно. Хотя количество убийств ежегодно только возрастает. Объясняется это все тем, что преступность постоянно растет, и не имеет никакого отношения к канувшим в Лету дуэлям.