Современные гусли представляют собой трапециевидную конструкцию с натянутыми струнами. Обладают громким, звонким, но мягким звучанием. Тембр – с переливами, насыщенный, напоминающий щебетание птиц, журчание ручья.

Старинное русское изобретение является неотъемлемой частью народных оркестров, ансамблей, используется музыкантами фольк-групп.

Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Гусли — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтерий, жетыген.

Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара, армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли марийские (черемисские), гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес. На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.

Каждый, кто интересуется историей православия на Руси, сталкивается с феноменом крайне негативного отношения церковников к такому, казалось бы, безобидному инструменту, как гусли. Так, ещё проповедник ХII века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто «ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки». В требнике XVI века среди вопросов на исповеди есть такие «… не пел ли еси песен бесовских, не играл ли еси в гусли». А игумен Панфил ругал псковичей за то, что во время купальской ночи они «играли в бубны, в сопели и гудением струнным». Исторические документы свидетельствуют, что во времена Алексея Михайловича Романова гусли изымались у населения и сжигались возами. Почему? Сегодня, судя по всему, мы можем ответить на этот вопрос.

Начнем с того, что еще в 1903 году в индийском городе Бомбей вышла в свет книга выдающегося индийского учёного и общественного деятеля Балла Гангадхара Тилака «Арктическая родина в Ведах». Посвятив всю свою жизнь изучению культуры родного народа, он долго и тщательно анализировал древние предания, легенды и священные гимны, рождённые в глубинах тысячелетий далекими предками древних индийцев и иранцев. Суммировав те странные явления, которые были описаны в священных книгах индийцев «Ригведе», «Махабхарате», «Упанишадах» и в иранской «Авесте» Тилак пришёл к выводу, что эти тексты создавались на севере Европы, где-то около Полярного круга. Именно здесь находилась прародина индо-иранцев или, как они себя называли, ариев, часть которых 4-5 тысяч лет назад ушла на территорию Индии и Ирана. Книга Тилака, переведённая на все европейские языки, была впервые переведена на русский язык только в 2000 году. В середине 50-х годов ХХ века выдающийся санскритолог Рахула Санкритьяно описал эти передвижения в своей книге «От Волги до Ганга» и ввёл в научный оборот новый термин «индославы». Заметим, что еще в 1964 году один из крупнейших санскритологов Индии профессор Дурга Прасад Шастри писал: «Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний – русский и санскрит».

На санскрите и в русских диалектах «гу» значит «звучать». Не гукнуть – значит, не прозвучать, не издать ни единого звука. Ни гука – ни звука. Но кроме этого в санскрите «гу» имеет еще значение «идти, двигаться». Вспомним, что гусляры зачастую исполняли свои песни не только в положении сидя, но и передвигаясь, для чего подвешивали гусли на тонкие ремешки. Отсюда и русское слово «гулять», а также значение сочетаний «отгулять свадьбу» или «отгулять праздник». В это время мы с вами и двигаемся, и «звучим».

Если глубже разбираться в теме мы увидим, что древние ведические обряды, ритуалы, священные тексты имеют непосредственное отношение к северорусской народной традиции. Общеизвестно огромное значение, которое придавалось в ведической мифологии водоплавающим птицам – гусю, лебедю, утке. Они символизировали небо, свет, огонь, солнце, а также являлись воплощением творца и Вселенной. Так, в санскрите «хамса» — гусь, лебедь, душа, познавшая высшую истину, высший дух, свет, огонь, сакральный музыкальный ритм, музыку Вселенной. В русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь и утка маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла и в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста.

Тут мы подходим, пожалуй, к самому главному. В древних ведических текстах, в таких эпосах, как «Махабхарата», «Адипарва» и «Ашвамедхикапарва» говорится, что сотворение Вселенной происходило следующим образом: по замыслу и слову, которое является озвученной идеей Творца, появилось огромное яйцо, вечное как семя всех существ. В нём подлинным светом был вечный Брахмо – чудесный, непредставимый, вездесущий, тот, кто есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального. Именно БрахмО — как соединение мужского и женского начала. У него было только одно свойство — звук. В «Ашамедхикапарве» Брахмо называют сверхсветлым светом, эфиром. Именно этот сверхсветлый свет создал пространство и породил основу личности, которая по своей сути небесна. Брахмо — это сверхсветлый свет, который изображался на наших русских иконах как светлый золотой фон. Золотой фон — так и называется сверхсветлый свет. В древнеарийских текстах Брахмо, называется эфиром. Эфир — высший из элементов, у него есть только одно свойство — звук.

Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Эфир порождает семь звуков и аккорд. Затем звуки эфира порождают движение или ветер, и у него уже два свойства — звук и касание, т.е. инерция. Причём, инерция является собственным свойством ветра или движения. В результате сокращения скорости сверх света или эфира, вследствие касания, инерции, появляется видимый свет, состоящий из семи цветов спектра, который ассоциируется с семью первозвуками. Собственными свойствами света являются звучание, касание и образ. Причём, свойством видимого света является именно образ, т.е. всё, что мы видим в проявленном мире, не что иное, как образ.

Итак, рожденный из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному (Прави), и как образ к миру проявленному (Яви). Исполняя священный гимн, гусляр соединял в одно целое все три мира. Таким образом, ткань вселенной ткётся из нитей — слов, создаваемых ритуальным пением на нитях основы – струнах. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому станку.

Древние трёхструнные крыловидные русские гусли, а именно такими они и были, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент — божественный инструмент.

Вдумайтесь в слова гимнов древней Адхарва Веды, повествующие о сохранении гармонии Вселенной: «Две юницы снуют основу, на шесть колышков две снующих, одна другой протягивает пряжу, и не рвут её, не прерывают. Вот колышки — они основа небу, стали гласы для тканья челноками». Упомянутые в гимне 6 колышков, по три с каждой стороны — это священные столбы, на них натянуты три струны — нити основы (гуны).

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука «гу» и движения «гу», созидают третий компонент — видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный, видимый нами мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами, а «скомрат» на санскрите значит «вестник», «посланец», говорили «идущие по свету со светом».

В той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежденными, коль скоро, даже в конце XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена во время Санкт-Петербургской экспедиции Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Несколько интересных фактов о гуслях:

Гусли, пожалуй, один из самых интересных русских народных инструментов. И если вы думаете, что их жизнь ушла в прошлое вместе с Новгородским княжеством, то очень сильно заблуждаетесь.

1. Погудим?

Вообще «гудебными сосудами» на Руси называли почти все струнные инструменты, в том числе и гусли-погуды. Историки доказывают, что «гусли» – исконно русское слово. Глаголом «гудеть» обозначали те звуки, которые извлекаются при соприкосновении со струнами. «Гусль» – это одна струна, а «гусли» – их совокупность. Гусли звучали и в повседневной жизни обычных людей, и на княжеских пирах, гусляры провожали воинов на поле брани, участвовали в обрядах. Под гусли исполняли в основном былины, а также народные песни. Играли на гуслях преимущественно при помощи обеих рук, ставя инструмент вертикально на колени или размещая горизонтально.

2. Широкий модельный ряд

В старину корпус гуслей делали из дробленой сухой еловой или кленовой доски. Особенно мастерами был любим клен явор, отсюда и название гуслей – «яровчатые». Как только струны из жил были заменены на металлические и инструмент «зазвенел», гусли стали называть «звончатыми». Самое малое количество струн, зафиксированное на гуслях, – пять. Это число может доходить до 66. Однако пятиструнность гуслей, по мнению ученых, наилучшим образом соответствует пятитоновому ладу русской песни. По форме выделяли шлемовидные (или псалтырь), крыловидные (звончатые) и трапециевидные гусли.

3. Новгородские раскопки

Особенную ценность археологических раскопок, которые проводились в Новгороде, составляют подлинные гусли I половины XII века. Их изящный корпус выполнен из деревянного бруска. На левой стороне расположена скульптура в виде головы и части туловища дракона, а на тыльной – рисунки птиц и льва. Подобные орнаменты сообщают нам о языческих культах древнего Новгорода. В Новгороде также были найдены маленькие гусельки (предположительно длиной до 37 см), украшенные резьбой и свастикой, иллюстрирующей образ священной лозы.

4. Словиша

На найденных в Новгороде гуслях отчетливо просматривается надпись «Словиша» – имя, происходящее от «славии» и означающее «соловей». По всей видимости, оно принадлежит гусляру, который одновременно является и мастером, изготовившим новгородские гусли. Хотя есть и другая версия, по которой «Словиша» – это личное имя инструмента, а не его владельца. Но в любом случае надпись свидетельствует о том, что гусли принадлежали славянину. Сегодня этим именем нарекают многочисленные коллективы, клубы, школы, где обучают игре на гуслях.

Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

5. А что потомки?

Сегодня в каждом уважающем себя оркестре народных инструментов есть щипковые гусли – столовидные или более поздней, усовершенствованной модели – гусли клавишные. Этот инструмент способен наполнить любую мелодию неповторимым колоритом древних гусельных звонов. Воссозданием древней традиции игры на гуслях занимаются современные гусляры-сказители.

История

Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтерий. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес.

На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович. В Слове о полку Игореве упоминается гусляр-сказитель XI века Боян:

Боян же, братие, не 10 соколов
на стадо лебедей пущаше,
но своя вещиа персты
на живая струны вскладаше;
они же сами князем славу рокотаху.

Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских [1] .

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX века преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. В один из них ввинчивались железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX века Фёдором Кушеновым-Дмитревским.

Кроме псалтиревидных гуслей существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Виды гуслей

Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Крыловидные гусли имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, сужаясь к «пятке» (место, где находится струнодержатель). В основном можно выделить инструменты со скошенным корпусом, который сужается по мере приближения к струнодержателю. Толщина инструмента обычно бывает 4-5 см, а длина — не более 800 мм. Особенной чертой, которая и дала название этого вида инструменту, является тонкий, около 6-11 мм, открылок. Он используется для поддержки левой руки, которая от неподвижного нависания над струнами быстро устаёт. Этот вид гуслей от 5 до 17 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). Так же нижние или верхние крайние струны могут настраиваться как бурдонные, то есть постоянно звучащие при игре. Существует около 12 различных способов настройки гуслей. На крыловидных гуслях играют, как правило, разом затрагивая все струны («бряцание») и глуша ненужные струны пальцами левой руки. Это достигается постановкой трёх (иногда четырёх) пальцев между струн, что позволяет быстро менять аккорды. Обычно удар идёт сверху вниз, но для большей плавности звука часто добавляются равные им по силе удары снизу вверх. Играют так же и мелодии (техника «набивания», «выборная», «подщипывания»). Иногда гусляры используют приёмы выщипывания звуков и пальцами левой руки, это обычно безымянный и большой пальцы.

Стационарные

Категория стационарных гуслей объединяет клавишные и щипковые модели, обладающие хроматическим звукорядом. Их особенность заключается в фиксации на определенном месте для облегчения игры. Внешне инструмент может напоминать клавир, быть столообразным или прямоугольным. Музыкант может сидеть или стоять возле установки и использовать для игры обе руки.

Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Концертные

Клавишные гусли, так же известные, как концертные, обладают охватом звуковысот от 4 до 6 октав. Количество звучащих прутиков на устройстве с клавишами – от 49 до 66, причем наибольшее количество приходится, как правило, на оркестровые модели. Устройство оборудовано специальной системой с 12 клавишами, как у фортепиано. При нажиме на них доступными становятся только те струнки, которым и требуется зазвучать.

На концертных инструментах чаще применяют арпеджиато от нижних звуков к верхним.

Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Электронные

Любители современных технологий вовсю наслаждаются электронными гуслями с подзвучкой, хотя многие гусляры даже не воспринимают их всерьез. Обычно их стилизуют под этнические модели и оборудуют гитарными колками.

Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Другие

Под академическими, или звончатыми, обычно подразумеваются измененные крыловидные гусли: без крыла и с большим количеством струнок. Также у них смонтирована специальная подставка возле колок. Во время игры левой рукой обычно фоново происходит выщипывание, а правая ведет мелодию. Перекрестные гусли были разработаны в середине прошлого века. Они представляют собой инструмент с очень сложной акустической системой, обладающий крупными габаритами и 50 струнами.

Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Изготовление

Обычно делается из уже обработанной доски, иногда — из деревянной колоды, которую расщепляют под нужные размеры. Технология изготовления достаточно проста. Сначала мастер подбирает древесину. Это может быть и сосна, и ель, иногда (в Сибири) — кедр. Раньше так же использовали, а иногда и сейчас, яблоню и клён явор. Затем у расщеплёной и высушенной должным образом доски обозначают форму, вырубают открылок и порожек для колков, если они деревянные. После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту. Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие), или выжигает несколько маленьких отверстий. На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку). Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем. Здесь же мастер, если нужно, покрывает инструмент морилкой или лаком. К пятке мастер прилаживает струнодержатель. Это могут быть и утицы, держащие стержень со струнами, бывает и металлическая скоба, вбитая в корпус. Реже можно встретить гвоздики, вбитые с торца. В таком случае струны пропускают через порожек. После мастер ставит колки и натягивает струны (обычно их длины высчитываются заранее). Можно встретить и более поздний способ сборки инструмента на раме. Иногда встречаются и двухкамерные гусли, где открылок является продолжением корпуса, разделённого вирбельбанком.

Особенности игры

На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу. При игре стоя или во время шествия гусли вешают на верёвочку или ремешок. Гусли кладут на колени или на стол.

Музыкальный репертуар для гуслей разнообразен. Для крыловидных гуслей характерна традиционная игра «под песни» и «под пляску», «под драку». Игра под песни отличается плавностью ударов и одинаковым ритмом, а все ритмические рисунки выполняются голосом. Игра под пляску, наоборот, отличается резким и ярко выраженным «маршевым» ритмом. Репертуар для шлемовидных гуслей включал в себя прежде всего игру песенных мелодий, но не исключал игру под пляску и танцы.

Гусли настраиваются диатонически с понижением 7-ой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до. В этнографических образцах известно несколько способов настройки включающих в себя бурдон — постоянно звучащие струны во время игры (как у волынки дополнительные дудки или как у колёсной лиры и у гудка). При определённых наигрышах брудоны могут глушиться.

Настройка бурдонов:

  1. для 9-ти струнных гуслей (Псковская область) Соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  2. для 9-ти струнных гуслей (Новгородская, Псковская области) Си бемоль-до ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  3. для 12-ти струнных гуслей (Новосибирская область) До-до-соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до-до;
  4. для 5-ти струнных гуслей (бельгийский музыковед д-р Гютри, 17 в.) (Ленинградская область) До-фа-соль-си бемоль-до;
  5. строй южнорусский (Воронежская, Курская, Орловская губернии) Соль-си бемоль-до-ре-ми.

Настройка гуслей академической школы (оркестры народных инструментов) такая же как и у прибалтийских (кокле, канклес) и финно-угорских инструментов (кантеле, каннель,санквылтап, нарс-юх), без понижения седьмой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до

Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.

Почему потомка Каина считают автором гуслей

Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают
На Руси гусли были очень популярны.

Гусли представляет собой музыкальный инструмент, состоящий из деревянного корпуса и струн. В переводе из старославянского языка означают «гудеть». Этот музыкальный инструмент имеет необычную историю, истоки которого уходят глубоко в старину. Считается, что это традиционный народный инструмент, который был популярен на Руси, начиная с XII века. Однако долгое время не знали, кто же его на самом деле изобрел. Существовали только версии. Ряд экспертов утверждали, что гусли придумал Иувал, который является потомком Каина в шестом поколении. После совершения убийства Авеля, на Каина и его семью снизошел божий гнев. Они были вынуждены поселиться на земле Нод, что была расположена на востоке от Эдема.
Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Потомок Каина Иувал изобрел гусли и свирель.

Жизнь шла своим чередом. Кроме сельского хозяйства и охоты, потомки Каина развивали в себе скрытые таланты. Считается, что именно Иувалу удалось больше других развить в себе музыкальный талант. Он изобрел свирель и гусли. С годами гусли не раз подвергались изменению и улучшению. Известно, что сходные системы существуют по всему миру у разных народностей. Правда, они имеют внешние отличия и разные названия. У финов-кантели, у армян-канун, у латышей-кокле, у греков-лира, у итальянцев- арфа, у казахов-жетыген.
Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Разновидностью гуслей являются арфа и лира.

На Руси этот струнный музыкальный инструмент знают как гусли. В народе они были любимы и популярны. Под звучание гуслей танцевали, пели песни, рассказывали сказки и былины под их мелодию. Гусляры путешествовали по селам и городам, собирали народ вокруг себя, играя и исполняя песни. Гусли считали одним из способов развлечения в те времена. В современном мире пытаются возродить это музыкальное направление и весьма успешно. Звучание струн гуслей можно услышать не только в составе оркестров, но и на выступлениях народных ансамблей и сольных исполнителей. В России и за рубежом сейчас немало известных гусляров, которые выступают с концертами и имеют поклонников этого искусства. Например, Андрей Байкалец и Любослав, Ольга Глазова, и другие.

Почему церковь на Руси была против гуслей

Действительно, долгий период времени церковь негативно относилась к гуслям. Причина такого отношения в принадлежности этого инструмента к языческой культуре. А ведь язычество – это поклонение идолам, а не Богу, поэтому не может сочетаться с религией. Известно, что в XVII веке сам патриарх Никон приказал массово сжигать прилюдно на кострах не только гусли, но все подобные музыкальные инструменты. Гусляры были в огромной опасности за то, что играли на гуслях.
Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Церковь долгое время негативно относилась к гуслям.

О том, что гусли в старину были связаны с язычеством, подтверждает одно интересное археологическое открытие. В районе Нового Новгорода нашли гусли, датированные XII веком. Это был хорошо сохранившийся брусок. На лицевой стороне просматривалась голова и фрагмент хвоста дракона. На задней стороне отображен лев и птица. Эксперты подтвердили, что подобные рисунки вполне могут быть связаны с язычеством. Там же были найдены и гусли небольшого размера. На их поверхности была нанесена свастика, а также видна резьба по всему корпусу. А ведь это старинный символ Солнца и Мудрости, который часто встречался в христианских храмах.
Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Гусли способны передавать музыку, исцеляющую душу и тело.

У еврейского народа гусли – это музыкальный инструмент, который ассоциировался с глубиной человеческой души. Слушая их звучание, человек переживает массу эмоций. От нарастающих звуков природы до ощущения умиротворения и спокойствия. Ведь недаром народ положительно относился к гуслям, считая их музыку излечивающей душу и тело. Но у церкви было свое отношение.

Как играют на гуслях, и кто такие кряшены

Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают
После изучения аккордов переходят к техникам игры на гуслях.

Несмотря на то, что гусли – это старинный музыкальный инструмент, научиться играть на нем можно. Лучший вариант – это учиться у опытного гусляра. Хотя можно освоить эту науку и самостоятельно с помощью самоучителя или Сети. Поскольку это струнный инструмент, то начинают всегда с изучения аккордов с учетом количества струн на гуслях. Далее можно переходить к изучению техник игры на выбор. Это бряцанье, арпеджио (перебор струн), щипковая техника и другие.
Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Девочки татар-кряшенов получали право быть гуслярами по наследству.

Вот как раз у татар-кряшен можно научиться фантастической игре на гуслях, а также послушать мелодичный и насыщенный звуками тембр композиций. Этот консервативный народ имеет давнюю историю. В наше время они все еще проживают в деревнях Балтасинского и Арского районов. Они сумели сохранить этническое исполнение игры на гуслях благодаря своим традициям. Оказывается, что подобный опыт передается из поколения в поколение по женской линии. Если рождалась девочка в семье татар-кряшен, то получала в дар гусли. А когда девушка выходила замуж, то на смотринах оценивали не только навыки готовки и ведения хозяйства, но и игру на гуслях. В наше время известны женщины гусляры, которые относят к татарам-кряшенам. В Верхнем Субаше – Елизавета Иванова, в селе Сердебаш – Таисия Ефимова, в деревне Биктяшево – Зоя Алексеева.

Гусляры Андрей Байкалец, Любослав, Ольга Глазова

Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Гусляры Ольга Глазкова и Андрей Байкалец.

Известно, что гусляр Андрей Байкалец родом из Иркутска, а точнее из самой народной глуши ближе к Байкалу. В это трудно поверить, но умение фантастически играть на гуслях подтолкнуло музыканта проделать долгий путь из Иркутска до Москвы. Его появление было прекрасным сюрпризом для почитателей подобной музыки. Этот человек был по-настоящему талантлив. Он завораживающе пел и играл на гуслях, был открыт и чист душой, да и выглядел Андрей Байкалец, как мужики в старину на Руси. Вслушиваясь в его песни, можно было пережить множество разнообразных эмоций. Андрей Байкалец покинул этот мир в 2008 году, но успел выпустить альбом «Раю мой Раю».

А вот Ольгу Глазову считают по праву самым известным гусляром в мире. Она сама сочиняет и поет, профессионально играет на гуслях. Она не раз побеждала во всероссийских и международных конкурсах. Кроме того, Глазова плодотворно сотрудничает с известными исполнителями и группами, участвует в их выступлениях и клипах. Ей удалось восстановить утерянную старинную технику игры на гуслях только пальцами. Ольга Глазова удачно совмещает не только этностиль исполнения, но и современные направления в игре на гуслях. Весной 2022 года вышел ее очередной музыкальный альбом «Это не мое». А в начале мая прошел концерт, посвященный альбому. Это был настоящий успех.
Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Гусляр Любослав.

Гусляр Любослав это творческий псевдоним Александра Субботина. Он не только сочиняет музыку и исполняет ее на гуслях, но и рисует необыкновенные картины. Но сначала музыкант играл на гитаре, и только со временем стал гусляром. В 1995 году пришло понимание, что чего-то не хватает в творческом направлении. Любослав сделал гусли своими руками, выбрав для них редкую форму, отличную от современных. Некоторое время Любослав странствовал по земле, собирая песни и показывая себя. В период с 2003-2012 года, Любослав стал дважды лауреатом российских музыкальных конкурсов. В его репертуаре большое количество разнообразных композиций, былин и баллад. Балалайка тоже, как и гусли, считается исконно русским музыкальным инструментом.

Неприятие власти

И хотя во всех этих уличных представлениях и ликующих зрителях усматривается обычное желание простого народа «хлеба и зрелищ», в 1648 году, то есть уже во время правления царя Алексея Романова, были изданы и разосланы по всей стране весьма жесткие «заповедные грамоты»: «…Под угрозой батогов и ссылки запрещалось плясать, петь песни, рассказывать сказки, играть на музыкальных инструментах (…) А где объявятся домры и сурны и гудки и хари и всякие гудебные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь…»

Патриарх Никон и вместе с ним царь и его дворяне провели твердую политику, считая, что не должны смущать верующих никакие скоморохи-язычники. Вместе с гуслями, домрами и дудками массово горели и сами музыканты.

Гусли и лебединый строй

Нередко гусли сравнивают с лебедями. В природе птицы летают упорядоченным строем. Также расположены и струны на гуслях — в строгом порядке звукоряда. В народе звончатые гусли обычно выполнялись именно в форме треугольника — именно так выглядит и птичий клин.

Мифологическая птица-лебедь, которую называют Острафиль (Острахвиль), выступает «старшей» в строе лебедей, ведущей за собой всю стаю. В ряде гуслей наиболее важное значение отдается нижней струне, в народе именуемой «басок». Она — точка отсчета и именно по настройке «баска» задается звуковой тон всех остальных струн.

Однако Острафиль — символ не самой крайней струны или начала настройки инструмента. Она — наиболее низкий звук диапазона. Как лебедь-мать мифологически могла привести к бурям и штормам, так грамотная настройка гуслей от самого низкого звука может создать всплеск музыки и неподражаемое звучание.

Как правильно выбрать?

Перед покупкой гуслей есть смысл оценить звучание нескольких их разновидностей, как минимум: фольклорных, академических и многострунных. Сделать это можно не выходя из дома, поискав в интернете видеоролики с записями музыкантов. Далее стоит определиться с бюджетом, ведь если цена маленьких детских гуслей обычно ограничивается парой тысяч, то в случае с некоторыми взрослыми речь идет уже о нескольких десятках тысяч. Каждый материал, применяемый для создания данного музыкального инструмента, имеет как свои плюсы, так и минусы. Выбор также делается между дробленой и рамной конструкциями.

Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Размер гуслей подбирается в зависимости от цели использования приспособления. Для начинающих больше подойдет универсальный инструмент, а для профессиональных музыкантов, возможно, более удобным окажется образец на ножках. По желанию можно подобрать устройство с необычной формой звукового отверстия, интарсией или звукоснимателем. Из всех разновидностей наиболее подходящими для начинающих принято считать гусли семиструнные.

Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Как ухаживать?

Чтобы гусли служили долго и бесперебойно, их надлежит содержать при температуре от 20 до 25 градусов. Если в квартире наблюдаются температурные скачки, на которые плохо реагирует дерево, инструмент лучше оставлять в чехле или кофре. Устройство не следует располагать возле батареи или же под солнцем у окна. В зимнее время, занося гусли с мороза в тепло, им необходимо дать время привыкнуть около получаса или даже часа, после чего переходить к игре. Оптимальная влажность, подходящая для гуслей, не выходит за границы 50–60%. Повышение показателя приведет к разбуханию древесины, а понижение – к возникновению трещин.

Кстати, весной и осенью, когда в помещении наблюдается повышенная влажность, стоит убирать агрегат в чехол.

Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Перед игрой на гуслях рекомендуется тщательно мыть и вытирать руки, а после игры – протирать струны сухой тряпочкой. По мере загрязнения металлических нитей их рекомендуется обрабатывать специальным средством. При необходимости корпус инструмента протирается сухой тряпочкой либо увлажненной с добавлением нескольких капель моющего средства. Однако если поверхность покрыта лаком, то делать это категорически не рекомендуется – лучше задействовать специальные воски и масла. Подойдет также полироль, способная даже сгладить микроскопические трещины.

Как научиться играть на гуслях?

В первую очередь следует выбрать гусли — у каждого вида гуслей свои особенности звучания и настройки. Новичкам рекомендуется обратить свое внимание на тот инструмент, у которого минимальное количество струн, а также на небольшие по размеру гусли.

На них можно играть медиатором или пальцами. Безусловное преимущество для новичка — необязательно знать ноты. Простые песни и импровизационные композиции достаточно легко создать на любых гуслях за счет мелодичности звучания струн. Все базовые правила игры ученики, в среднем, усваивают за 2–4 занятия. А за 2 недели тренировок вполне можно научиться стройно исполнять некоторые простые мелодии.

Способы игры на гуслях

  • бряцание — поочередные удары вверх-вниз о струны пальцами или медиатором;
  • арпеджио — последовательное извлечение звуков, от низких к высоким, а затем — обратно;
  • глиссандо — стремительное скольжение по струнам;
  • тремоло — быстрое ритмичное чередование легких ударов по струнам;
  • пиццикато — извлечение аккордов щипками пальцами;
  • игра аккордов — умелые удары медиатора вниз по струнам.

Где сегодня играют на гуслях

Сегодня гусли — это свежо и аутентично. Этно-культура и народные музыкальные традиции постепенно возрождаются как в своем изначальном виде, так и в актуальных аранжировках. Сейчас этот инструмент есть практически во всех народных оркестрах. Такая музыка — тонкая, красивая и душевная — переносит слушателя в сказочное прошлое, объединяет с культурным наследием древности и выступает своеобразным мостом между человеком современности и его предками.

Благодаря гуслям можно наполнить любую композицию тонкими вибрациями русского духа. В сети опубликовано огромное количество каверов на хиты таких исполнителей, как «Кино» и «Гражданская оборона». Особый шарм у композиций Enigma, положенных на струны гуслей. Создаются и новые, уникальные партии для гуслей.

Также под гусли особенно ярко и живо звучат народные сказки и былины, возрождается традиция использования гуслей именно в качестве аккомпанирования устной речи. Такой формат подачи сказок успокаивает нервную систему, развивает музыкальную память, слух, образное и абстрактное мышление, способность к творчеству у маленьких слушателей. Сказки под гусли можно назвать настоящей сказкотерапией.

Гусли — универсальный инструмент, благодаря которому можно создать неповторимую атмосферу веселья, радости или светлой грусти. Древние и современные мотивы находят отклик в сердцах тысячей любителей музыки, а волшебные звуки гуслей сегодня способны зачаровать любого так же, как и наших далеких предков сотни лет назад. Гусли — это связь поколений через столетия, исконная музыка русской души и вибрация жизни.

Интересные факты

Как выглядит инструмент Гусли, как на нем играть, вы удивитесь узнав какие бывают

Горький и Скиталец (с гуслями)

  • Гусли в описанном выше виде – в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslić — у поляков,housle (‘скрипка’) y чехов. Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них — смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).
  • Гусляром-любителем был известный в конце XIX – начале XX века русский писатель С. Г. Скиталец, научившийся игре на гуслях от своего отца-столяра.
  • На пятиструнных гуслях с игровым окном, найденных в Новгороде на Троицком раскопе в 1975 году в слоях середины XI века, имеется кириллическая надпись «Словиша».