Иван Сусанин родился во второй половине XVI века в дер. Деревеньки — умер в 1613 году. Русский крестьянин, национальный герой, спаситель Михаила Романова от польско-литовского отряда.

Являлся крепостным дворян Шестовых, проживавших в селе Домнино, в центре довольно крупной вотчины — примерно в 60 верстах к северу от Костромы. Ныне это Сусанинский район Костромской области.

Биография

Настоящая история крестьянина Ивана Сусанина, зачем он водил Поляков по болоту

Иван Сусанин — национальный герой, совершивший патриотический подвиг. Крестьянин спас царя Михаила Романова, когда за тем охотились польско-литовские интервенты. Поступок мужчины увековечен в произведениях культуры и искусства. Сегодня имя Сусанина перешло в разряд фразеологизмов и описывает человека, ведущего в неверном направлении.

Жизнеописание

Биография Ивана Сусанина не изобилует достоверными фактами за давностью лет, а также в виду того что жизни крестьянина в то время не уделяли много внимания. Мужчина родился в середине XVI века вблизи Костромы, в селе Деревеньки. Он был крепостным дворян Шестовых. Первым, кто попытался описать жизненный путь Ивана, стал Алексей Данилович Домнинский. Протоиерей собрал воедино известные факты о герое для потомков.

Существовало несколько версий происхождения крестьянина. По одной из них Сусанин был старостой вотчины. Некоторые эксперты сходились во мнении, что он мог быть управляющим вотчины Шестовых и якобы оставался при доме бояр.

Личная жизнь мужчины остается тайной. О супруге патриота нет упоминаний ни в одном источнике. Зато известно, что у Сусанина имелась дочь, Антонида Собинина. Фамилию девушка сменила, выйдя замуж за крестьянина Богдана Собинина. В их семье родились двое сыновей, Константин и Даниил. Во время геройского подвига отца Антониде было 16 лет.

В 2000-х годах СМИ комментировали обнаружение предположительной могилы Ивана Сусанина. Археологи основывались на изучении останков, найденных при раскопках неподалеку от Домнино. Специалисты выявили следы ударов от оружия, которым могли оказаться сабли. Судя по рассуждениям экспертов, перед гибелью патриота пытали.

Факт того, что похороны Ивана состоялись, остается спорным. Криминалисты изучали антропометрические данные потомков героя, но однозначную идентификацию произвести не удалось. Ни одно ДНК-исследование не оказалось гарантированно верным.

Подвиг

Сусанин жил в непростую эпоху. XVI век принес России религиозные и классовые распри. С 1601 по 1603 год в государстве был голодомор, страну возглавлял Василий Шуйский. В 1609-м произошла атака поляков. Спустя 2 года против них собралось ополчение. Кострома была разрушена Лжедмитрием II. Неприятели разорили Кинешму, а Ипатьевский монастырь был атакован.

Настоящая история крестьянина Ивана Сусанина, зачем он водил Поляков по болоту

В 1613-м интервентов изгнали из Москвы, но банды захватчиков распространялись по областям государства и занимались мародерством. Земский собор заочно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова, который тогда находился в вотчине в Костромской области.

Подвиг Ивана Сусанина описан в нескольких версиях. Сегодня сложно узнать достоверно, как складывались обстоятельства. Одна вариация гласит, что осенью 1612-го в Домнино пришли поляки, прознавшие, что царь Михаил Романов скрывается в этой местности. Сусанин якобы спрятал правителя в яме для сжигания овина и накрыл досками. Такая теория подвергалась критике историков, но овины жгли осенью, и эта деталь выглядела правдоподобно.

По версии, описанной в литературных произведениях и предметах искусства, Сусанин водил поляков по лесам, преодолевая сугробы. Исходя из этих нюансов, дело происходило в конце 1612-го или начале 1613 года. В отсутствие точных данных принято придерживаться второй интерпретации событий.

Из учебников школьники узнают, что местом смерти Ивана стало Исуповское болото. По преданию, на месте гибели крестьянина выросла красная сосна. Дерево якобы было пропитано кровью патриота. Прежде чем добраться до этого места, мужчина долго водил врагов, затягивая интервентов в лес, подальше от села.

Причиной смерти стала хладнокровная расправа от рук поляков, которые догадались о его хитрости. История умалчивает о том, каким образом те выбрались из чащи в отсутствие проводника, который завел их в болота.

Некоторые историки считают, что Иван погиб не в трясине, а в деревне Исупово. В качестве доказательства приводится письмо его правнука императрице Анне Иоанновне с просьбой о подтверждении привилегий. Прошение подтверждает Исупово как последнее пристанище Сусанина. Казнь его якобы наблюдали местные жители. Весть о событии передали в родное село крестьянина. По некоторым предположениям, останки героя нашли приют около Воскресенской церкви, но это не подтверждено документально. Есть версия, гласящая, что тело позднее перезахоронили в Ипатьевском монастыре.

Завел поляков в болото

Под влиянием множества публикаций, художественных и музыкальных произведений в массовом сознании сформировался устойчивый миф. Суть его известна всем. 21 февраля (3 марта) 1613г. специально созванный Земский собор избрал молодого Михаила Романова на царство. Эта новость не понравилась полякам, стремившимся посадить на русский трон своего королевича Владислава IV. Иностранные интервенты снарядили отряд, который должен был разыскать и убить новоизбранного царя.

Настоящая история крестьянина Ивана Сусанина, зачем он водил Поляков по болоту

Поляки знали, что Михаил Романов находится в окрестностях Костромы – в своем родовом поместье. Недалеко от села Домнино враги встретили крестьянина Ивана Сусанина и потребовали выдать местонахождение царя. Тогда народный герой обманул интервентов, пообещав привести их к Михаилу, а сам тайно поручил своему зятю Богдану Собинину отправиться к усадьбе, в которой молодой человек находился вместе со своей матерью – инокиней Марфой (в миру – Ксенией Ивановной), чтобы предупредить их о надвигающейся опасности.

Затем Иван Сусанин завел польских интервентов в непроходимое болото. Поняв это, враги пытали крестьянина, но он мужественно перенес все страдания. Убедившись, что ничего добиться от него они не смогут, поляки зарубили героя, а сами погибли в болоте. В это время Михаил Романов и его мать благополучно скрылись от опасности за стенами Ипатьевского монастыря.

То есть, крестьянин буквально отдал свою «Жизнь за царя», как следует из одноименной оперы Михаила Глинки.

История и вымысел

Реальность подвига, совершенного Иваном Сусанином вызвала сомнения у многих историков. Еще в XIX веке, когда по воле государственных органов началась героизация костромского крестьянина, некоторые исследователи обратили внимание на различные нестыковки между официальной версией и подлинными историческими событиями того времени.

Доктор исторических наук Алексей Бычков в своей книге «Ледовое побоище и другие «мифы» русской истории» (Москва, 2008 г.) отметил, что широкую известность в российском обществе Иван Сусанин получил лишь через два века после своей смерти. Победа в Отечественной войне 1812 года вызвала среди дворян прилив патриотических чувств, тогда и возник интерес к героям Смутного времени.

«Литераторы внесли свою лепту в «украшение» реальной истории. Например, приписали Сусанину именно то, что лучше всего помнят до сих пор – заведение «вражеского отряда» в непроходимые дебри», – написал А.А. Бычков.

А между тем, в официальных документах отсутствуют сведения, подтверждающие сам факт мифологизированного подвига. Так, царь Михаил Федорович подписал две жалованные грамоты, даровав различные льготы семье Богдана Собинина. В первой из них, датированной 30 ноября 1619 г., говорится: «Как мы, великий государь, были на Костроме и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, и тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина, литовские люди изымали и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, были, и он, Иван, ведая про нас, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в ту пору были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».

Вторая грамота подписана Михаилом Романовым 30 января 1633 года. Поскольку Богдан Собинин к тому времени уже умер, царская милость была дарована его вдове Антониде «за терпение и за кровь, и за смерть отца ея Ивана Сусанина». Не были забыты русским монархом и внуки героя – Данилка и Костька.

Последующие представители дома Романовых тоже подписывали жалованные грамоты потомкам костромского крестьянина. Но и в этих документах, датированных 1644, 1691, 1723 и 1724 годами, по словам А.А. Бычкова, не содержится никаких сведений об отряде польско-литовских интервентов, заведенных героем в болото. И лишь в грамоте 1731 г., дарованной императрицей Анной Иоанновной крестьянину Ивану Лукьяновичу Собинину, впервые упоминается, что Иван Сусанин «отвел» поляков и литовцев от села Домнина. За это они его «посадя на столб, изрубили в мелкие части». А произошло это, согласно официальному документу, в селе Исупове.

Как полагает А.А. Бычков, спустя 118 лет вокруг смерти Ивана Сусанина начала складываться легенда, которую мы с вами все знаем. Причем, в первой половине XVIII века еще ничего не говорилось об отряде интервентов, погибшем в болоте.

Спас не царя, а барчука

Сомневается в исторической подлинности подвига, совершенного костромским крестьянином, и автор книги «Загадки колдунов и властителей» (Москва, 2013 г.) Виталий Смирнов. Он считает, что если Иван Сусанин и спас Михаила, то не как новоизбранного русского царя, а лишь как своего барчука – сына боярина Федора Никитича Романова и Ксении Ивановны Шестовой (в девичестве), которым принадлежало село Домнино и его окрестности.

Настоящая история крестьянина Ивана Сусанина, зачем он водил Поляков по болоту

Дело в том, что Михаил был избран на царство 21 февраля, а уже 13 марта 1613 г. в Кострому прибыли послы Земского собора, которых молодой Романов встречал в Ипатьевском монастыре. Многие историки считают, что польское руководство никак не успело бы за такой короткий срок снарядить военный отряд с политической целью – для убийства русского царя. Тем более что разбитые отряды интервентов не имели единого командования.

Некоторые специалисты по истории Смутного времени полагают, что Иван Сусанин спас Михаила Романова раньше – в ноябре или декабре 1612 г., когда этот юноша не был еще даже очевидным кандидатом на русский престол, и отправлять спецотряд для его убийства полякам не было никакой надобности.

Скорее всего, родовитого барчука разыскивала шайка разбойников, которых было много в Смутное время. Такие банды могли состоять из местных лихих людей, заезжих казаков и прибившихся к ним поляков. Их целью была нажива. Михаил мог интересовать разбойников как заложник, ведь у него было немало состоятельных родственников. Несмотря на то, что ростовский митрополит Филарет (в миру – Федор Романов) находился в польском плену, жизнь его сына стоила довольно дорого.

Получается, костромской крестьянин пожертвовал собой, чтобы спасти барского сына от разбойников, и это был мужественный поступок.

Спрятал в овинной яме

В своей вышеупомянутой книге В.Г. Смирнов привел интересную версию тех драматических событий, которую в 1900 г. на заседании архивной комиссии Костромской губернии изложил действительный тайный советник Николай Селифонтов. Этот государственный деятель также относил подвиг Ивана Сусанина к ноябрю-декабрю 1612 г., поскольку до 26 октября Михаил Романов и его мать находились в оккупированной поляками Москве. Интервенты отпустили заложников из числа русской знати лишь под давлением ополченцев К.М. Минина и Д.М. Пожарского.

По мнению Н.Н. Селифонтова, в конце 1612 г. будущий царь и инокиня Марфа находились в селе Домнине. Об этом стало известно польскому отряду, направлявшемуся в Кострому из Вологды, враги решили схватить сына ростовского митрополита и увезти с собой, чтобы в плену у них оказались и Федор, и Михаил Романовы. Но молодого человека успел кто-то предупредить, и он сбежал из Домнина. Заплутав, будущий царь оказался возле дома Ивана Сусанина, располагавшегося в местечке Деревнищи.

Узнав, что барский сын спасается от поляков, крестьянин спрятал его в овинной яме. Затем по следам беглеца, оставшимся на снегу, к дому Сусанина прибыли поляки. Они пытали хозяина, требуя выдать им знатного юношу, но ничего не добившись, зарубили мужественного человека. Найти Михаила врагам так и не удалось. Он выбрался из овинной ямы после ухода поляков и отправился в Ипатьевский монастырь.

Впрочем, версия Н.Н. Селифонтова не нашла поддержки ни в научном сообществе, ни в официальных органах Российской империи. Образ первого царя из династии Романовых никак не вязался в общественном сознании с грязной овинной ямой.

Культ Сусанина в Царской России

Настоящая история крестьянина Ивана Сусанина, зачем он водил Поляков по болоту

В 1767 году Екатерина Великая ездила в Кострому. После этого она упоминает о подвиге, который совершил герой и отзывается о нем как о спасителе царя и всего рода Романовых.

До 1812 года о нем было мало известно. Дело в том, что в этом году русский литератор С. Н. Глинка написал о Сусанине как о национальном герое, о его подвиге, самопожертвовании во имя царя-батюшки и Отчизны. Именно с этого времени его имя стало достоянием всей общественности царской России. Он стал персонажем учебников по истории, многих опер, стихотворений, рассказов.

В царствие Николая I культ личности героя усилился. Это был политический светлый образ царской России, выступавший за идеалы самопожертвования ради царя, самодержавия. Образ крестьянина-героя, крестьянина-защитника земли российской. В 1838 году Николай I подписал указ о переименовании главной площади Костромы в Сусанинскую площадь. На ней возвели памятнику герою.

Советское время

После Октябрьской революции имя Сусанина попало в разряд «слуг царей». Ленинский план монументальной пропаганды предусматривал снятие памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг»: уже накануне первой годовщины революции в 1918 году началось разрушение памятника подвигу в Костроме. В массовой пропаганде 1920—1930-х годов основной упор делался на то, что подвиг Сусанина — это миф. Однако в конце 1930-х годов произошла фактическая «реабилитация» Сусанина наряду с Кузьмой Мининым, Дмитрием Пожарским, Александром Невским, Дмитрием Донским и даже монархами Иваном Грозным и Петром Великим. В 1938 году вновь началось возвеличивание Сусанина как героя, отдавшего жизнь за Отчизну.

Подвиг Ивана Сусанина, отказавшегося изменить Родине, и за это зарубленного поляками воплотил заветное стремление русского народа к ограждению своей национальной независимости— Самойлов В. Кострома в середине XVIII века. // Северная Правда. 21.07.1938 Цит. по

О том, что подобное решение было принято на высшем политическом уровне, свидетельствует возобновление в 1939 году в Большом театре посвящённой Сусанину оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Опера получила новое название «Иван Сусанин» и новое либретто. Следует отметить, еще один факт того, какое значение придавалось сусанинскому культу: в конце лета 1939 года в честь Сусанина был переименованы районный центр и район, на территории которого он жил и погиб.

В советской исторической науке оформились две параллельные точки зрения на подвиг Сусанина: первая, более «либеральная» и восходящая к дореволюционной традиции, признавала факт спасения Сусаниным Михаила Романова; вторая, тесно связанная с идеологическими установками, категорически этот факт отрицала, считая Сусанина героем-патриотом, подвиг которого не имел никакого отношения к спасению царя. Обе указанные концепции просуществовали до конца 1980-х годов, когда с крахом советской власти либеральная точка зрения окончательно взяла верх.

В украинских СМИ и научно-популярной литературе поддерживается точка зрения, что прообразом Ивана Сусанина мог быть казак-разведчик Никита Галаган, который 16 мая 1648 года в ходе Корсунской битвы по заданию Богдана Хмельницкого дезинформировал шляхтичей и привел их войско в подготовленную засаду, что дало возможность казакам атаковать врага в невыгодных для него условиях.

Жертва Смуты: разбираемся, был ли подвиг Ивана Сусанина

Случилось это в марте 1613 года, когда Россия была погружена во мрак Смутного времени. Польские интервенты узнали, что русский народ избрал своим новым царём 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова, что не входило в планы поляков, желавших видеть на русском престоле своего человека. Интервентам стало известно, что Михаил проживает где-то в лесах под Коломной. Туда и направился польский отряд, имея целью либо захватить нового царя, либо прикончить его…

Настоящая история крестьянина Ивана Сусанина, зачем он водил Поляков по болоту

Поляки добрались до коломенского села Домнино, где им в руки попался местный крестьянин Иван Сусанин, который якобы знал точно, где находится царь. Сусанин под пытками согласился провести интервентов к Михаилу, прятавшемуся в одном из монастырей. На деле крестьянин-патриот завёл врагов в ловушку – поляки попали в непроходимые болота, где все бесследно сгинули. С ними погиб и мужественный Сусанин, который ценой жизни спас своего царя.

Свежо предание…

Этот сюжет многие годы вдохновлял поэтов и писателей на создание героического облика простого русского человека, не побоявшегося пойти на смерть ради возвышенной цели. А великий российский композитор Михаил Иванович Глинка даже создал выдающуюся оперу под названием «Смерть за царя», которая и поныне пользуется огромным успехом…

Но был ли такой подвиг в действительности? Любопытно, что о нём громко заговорили лишь спустя почти два столетия, в начале XIX века, а до этого времени о Сусанине практически ничего и знать не знали, и ведать не ведали. Мало того, историки обратили внимание на то, что в летописных документах периода Смуты на сусанинский подвиг нет даже намёка. А ведь такое яркое событие никак не должно было пройти мимо русских летописцев, оставивших богатые и очень подробные описания русской Смуты!

Ничего не говорили о Сусанине и русские послы, которые в 1614 году прибыли в Польшу для заключения мирного договора. В своих претензиях они тщательно перечислили все разорения и убытки, которые принесли России интервенты. Но вот ни о покушении на царя Михаила, ни о злодейском убийстве человека, его спасшего, не было сказано ни слова.

А ещё историки установили, что никаких регулярных польских войск в 1613 году в России уже не было – эти войска были окончательно изгнаны из нашей страны осенью 1612 года, когда ополчение Минина и Пожарского освободило Москву. Да, бродили ещё по лесам банды всевозможных разбойников и прочих лихих людей самых разных национальностей, включая и поляков. Но их высокая политика, связанная с российским престолонаследием, точно не интересовала – «гулящих людей» более всего заботили карманы и кошельки обывателей.

Но даже если бы какой разбойничий отряд и захотел «потрясти» самого царя, то из этой авантюры вряд ли что-либо вышло бы. Дело в том, что в 1613 году Михаил, ни от кого не прячась, жил в хорошо укреплённой Коломне, где было полно русских войск. Так что для поимки царя требовалась настоящая войсковая операция, на что ни одна разбойничья банда, даже по специальному заказу поляков, ни за что не отважилась бы…

Пришли и просто зарезали

Есть основание полагать, что в её основе лежит грамота за 1619 год, в которой от имени царя Михаила Фёдоровича родственникам мужика Ивана Сусанина была пожалована на вечные времена деревенька Коробово Костромской земли. Эта милость была оказана за подвиг означенного мужика Сусанина:

«Ивана Сусанина литовские люди изымали и его пытали великими немерными муками, где в той поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович были… Про нас тем польским и литовским людям Сусанин не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».

Значит, подвиг всё-таки был? Но здесь стоит обратить внимание на следующее. Грамота сусанинским родственникам была дана по просьбе царицы Марфы Ивановны, матери царя. А женщина она была, как отмечают историки, чрезвычайно набожная, верящая во всевозможные предания и легенды. Особенно когда это касалось вопросов преданности русского народа её сыну. Так что нельзя исключать примерно следующей версии.

Настоящая история крестьянина Ивана Сусанина, зачем он водил Поляков по болоту

Крестьянин Иван Сусанин был убит бандой литовских разбойников во время бандитского налёта на деревню Домнино. Возможно даже, что при ограблении он высказал бандитам свою неприязнь как чужеземцам, а ещё подчеркнул свою верность новому русскому царю. В запале гнева за такие слова разбойники его и зарезали. После чего снова скрылись в лесах – поисками царя Михаила, сидевшего в хорошо укреплённой крепости, бандиты, конечно, заниматься не собирались.

Предприимчивые родственники Сусанина решили воспользоваться этой смертью. Они добрались до царицы и рассказали ей о том, что убиенный в порыве верности царю якобы завёл лихих людей в болото и там их утопил, за что и подвергся лютой смерти. Верящая в чудеса царица прониклась рассказом и потребовала от сына награды за подобную верность. Сын уступил, пожаловав сусанинской родне небольшое село.

Но вот что примечательно. Более о подвиге Сусанина власти не распространялись – ни в летописях, ни в иных документах. Скорее всего, и сам царь, и его окружение имели сильное сомнение в самом факте героического поступка. Эти настроения хорошо отразил в своих исследованиях известный историк Николай Костомаров:

«В истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по Руси в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится Михаил Фёдорович, – остаётся под сомнением». Вот почему очень долгое время подвиг Сусанина рассматривался лишь как одно из преданий Великой Смуты и не более того. Пока в XIX веке легенду не превратили в исторический факт – тогда вышел гимназический учебник по истории, в котором впервые и была ярко описана известная нам эпопея Ивана Сусанина.

Советская власть

Совершенно иное восприятие образа Сусанина было в начале становления власти Советов. Его причисляли не к героям, а к царским угодникам. Все памятники царям по указу Ленина сносились. В 1918 начали сносить памятник в Костроме. Площадь переименовали в площадь Революции. В 1934 году памятник снесли полностью. Но в это же время началась реабилитация образа Сусанина, как национального героя, отдавшего жизнь за свою Родину.
В 1967 году в Костроме повторно был возведен памятник Ивану. Фото памятника раскрывает образ обычного крестьянина в длинной одежде. Надпись на памятнике гласит: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской».

Образ Сусанина в российской истории

В период царской России образ Сусанина стал предметом культа. На его честь устанавливали памятники, называли улицы и площадя, посвящали картины, скульптуры, музыкальные и литературные произведения. Использовали в качестве пропаганды для подавления польских восстаний, во время первой мировой войны.
Картина с изображением Сусанина в роли старосты деревни

В начале советского периода подвиг Сусанина встретил негативное отношения, пострадал даже памятник, который был сброшен с постамента.

Его больше не величали героем, а называли «царским слугой». Но уже с 30-х годов ХХ столетия образ вернул себе звание народного героя. Во времена Второй мировой войны много народа повторяли подвиг мужика Ивана, спасая деревни, отряды. Есть даже историческая книга, в которой описаны около шестидесяти подвигов «последователей» Ивана Сусанина.

Иван Сусанин в искусстве

Образ национального героя подходил для идеологии, поощрявшей самодержавие, православие и народность. Поэтому его использовали в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Вдохновляющий поступок крестьянина нашел отражение в творчестве фольклористов.

Широкая общественность узнала о нем в 1812 году благодаря рассказу Сергея Глинки, опубликованному в журнале «Русский вестник». На основе этого материала появилась пьеса «Иван Сусанин», а впоследствии и опера Михаила Глинки «Жизнь за царя». В произведении звучит знаменитая ария персонажа, а хор исполняет композицию «Славься».

В 1914-м Константин Маковский написал картину «Иван Сусанин», которая готовилась автором к 300-летию дома Романовых. Автор памятника «Тысячелетие России» Михаил Микешин изобразил крестьянина на монументе, уничтоженном революционерами в 1917 году. В 1939-м оперу Глинки поставили в Большом театре. Позднее, в 1979-м Александр Баранников снял одноименный фильм об Иване Сусанине.

Образ Сусанина в литературе и искусстве

Настоящая история крестьянина Ивана Сусанина, зачем он водил Поляков по болоту

 

Удивительно, но в письменных источниках (включая летописи и хроники) XVII в. практически нет упоминания о Сусанине и его великом подвиге. Тем не менее предания о нём существовали на Русской Земле и передавались из рода в род вплоть до наших дней. До начала XIX века в Сусанине не пытались увидеть спасителя великого государя. Таким он был представлен первоначально в литературе: сначала писателем Афанасием Щекатовым в «Словаре географическом Российского государства», затем С.Н. Глинкой в его «Истории», где тот прославил Сусанина как идеал народной доблести и отваги, после чего о нём написал и украинский историк Д.Н. Бантыш-Каменский в «Словаре достопамятных людей русской земли». В скором времени героическая личность и великий подвиг Сусанина стали любимой темой многих поэтов, посвятивших ему большое количество стихотворений, дум, повестей, рассказов и драм. В частности, этому национальному герою Руси посвящено замечательное стихотворение К.Ф. Рылеева — «Иван Сусанин»:

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!—

Сусанину с сердцем вскричали враги: —Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем

Михаила тебе не спасти! Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует, Но смерти от ляхов ваш царь не минует!.. Веди ж нас,— так будет тебе за труды;

Иль бойся: не долго у нас до беды! Заставил всю ночь нас пробиться с метелью… Но что там чернеет в долине за елью?» «Деревня!— сарматам в ответ мужичок: — Вот гумна, заборы, а вот и мосток. За мною! в ворота!— избушечка эта Во всякое время для гостя нагрета. Войдите — не бойтесь!» — «Ну, то-то, москаль!.. Какая же, братцы, чертовская даль! Такой я проклятой не видывал ночи, Слепились от снегу соколии очи… Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой! — Вошед, проворчал так сармат молодой. — Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли! Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!» Вот скатерть простая на стол постлана;

Поставлено пиво и кружка вина, И русская каша и щи пред гостями, И хлеб перед каждым большими ломтями. В окончины ветер, бушуя, стучит;

Уныло и с треском лучина горит. Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты, Лежат беззаботно по лавкам сарматы. Все в дымной избушке вкушают покой;

Один, настороже, Сусанин седой В полголоса молит в углу у иконы Царю молодому святой обороны!.. Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом. Сусанин поднялся и в двери тайком… «Ты ль это, родимый?.. А я за тобою! «Куда ты уходишь ненастной порою? За полночь… а ветер еще не затих;

Наводишь тоску лишь на сердце родных!» «Приводит сам бог тебя к этому дому, Мой сын, поспешай же к царю молодому, Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей, Что гордые ляхи, по злобе своей, Его потаенно убить замышляют И новой бедою Москве угрожают! Скажи, что Сусанин спасает царя, Любовью к отчизне и вере горя. Скажи, что спасенье в одном лишь побеге И что уж убийцы со мной на ночлеге». — «Но что ты затеял? подумай, родной! Убьют тебя ляхи… Что будет со мной? И с юной сестрою и с матерью хилой?»— «Творец защитит вас святой своей силой. Не даст он погибнуть, родимые, вам: Покров и помощник он всем сиротам. Прощай же, осын мой, нам дорого время;

И помни: я гибну за русское племя!» Рыдая, на лошадь Сусанин младой Вскочил и помчался свистящей стрелой. Луна между тем совершила полкруга; Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга. На небе восточном зарделась заря, Проснулись сарматы — злодеи царя. «Сусанин! — вскричали, — что молишься богу? Теперь уж не время — пора нам в дорогу!» Оставив деревню шумящей толпой, В лес темный вступают окольной тропой. Сусанин ведет их… Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло: То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят не шелохнясь и дуб и береза, Лишь снег под ногами скрипит от мороза, Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит, И дятел дуплистую иву долбит. Друг за другом идут в молчаньи сарматы;

Всё дале и дале седой их вожатый. Уж солнце высоко сияет с небес —Всё глуше и диче становится лес! И вдруг пропадает тропинка пред ними: И сосны и ели, ветвями густыми Склонившись угрюмо до самой земли, Дебристую стену из сучьев сплели. Вотще настороже тревожное ухо: Всё в том захолустье и мертво и глухо… «Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал. «Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. —Убейте! замучьте! — моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит». «Злодей!— закричали враги, закипев, —Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» Умри же! — сарматы герою вскричали, И сабли над старцем, свистя, засверкали!—Погибни, предатель! Конец твой настал!» И твердый Сусанин весь в язвах упал! Снег чистый чистейшая кровь обагрила: Она для России спасла Михаила! 1822

К.Ф.Рылеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Ленинград: Советский писатель, 1971.

На исходе первого послевоенного десятилетия, овеянного “вечной памятью двенадцатого года”, появилось литературное произведение о Сусанине, которому суждено было стать классическим.

В конце 1822 года в Петербурге вышел первый выпуск альманаха “Полярная звезда”, изданный А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым. В нём К.Ф. Рылеев опубликовал несколько своих дум, посвящённых героям русской истории, в их числе и думу “Иван Сусанин”. Автор её – Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826) – участник заграничного похода русской армии, один из руководителей Северного общества декабристов, принадлежал к старинному дворянскому роду, издавна связанному с костромской землёй. Родовой вотчиной деда К.Ф. Рылеева, А.Ф. Рылеева, и его отца, Ф.А. Рылеева, было имение Ахлебинино, находившееся неподалёку от Галича. Хотя сам К.Ф. Рылеев, по-видимому, никогда не бывал в Костромской губернии, но, конечно, хорошо знал о своих корнях, что не могло не отразиться на его отношении к Сусанину.

Дальнейшая история думы К.Ф. Рылеева о Сусанине повторяет судьбу всех наиболее выдающихся произведений, посвящённых знаменитому костромскому крестьянину. Известно, что вскоре после публикации её довольно высоко оценил А.С. Пушкин, в целом давший циклу дум весьма низкую оценку. В мае 1825 года он писал К.Ф. Рылееву из Михайловского, касаясь его дум: “Национального, русского нет в них ничего, кроме имен (исключая “Ивана Сусанина” – первую думу, по которой начал я подозревать в тебе истинный талант)”.

В политическом отношении дума о Сусанине, как мы видим, была вполне благонамеренна, и если бы не трагическая судьба её автора-декабриста, повешенного в июле 1826 года на кронверке Петропавловской крепости, то, наверняка, через какое-то время думу включили бы в школьные программы по всей России. Однако одиозность для эпохи Николая I фигуры К.Ф. Рылеева заставила власти несколько десятилетий “жертвовать” этим весьма сильным в поэтическом отношении произведением о Сусанине (в ту пору дума, словно какое-нибудь революционное стихотворение, распространялась в списках). Во 2-й половине XIX века, когда запрет на имя поэта-декабриста был снят, дума о Сусанине стала обязательной в хрестоматиях по русской словесности, её учили и декламировали на уроках в гимназиях, в земских и церковно-приходских школах. Правда, и в это время отношение к думе было особым: её признавали и в правительственном, и в либеральном, и в революционном лагерях (в последнем “Ивана Сусанина” чтили за революционные заслуги её автора – жертвы самодержавия – и старались не замечать, что герой думы отдаёт жизнь за царя, считая это, видимо, чем-то вроде поэтической аллегории).

После же революции дума “Иван Сусанин” попортила немало крови советским литературоведам и сусаниноведам, заставляя их прибегать ко всяким увёрткам в тех случаях, когда им приходилось объяснять, почему К.Ф. Рылеев – революционер и республиканец – написал о народном герое такую “монархическую” думу.

Но, несмотря ни на что, дума К.Ф. Рылеева сыграла большую роль в популяризации имени Сусанина и в превращении его в один из символов русского патриотизма. Рылеевская дума была последним значительным произведением о Сусанине “начальной” эпохи его прославления. Как известно, 14 декабря 1825 года под гром пушек на Сенатской площади Петербурга на российский престол взошёл новый император, Николай I, прославление Сусанина при котором приобрело официальный характер и стало одним из проявлений государственной политики.

Историческая и художественная литература о Сусанине в 30–50 годы XIX века

Как уже говорилось, с середины 30-х годов о Сусанине стали очень много писать в газетах, журналах, учебниках, словарях – в целом в период царствования Николая I костромскому крестьянину была посвящена обширная художественная и историческая литература. Вспомним её наиболее важные образцы.

В 1835 году молодая поэтесса Е.П. Ростопчина откликнулась на известие о решении соорудить в Костроме памятник Сусанину стихотворением “На памятник, сооружаемый Сусанину”, в котором говорилось:

Тебе ль чугун, тебе ли мрамор ставить,

Сусанин, верный сын, честь родины своей?..

Тебя ли можем мы прославить

Деяньем рук и грудами камней?

Чугун растопится… полудня мрамор белый

Раздробят долгие морозы русских зим…

Есть памятник иной: он твёрд, несокрушим,

Он силен и велик, как ты Сусанин смелый!

Сей вечный памятник тебе сооружён

В сердцах признательных потомков:

Во дни крамол и смут, из пепла, из обломков

С Россией новою восстал как феникс он

И с ней цветёт поднесь, могучий и спокойный.

Да!.. благоденствие и слава россиян,

Да!.. громкие хвалы позднейших сограждан –

Вот памятник, Сусанина достойный!..

В 1837-41 годах была опубликована замечательная книга А.О. Ишимовой г “История России в рассказах для детей”, в которой о Сусанине рассказывалось так: “В то время, когда сердца всех русских с согласным единодушным восторгом назвали государем своим Михаила Романова <…> поляки, узнав об этой новости и предвидя, как повредит она намерению их завладеть Россией, решили погубить избранного царя. <…> Погибель его казалась для них лёгкою: всё зависело от того только, чтобы сделать это прежде, чем послы успеют приехать к нему и превратить скромное беззащитное жилище молодого боярина в неприступный, окружённый верными подданными дворец избранного государя.

Рассуждая таким образом, отправили они самых решительных злодеев в поместье Романовых.<…> Отряд поляков уже появился в Домнине, оставалось не более версты до той деревни, где был господский дом, в котором жил молодой Михаил д в разлуке с добрыми родителями, тоскуя о несчастной судьбе отца и услаждая горесть свою только свиданиями с матерью, монахиней, жившей в нескольких верстах от него, в Ипатьевском монастыре.* Убийцы не знали дороги в эту деревню и случайно встретили крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина. Нетерпеливо начали они спрашивать у него, как найти им поместье нового царя Михаила Федоровича, и, чтобы не показаться подозрительными, злодеи притворились, что посланы от друзей его, чтобы прежде всех поздравить с неожиданным счастьем. Но Сусанин <…> тотчас узнал в них поляков.<…>. Искусно скрыв радость, которая взволновала сердце его при известии о том, что молодой Михаил Федорович избран царём России, он отвечал самым простодушным рассказом о том, что хорошо знает поместье Романовых, что часто бывает там и может проводить дорогих гостей помещика до самого дома его.

Настоящая история крестьянина Ивана Сусанина, зачем он водил Поляков по болоту

Притворное простодушие крестьянина обмануло поляков: они поверили его словам и велели вести себя как он знает. Что же он сделал и куда повёл их? В противоположную сторону от настоящей дороги! А между тем успел отправить молодому царю весть об угрожающей ему опасности. Долго поляки шли с проводником своим, нигде не останавливаясь, и наконец ночью пришли в самый густой, дремучий лес, где никогда никто не проходил и не проезжал. И там ещё Сусанин долго водил их, уверяя, что сбился в темноте с тропинки. Наконец злодеи начали догадываться, что проводник обманывает их, и с гневом сказали ему это. “Нет! – отвечал неустрашимый Сусанин, уже предвидя свою мучительную смерть. – Нет! Не я вас, а вы обманули сами себя. Как могли вы думать, что я выдам нашего государя? Он спасён теперь, и вы очень далеко от его поместья! Вот вам голова моя, делайте со мною что хотите, я отдаю себя Богу!”

Вы можете представить себе, милые читатели, какие жестокие мучения были наградой Сусанину за его верность и мужество, за его великодушное пожертвование собой! Злодеи, видя перед собою верную смерть в лесу, <…> набросились с неописуемой яростью на доброго слугу Романовых, и ужасны были страдания, какие вытерпел он, умирая от рук их. Но эти страдания были вознаграждены. На небесах Бог принял с любовью прекрасную душу Сусанина, на земле царь по-царски наградил усердие и верность его: он дал детям своего спасителя земли лежавшие в окрестностях села Домнина <…> и, наконец, все преимущества и выгоды, которые должны на вечные времена отличать потомков Сусанина от других государевых крестьян.”

В 1840 году в Москве вышла книга костромского историка князя А.Д. Козловского “Взгляд на историю Костромы”, в которой подвиг Сусанина описывается так: “Время тогда было ненастное, начинало вечереть, как поляки, сбившись с дороги, встретили, близ деревни Деревнищ крестьянина Ивана Сусанина и спросили его о дороге в село Домнино к боярскому двору, где тогда был юный Михаил. Умный Сусанин, подозревая коварство их, решается спасти Богом избранного Михаила, вызывается сам проводить их, и между тем показывая, что будто чего-то ищет, успевает приказать зятю ж своему, чтобы он как можно скорее спешил в Домнино для уведомления Михаила о предстоящей опасности. Сам, помолясь Богу и препоруча себя Его святой деснице, ведёт злодеев в противну сторону; притворяясь, что ищет дороги, которую в темноте будто потерял, блуждая с ними по болотам з и глубоким оврагам. Наконец рассчитывая, что Михаил уже мог окольными дорогами удалиться в Кострому, прекращает нетерпеливость поляков объявлением, что он с намерением завёл их в противоположную сторону, дабы сим спасти жертву их.<…> Верный Сусанин в селе Исупове принял мученический венец. Михаил же, извещённый зятем Сусанина об угрожавшей ему опасности, уехал окрестными дорогами в Ипатьевский монастырь, куда прибыла и его родительница. Злодеи, не смея следовать к Костроме <…>, удалились к Белоозеру. Во время пребывания в Ипатьевском монастыре Михаил Федорович получил весть об избрании его на престол”.

В конце книги А.Д. Козловский, обращаясь к костромичам, патетически написал: “Верностью престолу и самопожертвованием для блага отечества докажем, любезные соотчичи, что и в нас течёт кровь Сусаниных и щедроты монархов не втуне изливаются на потомков тех доблестных мужей, которых верность и беспрекословная преданность, вместо крепких стен, служили твёрдою оградою жизни родоначальнику ныне благополучно царствующего Дома, Михаилу”.

В 1841 году в сентябрьском номере петербургского журнала “Репертуар русского театра” была опубликована пьеса писателя Н.А. Полевого “Костромские леса”. Эта пьеса, имеющая подзаголовок “Русская быль в 2-х действиях. Посвящено жителям Костромы, землякам Сусанина”, была первым, посвящённым Ивану Сусанину, драматическим произведением.

Пьеса начинается с того, что в не названной автором деревне готовятся к новоселью молодожёнов – Богдана Сабинина и Антониды. Из реплик героев выясняется, что Сабинин – приёмный сын Сусанина, что Сусанина зовут Иван Иванович и что в молодости он “бился в рядах русского войска”. Вскоре приходит сам Сусанин и рассказывает, что он увидел во сне летящего молодого орлёнка, за которым гналась “ястреб не ястреб, коршун не коршун – птица превеликая хищная. <…> Как порхнёт молодой Орёл-Орёлович, да прямо ко мне, право не лгу!” Сусанин заслонил собой орлёнка, хищная птица бросилась на него и – продолжал рассказчик – “ударила клювом железным сюда, в сердце, и повалился я, как овсяный сноп…”. Когда Сусанин очнулся, то увидел, что хищника треплет целая стая орлов, а “молодой орёл с короною царскою на голове, подымается и говорит мне человеческим голосом: “Спасибо тебе, Сусанин! Сослужил ты мне службу – вечная память тебе, Сусанин!”

Вдруг в деревню входит отряд поляков во главе с капитаном Пршездецким. Капитан спрашивает Сусанина: “А далеко ли отсюда до села Домнина?” Тот, сразу почуяв недоброе, отвечает: “Да по большой дороге будет вёрст… эдак, с десяток…–” и объясняет, что всё сейчас занесено снегом, но через лес есть прямая дорога, по которой до Домнина всего “версты две”. Вскоре Сусанин узнаёт, что поляки идут убить Михаила Романова, проживающего в Домнине, и что за голову Михаила им обещано такого же веса золото. Не знающий ещё, что Михаил уже избран царём, Сусанин спрашивает себя: “Да и кто знает, зачем они ищут его смерти? Не царя ли будущего хотят погубить они?”

Ещё сомневаясь в Сусанине, капитан говорит ему, что остальные жители деревни уверяют, “что короткой дороги через лес нет”. Сусанин отвечает: “Хе, хе, хе! Сыщем дорогу. Вестимо, всякий боится… Лес, дичь, зима…” Уверившись в нём полностью, Пршездецкий приказывает снять караулы вокруг деревни и спрашивает крестьянина: “Твоё имя?” “Иван Сусанин!” – слышит он в ответ. Скрыв всё от Богдана Сабинина, опасаясь его горячности, Сусанин посылает в Домнино к Михаилу Федоровичу прохожего странника Томилу, дав ему провожатым сироту Гаврюшу. Томила, узнав, что Сусанин намерен отвести поляков в лес, говорит ему: “Ты идёшь испить смертную чашу!” Сусанин размышляет: “За кого?.. Когда и за малейшего из близких наших повелено жертвовать жизнью…”

Во втором действии Сусанин ведёт поляков лесом к Костроме, чтобы сдать их костромскому воеводе. Следом за ним идут узнавший всё Богдан Сабинин и крестьяне. Поляки вновь приходят на место, где уже были недавно. “Ты обманул нас!” – кричит капитан Сусанину. Сусанин отвечает: “Сами вы себя обманули, когда подумали, чтобы я, русский, повёл вас в гнездо голубя невинного, предал вам отрасль царскую…<…> Так знайте же, что давно уж послал я в Домнино весть и Михаил Федорович теперь уже в Костроме – спасён от ваших рук! (слышен отдалённый благовест) Слышишь! (с восторгом) Вот она весть его спасения, которую даёт нам церковь православная… что стало со мною?.. Сон мой вещий!.. уцелел, ты, орёл мой юный! <…> Тебя ли я вижу, Михаил? Ты в венце прародительском – окрест тебя тысяча – попраны враги – сингклит встречает тебя!.. Туда, туда, во сретенье ему! Михаил спасён верным рабом своим! (спешит направо).

Польский капитан кричит: “Держите его! Стреляй! Не пускай его! (воины устремляются за ним, слышны выстрелы и голос Сусанина за кулисами:“Михаил спасён!”)

Оставшись один, Пршездецкий говорит: “Проклятый изменник!.. Ах!.. изменник ли он? Сабля рыцарская! Достоин ли я носить тебя! Зачем я умертвил его!” Появляется Сабинин и, выстрелив, убивает капитана. Русские воины выносят смертельно раненного Сусанина, вместе с ним идёт костромской воевода. Сусанин спрашивает: “Спасён ли он?” Томило отвечает ему: “Спасён, спасён! Мы предуведомили его и он укрылся в обители Ипатьевской!” Воевода спрашивает Сусанина: “Знаешь ли ты, кого ты спас?” Сусанин: “Моего милостивого боярина, Михаила Федоровича Романова”. “Воевода: – Царя России – прародителя будущих государей русских! Сусанин: – Царя России? Воевода: – Он избран на царство. Великое посольство московское встретило его в келии монастыря и возвестило ему об единодушном избрании его на престол! Меня послали отыскивать отряд злодеев, с которыми ты пошёл. Награда царская ждёт тебя! Сусанин (указывая на грудь): Вот она, награда моя – кровь, которая льётся за моего царя, а там (указывая на небо) – может быть, помилует Господь меня, грешного, и удостоит сопричесть к лику праведных. Воевода: – Ты будешь жив! Сусанин: – В памяти благословенных потомков! Да, на Руси добрая память долговечна. Донеси царю-государю, что я благословлял его, умирая – пусть не оставит детей моих! Православные! Простите! (умирает) Воевода: – Вечная память тебе, страдалец. Все (благоговейно подъемлют руки к небу): Вечная память!”

Настоящая история крестьянина Ивана Сусанина, зачем он водил Поляков по болоту

Через несколько лет, в вышедшей в 1847 году книге “Избранные места из переписки с друзьями”, о Сусанине сказал Н.В. Гоголь, написав: “Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принёс и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным.”

Но, разумеется, вторым по важности событием этого времени, связанным с именем Сусанина, – после премьеры “Жизни за царя” – было сооружение Сусанину памятника в Костроме, увенчавшееся его торжественным открытием 14 марта 1851 года.

Опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)

«Неизгладимыми буквами начертано 27 ноября 1836 года в истории русского искусства, — писал выдающийся русский композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов. — На долю гениальных произведений в музыке весьма редко достается сочувствие публики тотчас, с первого же раза. С оперою «Жизнь за царя» случилось именно такое исключение». На премьере присутствовал император Николай I; в знак своего чрезвычайного одобрения оперы он пожаловал Глинке бриллиантовый перстень.

Мысль написать оперу об Иване Сусанине подал Глинке поэт Жуковский. Глинку сразу увлек предложенный Жуковским сюжет, в особенности картина гибели героя. «Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении»,—писал впоследствии Глинка. Либретто предполагал писать Жуковский, однако, написав одну сцену, он отказался от дальнейшей работы и «сдал», как говорит Глинка, оперу посредственному поэту из числа придворных Николая I барону Розену.

Памятник 1851 года

Первая версия памятника Ивану Сусанину появилась после визита Костромы в октябре 1834 года императором Николаем Вторым. Император принял решение установить в городе памятник, в котором бы отразилась роль Михаила Федоровича Романова и подвиг Ивана Сусанина.Настоящая история крестьянина Ивана Сусанина, зачем он водил Поляков по болоту
В 1835 году указом Николая I центральная площадь Костромы была переименована из Екатеринославской в Сусанинскую. 14 марта 1851 года в её центре был установлен памятник по проекту академика В. И. Демут-Малиновского: гранитная колонна на четырёхугольном пьедестале была увенчана бюстом юного царя, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. У основания колонны располагалась коленопреклонённая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На колонне были укреплены двуглавый орёл и герб Костромской губернии. На передней стороне постамента был вделан барельеф, изображающий сцену гибели Сусанина; на задней стороне постамента — надпись «Ивану Сусанину, за Царя, — спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был окружен фонарными столбами и решёткой, украшенной доспехами и двуглавыми орлами.

В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году). Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году.

Памятник 1967 года

Настоящая история крестьянина Ивана Сусанина, зачем он водил Поляков по болоту

В середине 20 века молодой скульптор Лавинский создал проект нового памятника. 28 сентября 1967 года белокаменный памятник, установленный на высоком берегу Волги, был торжественно открыт. С высоты постамента на горожан взирал гордый крестьянин. Был переосмыслен сам подвиг: Сусанин спасал не молодого Романова, а Землю Русскую. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину — патриоту Земли Русской».

Новый памятник органично влился в ансамбль старой архитектуры центра города. И как напоминание о прошлом, в центральном сквере Костромы лежит мраморная колонна старого памятника, на том самом месте, где в позапрошлом веке он располагался.

12-метровый монумент Ивана Сусанина, сооруженный по проекту московского скульптора Лавинского и архитекторов Марковского и Бубнова, — достойный памятник народному герою. Памятник хорошо виден с Волги.

Иван Сусанин изображен на памятнике «Тысячелетие России» Михаила Микешина в Новгороде

Настоящая история крестьянина Ивана Сусанина, зачем он водил Поляков по болоту

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

«Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит». —

«Злодей !», закричали враги закипев:
«Умрешь под мечами !» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» —
«Умри же!» Сарматы Герою вскричали —
И сабли над старцем, свистя, засверкали!
«Погибни, предатель! Конец твой настал!» —
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила :
Она для России спасла Михаила!

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

Интересные факты

  • В некоторых источниках упоминается, что отчество Сусанина — Осипович. Историки приписали его персонажу уже в XIX веке, и факт не подтвержден документально.
  • Царь назначил потомкам защитника привилегии, освобождающие их от податей. В 1633-м и 1691 году они официально подтверждались в Москве.
  • В 1838-м центральная площадь Костромы стала носить имя российского патриота в знак памяти о его подвиге. Летом 1939 года в честь Сусанина переименовали район и районный центр, где он жил.
  • Во времена Великой Отечественной войны крестьянин Матвей Кузьмин повторил подвиг героя. 83-летний старец, квартировавший горных стрелков немецкой дивизии «Эдельвейс» в 1942 году, выступил проводником для врагов страны. Он тайком отправил внука предупредить красноармейцев и вывел неприятеля к засаде. Кузьмина убил немецкий командир.