Некоторые известные писатели и даже великие классики писали под псевдонимами, и сейчас это уже не новость. Так Антон Чехов был известен как Антоша Чехонте, а Ф.М. Достоевский скрывался под инициалом «Д.» и псевдонимом «Зубоскал». Но, казалось бы, зачем гении русской литературы «маскировались»?

Порой в силу каких-то обстоятельств авторы не могли или не хотели раскрывать свои имена. Об этом мы и хотим рассказать в нашей сегодняшней статье.

Проба пера

Пожалуй, это самая распространенная причина.

Зачастую начинающие авторы переживали и волновались. А как читатель воспримет его работу? Снискает ли она успех? А вдруг имя будет опозорено неудачным дебютом? С вымышленным именем никто не узнает, что «это» написал именно ты. Потом легко можно поменять фамилию на еще один псевдоним, чтобы издать новое произведение и обойтись без подпорченной репутации.

Вымышленных имен у одного автора могло быть несколько.

Так, Есенин в начале творческого пути под своими работами ставил «Метеор» или «Аристон». Гоголь подписывался «В.Алов». Пушкин «был» Иваном Петровичем Белкиным. Многие известные писатели могли вообще издаваться без имени или используя только буквы и цифры. Например, из множества псевдонимов Тургенева были и такие:  Т. или Т……в. И таких примеров много.

Зачем русские поэты и писатели скрывали свои настоящие имена
Иван Тургенев

Цензура

Порой некоторые мысли писателя или поэта не нравились кому-то в правительстве. Случалось так, что произведение не проходило политическую цензуру. Чтобы избежать наказания и других последствий, авторы прибегали к вымышленным именам.

Хотя это не всегда помогало: например, Радищев был арестован за произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он анонимно описал ситуацию в стране и основные проблемы в своем видении.

Маршак мог печататься под псевдонимом «Доктор Фрикен», а Добролюбов скрывался под именем Н. Лайбов.

Зачем русские поэты и писатели скрывали свои настоящие имена
С. Я. Маршак: на фото справа, в очках

Предрассудки

В высшем обществе заниматься сочинительством было «не комильфо». Скрывая свой «недостойный» труд, писатели «маскировались».

Русская поэтесса, графиня Е.П. Ростопчина подписывала свои стихи просто Р-а или Д-а.

Имя «не звучит»

Иногда автору или его «советчикам» казалось, что его имя или фамилия недостаточно выразительны. В этом случае они выдумывали себе что-то более звучное. В конце XIX века и вплоть до начала XX века это просто даже стало модным — выбирать себе имя «покрасивее».

Так поэт Эдуард Багрицкий на самом деле был Эдуардом Дзюбиным, а Фёдор Сологуб — Фёдором Тетерниковым. И яркий пример — Максим Горький, настоящее имя которого Алексей Пешков. Правда, в его случае можно говорить не столько о красоте имени, сколько о символизме, который вложил автор. Максимом звали отца писателя. Увы, он трагически погиб, когда маленькому Алексею было три года, а чуть позже за ним последовала его супруга. Мальчик рано осиротел и был вынужден работать с самого детства: горькой была жизнь, которую он видел и о которой он писал. Псевдоним «Горький» отражает именно этот аспект мироощущения писателя.

Зачем русские поэты и писатели скрывали свои настоящие имена
Максим Горький

Наверное, одним из лидеров по количеству используемых псевдонимов можно назвать А.П. Чехова. Похоже, писателя просто забавляло вводить в заблуждение читателя. Кем он только ни был: и Антоша Чехонте, и Дон Антонио, и «Человек без селезёнки», и «Врач без пациентов», и «Брат моего брата», и еще много других вариантов.

Некоторые из вышеперечисленных причин актуальны и по сей день: и в наше время современные писатели порой берут чужие имена или несколько видоизменяют свои настоящие. Чтобы были короче и проще на слух, ярче звучали и запоминались, и т. д. Есть и еще одна причина: для соответствия жанру. Например, автор-девушка пишет суровый криминальный детектив и издает его под мужским именем, чтобы избежать предрассудков и кривотолков, что, дескать, такую тему женщина хорошо не сможет описать. И наоборот, трогательный любовный роман будут больше покупать, если имя автора будет женским. И похожих примеров много.

Но ведь зачастую это не так важно, какое имя на обложке. Главное в книге — содержание. Не правда ли?