Почему богатые становятся ещё богаче и другие проявления «эффекта Матфея» (3 фото)

Вместе с Перестройкой в Советском Союзе неожиданно обнаружилась каста весьма состоятельных людей, в то время как основная масса граждан начала стремительно нищать. Подобное явление оказалось связано с тем, что изначально население имело разные стартовые платформы для обогащения — человек, имеющий отношение к партийной элите мог открыть кооператив и мотаться в заграничные командировки для покупки «лейбовых» шмоток. Затем эти вещи перепродавались с немалой выгодой и так по кругу…

Позже эти оборотистые личности занимали лучшие места в кабинетах. А простые работяги, вынужденные жить от получки до получки, возможностей для обогащения не имели, учить детей в престижных ВУЗах также не было финансов, так что вырваться у них и их потомков из болота бедности шансов практически не имелось.

Подобная ситуация была описана еще в Библии, если говорить конкретнее в «Притче о талантах» из Евангелия от Матфея:

«…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».

В 1968 году в журнале «Science» вышла статья известного социолога Роберта Мертона. Он и ввел понятие «Эффект Матфея» согласно вышеприведенной цитаты.

Эффект Матфея в науке

Поскольку ученый работал в области социологии и наукометрии, то и материал для своей работы он взял из научной среды, но вообще под эффект попадают многие стороны человеческой жизни.

Итак, проанализировав ситуацию в научном сообществе, Мертон справедливо отметил, что небольшая часть ученых имеет множество научных публикаций, это признанные лауреаты, на каждую научную работу которого имеется множество ссылок в других статьях, независимо от того, имеет эта работа истинную ценность или является пустышкой.

С другой стороны, у общей массы ученых имеется считанное количество публикаций, на которые мало кто обращает внимания, хотя они и могут иметь настоящую научную ценность. Кроме того, часть открытий совершенных молодыми учеными несправедливо приписывается их маститым научным руководителям, в то время как реальные авторы остаются в безвестности.

В качестве подтверждения своих слов Роберт Мертон любил приводить пример связанный с историей открытия стрептомицина. Зельману Ваксмену за создание этого лекарства была присуждена в 1952 году Нобелевская премия.

Почему богатые становятся ещё богаче и другие проявления «эффекта Матфея» (3 фото)

Ваксман с ассистентками тестируют стрептомицин. Источник изображения: национальный музей американской истории истории

Но непосредственно синтезировать это вещество удалось аспиранту мэтра Альберту Шацу в 1943 году. При раздаче слонов в виде научных званий и премий о вкладе в науку молодого аспиранта все забыли, а преференции достались исключительно Селману Уоксману. Все в духе «эффекта Матфея».

Интересным следствием «эффекта Матфея» является то, что истинная ценность научной работы отрывается от реальности и начинает существовать как некая «вещь в себе». Материальные вознаграждения и прочие преференции, полученные опубликовавшем ее мэтром, начинают вызывать восхищение коллег и цитирование в новых научных публикациях. А это приводит к новым наградам и преференциям. Работа может только казаться хорошей и нужной, но это уже не имеет ни малейшего значения — она стала «признанной» и в дальнейшем раскручивает сама себя. Подобное явление хорошо знакомо каждому студенту — когда 2 года ты работаешь на зачетку, а затем она начинает работать на тебя.

Эффект Матфея в СМИ и рекламе

Развитие технологий привело к проявлению «эффекта Матфея» в мировой паутине. Рассмотрим 2 материала примерно одинакового качества. По сети быстрее распространяется тот, который изначально имеет больше просмотров и комментариев. А для большего числа просмотров достаточно большего числа подписчиков.

Почему богатые становятся ещё богаче и другие проявления «эффекта Матфея» (3 фото)

И вот один из материалов начинает гулять по свету, а второй так и остается практически незамеченным. И это при равном качестве содержания.

Подобное влияние оказывает и реклама. В человеческой природе заложено стремление покупать товары или пользоваться услугами известных брендов.

Утешает одно — «эффект Матфея» не является неким абсолютом и можно построить общество, в котором будут становиться состоятельнее не только богатые, но и бедные люди.