Человек, берущий на себя роль Спасателя из треугольника Карпмана, всегда имеет скрытый мотив, то, что иногда называют «вторичной выгодой». Если копнуть поглубже, становится понятно, что эта выгода заключается в неосознанной попытке Спасателя спасти самого себя.

Когда человек не может спасти себя, он начинает спасать человечество

Роль Спасателя всегда о попытке спасти себя и глубоко залегающей тени Бессилия.

В Спасатели можно попасть невольно и неосознанно. Так дети, рождённые для того, чтобы «сохранить семью» или привязать к себе партнёра, с самого рождения оказываются записанными в Спасатели, и выполняют эту роль для своих родителей ровно до тех пор, пока не вырастают и начинают сознательно разбираться с цикличными неблагоприятными сценариями своей жизни, ставшими следствием этой роли.

Подсознательно человек переносит на спасаемый объект себя, проекцию своей Тени. И чтобы выйти из этой роли, для начала нужно её осознать, а в более глубоком варианте проработки — принять данность, что у каждого в этом мире есть свобода воли, и у Жертвы, которую он пытается спасти, и у самого Спасателя.

Признать, что «я могу никого не спасать» — страшно и «безнравственно», поскольку глубоко укоренившиеся в социуме установки негласного поощрения Жертв и Спасателей любую попытку освобождения от этих ролей объявляют бесчеловечной. «Жертвовать собой ради других — это достойно, спасать других — это прекрасно!» Да, но с одной оговоркой: себя нельзя исключать из рассмотрения, «я» — тоже человек.

С метафорической точки зрения роли Спасателя и Жертвы часто слипаются в одну.

Чтобы понять, о чём это, достаточно вспомнить древний, как сам мир, приём магического освобождения от грехов, — когда они не осознавались или отрабатывались, а перекладывались на других. Яркий и вполне себе «божественный» ритуал придумали в своё время древние иудеи — они брали пару ни в чём не повинных козлов, навешивали на них свои грехи, после чего одного убивали, а второго отпускали в пустыню умирать.

Оба козла играли одновременно роль Спасателя (от кармы, божьего гнева, наказания, ответственности, тяжёлой работы по улучшению себя и духовному росту и т.п.) и Жертвы.

Когда человек не может спасти себя, он начинает спасать человечество

Возможно, древним иудеям этот приём помогал обрести душевное равновесие, но сейчас прежние ритуалы не работают. Да и у древних козлов выбора не было, поскольку они родились животными и свободы воли не имели. А люди — имеют.

Чтобы начать выходить из деструктивной роли человеку «достаточно» осознать свою свободу в принятии решений: «Мы не козлы, козлы не мы». Я взяла слово «достаточно» в кавычки потому, что сказать намного проще, чем сделать. И принимать решение выйти из роли козла каждому приходится только за себя, иначе каждый снова рискует провалиться в роль Спасателя.

Проработка теней Спасатель — Жертва приводит к их трансформации, и Спасатель превращается в Помощника, а Жертва — в Уязвимого. Но как различать эти роли, как определить, кто есть кто?

По запросу со стороны Уязвимого и искреннему желанию Помощника помогать. Искреннему. Это значит, что в этот момент нужно стараться быть очень внутренне честной.

Если вас попросили о помощи, и вы внутри себя осознаёте свободу в принятии своего решения, значит, с большой долей вероятности вы Помощник. Вы сначала думаете о себе и помогаете другим из состояния изобилия и достатка энергии-ресурсов-желания. Образно говоря, вы по инструкции сначала «надеваете кислородную маску на себя, потом — на ребёнка». Если же в своём импульсе помощи вы действуете в ущерб себе (например, из страха быть отверженной или ненужной, или из чувства долга и проч.), ровно в этот момент вы делаете себя Жертвой, а спасаемая Жертва становится для вас Агрессором, но вы этого не осознаёте.

Роль Спасателя коварна иллюзией силы, которую она даёт, и отрицанием собственной потребности в «спасении». Чтобы выйти из роли Спасателя нужно признать свою уязвимость.

Когда человек не может спасти себя, он начинает спасать человечество

Именно поэтому люди, которые прошли «огонь, воду и медные трубы» и вышли в роль Помощника, представляются другим сильными и неуязвимыми, но на деле имеют внутри точку слабости. Эту уязвимость они в своё время приняли и признали, поэтому смогли решить задачу дуальности и «схлопнуть коан». Они научились осознавать и защищать свою точку слабости, они научились говорить «нет», и в этом своём праве защищать себя и отказывать они могут представляться Жертвам жёсткими и восприниматься в роли Агрессора. Но это уже не их игра.

Наверное, вы замечали, как люди, не желающие меняться, пытаются вовлечь в свои деструктивные ролевые игры тех, кто уже справился? «Ты сильная/сильный, поэтому обязана мне помочь!» «Тебе хорошо — ты это умеешь, а я не умею! Поэтому сделай это для меня!» На определённом жизненном этапе личного перехода из одной роли в другую человеку неизбежно приходится сталкиваться с подобными провокациями и проверками со стороны окружающей реальности. И от того, как он пройдёт эту проверку, зависит, насколько конструктивным и приятным станет его окружение и событийный план в будущем.

Причём самое занятное происходит, когда в результате глубокой внутренней работы человек наконец осознаёт, что тот «внешний», кого он считает обязанным себе — это его внутренняя фигура. Это его собственная Сила, от которой он по каким-то причинам отказался. И он несёт в себе обе составляющие — Силу и Слабость, является одновременно Уязвимым и Помощником; является Целым.