Сначала ариями называли цивилизованных, благородных, свободных людей, не ссылаясь на их этническую принадлежность. Спустя какое-то время к ариям стали относить группу людей в Центральной Азии, которые осели на Иранском нагорье. Их позднее стали называть индоиранцами. А ещё позже индо-арии перешли в северную Индию. До XIX века слово «арии» почти не использовалось в этнической коннотации.

Его использовали персы в VII, чтобы отличить себя от арабских завоевателей-мусульман, но и тогда это не было этническим названием. Скорее всего его можно было считать, как классовое и личностное различие. До завоевания Персия была «землей ариев».

Кто такие арии?

Только в XVIII веке, когда западноевропейские учёные стали переводить, неверно истолковывая древние санскритские документы, ариев стали ассоциировать с этнической группой. В XIX веке филолог сэр Уильям Джонс выдвинул теорию о существовании общего источника санскрита и англо-валлийского языков, назвав их индоевропейскими. Ариями также называли светлокожих выходцев с Кавказа. А работы Розенберга вдохновили Адольфа Гитлера в создании нацистской идеологии о превосходстве арийской расы.

Теория о происхождении ариев с Кавказа была отклонена, как ошибочная. Историки, переводя гимны Риг-веды и изучая историю цивилизации долины Инда, стали отвергать, что светлокожие арии покорили темнокожие народы и установили собственную высокоразвитую цивилизацию. Но до XIX-XX веков британцы оправдывали свой контроль над Индией, считая, что они потомки древних ариев, поэтому они относятся к высшей расе.

Британцы говорили о том, что они несут культуру и цивилизацию. Это популяризировал и британский археолог сэр Мортимер Уиллер, проводивший раскопки в долине Инда, где были древние города Хараппа и Мохенджо-Даро. Он утверждал, что артефакты, которые были обнаружены на месте раскопок, подтверждают теорию вторжения ариев в долину Инда. Археолог говорил, что арии в древности принесли цивилизацию в Индию, а затем это стали делать англичане. Однако сейчас большинство работ Уиллера раскритиковано другими учёными.

Они считают его утверждения неверными, ошибочными. В наши дни считается, что термин «арии» нужно относить к ранней индоиранской и индоарийской группе, которая, скорее всего, мигрировала из региона реки Урал. Также сейчас есть ещё одна версия, что ариями нужно продолжать называть индо-иранцев, так как их называли в древние времена великие персидские империи Ближнего Востока.

Кочевая группа, которую позднее стали называть индо-иранцами и индоариями, пришла на Иранское плато из Казахстана и района реки Урал около III тысячелетия до нашей эры. Как эти племена назывались в то время, остаётся неизвестным. Однако позднее они стали называть себя ариями – классом свободных, благородных и цивилизованных людей. Таким образом, они отличали себя от тех, кто не разделял их ценности. Доказательств расового различия нет, есть только указания на классовое неравенство.

Скорее всего термин «арий» использовался в таком же смысле, как сейчас различают людей высокого и низкого социального класса. Каве Фаррох говорит, что слово «арий» было равноценно слову «лорд», «господин». И это имеет очень мало общего с евроцентрическими доктринами нордического арийского расового превосходства. Такую доктрину сформулировали философы-расисты, подобные Чемберлену, в XIX веке. По мнению археолога Дж. П. Мэллори, слово «арий» ограничивается лишь индо-иранцами. Великий персидский царь Дарий называл себя арием земли арийцев.

Самым первым раннеиранским описанием ариев считаются зороастрийские писания Авеста, которые написаны на древнеиранском языке. Там они названы арьями. Те, кто следует этим заповедям, считается, арьей. Из раннеиранской религии в какой-то степени развился зороастризм. Он сохранил и развил её аспекты. Поэтому можно сказать, что термин «арии» использовался до Зороастра, то есть, до 1500-1000 годов до нашей эры. Арьями называли тех, кто придерживался пути Света, а не Тьмы. Такое же значение придавали ариям и в Индии.

Это слово встречается древних индуистских и буддистских текстах других стран. В Древней Индии ведические народы ариями называли благородных культурных людей, имея в виду себя. А млеччхами они называли «варваров». Термин «арья» не имел какой-либо расовой или этнической окраски, пока западноевропейские учёные в XIX веке не обозначили его подобным образом из-за неправильного предположения. Арий – не этническая характеристика, а культурная и духовная.

Об этом говорит индийский историк Ромила Тапар. Она считает сомнительным, что слово «арья» когда-либо применялся в этническом смысле. Другие учёные говорят, что в буддизме арья тоже сохраняет персидское значение «Благородный» и «высший». Об этом написано в концепции Четырёх благородных истин. Арья достоин одобрения и уважения, так как он чрезвычайно ценен. В двух разных культурах одно и то же слово имеет одинаковое значение, так как у этих культур имеется много общих культурных аспектов.

Когда-то давно индоарии группами мигрировали на юг в Индию. Там они слились с местными народами долины Инда, образовав мощную Хараппскую цивилизацию. Это было примерно в 7000-600 годах до нашей эры. Данная цивилизация стала самой развитой в мире, о чём свидетельствуют археологические памятники, например, Мехргарх, который был населён до 7000 года до нашей эры. Люди той поры оставили после себя впечатляющие художественные произведения.

Начиная с 2600 года в долине Инда появились две великие цивилизации – Хараппа и Мохенджо-Даро. Археологам удалось обнаружить и другие древние города, например, Ганеривал, руины которых свидетельствуют о развитой культуре древних ариев и их потомков. Все эти города снабжались проточной водой, в них была канализация и дренажная система. Улицы были освещены с обеих сторон. Мусор организованно вывозился за городские стены. Жители даже создали свою собственную систему письма, которую учёные до сих пор не могут расшифровать. Арии являлись действительно великими людьми.