На портретах, свидетельствах прошедших эпох, редко можно увидеть улыбку. С полотен смотрят серьезные, каменные лица без выраженных эмоций. Но почему же так? Неужели несколько веков назад никто не улыбался? В этом материале мы расскажем, что означала улыбка в изобразительном искусстве и в жизни человека.

Почему не улыбались

Писатель Николас Дживс исследовал историю улыбки в портретной живописи нескольких эпох. Он написал работу под названием «Серьезность и ухмылка: улыбка в портрете». В ней он рассказывает, что несколько веков назад широко и открыто улыбаться считалось моветоном. Если бы художник нарисовал кого-то с улыбкой, то она бы привлекла слишком много внимания. При этом суть работы трактовали бы неверно. Несколько веков назад считалось, что широко улыбаться на картинах и в жизни подобает только бедным людям, пьяным и т. п.

Почему на большинстве картин прошлых эпох никто не улыбался: спойлер — дело не в зубах

На картинах улыбались только бедные люди

Сен-Жан-Батист де ла Саль в «Правилах христианского приличия и вежливости» в 1703 году писал:

«Есть люди, которые так высоко поднимают верхнюю губу … что их зубы почти полностью видны. Это полностью противоречит правилам приличия, запрещающим открывать зубы, поскольку природа дала нам губы, чтобы скрыть их»

До сих пор бытует следующее мнение: люди не улыбались для художников, поскольку стеснялись своих улыбок.  Но на протяжении нескольких сотен лет никто не переживал о плохом состоянии своих зубов, и это не считалось чем-то непривлекательным.

Почему на большинстве картин прошлых эпох никто не улыбался: спойлер — дело не в зубах

Клара Петерс, автопортрет на картине «Суета сует»

Николас Дживс в своем эссе сравнивает улыбку с румянцем:

«Это реакция, а не выражение лица как таковое. Поэтому ее нельзя непринужденно поддерживать»

Когда нас просят улыбнуться для фото, это несложно исполнить. Чтобы сделать снимок, требуется всего лишь мгновение. Но вот для написания портрета необходимо позировать несколько часов. Вынужденно поддерживать улыбку столько времени, пожалуй, не получится. Да и результат таких стараний больше будет похож на вымученную гримасу.

Появление улыбки на портретах

Первым написал улыбку итальянец Антонелло да Мессина. Одной из самых первых известных его работ считается картина «Портрет неизвестного», написанная в 1465-1470 годах. Этим приемом художник хотел сделать портрет более «живым». Но улыбка всё же выглядела немного искусственной. В последующих работах автора модели улыбались не так явно.

Почему на большинстве картин прошлых эпох никто не улыбался: спойлер — дело не в зубах

Картина Антонелло да Мессина «Портрет неизвестного»

Позже, в 1503-1505 годы, Леонардо да Винчи написал известную на весь мир «Мону Лизу», которая собрала много внимания и разговоров вокруг своей еле заметной улыбки. Это еще раз доказало, что написанные на портретах улыбки вызывали большой ажиотаж.

С тех пор отношение к улыбке в изобразительном искусстве стало постепенно меняться. В начале XVII века Питер Пауль Рубенс написал «Портрет Изабеллы Брант», Жан Огюст Доминик Энгр в 1823 году — «Портрет мадам Жак-Луи Леблан», и т. д.

Напишите ниже в комментариях, какие примеры работ известных художников знаете вы.